Листая страницы история 62 иап им. 50-летия влксм

     Это не первая страница. Уже выпущены мною ни один фильм  по этой тематике.А сегодня тот случай, о котором не рассказать нельзя.  В 1977 году мы выпустились  молодые лейтенанты из летного училища, что в Харькове , в Рогани было. Сейчас там развалины, но мы помним все как было.  И вот молодыми прибываем к первому месту службы. Тогда мне показалось, что город Ефремов дыра-дырой.Это был 191 истребительный авиационный полк  авиации Московского округа ПВО СССР.Самолеты полка были сов.секретные Су-11, спарки Су-9у и Ути МиГ-15. На "утишках" я и в училище летал на третьем курсе.А вот Су-11 оказался сложный самолет. Те кто летал на МиГ-21 могут себе представить тот же МиГ-21 , только в полтора раза больше , в 3 раза неуклюжее и на посадке сложнейший. Чтобы уйти на второй круг , надо начинать с ДПРС, так как обороты выходят на максимал за 18 секунд, поэтому заходили на посадку с выпущенными тормозными щитками на оборотах 90-92%. Тогда за 5 секунд на максимал и уборка тормозных щитков, и в набор. А скорость прохода БПРС 350-320 км\час .На 320 и менее заход был такой : справа не видно впп и слева не видно , значит по центру. Этот опыт мне однажды пригодился при аварийной посадке на МиГ-23м без закрылков. Но сейчас не об этом.
   В процессе подготовки мы много использовали спарки Ути МиГ-15 для захода на посадку по приборам " шторочный налет". Так вот,г. Ефремов совсем не далеко от Москвы и инспектора московские частенько к нам наведывались подлетнуть. Перерывы у них большие и прежде чем самим полететь , они как бы делали за инструктора контрольный полет с нами , типа проверка. Вот такой случай и мне достался. Приехал с Москвы полковник Колупаев. А на самолетах Су-11 он не летал, как я понял позже. И меня с ним, как и еще троих летчиков , зарядили лететь под шторкой. Не успели оторваться от земли и бац, шторка закрывается....ничего не видать за фонарем и только полет по приборам. Набор высоты, зона, заход с прямой.И все под шторкой. Периодический запрос рсп : дальность, азимут и высота. Эти три параметра -главное при заходе под шторкой, чтобы точно выйти в район ДПРС и БПРС . Иду в режиме... все как надо, проходим ДПРС...до полосы четыре по курсу- информация от РСП, шторка закрыта. Подходим к БПРС, обычно здесь инструктора открывают шторку, шторка закрыта.Доклад РСП : до полосы километр  , по курсу. Прошли БПРС, шторку не открывают, высота менее 25 м. Чую вот-вот выравнивать надо, сам приподнимаю шторку и сажусь. Только руку снял для уборки РУД на малый газ,шторка упала .... Опять приподнимаю, чтобы выдержать направление по ВПП... Пора сруливать, освобождать ВПП, а я не вижу куда.Прошу открыть шторку инструктора, а он удивленно так: я же над дальнем открыл... Да, он хотел открыть , но не тот АЗС нажал и ничего не открыл. А мне не сказал " ОТКРЫВАЮ ШТОРКУ". Вот так я садился под шторкой и если бы не приподнял, так бы и выравнивал как на тренажере... С тех пор всегда, когда сам летал за инструктора, всегда давал команду летчику первой кабины, что я делаю и когда беру управление на себя. Вот так состоялось мое знакомство с полковником Колупаевым Геннадием Васильевичем. И если мне не изменяет память то было весной 1978 года.
   Прошли годы  ...и волею судьбы я продолжил службу в 62 истребительном авиационном полку имени 50 летия ВЛКСМ в должности начальника политического отдела. То, что командиром полка с 1958 по 1963 год был Москвителев Николай Иванович я сразу узнал при посещении музея части еще в 1990г. А вот , что Колупаев тоже ветеран нашего полка я узнал в одной из бесед с Москвителевым , когда он приезжал на Бельбек уже в 2017-2019гг. Жалею, что не расспросил в подробностях о судьбе Колупаева. И вот занялся поисками.
  Вот как описывает Москвителев одно из событий ...
  "В начале 1968 г. (в это время я уже работал в Киеве) списывается с летной работы командир полка, вооруженного самолетами МиГ-19П, в Василькове (близ Киева). При подборе кандидата на вакантную должность мой выбор пал на подполковника Г.В. Колупаева. По заведенным правилам назначение на должности командиров всех родов войск производилось только после личной беседы с командующим армии А. И. Покрышкиным.

    В назначенный день привожу Колупаева в кабинет Александра Ивановича на беседу. На профессиональные вопросы ответы следовали четкие, толковые, но когда речь зашла об образовании, смотрю, мой шеф нахмурился и говорит мне: "Зачем привел ко мне политработника? Веди его к Данину!" Вступаю в защиту кандидата: "Семь лет командовал эскадрильей, хороший организатор, летчик экстра класса, а в политическую академию поступал только из-за того, что там легче вступительные экзамены и чтобы числиться с высшим образованием". Заулыбался мой шеф и спрашивает Колупаева: "Это так?" – "Так точно! – отвечает. – И если доверите командовать полком – не подведу!" – "Ну что ж, Вас рекомендует Москвителев, а он кадры армии знает хорошо, вам вдвоем и отвечать за положение дел и боеготовность полка. Ждите приказ о назначении", – попрощался Александр Иванович с Колупаевым, а со мной продолжал беседу еще минут 15.

Около четырех лет Геннадий Васильевич успешно командовал 46-м гвардейским полком, завоевал огромный авторитет у личного состава и руководства дивизии и армии.

В 1972 г. Колупаев назначается заместителем командира Брянского корпуса ПВО по авиации, а в 1974 г., когда я вступил в должность командующего авиацией Московского округа ПВО, полковник Колупаев стал моим заместителем. Успешно работал до 1978 г., получив звание генерал-майора авиации. Затем Геннадия Васильевича пригласил А.И. Покрышкин в ЦК ДОСААФ в качестве начальника отдела спортивной авиации".
   А вот что пишет Колупаев Г.В в открытом письме о службе под командованием Н.И.Москвителева
"МОРСКАЯ ГВАРДИЯ ИДЕТ УВЕРЕННО...
Уважаемый Николай Иванович!
   Я, Колупаев Геннадий Васильевич, летчик-истребитель Черноморского флота, имеющий звания "Заслуженный военный летчик СССР" и "Летчик-снайпер", генерал-майор авиации, кавалер четырех боевых орденов за мужество и усердие, проявленные при освоении новой авиационной техники, ее боевом применении в сложных условиях погоды, воздушной обстановки, днем и ночью, зимой и летом, в северных районах и каракумских песках, над морем и над сушей, докладываю Вам, своему бессменному командиру, начальнику и другу, что, прожив на белом свете 73 года, в здравом уме и трезвой памяти благословляю судьбу и благодарю Господа Бога нашего Иисуса Христа за то, что определил меня под начало лихого морского истребителя на многие годы до сегодняшнего дня!
   Вы являете собой для меня образец гражданина, офицера, руководителя, летчика!
И сегодня Вы высоко несете знамя чести человека! Слава Вам!
Я горжусь тем, что имел и имею честь быть с Вами рядом, крыло в крыло в грозном и добром небе и за праздничным столом.
Самокритично и объективно оценивая сейчас свою служебную страду, от всего моего преданного сердца благодарю Вас за доверие и поддержку во всех вопросах совсем непростой авиационной жизни.
"... Без доверия дрябнут руки и сохнет энергия, без доверия жить трудно, а работать нельзя!.."
    Мне много дано по жизни – и Москва, и звания. И дети мои, слава Богу, нашли место и по службе, и в жизни. И во всем этом есть Ваша добрая поддержка и участие.
    Я старался, в меру своих способностей, походить на Вас и в летном деле, и в службе, и в поступках, но и помнил о том, что у каждого человека есть предел по данным ему природой возможностям.
Истребительная авиация – волшебная страна, в которой мы имели счастье прожить, где как за каменной стеной жилось нашим женам и детям, хотя и не всем, к сожалению...
   Вспоминаю счастливые годы командования эскадрильей на аэродроме Бельбек в полку, которым командовали Вы. Когда я спрашиваю жену и детей: "Где был самый лучший период нашей жизни?", ответ один: "Бельбек!" Это была для меня такая академия, что после нее, приняв полк в Василькове, я знал толк в летном деле и в короткий срок вывел полк в отличные.
Помню 2 января 1962 г., начало нового учебного года. Командир полка на утреннем построении, обращаясь к подчиненным, сказал: "1962 год – для 62-го истребительного авиационного полка!" В этот же день полк перелетел на аэродром маневра Старый Крым, далее на Кавказ и вернулся на Бельбек.
А по результатам итоговой проверки за тот год командующий армией трижды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Александр Иванович Покрышкин своим приказом объявил полк отличным.
И так все последующие годы. Н.И. Москвителев поднимался вверх по служебной лестнице, но задел его в полку так и остался до конца. А принимал-то он полк очень тяжелый!
Самым главным в моей жизни было ремесло морского истребителя. Я тихонечко молился Богу: "Дай мне полетать пять лет, а после как скажешь, больше ничего не прошу". А Бог восемь раз по пять лет дал мне на все про все! Это ли не счастье?!
На мой 45-й день рождения Вы написали четверостишие:
Сегодня Колупаев высоко взлетел!
Шагай уверенно по штатной сетке.
Сорок пять – ведь это не предел,
Летай орлом еще две пятилетки!
А я пролетал три!
Авиадокументы, регламентирующие летную жизнь, написаны кровью многих поколений летчиков, но ни один из этих документов нельзя приставить вместо головы человеку, сидящему в кабине истребителя. Эти документы прикладываются к голове, но не заменяют ее.
И знания, и опыт, указания и наставления командиров необходимы, летчику не надо будет напрягаться на второстепенное, которое отработано до автоматизма, но в главном решать всякий раз надо самому. Основной прибор в авиации – это голова.
Когда при перегонке "аналога" МиГ-19 на самолете разгерметизировалась кабина, а метеоусловия были "аховские", то Н.И. Москвителев и сам живой остался, и машину бесценную сохранил!
В полку у Москвителева ценились слетанность и взаимопонимание, которые и вывели полк в передовые. В каждой эскадрилье всегда под рукой у командира было по три пары асов. Хваткие бойцы, добрые, веселые и дисциплинированные мужики, готовые и в праздники, и в будни появиться при надобности на аэродроме здоровыми и в боевом настрое.
Такого можно и на Новый год на боевое дежурство послать. И хотя ему не меньше других хочется повеселиться за праздничным столом, но он и ухом не поведет, и физиономию не скорчит. Надо – значит надо! Таким был Иван Севрюгин, светлая ему память.
Наше становление как всепогодных перехватчиков проходило через беспощадные жернова естественного отбора. Как ни обидно, а иных уж нет... Другие по разным причинам искали себе другую дорогу.
Оставшись в строю, мы становились сильней и неуязвимей для коварных случайностей. Но и сверхопытных бойцов подстерегали трагические случайности, возникавшие в результате переоценки себя, приводившие к просчетам и ошибкам, которые можно и нужно было предусмотреть...
Особо теплые воспоминания остались у меня о службе в Военно-морском флоте. Флотоводцы любили свою авиацию, понимали ее роль в боевых действиях. В 50-е годы в войска поступали истребители второго поколения. Шла интенсивная работа при жесточайших условиях погоды. Вылетали на перехват ночью над морем в облаках при мизерных средствах захода на посадку, ДПРС (дальняя приводная радиостанция) и БПРС (ближняя приводная радиостанция). Нижний край облаков 200 м, а если и ниже – молчок!
Помню, два часа ночи, царапаюсь на посадку после шестого перехвата на МиГ-17П. Только коснулся полосы, кажется, все, но в наушниках – голос руководителя полетов: "Самолет готов, цель ждет, полетишь?"
Да разве скажешь – нет!
Когда формировалась авиация ПВО, первоклассные, боеспособные, вооруженные лучшими истребителями того времени авиационные полки Военно-морского флота под шелест развернутых знамен с ходу заступили на боевое дежурство по охране рубежей Родины в системе ПВО.
Не было бы морской авиации, не было бы авиации ПВО страны. Достойное место занял в ней и наш родной 62-й полк под командованием Николая Ивановича!
Не было для меня большей награды, чем Ваше, Николай Иванович, разрешение переучиться, освоить очередной новый тип истребителя. Так было с МиГ-31, на котором я вылетел самостоятельно 21 декабря, перед своим днем рождения. Вы знали об этом и дали разрешение. Земли под собой от восторга я не чувствовал!
МиГ-31 – это замечательное творение Микояновского ОКБ. Создание и поставка в войска этого чуда, от замысла до освоения, до постановки на боевое дежурство, во многом - результат Ваших усилий! Так же, как освоение и МиГ-25, и МиГ-25ПД, и СУ-27.
Как-то большой начальник вопрошает: "Расскажи про МиГ-31". В ответ я задаю вопрос: "На опере "Кармен" были?" – "Слушал", – отвечает. "Ну так вот: бык ревет, цыганка пляшет, тореадор кричит, и все красное!" За бортом – звезды, скорость к 3,5 скоростей звука, высота – 21 км, и кажется, что только невидимая пелена отделяет меня от бесконечности Космоса!
И еще один мне подарок от жизни – полеты на мотодельтапланах и спортивных самолетах. Зимой и летом лечу и реву от радости – подо мной Тушино, шлюзы канала, река Москва... Мне 60, а я летаю! Летаю и пою, как всегда: "Морская гвардия идет уверенно, любой опасности глядит она в глаза!"
"Кто такой Колупаев? – объявляет Н.И. Москвителев новому коллективу. – Скажи ему: иди и не возвращайся... А он сделает, как надо, да глядишь, и попросит прожектора!"
Очень сложно для меня поведать бумаге все, что я чувствую и помню, чтобы читающий это мог понять и ощутить, как я. Но уверен, что Вы все поймете и не осудите слишком строго".

генерал-майор авиации,  заслуженный военный летчик СССР(Указ Президиума ВС СССР
 № 567 от 16.08.1974 г.)
Годы жизни  1929-29.12.2009г.
П.С. Что замечательно в этой истории , полковник Колупаев в 1968 году , когда нам присвоили почетное наименование "им. 50-ти летия ВЛКСМ" , назначен командиром полка в Васильков и через два года полк стал отличным, а в 1978 году полку присваивают почетное наименование "им. 60-ти летия ВЛКСМ"
   Казалось бы , огромная страна СССР, много авиации, более 100 аэродромов только авиации ПВО было , но где бы авиаторы не были всегда найдутся точки соприкосновения. Я начинал службу под командованием авиацией ПВО Страны  генерал-полковником авиации Москвителевым Н.И. и даже в в отставке опять судьба свела с ним.И не только с ним, а с теми ветеранами , которых я знал ранее и которых нет уже в живых. Светлая память защитникам Отечества. Они выполнили свой долг до конца.
  подполковник в отставке, начальник политического отдела 62 истребительного авиационного полка им. 50-летия ВЛКСМ (1990-1992гг) Н.Птицин

появились первые отклики на статью...в одноклассниках
23.02.2021г.
Николай Аришин
Колупаев ведущим, а я ведомый . На стрельбы в Красноводск. Вылет из  Астрахани парой через КАСПИЙ. Впереди мощное облако. Он вошел в него,  а я решил обойти. При облете облака я ведущего потерял. В эфире Генерал(в то время Колупаев был полковником) мне передает ---посмотри ниже... увидел его где-то на 5 тыс. Он добрал высоту 10 тыс. Я подошел ближе  и увидел Су 11 каким-то помятым. Колупаев в воздухе доносит...Всем собраться после посадки в ТЭЧи. В общим, войдя в облако  его швырнуло вниз. И в результате на самолете по обшивке гармошкой сжатие дюраля ...будто как бы пощипали.... А вот при вылете из Красноводска после стрельб наш Белов (мое пояснение : полковник Белов Г.-командир 191 иап) перепрыгнул через  капонир. Не вписался в разворот на ВПП. .Взрыв... Колупаев выскочил из самолета передав по радио ...Белов горит!  Я за Колупаевым в газик и мы рванули к месту где произошли три взрыва... и вдруг видим Белов идет с СКП...весь подавленный... Доложил, чтобы Генерал-м-р Колупаев брал управление полком Белов с техникой  на Ан 8. Успел Белов выпрыгнуть в процессе уже на верху капонира. Ни царапины...повезло...Просто ЧУДОМ все обошлось. А самолет сгорел за считанные минуты...
п.с. В скобках мое пояснение к сказанному (уточнение)
 


Рецензии