Работа над ошибками

Катерина сидела перед телевизором и вязала правнучке Насте носок. Пряжа ровная, мягкая, нежно-розового цвета.
-Вот довяжу, тогда пообедаю…
Сказала сама-себе, Катерина, и снова заработала спицами. Руки привычно делают свою работу, а мысли-сами по себе.
Мои мысли, мои скакуны…Так Газманов поет. Вот и мысли скачут, куда захотят.  А скачут они назад, в молодость. Туда, где все было впереди… Вспоминается вся жизнь. Как после десятого класса, в торговый техникум пошла. После окончания техникума-плановиком работала. Отработала тридцать два года! На работе уважали. Екатериной Павловной звали-величали… Познакомилась с Сергеем. Хороший парень, шофером работал. Тогда рабочим человеком не брезговали. Ах,Сережа- Сереженька! Любимый мой! Гордилась Катя, что с таким замечательным парнем дружит! Это сейчас всем в мужья бизнесменов подавай. Вон по телевизору показывают таких «невест». Им - ни ум, ни красота, ни молодость-не нужны. Подавай им толстый кошелек! А они с Сергеем полгода дружили. И не нужны ей были ни деньги, ни богатства! Любили друг друга так, как умеют любить молодые. Счастливы были, что вместе. Свадьбу сыграли скромную.  Выделили им однокомнатную квартиру. Вот уж, пожалуй полвека и живет Катя в той, свадебной квартире. Прямо на свадьбе председатель райпотребсоюза, ключи вручил! Радости было! Начали обустраивать жилье-шифоньер да диван купили, да детскую кроватку. А там и Аленка родилась! Хорошо жили, дружно. Сергей по любому поводу советовался с Катей, любил ее. Мечтали они-еще мальчика родить, но беда случилась… Утонул Сергей. До сих пор жалеет она о том, что отпустила его на ту, проклятую  рыбалку.  Вот сказала бы -«Нет», и не поехал бы. А она не удержала… Тяжело пережила Катя смерть любимого. Казалось, дышать без него не может, и солнце не светит! Ночами плакала, кричала и звала своего Сереженьку. Только не воскресишь его, не вернешь. Жить не хотелось, а надо. Всю свою нерастраченную любовь   отдавала Аленке, своей любимой доченьке. Все капризы ее исполняла! Самые красивые обновки покупала…В торговле же работала! А Аленка, так на Сергея похожа! Года через три, отпускать стало. Захотелось новые платья покупать, улыбаться чаще стала. Прическу сменила. Жизнь снова заиграла разными красками.
 Начал за ней ухаживать мужчина. Константин. Да не просто ухаживает, а жениться предлагает. Уж очень понравилась ему Катерина. Не баламут какой, а  мужик самостоятельный.  Мастер на все руки. Что крылечко подлатать, что швейную машинку наладить-все может
Кате он понравился. Ласковый да уважительный. На Сергея чем –то походит.  Подруги все в голос:
-Выходи, не раздумывай! Чего одной мыкаться! Костя-хорошая партия! Ты молодая еще. Родите сыночка, а то и двух. Сережу не вернуть.
Конечно, правильно они говорят. Только с Костей –ей жить придется, не подругам. Как с нелюбимым жить? Как постель с ним делить?
Долго не могла она решиться. А годы- то идут. Тридцать пять исполнилось. Да и устала она одна тянуть все проблемы.  Согласилась. Переехал Константин к ним. Меж собой ладят. Только беда-вот она! Аленка не приняла Костю, невзлюбила.
  Дочке пятнадцать лет исполнилось, большая уж, но разбаловала ее мать! Не хочет она помогать маме, и с учебой у нее не ладится. Постоянно жалуется она на учителей-
Будто придираются они к Аленке. Особенно, учительница по русскому языку. Друзья смеются над ней…
Пошла Екатерина в школу. Решила разобраться. Много интересного услышала она про свою доченьку! Столько натерпелась! Со стыда сгореть можно…Пришла домой, да в сердцах Аленку ударила…Потом, конечно, у нее прощения попросила, да новое платье дорогое купила. Только не получилось у нее, помириться с дочкой. Затаила та на мать обиду.
 Совсем с катушек съехала-с уроков убегать стала, грубить учителям курить.
На замечания матери кричала-
-Своему Косте указывай, а мне нечего! И еще много-много такого, что и вспоминать не хочется!
Если Костя обедает, она за стол ни за что не сядет! Всякие каверзы строит-то:
Ложку на плите нагреет, да Косте подкладывает, то одежду намочит, то-в суп плюнет.
Поняла Катя, что не привыкнет дочка к Константину. Ревнует. Детская ревность иногда, пострашнее мужской бывает! Надо что –то решать.
Ну и, приняла сторону дочки.
-Для меня дочка-главное. Мы с ней-семья. Прости.
- Зря ты так решила.  Почувствовала она над тобой волю. Сейчас будет твоей жизнью управлять, пока совсем ее не сломает. Эгоистка она, махровая!..
Помяни мои слова-положишь жизнь служению дочери, и одна останешься.  От нее помощи ты вряд ли дождешься!
Ушел Константин. Жалко, Костю-наверное, неплохая бы семья получилась. И дочку-жалко.
На какое -то время наступило перемирие. Закончила Алена девять классов, дальше учиться не хочет.
-Видеть я эту школу не могу! Учителя тупые, а ученики-дебилы! Поеду учиться в колледж на швею –мотористку!  Научусь шить-себе самые модные платья шить буду.
- Ну, хочешь швеей быть-пожалуйста!
Каждый месяц отправляла Катя дочке деньги. Старалась для нее. Учится девчонка! А она на Новогодние праздники приехала, и больше в колледж не вернулась. Опять старая песня- все конченные идиоты, обижают ее…
Пошла на курсы: профессия-секретарь-референт. Быстро прошла курс наук-беременная приехала…Пришла, как побитая собачонка, заплакала…Впервые видела Катя дочку такой! Так ее жалость захлестнула-в лепешку бы для своей кровиночки разбилась!
Обняла Алену, успокоила.
-Не беспокойся, не переживай. Тебе волноваться нельзя. Ребеночка вырастим! Я костьми лягу, да поднимем дитятку! Зря она это сказала, ой зря! Сколько раз потом дочка вспоминала ей эти слова…
В срок родила крепышка - мальчика. Иваном назвали. Всего полгода 
кормила Аленка Ванечку грудью. Надоело ей дома сидеть, изображать заботливую маму.
-Сдохнуть можно со скуки в этой Тмутаракани! 
В выходной день, отпросилась у матери к подругам сходить, поболтать. Дело к вечеру, ребенок голодный беспокоится, а дочери все нет. Запеленала Катерина Ванечку, да к Наташке, Аленкиной подружке, пошла. Идет по поселку, а ребенок ревет-есть хочет!
-Ох и отругаю ее, дрянь этакую! Разве можно так долго сидеть у подружки!
Думает Катерина.
Оказалось, что Аленка к Наташке и не приходила вовсе!
Вечер. Ребенок орет. Куда бежать? Где беспутную мамашу искать?
Развела козьего молока, да накормила Ванечку. Уснул. Что делать дальше-Катерина ума не приложит! Утром на работу. А ребенка куда?
Только через неделю появилась Аленка. Да не одна. «Принца»  нашла.
Весь в наколках: и руки, и ноги, и, даже, лицо-в наколках. Имя, правда, нормальное-Антон. Любил Антон на диване лежать, да правительство ругать.
А то-включает магнитофон на всю катушку! Ребенку спать надо, а он-музыку слушает, и ребенку-никакого внимания! И Аленка, тоже не очень –то любила с Ванечкой заниматься. Перевели Ванечку на искусственное вскармливание.  Сходит утром Катя к соседке за молоком, и на работу уйдет, а Антон, все молоко выпьет! Округлилась у него мордашка, порозовела. У плановика зарплата маленькая. Только на молоко Ванечке хватает. Однажды не выдержала Катя,
Сказала:
-Если хотите молочко пить, идите работать! Я Вас не намерена кормить!
Какой крик подняла Аленка! Назвала мать жадиной, крохобором. Через два дня, украв все материны сбережения, они  с Антоном исчезли.
Катя, их отъезду, если честно сказать, обрадовалась. Ванечка прекрасно сосал из бутылки козье молоко. Соседка баба Юля согласилась всю зиму сидеть с мальцом. Только бы здоровье было. Но душа за дочку-ой, как болела!  Как она там? Холодно, а она в тонкой курточке…Хоть бы не простыла! Наташка дала ее адрес, и однажды Катерина поехала навестить Аленку, прихватив теплую одежду и домашние гостинцы.
Такого ужаса и бедлама, она еще не видела! В грязной обшарпанной квартире, на грязном тощем диване лежала ее дочь. Ее кровиночка, которую она холила и лелеяла, пылинки сдувала… В квартире воняло грязным бельем, мочой и прокисшим супом. Вместо Антона, рядом с Аленкой, лежал здоровенный мужик, явно кавказской национальности, весь заросший черной шерстью.
-Господи! Где она этих мужиков находит? На какой помойке! Я, старая, и то на такого мохнатого урода не польстилась бы!
Алена встала. От нее разило перегаром. «Выхлоп» был мощный. Видно, что выпито не мало. Катерина была в ужасе! Раньше, дочь никогда не пила!
 Долго убеждала она дочь, поехать домой. Ей страшно было оставлять ее в этой клоаке. Аленка отнекивалась, отмалчивалась, но, когда ей все это надоело, она просто отправила маму по адресу. Кавказец, который до этого молчал, почесав свою мохнатую грудь, сказал-
-Слушай мать! Зачем ты зовешь домой Алену! Видишь, она не хочет, да! Она теперь моя жена. Понимаешь, да? А сына –мы себе возьмем! Это мой сын будет, да! Мы его в Дагестан увезем!
У Катерины подкосились ноги!
-Какой Дагестан! Ванечка-ее, и только ее! Если Алена не хочет домой, пусть не едет! Представить чудесного малыша в этом Содоме она не могла!
Возвращаясь по осенней раскисшей дороге, повредила ногу. Боль была адская! Но больнее самой большой физической боли были слова дочери-
-Да пошла ты… дальше -площадная ругань…
И не попрекай меня, что ты с Ванькой возишься! Ты же обещала костьми лечь, но вырастить ребенка! Вот и не хнычь…После таких слов, хотелось Катерине, хоть в омут, хоть петлю на шею…Но она должна была поднять Ванечку, который еще мал. Без нее- ему не выжить.
Так закончилась ее поездка к дочке. Алена сама еще дважды приезжала к матери.
Последний раз приезжала, когда Ваня учился во втором классе. Выглядела ужасно! Катерина купила ей новую одежду, и отдала все деньги, которые были дома. Сыном она не интересовалась. Ваня тоже не проявлял к матери интереса.
Долгое время об Алене ничего не было слышно. Где ее искать-Катя не знала. Может, правда в Дагестан уехала. Наступили тяжелые времена. Ваня подрос, и стал бабушке настоящим помощником.
Он взял на себя все мужские дела-носил из колодца воду, колол огромные чурки, вскапывал грядки. Когда страна рухнула, все торговые организации закрыли, и Катя осталась без работы. Соседка, баба Юля, перебралась к ним жить. Огород да лес, да коза Маня помогли им пережить трудные времена. Правда, у бабы Юли была пенсия. Но ее не давали по несколько месяцев. Катерина с Ваней с утра до вечера пропадали в лесу, или на огороде. Сушили грибы, ягоды. Что-то продавали, остальное-себе. Все тяготы делили пополам. Вот в такое время на пороге появилась Алена.
Катерина узнала ее сердцем. Изможденное, худое и жалкое существо- дочь ничуть не напоминала ту светлую веселую девочку. Она не с кем не разговаривала, много ела и много курила. Не разрешала никому из семьи брать ее посуду. Мать сразу поняла, что дочь больна. Но чем? Пыталась что-то выведать, но дочь молчала. Прожила две недели. Немного посвежела, но
Цвет лица был какой- то серо-желтый. Глаза, которые  напоминали  Сергея, отливали желтизной.
-Гепатит…
Догадалась Катерина. Она приползла сюда умирать…
-Господи! Это же не лечится! Ее материнская душа снова разрывалась, от невозможности, помочь   своей дочери. Накопала корней одуванчиков, делала морковный сок, заваривала березовые листья, пижму…делала травяные сборы…Дочь не сопротивляясь, принимала их. Кухня, превратилась в лабораторию. Каждый день на плите варилось какое-то варево-чага,
клевер. И вот, наконец-то, дочь начала поправляться. По долгу сидела она на лавочке под яблоней. О чем она думала…Мать так и не смогла достучаться до сердца дочери. В один из вечеров, она просто исчезла, как бывало не раз.
Через семь месяцев участковый сообщил о смерти Алены.  Долго оплакивала Катерина свою непутевую дочь. А жизнь шла своим чередом. Ваня вырос, в армию сходил. Сама Катерина-на пенсию пошла. Как родного человека, схоронили бабу Юлю. Иван закончил медучилище, и работает на скорой помощи. Женился. Вот и правнучка у Катерины есть. Часто вспоминает она слова Кости-
-Сломает она твою жизнь. Одна останешься…Может, надо было остаться с Костей. Он мужик Вся бы жизнь по другому пошла.. Только не могла Катерина по- другому. И пусть через дочку, все беды и напасти, она сделала, что могла. Может, любила слишком. Видно чрезмерная любовь, она не на благо. Она во вред. Катерина это сейчас очень хорошо понимает. И осталась бы Катерина одна-одинешенька, если бы не Ваня. Ваня, это ее опора, ее гордость! Это-ее работа над ошибками.
-


Рецензии