Заметки хориста-кспшника или 20 минут у микрофона

1-й бас, в мужском хоре МИФИ с 1969 г.,
в Клубе КСП МИФИ с 1969 года.
Значит, с тех пор прошло уже более 50 лет…

«Клубу - десять лет»
«Инженер-физик», 16 декабря 1974 г.
Автор: А. Володин (Т1-09)

В ДК "Москворечье" проходил конкурс студенческий песни. Этот конкурс был приурочен к десятилетнему юбилею клуба студенческой песни МИФИ. Оргкомитет конкурса ; КСП провел большую работу по подготовке участников конкурса. Еще за месяц до начала организовывались консультации, прослушивания, в ходе которых проводился отбор.

И вот конкурс. Концерт состоял из двух частей: непосредственного соревнования исполнителей и творческого отчета КСП - демонстрацией всего лучшего, что сделано за 10 лет его работы.

Состав участников конкурса был ровным: не было ярких индивидуальностей, не было и досадных срывов. В общем, уровень подготовки участников был достаточно высоким, и зритель разочарован не был. Что касается репертуара, то приходится удивляться, откуда у столь жизнерадостного племени студентов взялось столько безысходной грусти и меланхолии (быть может, близость сессии тому причины?). Лишь один раз по залу пронесся свежий ветерок студенческого юмора. Это была песенка про кафедру математики. И исполнитель был по достоинству оценен жюри. Вообще жюри было очень объективно, и никто не остался в обиде.

И еще один удивительный факт, создается впечатление, что клуб СП не общеинститутский, а клуб факультетов "А" и "Ф". От факультета "Т" не было ни одного представителя, а от "К"  - всего один.

Огромный интерес вызвало второе отделение. Рассказ ветеранов, основателей КСП увлек зал, не оставил ни одного зрителя равнодушным. Многие их песни были подхвачены залом. Большое оживление внесло поздравление членов туристической секции.

В заключение хочется сказать, что КСП и впредь должен быть таким, каким мы его увидели во втором отделении. Там звучали и лирические, и веселые, и даже детские песни.

А теперь представим лауреатов конкурса и поздравим их с заслуженной победой. Вот их имена: С. Тарасов, Н. Малахов - авторы песен, Л. Мухина, Г. Тургенева (музыкальное сопровождение Н. Петин) - первое место среди дуэтов, В. Лапшинский, Н. Малахов - второе место среди дуэтов. Солистам первую премию решили не присуждать. Вторые премии получили В. Силин и В. Филиппов, третью - Н. Романов. Поощрительной премии удостоились Т. Дмитриева, В. Саркисян, В. Петроневич.
На фото Е. Курбатова: выступают В. Лапшинский и Н. Малахов

Вот такая заметка. Кто сейчас может сказать, сколько было среди участников и лауреатов концерта-конкурса хористов? Почему заметка называется "20 минут у микрофона..."? И еще - почему я начал именно с этой заметки в "И-Ф"?

На последний вопрос ответить проще всего. На этом конкурсе ученик победил учителя! А дуэт В. Лапшинского-Н. Малахова победил дуэт В. Петроневича;В. Саркисяна... А ведь начало этому соревнованию было положено в 1970 году, когда мой друг хорист и однокашник Вардан... научил меня играть на гитаре!


Начала музыки. Мне не повезло. Я не смог закончить музыкальную школу так, как это получилось у некоторых хористов из нашего мужского хора. Тех, кто в перерывах репетиций хора лихо играет классику, джаз на фортепьяно. Ну, или иногда в «козла». Конечно, не на музыкальном инструменте. Вот, например, Вардан Саркисян, закончил музшколу по классу скрипки. А я не смог. Мне не повезло,  потому что в новом гарнизоне, куда попал служить мой отец, была только обычная школа. А музыкальной не было.
И все же я успел поучиться в музшколе пару лет игре на баяне (см. фото). Баян был со мной до окончания средней школы. Как и мой обязательный сольный баянный номер на школьных вечерах. Поэтому поступление в МИФИ, появление у меня в руках модной в те времена гитары, пение КСП-шных песенок, наверное, было неслучайным. Пение в хоре – тоже.   Кстати, недолгое пение в школьном хоре ; это было из под палки, а в наш мужской хор я пришел сам. И не зря! Оказавшись в хоре, я попал в самую КСПшной гущу…

1970 год. Ершово. Старшекурсники-хористы (и одновременно КСПшники) собираются по вечерам в холле 1-го корпуса дом-отдыха и поют под гитару. Боря Ануфриев, Володя Алферов, Юра Игнатьев, Володя Жалнин, Валера Голубев и другие хористы. Поют хором и сольно. Красиво! Хочется также. И не только мне. Чтобы ускорить исполнение желания, мой друг Вардан Саркисян (один из первокурсников нашего 14-го поколения хористов) настраивает чью-то гитару собственным (!) «скрипичным» (он же выпускник музыкальной школы по классу скрипки) строем. Так, что достаточно простого сочетания двух-трех пальцев, чтобы сыграть несколько «типичных» минорных или мажорных аккордов. И вот уже мы играем и поем:

Когда метель кричит как зверь
Протяжно и сердито,
Не закрывайте вашу дверь –
Пусть будет дверь открыта….

Я научился тогда играть «по-вардановски» и петь первые грустные и сентиментальные песенки о любви. Вместе с другими и, иногда, сольно…

Набор высоты. Не знаю для кого как, но для меня стимулом к разучиванию все новых и новых песен, приобретению собственной дешевенькой шестиструнной гитары, переход на классический лад были посещения московских женских общежитий. Пединститут, мединститут…. Ну, или 4-корпус студгородка МИФИ, где жили девушки единственного факультета «В», на который официально брали в МИФИ девушек. Туда, конечно, было ближе всего! Чтобы спеть под гитару…

Осень 1972 года. Из «звездочной»  премии к зарплате, полученной летом в ССО «Хор МИФИ», выделена необходимая сумма денег на хорошую дорогую немецкую гитару с нейлоном.  Хотя устойчивые гитарные мозоли на левой руке уже имеются. В блокноте, который заведен в 1970 году первая запись: «Три вещи не имеют цены: хороший друг, хорошая жена и хорошая книга». Позже дописано: … и еще хорошая гитара». Кроме этого, в рукописном блокноте слова и аккорды  для примерно сотни любимых песенок. В блокноте 1972 - еще столько же. Посещение КСПшных концертов и слетов стало уже по сути традиционным. Кроме песенок с простенькими аккордами для подыгрыша уже услышаны песни Виктора Шабанова – автора из нашего же МИФИ. Усиленно учусь двигать по грифу пальчиками, чтобы правильно сыграть сольную и очень красивую песню:

Как эта ночь пуста, куда не денься,
Как этот город ночью пуст и глух.
Нам остается, друг мой, только песня –
Еще не все потеряно, мой друг…

На концерте-конкурсе в Лефортово услышал, как поет А. Градский: «Отчего ты, Испания, в небо смотрела…». Хочется на конкурс. Но не с Градским же соревноваться? И, вообще, почему он оказался среди КСПшников? Ему бы на оперную сцену. Или солистом в наш мужской хор. Но он – не мифист, поэтому… Кстати, а почему хор ни разу с ним не спел?

В какой-то момент тогда я вышел к микрофону, чтобы спеть не хором (см. фото). Помню сразу же вспотевшие пальцы, скользкий гриф, страх, что будут забыты слова или аккорды или и то и другое сразу… Гитара удобно висит на подвязке с титановым крючком, который мне подарил на день рожденья вместе с каппой мой друг-хорист Вася Петроневич.

1974-77 годы. На высоте?
1974 год. Кажется, хоровая кличка «20 минут у микрофона…» уже ко мне прилипла. И даже набрана какая-то высота. Страх перед микрофоном прошел. Голос, благодаря пению в мужском хоре МИФИ, достаточно окреп, пальчики уже умеют бегать по струнам, даже перед микрофоном. Осенью, после возвращения из ССО хора «КАМАЗ-74», в котором я был комиссаром, несколько хористов, в том числе и меня, пригласили в студию радиостанции «Юность», чтобы записать наши песни под гитару. И еще сольно я записал только что появившуюся новую песню Визбора:

Ты пойми, что такое КАМАЗ –
Это сотни гремящих моторов….

Журналистке, которая приезжала к нам летом в ССО в Набережные Челны, эта песенка в моем исполнении понравилась. По правде сказать, позже мне самому не верилось, что это пою именно я, когда песня исполнялось по радио. Звонкий голос, басовитая гитара, идеологически правильная песня для строителей Всесоюзной ударной стройки! И, может быть, для будущих строителей коммунизма…

Продолжение 1974 года. Холодная зима. В одном из общежитий студгородка МИФИ и иногда в ДК «Москворечье» собираются хористы и нехористы-КСПшники и усиленно репетируют. Музыкально-поэтическую композицию к юбилею Булаты Окуджавы. По его стихам и песням, которые распечатаны на широкой перфорированной бумаге из ВЦ МИФИ (тогда Окуджава еще не издавался многотысячными тиражами). Репетициями «руководят» Виталий Акелькин, Лев Яковлев, Володя Жалнин. Среди тех, с кем я вместе участвую в этой композиции на весеннем XV слете КСП хористы: Б. Ануфриев, В. Резников, В. Саркисян, В. Заливако…(см. фото). Хорошо помню, как еще неженатый Виталий Резников тогда пел Окуджаву:

…Мама, мама это я гуляю по апрелю…

В 1975 году я рискую выйти на сцену слета КСП с сольной песней на патриотическую тему. И пою Визборовского «Ванюшу из Тюмени»:

В седом лесу под Юхновым лежат густые тени,
И ели, как свидетели, безмолвные стоят.
А в роте, в снег зарывшейся, Ванюша из Тюмени –
Единственный оставшийся не раненный солдат…

Результатом доволен, потому что как лауреат конкурса получаю приз – гитару! Простенькую, но для меня дорогую – как знак некоторого общественного КСПшного признания.

Где-то в те же времена пробую себя в качестве автора. Беру стихи и пробую сочинять к ним мелодию. На одном из слетов КСП я выхожу на сцену и пою пародию на очень популярную тогда Никитинскую «У зим бывают имена». Пою так (слова А. Иванова, опубликованные в журнале «Крокодил»):

Какие зимы я знавал!
О, боже мой, какие зимы…
Вот как-то раз, гуляя с Зиной,
Я зиму в честь ее назвал…

До сих пор помню, как я был очень громко и дружно освистан КСПешной слетовской братией. Ведь Сергей Никитин – это святое! Иногда мои друзья-хористы просят, чтобы я обязательно спел эту пародию. Потому, что сейчас мы стали лучше осознавать гениальные слова из этой пародии:

Необратим круговорот
Земной и бренной жизни нашей…

Учитывая успех пародии, написал аккорды еще, наверное, к десятку стихов. Попробовал и сам их посочинять. Например, написал песню-гимн для ЭСТы (прим.: так называется экспериментальная студия-школа бального танца в МИФИ) на музыку популярной «Александры» Сергея Никитина:

Не сразу все устроилось
Не сразу зал нашелся –
Паркет и зеркала…

К моему удивлению в те времена однажды пригласили не петь, а сыграть на гитаре на новогоднем вечере МИФИ. Для студентки, которая пела песенку про снегурочку. Для этого вечера очень пригодился самодельный гусарский наряд…

1977 год. Осень. ДК «Москворечье». Концерт Юрия Визбора. Желающих попасть на концерт столько много, и их напор столь силен, что не выдерживает большая стеклянная входная дверь. Разлетается вдребезги! Но концерт не сорван. По залу, по кругу пущена шапка, в которую собраны деньги на злополучную дверь… Я, как хорист, который имеет удостоверение для репетиций хора в ДК, попал на концерт через «черный» вход. Услышал любимого автора песен. Аккорды – простые, но сколько задушевности и силы в его песнях!
Позже я с удовольствием выбираю его песенку Визбора «Семейный диалог» и пою ее с этой же сцены вместе со студенткой Галей Щавелиной (в будущем, между прочим, несмотря на «красный» диплом МИФИ, Галина Власёнок стала известной телеведущей на одном из центральных каналов, получила звание Заслуженного артиста России):

Он:
; Зачем живу я? Куда от этого мне деться?
Она:
; Пойди, мой милый, пойди немножечко приляг…

Пойти, и вправду прилечь что ли? Ведь я не стал артистом. А стал всего лишь доцентом в МИФИ…

С песней по жизни
Владение инструментом, наличие гитары, знание многочисленных КСПешных песенок, и кличка «20 минут», а также некоторое умение петь хором очень помогли в жизни. В компании альпинистов в лагере «Джайлык». В байдарочном походе на Приполярный Урал с сотрудниками родной кафедры в МИФИ…

И просто на работе, когда нужно «настроить» на лад, например новогодний, уставший от трудов коллектив сотрудников и сотрудниц кафедры. Для этого вполне достаточно принести свою гитару и «20 минут у микрофона»…
Правильно?

i)Премию и «звездочку» в нашем хоровом ССО получали бойцы, отличившиеся ударным трудом.


Рецензии