Сильный мул

Год выдался на редкость удачным для жителей Поднебесной. Солнца и дождей было достаточно для того, чтобы созрел богатый урожай.
Жикианг, еще никогда в жизни не собирал со своего поля такого количества риса.

После уборки и подсчета, он сказал своей жене Бо:

- Ну дорогая женушка, похоже продав рис, мы получим кругленькую сумму и сможем починить крышу, купить новую одежду к зиме, заплатить налоги, и беззаботно дожить до нового урожая!
- Мой муж, - ответила Бо.-Купи мне и дочери, бусы из речного жемчуга. Мы так давно мечтаем о них!

Жикианг вовсе не собирался покупать жене бусы, но быстренько подсчитав в уме расходы на кровлю, корм для домашней скотины, покупку чая и табака, сказал:

-Конечно дорогая, я давно хочу сделать вам такой подарок!

Кроме этого Жикианг припомнил, что его сыновья Бохай и Чангпу, совсем сносили свою зимнюю обувь. Жикианг, решил и им сделать подарок купив по паре новых сапог.
С вечера он начал готовиться к поездке. Жикианг осмотрел свою повозку, упряжь для мула, проверил хорошо ли затянуты мешки с рисом, а затем пошел в хлев где стоял его мул, его гордость! Он купил его в прошлом году, заплатив за него приличную сумму,но ни разу об этом не пожалел.
Мул действительно был хорош! Ни один другой из деревни где жил Жикианг не мог перевезти такое количество груза.
Жикианг налил в поилку воды и задал своему любимцу двойную порцию овса.

- Завтра нам предстоит долгая дорога на городской рынок,так что поешь хорошенько! Сил, мой друг, тебе потребуется много!

Жикианг погладил мула по шее, тот словно поняв слова хозяина, принялся за корм.

Вечером за чаем Жикианг сказал жене:

- Не понимаю, как наш сосед Шэн, повезёт на своей кляче рис на рынок? Его мул такой старый, что вряд ли увезет больше десяти мешков! То ли дело наш! Я подготовил пятьдесят мешков отборного риса! Наш мул может может увезти и еще, но в повозку больше не поместится!
- Да,да! - подтвердила Бо - Соседского мула давно пора пустить на мясо, а Шэн все жалеет своего доходягу! Я как - то говорила с его женой, она тоже мечтает о бусах из речного жемчуга, но денег, которые выручит Шэн, вряд ли хватит на подарок для Ланфен!
- Он даже хорошего табака и чая себе не позволит купить! - усмехнулся Жикианг.

Следующим утром, едва лишь свет начал разгонять тьму, Жикианг вывел своего мула из хлева и впряг его, в до отказа нагруженную, повозку.
Тем временем, его сосед Шэн, так же собирался в город на рынок. Он загрузил в тележку десять мешков риса,но подумав, решил,что его старый мул вряд ли осилит такую ношу и сгрузив два, отнес их в амбар.

- Ну старина, если нас благословит духи и предки помогут нам, то к вечеру мы доберемся до города! Завтра, я продам рис, куплю подарки жене и детям, и на легке мы поедем домой. А пока, извини уж друг, придется потерпеть!

С этими словами Шэн уселся в повозку и взял в руки поводья. Конечно, мул Шэна мог бы увезти и больше груза, но он помнил слова "Дающего мудрые советы",  даосского монаха живущего на берегу "Желтой реки".

- "Лучше взяв малую ношу донести ее до конца, чем взвалив больше положенного, сломать себе спину!"

Мул Шэна, шел довольно легко и вскоре он настиг своего соседа Жикианга, его мул, несмотря на молодость и силу с трудом тянул повозку.

- Привет сосед!- весело крикнул Шэн.

Жикианг, посмотрел на Шэна, потом на содержимое его повозки и спросил:

- Куда это ты собрался, Шэн? Уж не к своей ли теще, отвезти ей риса к завтраку?
- Нет, Жикианг, я как и ты в город, на рынок. Хочу продать свой рис.- с улыбкой ответил Шэн.
-Что-то не слишком густо у тебя в повозке!- усмехнулся Жикианг.
-Не беда!- ответил Шэн понимая иронию Жикианга.- Продам этот, как раз хватит на налоги, дрова к зиме, подарки жене и детям. А если дожди не размоют дорогу, поеду ещё раз!
- Ну, ну!- буркнул вслед обогнавшему его соседу Жикианг.- Твой доходяга, не осилить этот путь еще раз!

Ближе к полудню, погода переменилась. Подул восточный ветер в воздухе запахло грозой. Мул Жикианга не смотря на молодость и силу заметно устал. Жикианг посмотрел на восток. Из-за горизонта выползала огромная, черная туча.

- Не нравится мне это!- сказал Жикианг вслух.

Мул вторя словам хозяина закивал головой и пошевелил ушами.

Конечно же, Жикианг был уверен в своём муле! Ведь он был такой сильный. Единственное о чем он жалел, так это о том, что слишком перегрузил повозку, а рогожи чтобы укрыть груз полностью не хватит. К тому же Жикианг не успел выехать на равнину, а участок дороги где он находился, во время дождя становился очень опасным.

Дождь лил как из ведра. Казалось, что духи Неба прогневавшись на людей, решили затопить землю. Потоки воды с холмов, смешиваясь с камнями, представляли смертельную угрозу. Мутными ручьями они устремлялись к реке.

- Выручай миленький!- кричал Жикианг - Осталось немного! Спустимся с холма, будет легче! Поднажми родной!

Несколько ручьев объединившись в один мощный поток устремились в сторону повозки Жикианга. Вода вперемежку с камнями ударила в борт повозки и потащила её в реку. Жикианг, едва не погиб спасая груз, но поняв бесполезность усилий спрыгнул с повозки и уцепился за дерево. Схватившись за сук он подтянулся и забравшись на него,со слезами на глазах смотрел  как погибал в бурной реке его мул и как тонут его груз.
К вечеру дождь кончился. Жикианг спустился с дерева и словно пьяный побрел в деревню.

Тем временем Шэн, добрался до города благополучно. Был уже вечер. Подкрепившись в на постоялом дворе рисом с овощами и курицей, он заночевал в своей повозке.
Следующий день был одним из самых удачный дней в жизни Шэна. Он даже готов был поверить в то, что родился под счастливой звездой. Из-за дождя размывшего дороги, на рынке кроме него, было лишь два торговца рисом. Цена выросла втрое. Такой удачи в своей жизни Шэн припомнить не мог. Честно сказать, торговцем он был никаким, но только не в этот день! Шэн купил жемчужные бусы жене, сыну деревянную лошадку, дочерям теплую одежду к зиме. Конечно но не забыл и о себе, купив новую трубку, и хорошего табака. Проведя ещё одну ночь на постоялом дворе Шэн отправился домой.
  А в доме его соседа, тем временем, воцарилась обстановка похожая на траур. Дети плакали от того, что отец не привёз обещанных подарков, но больше из-за смерти всеми любимого мула. Ведь каждый вечер отец впрягал его в тележку и катал детей по деревне. Бо едва сдерживала слезы глядя на ребятишек, сам Жикианг почти ничего не ел и сидя на крыльце курил трубку за трубкой. Наконец Бо не выдержала и обратилась к мужу.

-Нам надо как-то жить дальше! Дорогой супруг,скоро зима. Как-нибудь перезимуем,припасов хватит. А в следующем году, продав новый урожай, купим себе другого мула!

Жикианг выпустил струю дыма.

- Глупая женщина! Как мы заплатим налоги? Пойми, если к весне, я не оплачу аренду земли, у нас ее отнимут!
- Как же нам теперь жить? А дети?- Бо села на крыльцо рядом с мужем.

Ночью, когда жена и дети уснули, Жикианг вышел из дома прихватив веревку. Сделав петлю и закрепив удавку на старой сливе, Жикианг встал на скамейку собираясь накинуть петлю себе на шею,но вдруг за спиной раздался голос жены:

- А обо мне ты подумал? И о детях? Нам, что вслед за тобой повеситься или утопиться в реке?- Жикианг спрыгнул со скамейки и присел на неё.
- Бо, может ты снова выйдешь замуж. Может кто- нибудь возьмет тебя с детьми в  служение к себе! Кто-то из наших зажиточных соседей!
- О чем ты говоришь, муж мой!? Я думала, что живу с сильным мужчиной, а он хочет решить все проблемы лишив себя жизни! Еще раз подумай обо мне и о детях, и если не передумаешь, то петля готова, а я, пойду спать. У меня завтра много дел!

Через десять минут в спальню вошёл Жикианг. Он разделся и лег под одеяло, обнял Бо, и прижал жену к себе. В эту ночь они вернулись в молодость. Ведь в молодости нам никакая беда не страшна если рядом любимый человек.

Утром, когда Жикианг с семьей завтракал, в дверь постучали. Жена встала из-за стола и открыла гостю. На пороге стоял Шэн. Он поздоровался с Бо и спросил, дома ли её муж? Бо пригласила Шэна войти. Она поставила к столу еще один стул. Достала из шкафа чашку, положила в нее рис, полила его соусом и поставила перед гостем. Шэн поблагодарил женщину и взяв палочки для еды принялся за угощение. Жикианг все это время молчал, краем глаза поглядывал на Шэна и все ждал когда тот вернет ему долг посмеявшись над его бедой. Но Шэн ел молча, только однажды заговорил похвалив соус,который приготовила Бо. Наконец, сам Жикианг не выдержал и спросил у соседа:

- Что привело тебя ко мне, Шэн?
- Нам надо поговорить.- ответил Шэн.- У тебя во дворе прекрасная беседка. Если Бо подаст чай туда, мы обсудим дело по которому я пришел.
- Бо, принеси чай в беседку. Пойдем, раз уж это секрет!

Мужчины вышли во двор. Через минуту, Бо принесла чай и оставила мужчин наедине.
Жикианг молчал. Жикианг ждал когда Шэн начнет упрекать его и поучать. Но Шэн сказал:

- Я признателен тебе сосед и пришел отблагодарить тебя!
- За что? - Жикианг удивленно поднял глаза на Шэна.
- Видишь ли,- начал Шэн, - из-за того, что ты и еще несколько человек не приехали продавать свой рис, цена выросла втрое. Соответственно я выручил в три раза больше денег чем рассчитывал! Знаю о беде постигшей тебя. И поэтому, прошу принять вот это.

Шэн положил на стол кошелек наполненный монетами.

- Здесь хватит, чтобы заплатить налоги и дожить до нового урожая. Если не роскошествовать конечно!
- Но как такое возможно, Шэн? Я ведь смеялся над тобой, а ты хочешь отплатить мне за это милостью!- удивился Жикианг.
-Знаешь, сосед, я часто хожу к одинокой скале, что стоит на берегу Желтой реки. Там живёт даосский монах, ты наверное слышал его имя?
- Да слышал!- ответил Жикианг.- Его кажется зовут "Дающий мудрые советы".
- Точно!- подтвердил Шэн.- Так вот, он как-то сказал, что если ты сумеешь платить добром за зло, то ты по настоящему богат! Так что сосед,прими деньги и спеши обрадовать Бо, я вижу она в печали. С этими словами Шэн встал и вышел из беседки.
- Я пойду домой. Меня ждет моя Ланфен.

Шэн протянул Жикиангу руку. Тот встал пожал руку Шэну и сказал:

- Прости меня, сосед!
- Не надо слов, Жикианг! Я вижу, ты сожалеешь о том, что поступал не мудро в прошлом. Надеюсь все изменится! Ах да, чуть не забыл! Я купил для Ланфэн бусы из речного жемчуга, но она сказала, что белые ей не к лицу, я куплю ей розовые. Ланфен сказала,что твоя жена мечтала о таких!

Шэн достал сверток из-за пазухи и развернул его.

- Вот, возьми их. Рассчитаемся после того как в будущем году продашь рис. Только не перегружай мула!
- У меня больше нет мула!- вздохнул Жикианг.
- А я купил себе нового! Но знаешь, мой старый ещё вполне ничего! Так что у тебя есть мул! Я привязал его к дереву за забором. Покатай сегодня вечером своих детей по деревне!

Шэн развернулся и зашагал прочь.

- Постой, Шэн! Я обязательно отдам деньги в будущем году!
- Я верю тебе, сосед!- ответил Шэн.- Идем, посмотришь мула...
 
Жикианг смотрел вслед уходящему соседу, и гладил по шее привязанного к дереву мула. По его щекам текли слезы. Это были слезы раскаяния. "Дающий мудрые советы" как то сказал, что одна слеза раскаявшегося, способна спасти мир от зла!


Рецензии