Как найти пещеру

         Ищу я лишь ее, мечту мою,
         Лишь она одна мне нужна.
         Ты, ветер, знаешь все,
         ты скажешь мне
         Она, она, где она...
               
         Азизов Альберт
 
     В начале 20-го века закончилась эра великих географических открытий.
Точку поставили Р. Пири и Р. Амундсен, покорившие северный и южный полюсы.
На поверхности земли почти не осталось мест, куда не ступала бы нога человека. Казалось бы, что для путешественников - романтиков не осталось мест, где бы они смогли реализовать свою неистребимую тягу к открытиям.
    Оказалось, что это не так. Благодаря французам Эдуарду Мартелю (1859-1928) и Норберу Кастере (1897 – 1987) мир узнал, что ещё есть такие места на планете земля. Но они не на её поверхности, а под землёй - в пещерах.
    Эти люди посвятили свою жизнь поиску и исследованию пещер, своими книгами заразив тысячи людей по всему миру. В том числе и автора сего повествования.
    Мечта каждого спелеолога – найти пещеру, в которой ещё никто не был.
    Так как же стать первопроходцем и оставить отпечаток своей ноги на полу пещеры, по которому ты ступаешь первым?
    Самый простой способ обнаружить пещеру - двигаться вдоль русла реки и заходить во все большие отверстия в скалах. Но, увы, этим способом уже воспользовались первые «спелеологи», населявшие нашу землю пятнадцать тысяч лет назад. В больших гротах они укрывались от непогоды и готовили еду на кострах. Пищей им служили мамонты, шерстистые носороги и дикие лошади.
    В отличие от нас, современных спелеологов, чтобы исследовать  дальние уголки пещеры,  наиболее отчаянным пращурам приходилось вступать в бой с населявшими  её  саблезубыми тиграми и пещерными медведями.
    Слава Богу, может быть, благодаря их героизму, современных спелеологов эта участь миновала. Теперь им можно смело ходить по пещерам «Каповой» и «Игнатьевской» и разглядывать на стенах рисунки, на которых отважные пращуры с гордостью увековечили свои победы над страшными хищниками.
    К сожалению, современным спелеологам остаётся довольствоваться только теми пещерами, входы в  которые погребены почвой и каменными обломками.
   Но и тут можно схалтурить и прежде чем приступать к изнурительному труду по раскопке перспективных воронок и щелей, не поленитесь расспросить местных жителей, не видели ли они провалов в земле или мест, где ручьи пропадают под землёй?
   Благодаря этому методу удастся избежать изнурительного хождения по тайге, продираясь сквозь густые заросли, собирая на себя уйму кровожадных клещей и долгой работы киркой и лопатой.
  Но при использовании этого метода нужно быть готовым к тому, что вы можете столкнуться с недостоверной информацией и даже оказаться в курьезной ситуации.
   Недостоверность заключается в том, что местные жители очень часто преувеличивают размеры известных им крохотных пещер. Обычная легенда в таких случаях у всех рассказчиков одна и та же:
   « Эта пещера такая длинная, что наша собака однажды в ней заблудилась  и только через неделю вышла из такой же узкой щели  в двадцати километрах от нашей деревни. Она была без шкуры, видимо, содрала её в узких ходах».
   Во время одной из поисковых экспедиций все её члены, в том числе и автор, стали участниками курьезной ситуации. А произошло это так.
   Целый день мы прочёсывали окрестности села в поисках пещер и перспективных мест, где их можно было бы найти, но кроме единственной карстовой воронки с задернованным дном ничего найти не удалось.
   Вечером мы сидели унылые в  избе, в которой расположились на ночлег и обсуждали план наших дальнейших действий. В этот момент к нам из любопытства заглянул местный мальчишка. Разумеется, мы спросили у него:
   - Не видел ли он какие-нибудь отверстия в земле?
   И услышали, ласкающий наш слух и придающий охотничий азарт, ответ:
   - Да! Видел.
   - Где? Расскажи подробней. Как он выглядит? Далеко ли до этого места идти? – Засыпали мы его вопросами.
   Мальчик поведал нам, что место это находится неподалёку от дома, в котором мы живём. Отверстие в земле не очень широкое и когда в него кричишь, то в ответ слышится эхо.
    Вот это да! Пронеслось в наших головах. Эхо свидетельствует о том, что предполагаемая пещера глубокая. Не беда, что отверстие узкое. Мы его расширим. 
  Смущало лишь одно обстоятельство,  местность возле нашего дома была не характерна той, в которой могут быть пещеры. Но,  как говорится: чем чёрт не шутит.
    Утром мальчик повёл нас в ближайший лес к вожделенному отверстию в земле.  Мальчик долго не мог найти нужное место, но всё же это ему удалось и мы кинулись на его зов.
    - Вот отверстие. – Сказал мальчик, указывая рукой себе под ноги.
    То, что мы увидели, поначалу привело нас в ступор, а затем заставило громко и долго хохотать.
    Из земли торчал кусок ржавой трубы. Диаметр  её был около тридцати сантиметров. С какой целью её загнали здесь в землю, остаётся загадкой.
    Мальчик нас не обманул. Он показал нам то, что у него просили – отверстие в земле.
    Покричав в трубу и послушав эхо, мы вернулись в дом за вещами, чтобы продолжить свою экспедицию.
    И так, когда вы уже определились с местом, где предстоит искать пещеру, приступайте к поиску методом прочёсывания. При этом методе спелеологи идут шеренгой в пределах видимости соседей слева и справа. При громких и частых криках: « КУ! КУ! КУ!»(шесть раз в минуту) все собираются у того, кто кричал и приступают к осмотру перспективного места. Как правило, это воронка с непроходимой щелью внизу. Теперь требуется приложить усилия -  чтобы эта щель стала проходимой. Порой приходится вытаскивать со дна воронки тонны известняковых обломков, чтобы добиться желаемого результата, а часто и не добиться.
   При каждом посещении уже известных пещер спелеологи продолжают вести поиски их продолжения, раскапывая, затянутые глиной или забитые камнями щели в надежде побывать там, где до тебя ещё никого не было.
   А теперь о том, как мной была открыта одна из пещер.
   Это  произошло во время  экспедиции в местность уже хорошо исследованную спелеологами  и часто посещаемую туристами. Нам предстояло провести раскопки в уже известной пещере.
   Мы с приятелем решили пройтись по окрестностям и сфотографировать великолепные пейзажи, открывающиеся с высоких прибрежных известняковых скал.
   Подойдя к глубокому логу, пересекающему наш путь, делаем привал.
   Во время отдыха я замечаю на противоположном склоне лога, который тоже состоит из известняковых скал, чёрное пятно у подножия скального обнажения. Оно очень похоже на отверстие в скале. Обращаю на это внимание спутника. Но он считает, что это, по всей видимости, ниша в скале, образовавшаяся от отвалившегося от неё каменного блока. Кроме того, по его мнению, здесь побывало так много людей, что если бы это был вход в пещеру, то её обязательно бы обнаружили.
   Его доводы звучат очень убедительно. Действительно,   мне часто приходилось сталкиваться с теневым эффектом во время поиска пещер, но что-то говорит мне, что это не щель, а вход в пещеру. Я убеждаю приятеля подойти к этому месту и осмотреть его.
   То, что мы увидели, заставило моё сердце учащённо забиться.
Это, действительно, была щель в скале, очень узкая, забитая землёй и обломками известняка. Но самое главное доказательства того, что за ней находится пещера, был ток воздуха из неё. Мы как охотничьи собаки, почуявшие добычу, припали к ней своими носами и втягивали ноздрями ни с чем несравнимый, волшебный запах подземелья. Сердца наши учащённо забились. Мы ощутили чувство, которые спелеологи называют ЗОВ БЕЗДНЫ.
   Отправляясь на фотографирование, мы, естественно, не взяли с собой фонарей и комбинезонов. Но жажда первопроходцев не могла позволить нам уйти в лагерь ни с чем. Располагая только спичками,  решили убедиться, что имеем дело с пещерой, а не со звериной норой.
   Немного повозившись, извлекли из щели несколько камней. После чего чётко ощутили идущий из-под земли ток воздуха. Это прибавило нам азарта, и мы стали с удвоенной энергией расширять щель до размеров, которые позволили бы проникнуть в подземелье.
   Когда это, наконец, удалось, сели отдохнуть и решить, что делать дальше. 
   Из освещения у нас были только спички. Благоразумие  требовало вернуться в лагерь и, взяв там необходимое снаряжение, продолжить исследование. Однако азарт был настолько сильным, что возвращаться в лагерь не было никакого желания. Приятель предлагает мне, по праву первооткрывателя, первым ползти под землю. Что я с великим удовольствием и делаю.
   Втискиваюсь головой вперёд в узкое отверстие, идущее под небольшим наклоном, и ползу, освещая путь спичками. Они быстро  гаснут от сквозняка, идущего из пещеры. Это меня не останавливает, а наоборот радует и манит дальше. Обнаруженные на полу камни, мешающие мне, передаю назад товарищу. По мере продвижения проход становится шире.
   Метрах в трёх от входа щель, по которой ползу, резко поворачивает налево. Посветив над собой спичкой,  вижу зависшую над головой огромную глыбу, которая держится  непонятно на чём. Видеть это очень неприятно, но мой спелеологический опыт говорит, что бояться этого не надо. За миллионы лет, что она здесь висит, у неё было очень много возможностей упасть, но раз она этого не  сделала - значит она держится крепко. Ей там хорошо и комфортно. Главное не беспокоить её, чтобы у неё не появилось глупое желание поменять своё местонахождение. Такие глыбы часто встречаются в пещерах и спелеологи называют их «Пронеси Господи».
    Успокоившись, зажигаю очередную спичку и, вытянув руку вперёд, освещаю путь. То, что я вижу, вызывает у меня крик восторга:
    - Ура!!!  Это пещера! – Потому что впереди я ничего не вижу. Впереди чёрная пустота. Свет спички не в состоянии разогнать мрак.
    Поднимаюсь с пола и встаю во весь рост.
    Слышу, как приятель кричит мне:
    - Что видишь?
    Зажигаю спичку и осматриваюсь. Мои глаза адоптировались к темноте и, слабого света спички хватает, чтобы увидеть, что я стою в узком коридоре с высоким потолком, который теряется в темноте.  Пол сухой и утрамбованный, видимо, часто посещавшими его животными. Об это свидетельствуют многочисленные костные останки, лежащие на полу.
    Всё это сообщаю криком моему напарнику. В ответ он предлагает мне пройти вперед, сколько смогу, но в пределах голосовой слышимости.
    Проверяю, сколько  осталось в коробке спичек. Их штук пятнадцать. Так как коридор прямой и не очень широкий, я решаю продолжить движение дальше рассчитывая на то, что в случае чего, смогу вернуться назад, не боясь заблудиться в темноте.
    По мере удаления от входа коридор становится шире. Его стены  идеально ровные. Внимательно осматриваю их, чтобы убедиться в отсутствии на них каких-либо следов пребывания здесь людей, и ничего не обнаруживаю. За миллионы лет, с момента  образования пещеры, я первый на планете человек, ступающий по её полу.
    Голоса приятеля  уже не слышу, так как удалился от входа метров на шестьдесят, но остановиться не могу. Меня манит вперёд зуд первопроходца.
    Неожиданно пол под ногами заканчивается. Впереди меня и подо мной чёрная пустота. Это свидетельствует о том, что  стою на краю уступа или пропасти. Определить при помощи спичек, что это за препятствие - невозможно. Выбора нет, и я с сожалением поворачиваю назад.
    Обратный путь не занял много времени. Я даже не зажигал спички, так как знал, что пол и стены ровные, и я не смогу ни за что запнуться, или обо что-то удариться.
    Протискиваюсь под нависшей глыбой (с этой стороны она смотрится ещё страшнее), и выползаю наверх.
    У входа меня ждёт возбуждённый напарник. Он недоволен тем, что я не отвечал на его голос. Ведь у него не было даже спичек, чтобы при необходимости мне помочь.
    Успокаиваю его рассказом о том, что мне довелось увидеть. Перспектива продолжения пещеры очевидна. Для её дальнейшего прохождения потребуется специальное снаряжение. Необходимо вернуться в лагерь, чтобы хорошо подготовиться к дальнейшему исследованию.
    Пещера оказалась длинной, не простой в прохождении, и с красивыми кальцитовыми украшениями.
     По установленному спелеологами правилу – первый обнаруживший пещеру, даёт ей географическое название. Мне посчастливилось им воспользоваться.
               


Рецензии
Автору удалось описать удивительный мир первооткрывателя и исследователя так ярко, что я увидела живую картинку тех далёких событий. Как страшно, как здорово! Конечно, смелость сильных и увлеченных парней вызывает восхищение, но... мне бы хотелось понять, что заставляло их рисковать жизнью, проходя по тонкой грани, ощущая дыхание Небытия.

Ирина Полонская   22.02.2021 09:37     Заявить о нарушении
Стремление к риску свойственно многим молодым людям. Здесь главное совмещать смелость с разумом. Иметь хорошую спортивную и техническую подготовку Уметь правильно оценивать свои возможности при преодолении препятствий.
Благодарю за прочтение и хороший отзыв.
С уважением, Александр.

Александр Соловьёв 5   22.02.2021 10:01   Заявить о нарушении