Золотые шары

                З О Л О Т Ы Е   Ш А Р Ы

                Не знаю – то ли хорошие люди любят выращивать цветы,
                то ли выращивание цветов делает людей лучше.

     Август на исходе. Самое время поздних цветов. Среди них, как я их называю – «жёлтые розы без колючек», называемые в народе – Золотой шар. Достаточно пройтись по садовым улицам, чтобы понять, что далеко не каждая хозяйка любит этот цветок. А меж тем, Золотой шар – это цветок – загадка. Многое в нём вызывает вопросы. И эти вопросы только повышают моё отношение к цветку.
     Начну с того, что у этих цветов нет запаха. Даже одна гроздь цветущей черёмухи или три цветочка жасмина делают своё пребывание в комнате просто невыносимым для меня. Если эти цветы и появляются в моём доме, то я тут же сосуд с водой и этим цветком выношу на балкон. Оттуда только десятая доля этого насыщенного запаха ощущается в комнате. И то бывает, что и этого количества много. Букет Золотого шара я даже перед сном не выношу из комнаты. Это красота! Своим присутствием не мешает жить другим живым существам. Это первая его заслуга.
     Срезанный букет Золотого шара под солнцем очень быстро вянет. Зачастую я приносила домой цветы увядшие и повисшие, как тряпочки. Они вызывали не восторг, а жалость, а то и разочарование и желание отнести их в мусоропровод. Но я-то знаю способность этих цветов восстанавливать свою былую красоту. Подрезав нижний край стеблей, я ставлю цветы в самую красивую в моём доме высокую хрустальную вазу. Это несоответствие красивого и некрасивого через короткое время выравнивается в сторону лучшего. Неделю будет стоять этот букет, не теряя своей привлекательности… И это вторая его заслуга.
     Что касается загадочности этого растения, то в моей биографии Золотой шар занимает особенное место. И вот почему.
     Есть люди, и я в том числе, которые не скупятся и готовы поделиться с другими людьми тем добрым, что у них есть, не считая это за ценность: знание, семена, рассаду или другие вещи, которые могут доставить знакомому или незнакомому человеку радость. Но есть и другого склада люди. В моём детстве такой была соседка, Оля. Она была на 4 года старше меня. А позже она стала двоюродной сестрой моего мужа. Так, вот, её чертой характера, как и всей их семьи, была – скрытность. Если она что-то имела или умела, то свою тайну она  хранила как ценность. Эта ценность возвышала её над другими простоватыми людьми. Делиться чем-либо она не собиралась ни с кем и никогда, будь это родственники или соседи. Хотя наша семья, а мы с братом росли сиротами без отца, и конечно же достаток у нас был не велик. Но дедушка наш частенько повторял: «Чем больше отдаёшь, тем больше прибывает», имеется в виду, что Добро не оскудевает, а приумножается. Сад наш всегда ломился от ежегодного урожая. У них же ничего этого в огороде не росло. Но за счёт нашего огорода фруктов у них всегда было много. Не дать вообще в нашей семье считалось делом постыдным. Бог нам даёт, и мы даём. Зато в семье Штыфана и Наталки был большой виноградник, в подвале хранилось вино. Но я не помню случая, чтобы Оля или её родители, хоть раз угостили нас с братом хоть малой гроздочкой винограда. Зато по нашему огороду они расхаживали даже не спрашивая разрешения, но всё, что творилось за их забором – недоступная для нас тайна. Мне, малой, очень хотелось подсмотреть эту «тайну». Но все взрослые в нашей семье, грустно улыбаясь, останавливали меня. Намекая на то, что этой тайне завидовать не надо, она дурно пахнет…В дальнейшем жизнь только подтвердила правильность их слов.
     Но, вернёмся к этому загадочному цветку – Золотому шару. Как появился красивый цветок на Олином огороде, я не спрашивала и тем более у неё рассаду не просила. И вообще, я как-то подсознательно чувствовала закрытость этой семьи, от которой веяло холодом. Как говорится: их сладость нам не в радость. В тайне я надеялась, что когда цветы отцветут и у них появятся семена, то хотя бы ветром занесёт их в наш огород ну хоть одно семечко… Но семени я так и не дождалась. У Золотого шара вообще семян не бывает. Пчёлы, если и садятся на цветы, то долго на них  не задерживаются. Довольно таки странный цветок.
     Золотой цветок появился на моём огороде гораздо позже. От малого корешка разросся целый сноп «жёлтых роз». Почему сноп? Потому что мне приходилось подвязывать, гнущиеся, под тяжестью цветов стели к устойчивым столбикам. И кто бы что ни говорил, я всегда радовалась этому цветку… до самого снега. Да и уход за многолетним растением невелик. Почему его не все хозяйки любят? В этом, наверное, и есть самая большая загадка для меня.

                А. Боднарук

Расцвели золотые шары –
Это значит, сентябрь приближается.
Видно этим красивым цветам,
Солнце летнее с ними прощается.
У заборов цветут, у домов,
Дружной стайкой всегда собираются,
И под нежные звуки ветров,
В ритме вальса все вместе качаются.
                Галина Хлебникова

                Золотой шар – цветок счастья
     Золотой шар (Рудбекия) – яркое, очень высокое и невероятно красивое растение, солнечное. Ярко солнечные, махровые шары с высокими сильными стеблями прекрасно подойдут для украшения изгороди и зонирования участка.
     Золотые шары – растение неприхотливое, морозостойкое, многолетнее. На солнечном месте будет цвести обильно, ярко и быстро разрастаться. Семена собирают (где они могут вызреть) в конце осени, перед первыми заморозками, но размножение семенами золотого шара – дело хлопотное и мало кому удаётся это осуществить. Рассада, полученная из семян, зацветает только через 2 года, так как растению необходимо сначала набрать силу для разрастания корней.
     С растением «Золотые шары» издавна связано одно суеверие: выращивание их возле своего дома или в саду принесут мир и счастье в семью. А  тому, кто за ней ухаживает, даст силу и удачу.

Я всё время вспоминаю
Наши старые дворы,
Где под осень расцветали
У крыльца золотые шары.

     Восточная легенда о происхождении цветка «Золотые шары»
… Один, весьма знатный юноша, влюбился в дочь султана, но красавица не отвечала ему взаимностью и,  чтобы избавиться от ухажёра, повелела ему принести ей луну с неба. Ночью, в полнолуние, когда луна особенно низко висела над горизонтом, юноша решил её достать. Он залез на самый высокий минарет и уже дотянулся до ночного светила. Взял его в руки, но пошёл сильный дождь. Молодой человек не смог удержать мокрую луну. Он попытался помочь себе второй рукой, однако сорвался, упал на землю и разбился. Луна же, выскользнувшая из его рук, вернулась на небо, но тысячи её отражений во множестве луж, превратились в прекрасные цветы, напоминающие всем о великой безответной любви.
     Вот такая легенда, красивая и печальная.

                ***

             


Рецензии
Да. Согласна. Неприхотливый цветок, но очень радостный.И Вы о нем прекрасно рассказали. Золотой цветок.
Будьте здоровы.

Валентина Телухова   13.03.2021 11:59     Заявить о нарушении
Спасибо за пожелание. Здоровье мне не помешало бы...

Анна Боднарук   13.03.2021 13:13   Заявить о нарушении