Библиотекарь Атан. Рассказ. 09

Продолжение.  Предыдущее - http://proza.ru/2021/02/12/1899

9

Старший библиотекарь Ран К. Атан  воспринял весть о карантине с двойным чувством. С одной стороны, у него отпадала необходимость лететь на астероиды, да и лететь было не на чем, если взорвался планетолёт. Теоретически можно было рассчитывать на посадку в рейсовик до астероидов в одном из других куполов, или сам Алекс Линник мог прилететь и забрать его. С другой стороны, полученная от советника Кисса информация о дезактивации плутонианской команды была тревожным симптомом. Он, Атан, готовил  эту команду к её миссии и точно знал, что дезактивировать её могло только полное уничтожение. Это были специальные клоны, «настроенные» на возможные конфликты с хозяевами станции. Они были готовы её захватить. На Марсе, в Автономии такие клонов бы сразу уничтожили, признав «дефектными». При записи разумов иногда случалось, что пробуждённое в клоне сознание в силу каких-то факторов обнаруживало новые, подчас нежелательные свойства личности. В Автономии была лаборатория клонопсихологии, её сотрудники тщательно следили за клонированным персоналом, все клоны раз в полгода проходили тестирование под глубоким гипнозом. Атан тоже проходил.  Пока всё было хорошо, он подтверждал свой сертификат и был старшим библиотекарем.
Здесь, на Марсе, выявленного «дефектного» клона можно было временно дезактивировать через «паутинку» сигналом специальной формы, он действовал как шокер, только безболезненный. Клон просто терял ориентацию и стоял неподвижно, не зная, куда идти.  Решение о дезактивации того или иного клона принимали модераторы Автономии. О массовой дезактивации речи никогда не было, но сейчас Атан понял, что такая угроза реальна. Карантин не только ограничивал внешние передвижения. В случае его объявления все клоны в течение установленного срока должны были получить особые индивидуальные разрешения на продолжение обычной деятельности, а в случае отсутствия разрешения – собраться в специальных убежищах.  Атан ещё не подал запрос на разрешение обычной деятельности, но и срок не истёк. Если он в течение полутора суток – солов  получит разрешение или покинет Автономию, то карантин для него перестанет быть обязательным.
Атан нащупал за левым ухом крохотный бугорок «паутинки» и впервые осознал, что готов последовать примеру Вана К. Лбера и вырвать её. Это оказалось настолько неожиданно, что клон испугался. Точнее, он не мог определить собственные ощущения как «испуг», скорее, как помеху поставленным перед ним задачам, которая может привести к дезактивации. Этого он допустить не мог.
Поворочавшись в своём спальном кресле, клон попытался забыться, но сон не шёл. Тогда он встал и заказал в питателе дозу медитатора – напитка, который помогал медитировать.  Расстелив на полу коврик, клон занял позу и начал в полголоса тянуть мантру. Через полчаса он бросил это занятие и обхватил голову руками.
Звонок в приёмную советника Кисса ничего не дал: она просто не ответила на вызов. Повторная попытка принесла предложение записать своё обращение к советнику после звукового сигнала. Сигнал прозвучал, но Атан ничего говорить не стал. Что говорить-то? Кристалл с записью скана он передал. При последней встрече советник никаких новых указаний не дал, значит, надо продолжать дело с Линником. А как продолжать, если нет возможности улететь на астероиды?
Но, если долго мучиться, что-нибудь получится. Идея забрезжила.
- Всё кратко про удалённое присутствие, - сказал он виртуальному помощнику на экране терминала.
Прочитав информацию, Атан уточнил запрос:
- Дистанционная работа на других планетах, краткая справка, пожалуйста.
Люди могли использовать инфов для виртуального присутствия, во Внеземелье с его расстояниями  торговый агент какой-нибудь удалённой колонии просто не имел иной возможности обеспечить своё присутствие в нескольких местах сразу. Поэтому, каждая деловая площадка была обеспечена комплектом инфов – информационных роботов. Инфа можно было взять во временное пользование и поручить ему, скажем, задачи сопровождения торговой сделки. Идея уговорить пилота Линника с помощью инфа выглядела авантюрной, библиотекарь это понимал, как никто другой. Тем не менее, она его воодушевила. Правда, Атан знал, что на астероидах инфы были в научных лабораториях, но пользоваться ими могли только естественнорождённые, не клоны, но если удалить «паутинку», как Ван Лбер… Библиотекарь потряс головой, словно это могло прогнать назойливую мысль.
Ещё один повторный звонок советнику Киссу ничего не дал, его приёмная по-прежнему не отвечала. Атан подошёл в арке и высунул голову в холл. Там было пусто,  на всех стенах горела надпись «Карантин». Чтобы попасть в лабораторию темпоральных исследований, нужно было пройти несколько холлов и длинный коридор. В конечном счёте, если его остановят, то… Атан подумал, вернулся за терминал и отправил запрос на продолжение обычной деятельности, только обосновал его без какой-либо связи с Ваном Лбером и советником Киссом. Есть текущий план исследований, его нужно продолжать. Не успел он отправить запрос, как арка засветилась, и в его комнатку вошли два модератора. Один из них был уже знаком по прошлой встрече.
- Старший библиотекарь Атан, следуйте за нами! – приказал он.
Его привели в приёмную советника Кисса.
- Вы дважды пытались связаться с советником, библиотекарь, - сказал модератор, садясь за стол и показывая Атану на стул напротив. – Чем вызван ваш интерес к советнику?
- Я получил от советника приглашение зайти после…
- После чего, библиотекарь?
- Советник сказал, что у него совещание.
- Вы у него были?
- Да.
- Поясните, в связи с чем.
- Советник просил найти запись разума пилота Линника. Он не мог это сделать сам, потому что хранилище кристаллов было недоступно. Я нашёл и передал ему бета-копию из технологических архивов.
- Зачем советнику потребовался разум пилота?
- Он сказал, что это связано со станцией на Плутоне и передачей скана на Плутон.
- Вы ещё с кем-либо встречались, кроме советника?
- Да, модератор. С капитаном Ятивом Вонапом. В его апартаментах в гостинице для иммигрантов. Он сам запросил встречу.
- Хорошо. Что от вас хотел капитан Вонап?
- Я не помню… Но я знаю, что капитан Вонап потом  трагически погиб. Взорвался планетолёт.
- Да, капитан Вонап трагически погиб, старший библиотекарь! Но это вас не освобождает от выполнения его просьб, которых вы предпочли забыть! – повысил голос модератор. Второй всё это время стоял молча и смотрел на  футляр с кристаллом правды в своей руке.
- Я не помню, - повторил Атан. Ему вдруг стало всё равно, что с ним сделают. Он – клон, они – естественнорождённые. О чём тут говорить?
- Старший библиотекарь Атан, - вдруг заговорил доселе молчавший модератор, – вы сказали только правду. Автономия верит вам. Вот вам задание. Вы повторите вашу встречу с капитаном Вонапом, посетите его апартаменты в гостинице и постараетесь там вспомнить, что он вам говорил. Мы встретим вас, когда вы будете возвращаться обратно.
- Когда я вернулся, меня встретил советник Кисс, уважаемые модераторы. Он будет с вами?
- Советник Кисс скоропостижно скончался во время заседания Высшего Совета Автономии, библиотекарь. Вам ясно задание?
Ошеломлённый новостью библиотекарь некоторое время молчал, потом кивнул головой.

Продолжение http://proza.ru/2021/02/22/1962


Рецензии