Человечность

На днях ушёл замечательный актёр Андрей Мягков, благословенна память его. Посмотрел, в который раз, одну из его сильных работ, в фильме Жестокий Романс. На этот раз мне врезалась в память одна фраза - "... Это же не по-человечески ..." Может быть ещё и потому что Андрей Мягков создавал очень человечные характеры, и рядом с его человечностью люди, поступающюие не по-человечески воспринимаются особенно остро. И мне подумалось, что может быть есть некий предел этой самой Не-человечности, за которым наступает жестокое наказание. Как часто люди, в большинстве своём, безучастны к тому, что накапливается Не-человечность. Вспомнилось, что когда Мандельштама сгнаивали в лагерях а Цветаеву доводили до петли мало кто из литературной и другой богемы поднял голову протеста, все расползлись по своим норам. Нет, я никого не обвиняю, я просто вспоминаю. И сейчас большинству типа трын-трава когда честь и достоинство находятся на нулевой отметке, и хочется сказать - Это же не по-человечески. Важно, что даже тогда когда мне не симпатичен, или более того, неприятен человек, по отношению к которому поступают не по-человечески, то всё-таки хочется сказать - Это же не по-человечески. Страшно то, что всегда приходит наказание, и наказание нелинейно в своей жестокости.


Рецензии