Этимология названия древнерусского города Чернятин

 
           (отрывок изработы "Чернятинское княжество и Клинский Круг")

             Михаил Леонидович Томилин г. Клин

             Разберёмся с этимологией, или происхождением названия Чернятин, их несколько вариантов.
             Во-первых черным, чернолесьем, на Руси назывались лиственные ольховые, вязовые, дубовые, осиновые, ясеневые леса за исключением липовых и березовых. Но со временем по закону леса, лиственные деревья вытесняются хвойными.
             Во-вторых леса по Ламе были непроходимыми, дремучими и черными (тёмными), поэтому и город в окружении такого леса так назвали. В XIII – XIV веках, на севере современного Подмосковья был огромный дремучий Волоковский или Оковский лес.Но зададимся вопросом - почему тогда другие города так не назвали?
             Во-третьих, мог получить название по рекам Чёрная, Чернавка и т.д. из - за воды, обычно реки вытекающие из болот имеют темный цвет откуда и название рек. Но реки с таким названием на месте Чернятина не известно.
             Еще по одной версии, от личного имени вождя или основателя по прозвищу Чернята, от слова «черный». Скорее всего, так называли человека со смуглым цветом кожи, черными волосами, глазами или того, кто носил темную одежду. Что является не характерным для славян средней полосы, в связи с этим фамилия Чернятин не является распространенной в центральной России.
             Так же название поселения, а затем и города Чернятин на его месте могло быть связано с дохристианской традицией – почитанием одного из славянских богов - Чернобога. Считаю это предположение более обоснованным. Чернигов, Чернятин - один корень черн.
             Обратим внимание на следующее. Существует легенда, что до христианизации Руси в городе Чернигове стоял храм Чернобога, он был сделан из черного камня и был весьма популярен. Есть предположение, что Чернобог до христианизации славян был одним из наиболее почитаемых славянских богов, по мнению автора статьи «Чернобог и Велес» Дмитрия Гаврилова: «Согласно «Славянской хронике Гельмольда» Чернобог обычно отождествляется с Черноголовом из "Книтлингасаги", и имел воинские функции. В сербо - лужицком пантеоне назван А. Френцелем (1696) - Czernebog. Петр Альбин в "Миснейской летописи" говорит: «славяне для того почитали Чернобога, как злое божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и потому просили его о помиловании, они примиряли его, дабы в сей или загробной жизни не причинил он им вреда. Аль-Масуди дает описание святилища Черного бога в X веке на Черной горе: «... в нем (здании на черной горе) они (славяне) имели большого идола в образе человека или Сатурна, представленного в виде старика с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил. Под правой ногой находятся изображения разнородных муравьев, а под левой - пречерных воронов, черных крыльев и других».      
            Для доказательства существования города Чернятин на месте деревни Чернятино обратим внимание на погост Зеленицино, расположенный совсем рядом в полутора километров в низ по течению реки Лама от Чернятина. Погост - административно-территориальная единица Древней Руси. Деление на погосты, а также на пятины, присуды и губы характерно для Новгородской земли. Вспомним Пяток – пять деревень в Клинском Кругу. В других русских землях подобного деления земель не было, но погосты были и в Северо-Восточной Руси. В Северо-Восточной Руси аналогом погоста были волости, позднее, со времён Ивана III, появились станы. Волость в старину означала - власть, правительственную силу, часть земли, сельскую территорию, подчинённую городу. В Древней Руси территорию княжества, которой управлял волостель.
           По мнению Николая Михайловича Никольского русского, советского историка погосты в Северо- Восточной Руси основаны торговавшими и расселявшимися по всей Северной Руси новгородцами. Они ставили на основанных ими погостах храмы, как правило, на местах или рядом с языческими капищами, которые находились в близи с родовыми и племенными центрами. Но не только новгородцы основывали погосты, вообще купцы всех славянских племён. Погостами назывались сельские общины периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась «гостьба» - торговля. Известные историки и археологи, доктора исторических наук В. Л. Янин и М. Х. Алешковский придерживались такой же точки зрения, в их работе «Происхождение Новгорода» сказано: «Если города возникли из погостов, то само возникновение погостов, их рост и развитие неотделимы от процесса зарождения государственного аппарата, от процесса становления самого государства…» То есть города возникали из погостов – торговых и административных центров – местах сбора дани и мыта на торговых путях. И должны были отвечать ещё одному важному условию - быть хорошо защищенными, используя рельеф местности. Практически всегда рядом с древними городами на картах можно найти погост или несколько погостов. Таким древним племенным центром могло быть место возникновения древнего Чернятина, который этим требованиям отвечал.
           Теперь о этимологии названия погоста Зеленицино. Проведём аналогию. Существует Зеленцино – деревня в Александровском районе Владимирской области, она находится в месте впадения реки Вздериножки в реку Серую у Ярильцевой или Лысой горы Это место обитаемо было с незапамятных времен. Поселение славян появилось возле Лысой горы, где находилось капище у священного источника. В нём жили зелейники — знахари, лечившие травами и кореньями, от зелейника и произошло название— Зеленцино. Местные жители, археологи и краеведы находили артефакты даже каменного века.
           Наш погост Зеленицино па Ламе так же расположен в близи, правда не горы а высокого холма вокруг которого река Лама делает петлю, образуя полуостров где располагался Чернятин. На нём и могло находится древнее славянское капище. Интересно, что по воспоминанию старожилов, еще до войны из Пятка – пяти деревень в Кругу большинство умерших погребали не на кладбище в Боголепово, а которое было совсем рядом, а на погосте Зеленицино что на Ламе. Как пример, по прямой, от деревни Высоково до Боголеповой пустыни 1,5 километра, от деревни Овсянниково 3,5 километрах, а до погоста Зеленицино 7 и 6 километров соответственно. Что говорит о древнем почитаемом, сакральном месте и памяти народа о нем.
           Расскажу о своей версии. Топонимы «круг», «круговщина» связаны с круговой порукой, возможно, с какой-то древней общиной. - чернь и круговщина или круг, что между ними общего? Чернь – народ, народ на вече или кругу решал важные вопросы, возможно и само название города Чернятина и княжества с ним связано?

               


Рецензии