Дельфиниум

                Д Е Л Ь Ф И Н И У М

                Чем опасен дельфиниум.

Дельфиниум – красивое садовое растение, которое есть на участке у многих. Вот только мало кто знает, что этот милый нежный цветок сильно ядовит, а его яд подобен яду кураке, которым индейцы смазывали свои стрелы.

Исследования ядовитых компонентов этого растения в СССР проводились с 1930 года. Оказалось, что количество алкалоидов в дельфиниуме колеблется в зависимости от того, в какой стадии цветения находится  растение. Причём в корнях ядовитых вещей всегда больше, чем в той части, которая растёт над почвой.

Живокость, а это второе название дельфиниума – опасное ядовитое растение. При случайном употреблении в пищу цветов, листьев или стеблей проявляется сильное угнетение работы центральной нервной системы с патологическими проявлениями со стороны желудка, кишечника, сердца и сосудов.

Если у вас есть дети, то высаживать яркий и привлекательный дельфиниум специалисты – ботаники не советуют. Конечно, растение это невероятно красивое и привлекательное, однако из-за своей ядовитости может нанести большой вред организму человека. Причём самыми ядовитыми считаются как раз садово-культурные виды живокости. Даже мёд, собранный с дельфиниума, оказывается ядовитым для людей. У пчёл же он вызывает сильную интоксикацию, в результате чего развивается летальный исход.

Из живокости, а точнее из яда этого растения, делают таблетки, которые признаны помочь в лечении болезни Паркинсона, рассеянного склероза и травматического паралича.

* - *

     Моему саду свыше трёх десятков лет. Сколько я помню, всегда дельфиниум присутствовал на моих цветниках. Специально я его не сеяла. Просто весной находила эти растения в малиннике, среди кустов смородины и в других мало доступных местах, пересаживала уже по своему плану. Где только дельфиниум у меня ни рос помимо цветников. А главное – самых разных расцветок, от белого до фиолетового.
      Были ли с ним у меня проблемы? И – да, и – нет. Какой бы суровой ни была зима, весной, в числе первых просыпался и зеленел дельфиниум. Что мне в нём понравилось, так это то, что это растение было красивое в любое время лета. Зелёные кустики привлекали взгляд своей крупной листвой, но как раз среди обилия листвы и таилась опасность. Не раз бывало, что находила объеденные листья, а это значит, что где-то пирует гусеница. Гусениц я находила самых разных: бледно-зеленых и с пёстрым узором на спинке, но бывало, что такие волосатые гусеницы таились в листве, что рукой их собирать как-то мне боязно было. Зато как ликовало растение, когда человек помогал ему избавиться от вредителей. За несколько дней листвы прибавлялось чуть ли ни вдвое. Начинался праздник цветения и тогда я с гордостью наблюдала за проходившими мимо моего сада соседями, которые порой останавливались, чтоб полюбоваться красотой.
     Когда синоптики обещали ухудшение погоды, я везла роскошный букет домой. Мне нравилось ещё и то, что у дельфиниума отсутствует резкий запах. Эти цветы на ночь я не уносила на кухню. Даже осыпавшиеся лепестки цветов я не торопилась сметать со стола, находя в этом свою красоту.
     От калитки до крыльца дома, через весь огород тянулась устеленная старым линолеумом дорожка. По обе стороны дорожки посажены цветы. Ближе к дорожке цветы пониже, а дельфиниум стоял стеной, отгораживая разросшиеся плети картошки. Одно меня немного пугало, это то, что на цветы дельфиниума прилетали не только пчёлы но и шмели, которых я боялась. К вечеру эта жужжащая братия улетала и я начинала поливать цветы.
     В одно лето дельфиниум так разросся, что я, после того, как высокие султаны начинали отцветать, серпом срезала стебли под корень. А поскольку эти стебли девать было некуда, я толстым слоем устелила ими дорожку. Листья завяли и ходить по дорожке стало легче. Но вскоре я стала замечать. Что на мой огород стали собираться бродячие коты и тщательно обнюхивать мой зелёный настил. Самые удачливые коты уносили «хвостатую колбасу».
     К октябрю дельфиниума новые побеги стали опять подрастать, только уже немного ниже весеннего и цветы его были нежнее и светлее. Но как же радостно было осенью нести домой прекрасные букеты.
     Осенние костры принимали сухие стебли лежавшие на дорожке, а весенние уже  дельфиниумы уже со второго укоса. Работала я в саду всегда голыми руками, не признавая никаких перчаток и, о том, что мои цветы могут быть ядовитыми, мне такое и в голову не приходило. Ведь гусеницы нагуливали своё тело и считали листву вкусной. Пчёлы и шмели тоже собирали пыльцу с цветов и живыми улетали. Я тоже никакого дискомфорта не ощущала. О том, что на моём огороде и даже вдоль забора с внешней стороны от дороги стеной рос разноцветный дельфиниум, выше моего роста, я ни разу не пожалела. Наоборот, благодарна этому растению за радость от его красоты. Листья пятипалые красивые, а о цветах и бутончиках, похожих на маленьких дельфинов, можно ещё долго рассказывать.

                А. Боднарук   

                ***

               


Рецензии