Поступай совершенно

Даосский монах, которого звали «Дающий мудрые советы», в воскресный день, пришёл в гости к Гуожи, своему ученику из мирян. Прекрасная Джу, жена Гуожи приготовила для монаха его любимое блюдо рис с тушёными овощами и острым соусом. Даос и Гуожи сидели в комнате, когда Джу принесла для них угощение.

- Джу, - обратился «Дающий мудрые советы» к жене своего ученика, - уже на подходе к вашему дому я почувствовал запах исходящий из твоей кухни! Ты снова удивишь меня тем как из простых вещей можно сделать нечто настолько совершенное, что даже мой желудок начинает ликовать, предчувствуя встречу с твоим волшебством!

- Ну, что вы Мастер, - слегка смутилась Джу, - просто в то время когда я готовлю еду, я думаю, как угодить своей семье. А после, когда пробую еду, то удивляюсь иногда сама думая, как же всё вкусно получилось!

- Джу, это великая мудрость делать что-то не для себя, а думать о том, как услужить своим близким! Поэтому, каждое твоё блюдо, подобно магическому снадобью, дарит хорошее настроение и как следствие этого - продлевает жизнь! Только следи за тем, чтобы твой муж и сын не переедали! Непросто отказаться от добавки, когда пища так соблазнительна!

- Мы стараемся соблюдать меру во всём и всегда следуем вашим советам, Учитель! – ответила Джу, слегка поклонившись даосу.

- Тогда всё в порядке! – весело сказал монах.

- Я буду во дворе, если потребуюсь, позовёте! – сказала Джу, выходя из комнаты.

Когда мужчины остались одни Гуожи задал вопрос Учителю:

- Мастер, вы сейчас сказали о совершенстве, но что такое совершенство? Как обычному человеку поступать совершенно, ведь это должно быть так трудно!

- Гуожи, ты являешься моим учеником уже столько лет, но иногда мне кажется, что не ты мой ученик, а твоя Джу! – засмеялся «Дающий мудрые советы». – Но так бывает! Есть люди, которые, не обучаясь, следуют Пути, а есть такие люди, которым обязательно нужны наставления для того, чтобы на Пути оставаться! Только пойми, что ни те, ни те не являются лучше или хуже. И та, и та категория легко может потерять гармонию с Дао. Что же касается совершенства, то тут всё очень просто. Если ночью загорит твой дом, то ты, проснувшись, сначала начнёшь выносить вещи или выведешь из огня Джу и Веймина?

- Конечно, я в начале, выведу из огня жену и сына! – ответил Гуожи.

- Я не сомневался, что ты так ответишь! - улыбнулся даос. - Это и есть совершенное действие Гуожи! Действие согласно обстоятельствам. Когда на Империю нападают варвары, то совершенное действие для каждого мужчины, взять оружие и вступить в императорскую армию. Когда приходит зима, совершенным действием будет одеваться в тёплую одежду и постоянно поддерживать огонь в очаге, чтобы в твоём доме было тепло. Когда придёт весна совершенным действием будет обработать землю и засеять рис на своём участке, а когда он созреет, то правильным будет собрать урожай.

- Но это же так просто, Учитель! Я думал, что совершенство это нечто сложное и труднодостижимое! – удивился Гуожи.

- Совершенство, Гуожи, это самое простое и легкое. Лишь заблуждения и невежество заставляют считать совершенное сложным. Отбрось сомнения и ты поймешь, что нет ничего сложного в том, чтобы следовать Пути!

- Я даже не знаю, как это сделать, Учитель! – раздосадовано ответил Гуожи.

- А вот прямо сейчас, я и дам тебе урок. Как ты думаешь, Гуожи, в данное время, что будет самым совершенным действием для тебя?

Гуожи задумался, да так, что на лбу появилась складка. Наконец, он помотал головой и ответил:

- Я не могу ответить на ваш вопрос, Учитель!

- Даю подсказку, - лукаво улыбнулся «Дающий мудрые советы», - перед нами стоят чашки с рисом и тушеные овощи, мастерски приготовленные твоей женой, а также этот соус от одного вида и запаха которого у меня текут слюнки!

- Неужели надо просто приступить к еде?

- Вот именно, Гуожи! – воскликнул монах. - Овощи остывают! Так не будем терять времени даром, и приступим к самому совершенному для нас действию на данный момент!

Ловко управляясь палочками для еды, «Дающий мудрые советы» отправил в рот порцию риса смоченного в остром соусе.


Рецензии