Сказка о том, как мужик разбогател

Сказка о том, как мужик разбогател                Это было давно, ещё при царе.
В одной помещичьей усадьбе жили были два брата Иван и Василий. Один брат Иван жил богато, второй Василий очень бедно.
Задумался Василий:                - Почему у нас с братом одна мать, один отец, а мы живем по- разному. У Ивана и скота полный двор и земли много, сей, сажай, что хочешь и работников у него много и в доме, и во дворе, и в поле, а я бедный. Дай-ка я понаблюдаю за Иваном, от чего он такой богатый?
Василий часто ходил к брату помогать по хозяйству, но никогда не вникал откуда у него столько богатства. Жена, наряженная всегда, ходит как пава по своему дому – дворцу, даёт указания работникам по дому, брат ничего сам не делает, только распоряжения всем даёт своим работникам, живёт зажиточно.
 Работая у Ивана, Василий много слышал жалоб на брата, что часто меняет работников из-за того, что работник что-то не выполнил или сидит без дела, или опоздал, а еще хуже, если мужик пришел выпивши или с похмелья, или не вышел на работу, ему не касается по уважительной причине или по другому случаю, тут же выгоняет и увольняет. Василий заметил, что брат старается его выгнать до зарплаты, которую, он считает, не заработал, а нанимает другого.
 - Хорошо придумал, - денежки, заработанные работником, и уволенный до зарплаты остаются ему в карман. У него не было, чтоб каждый месяц Иван не уволил двоих, троих – думает Василий, - он мне-то оплачивал мой труд гостинцами и ни разу не предложил денег. Оказывается, брат живет на обмане.
 Задумался Василий, как бы и ему так же пожить. Только у него даже коровы дома нет, не говоря о других доходах. Ходил он в изношенном рабочем костюме, носил от солнца заштопанную им шляпу. Подумал, подумал мужик, как же ему разбогатеть?  И решил… Пошел к Ивану и попросил у него в займы 40 копеек.
- А, чем расплачиваться будешь? – спросил он.
 - Если не смогу расплатиться, я тебе отработаю, -  ответил Василий.
Пришел домой и рассказал жене, что он занял у брата 40 копеек.
 Запричитала бабка: - Чем расплачиваться будешь?
 - Не расплачусь, так отработаю, - с досадой ответил Василий.
 Был солнечный день. Мужик надел свою заплаченную шляпу, хлопнул дверью и ушел. Идёт дорогой и думает, с чего начать. Решил идти на рынок.
                - 2
  Зашел в промтоварный магазин присмотреть себе костюм. Долго ходил, искал, какой подешевле, чтоб купить по своим деньгам. Он был сам щупленький, и нашел по своему размеру и по деньгам, что ему надо. Подходит к продавцу и говорит:
 - Я подобрал себе костюм,- и показал пальцем на него.
 Продавец взяла его и хотел завернуть, но Василий попросил его отвесить пока.
 - Я вам заплачу за него, но пусть он у вас повисит, мне нужно по делу кой-куда сходить, а оттуда буду идти и его захвачу.
Продавец отвесил его в сторону, и мужик отправился дальше. У него еще осталось несколько копеек. Пошел он в продовольственный магазин. Походил, походил и решил на оставшуюся мелочь купить конфет.  Попросил он продавца взвесить дешевых конфет, расплатился и говорит:
- Отложите, пожалуйста, кулёк, у меня не во что его положить, а мне нужно сходить по делам к другу, а у него много детей, они у меня выпросят все конфеты. Я буду оттуда идти и заберу, -  продавец отложил, и он пошел к выходу.
 Только он вышел из магазина и встретил управляющего- барина, его все так называли в поместье. Поздоровались. Барин спрашивает:
- Что ходишь, Василий, по рынку, денег некуда девать?
 - Бабка послала, кой-что купить.
- Пошли в промтоварный сходим, - предложил барин, - мне тоже кой-чего надо купить.
Василий обрадовался, что он проверит свою задумку, получиться или нет. Приходят они в магазин и рассматривают разную одежду, ничего не подобрал себе барин. Как раз подошли к отвешенному костюму, оплаченному Василием. Василий притормозил и говорит:
 - Мне кажется вот тот костюм прямо по мне, - указывая на него.
Он подошел к продавцу, снял свою заштопанную шляпу, низко поклонился и говорит продавцу:
- Заверните мне, пожалуйста, вот тот костюм.
Продавец снял с вешалки костюм, аккуратно его завернул и подал мужику. Василий еще раз поклонился, поблагодарил продавца и пошел. Это было на глазах у барина. Вышли. Барин и говорит Василию: - Ты почему не заплатил?
 - Так у меня шляпа волшебная, стоит снять её поклониться и вежливо попросить.
                - 3 -                Барин сомнительно посмотрел на мужика и говорит:
 - Давай зайдем в продовольственный магазин.
- Давай! – ответил Василий.
Зашли в магазин, барин ходит по магазину, смотрит по прилавкам, но ничего не подобрал ещё, уже подошли ближе к продавцу, тогда Василий снял шляпу, низко поклонился продавцу и, показывая пальцем, просит:
 - Уважаемый продавец, мне бы вот тот кулёк с конфетами.
 - Да, пожалуйста!
 Василий опять поклонился, поблагодарил его, взял кулёк, надел шляпу, повернулся и пошел. У управляющего даже нос зачесался. Вышли из магазина, он говорит Василию:
 - И правда твоя шляпа волшебная? Слушай, продай мне её.
  - Что вы, батюшка, я не могу. Я благодаря своей шляпе и живу.
Управляющий полез в карман, вытащил кошелёк, достаёт 200 рублей и говорит:
 - Вот тебе 200 рублей, отдай мне шляпу.
Мужик не поверил своим глазам, он никогда не держал в руках таких денег и говорит:
- Нет, не могу, - сказал он для приличия, а у самого руки трясутся, так бы и выхватил их.
- Ты и скотину заведешь и приоденешь свою семью, так что бери.
Мужик взял, свернул, положил в карман, снял шляпу и отдал, поблагодарив его.
Ходит Василий по базару и думает, что дальше делать, теперь он богатый, но всё равно его обман раскроется. И решил он разменять все деньги на мелочь, и у него получилось мелочи полмешочка. Решил себе купить тёлочку, вырастит и будет у нас корова, рассуждает он. Заплатил он за неё целых 5 рублей.
 Привёл домой, его встречает бабка, увидев телочку, не поверила глазам:
 - Ты где её взял, не украл?
 - Ты что, мать, я разве вор? Купил. Скоро и у нас будет в доме молоко. Хватит плохо жить. Учти, ухаживать за ней буду сам.
               
                - 4 -
А тем временем барин пошел в магазин купить себе тоже новый костюм.
Долго выбирал. Нашел дорогой, приличный костюм и подзывает продавца, снимает шляпу и низко кланяясь говорит:
 - Товарищ продавец, пожалуйста, заверните мне вот этот костюм.
 Продавец снял и понёс его к прилавку заворачивать и говорит ему цену для оплаты.  Управляющий удивился: - Как оплатить? -подумал про себя.
Он вытащил кошелёк, посмотрел, а там такой суммы не было, он же купил шляпу.
 - Простите, пожалуйста, у меня не хватает, чтобы оплатить, зайду в следующий раз. Надел шляпу и вышел из магазина, а продавец проводил его с удивленным взглядом: - Такой богач, а ходит в заплатанной шляпе.
 Выйдя из магазина, он подумал:
- Почему же у меня не получилось, ведь при мне мужик не заплатил ни за костюм, ни за конфеты?
 Решил зайти в магазин и купить конфет. Подошел к продавцу и, сняв шляпу, низко поклонившись, показывая на шоколадные конфеты, попросил взвесить 1 кг. Продавец взвесил и назвал ему сумму оплаты. Управляющий расплатился и быстро вышел из магазина.
 - Какой позор! Так мужик мог меня обвести! Я его сживу со свету,- с гневом отправился домой.
Мужик тем временем, пошел к Ивану и отдал ему 40 копеек. Он очень удивился, что брат так быстро принёс долг и  спрашивает:                -Что, тебе не понадобились?                - Да, передумал, - и поспешил домой.                Зная, что его величество управляющий – барин, раскусит обман и обязательно придет к нему, чтоб наказать, он говорит жене:
 -  Я буду в сарае с телочкой, если придет барин, пошли его туда.
Так и получилось. Барин в гневе хотел бы растерзать мужика. Он взял с собой двух своих работников и отправился к мужику.
Только они вошли во двор мужика, их уже поджидала жена Василия.
 -Где он? –яростно закричал барин.
- Дома, он в сарае.
                - 5
 Они втроем тихо подошли к сараю, заглянули и видят телочку, на полу стоят две чашки, одна с водой, в другой поменьше, чуть не половину монет. Смотрят, мужик возиться в лепёшке отхода телочки, там находит монету, промывает в чашке с водой и откладывает в чашку с монетами. Опять ищет монету, промывает, о складывает.
 Третий раз достаёт монету, и притворился, что не слышал, как они подошли, промывает и тут слышит спокойный голос барина:
 - Мужик, ты что делаешь? 
 - Ой! Простите! Я и не слышал, как вы подошли. Здравствуйте! Вот видите собираю монеты. Моя телочка ходит в туалет с монетами.
 - Как так?
 - А, как вы думаете, на что я живу и кормлю свою семью? Вот каждый день почти я по стольку собираю монет. Это моя кормилица.
Барин, онемевший от того, что телочка даёт такой доход семье, говорит:
 - Слушай, продай мне телочку.
- Вы что, барин? Нет, я не могу продать.  Без неё мы семьёй без тёлочки не выживем.
 - Так я заплачу тебе 300 рублей за неё. Тебе это на много хватит.
У мужика дух захватил. Он покупал за 5 рублей, а ему за неё дают 300.
Конечно, Василий, покуражился, что такой доход не продают и что-то еще лепетал, чтоб они убедились, что тёлочка действительно ценная.
- Ну ладно договорились, вы же, барин, защитник наш, я не могу вам отказать.
Барин расплатился с мужиком, взял за верёвку, привязанную к шеи теленка, и его компания отправились такие довольные, что уговорили мужика продать.
Мужик от радости подошел к бабке, обнял её растерянную, которая не поняла, что произошло, приподнял её и закружил.
 - Теперь мы, мать, богатые! Может развалюху хату бросим и построим себе дом и заживем, как приличные люди!
Барин привёл тёлочку домой, определил ей самое лучшее место в сарае и жену предупредил, что за ней будет ухаживать лично сам. Жена очень удивилась, работников полный двор, а ухаживать будет сам.

                - 6 -
 Барин приготовил сразу две чашки, одну с водой и одну пустую. До самой темноты он заглядывал в сарай, нет ли прибыли. Увидел лепёшку от телочки и давай в ней искать монеты… не нашел, он подумал:
- Это она не привыкла еще к этому месту. Посмотрим, что ещё будет.                С утра до вечера он заглядывал в сарай, искал монеты уже три дня, но так и не нашел. Разозлился, взял своих помощников и на четвертый день отправились к мужику.                - Я ему голову откручу! Ведь узнаёт народ, что мужик провел барина, это же позор!
Мужик, действительно не глуп, опять приготовился встречать разъярённого барина. Он был дома и увидел за окном показались тени троих мстителей. Только они показались в дверях хаты и начали креститься на иконы, так положено, сначала приветствуют поклонением к иконам, тогда здороваются с хозяевами.  Тем временем, пока они крестятся, Василий громким радостным голосом обращается к жене:
- Жена-а! Какие гости пожаловали? Ставь быстрей самовар!
Она говорит:
 - Ты, видишь, что мне некогда, руки в тесте, поставь сам.
 На столе лежал нож. Мужик схватил нож, с криком бросился на жену:
 - Ты меня не слышишь? Всё у тебя поперёк! – вонзил жене, на глазах гостей, нож,
Жена падает и кровь потекла под ноги гостям. Они испугались, при них убили человека. А мужик, посвистывая, подходит к столбу, подпирающий матку, снял висящую на гвозде плётку, и слегка бьёт жену, приговаривая:
- Жена, встань, встань! Жена, встань, встань! – и только проговорил третий раз, жена
с трудом поднялась, вся в крови.
Гости, не понимая, что произошло: убил, оживил и всё на их глазах.
 - Мужик, это что было? Как ты её оживил? – недоуменно спросил испуганным голосом барин?
 -О, барин, я такой злой бываю, когда мне жена говорит поперёк. Я готов её убить, и   не могу себя сдержать. Это у меня не первый раз. Благодаря моей плётки волшебной, которая уже не раз оживляет жену, мы и живём с ней так долго вместе.
- Как волшебная?
                - 7 –
 - Вы же видели!
Барин забыл зачем пришел и просит мужика продать ему плётку.
- Что вы! Нет, не могу. Я бываю такой агрессивный, видите, что у меня получается? Я бы давно был вдовцом.
 - Ты подумай, сколько бы мы спасли убиенных, которые погибают у нас в поместье – уговаривая его продать ему плётку, доставая кошелёк из кармана, даёт мужику          300 рублей, по 100 рублей за каждого  - Да, я понимаю, что Вам она нужнее, чем мне, но боюсь я потерять жену,  ладно, - беря деньги, мужик передаёт плётку, - буду себя сдерживать.
Гости довольные отправились по домам. По дороге барин и говорит своим помощникам: - Сколько у нас умирает людей, и если мы их снова поднимем, сколько мы заработаем! … Каждый бы согласился за деньги оживить близкого человека.
Опять мужику посчастливилось заработать ещё 300 рублей. Он к этому подготовился заранее. Его сосед попросил помочь зарезать свинью. Тут Василий сообразил, что ему понабиться кровь. Вот он и собрал кровь свиньи, слил в мочевой пузырь и привязал под мышку жене, зная, что барин опять прибежит отомстить мужику за обман. Сплёл плётку и повесил на гвоздь на столбе.  Жене он объяснил:
 - Когда я буду тебя что-то просить при них, ты отказывайся, я, как бы со зла, протыкаю тебе пузырь, ты падай поближе к ногам гостям, чтобы они увидели кровь, и лежи, пока я тебе трижды не скажу, - Жена, встань, встань! – тогда ты поднимешься.
 Всё так и получилось.

Пришли тройка мстителей домой и решили испытать плётку. Каждый придрался к своей жене и, не раздумывая, от отчаяния при ссоре, пырнули её ножом. Увидев жену мёртвой, барин вёл себя спокойно, как бы ничего и не случилось. Он взял плётку, и, слегла пошлёпывая плеткой приговаривая: - «Жена, встань, встань»,- три раза, а она лежит и не реагирует на его волшебство, он повторил ещё и ещё… Видит, мимо окон бегут его помощники за плеткой, он оторопел. Войдя в дом, увидев лежащею жену барина, а он продолжает настёгивать мёртвую жену, застыли на месте. После похорон жен их всех посадили в тюрьму за злоумышленное убийство человека.
                - 9 -
Василий и не думал, что они такое сотворят и поверят волшебству плётки, ведь они грамотные, служили в управе. Очень они с женой пережили.                - Я думал они попробуют плётку уже на умершем человеке, а они оказались глупее тупых мужиков, - говорит своей жене Василий, - я думал, что за это они меня точно убьют, и уже придумал, как на этот раз от них спастись. Теперь мне бояться нечего. Зато, мать, мы разбогатели и заживём теперь не хуже их. 
Вывод сказки: - Бедный на все уловки пойдет, лишь бы выжить, а богатый может от зависти погибнуть.
                Лидия Рязанова               
                22 февраля 2021 г

 




 


Рецензии