Урок обществознания

В классе было не очень шумно. Звонок уже как пять минут прозвенел, но учительница в класс не пришла. У дальних парт боролись двое  мальчишек с переменным успехом,  девочки собрались в центре и разглядывали какую-то бижутерию, остальные уткнувшись в телефоны  играли в свои любимы игры.

Но тут дверь открылась и вошёл Алексей Николаевич, учитель биологии.
На него только мельком взглянули и продолжали заниматься своими делами, поскольку по расписанию был урок обществознания.

Однако громкими ударами в ладоши учителю удалось привлечь внимание
класса и все расселись по своим местам.  Телефоны были убраны и даже выключены.  Это делалось автоматически только на уроках этого учителя не только в знак уважения, но исходя из горького опыта.

Мужчин в преподавательском коллективе школы было всего три, не считая директора. Это как и везде трудовик, часто физрук и очень редко учитель биологии.  Авторитетом пользовался только биолог, поскольку являл собой справедливого, умного и одновременно доброго учителя, что случается прямо скажем не часто.
 
- Итак, Наталья Петровна заболела, и урок буду сегодня вести я.- сказал учитель. Он достал из портфеля учебник обществознания и бросил его на стол.
-Просмотрел я на перемене тему сегодняшнего занятия. Она называется, откройте тетради и запишите: Государство, его отличительные признаки, суверенитет, территория.

Мне бы хотелось, чтобы урок не прошёл зря, и у вас сформировалось истинное понимание предмета сегодняшнего рассмотрения. Поэтому я не буду пользоваться учебником, если захотите сами прочитаете дома, это и будет для вас домашним заданием.  Мне гораздо ближе биология, которую я изучал долго и тщательно, и исходя из этих знаний мы легко сможем проследить и освоить эту непростую тему.

Я призываю вас вернуться на два года в седьмой класс, где мы проходили с вами животный мир планеты, его классификацию и вспомнить, что человек тоже представитель царства животных, типа хордовые, класс млекопитающие, отряд приматы, семейство гоминиды, род человек, вид человек разумный.

Отсюда сам собой вытекает вывод, что всё, что свойственно человеку, в той или иной степени свойственно и представителям иных классов, отрядов и семейств. Благодаря чему мы имеем хорошую возможность поразмыслить и проследить на примере класса млекопитающих схожие черты организации жизни.

Не будем углубляться в жизнь животных Африки, или Австралии, а возьмём для примера хорошо нам знакомую жизнь животных нашей средней полосы России, где мы с вами и проживаем.

Кто у нас живёт в лесу?-
С задней парты поднялась рука.
-Ну давай, Семёнов, перечисли. кого помнишь, остальные могут добавлять.
-Это медведь, волк, лиса, лось, олень, заяц, ёж, гадюка.
-Нет гадюка не пойдёт, я просил только млекопитающих назвать.-
Из разных мест добавились хорёк, кабан и бобёр.
-Хорошо,- сказал учитель- давайте для простоты отсеем всю мелочь вроде ежей и мышей и поделим оставшихся на две группы, хищники и травоядные.

Хищниками в полном смысле этого слова в наших лесах являются только волки и лисы. Они кстати принадлежат к одному семейству псовых. Медведь и кабан не вполне хищники, поскольку могут питаться в основном и растительной пищей.

Вернемся к государству. Что общего с нашим лесом мы с вами увидим?
Первое, это конечно территория. Любое государство, как и любой лес, территория. На этой территории живут как хищники, так и травоядные.

Причём, нужно заметить, что у травоядных отсутствует в принципе понятие территории. Они легко переходят из одной в другую, их интересуют только наличие корма и отсутствие хищников.
В государстве, травоядных олицетворяет народ, населяющий эту территорию. Между тем у хищников понятие о территории есть и оно основополагающее, то есть главное, поскольку это зона их кормления, и они её ревностно защищают от других хищников, оставляя метки мочой на границах своего участка. Чем больше территория, тем больше хищников она может прокормить, поэтому захват чужих лесов всегда имеется у хищников в виду, ведь они тоже размножаются.

Хищников в государстве олицетворяет власть. Как правило, это власть силы и денег. Конечно, в государстве хищники не едят напрямую травоядных, однако успешно питаются природными богатствами леса и присваивают прибавочную стоимость труда травоядных и становятся всё богаче и сильнее. В лесном измерении к власти подходят больше всего волки, у которых сложное социальное взаимодействие в виде иерархии.

Итак, что общего между государством и лесом?  Это жёсткая иерархия, или вертикаль власти.  На самом верху вожак, или президент. Пониже его сильные самцы, или силовики, которые и поддерживают порядок в лесу и обеспечивают успешность охоты. Применительно к государству, это военные, полиция и прочие вооружённые люди. На них лежит ответственность за стабильность в лесу.

Хочу вас, уж не знаю обрадовать или огорчить, но мы все с вами травоядные.  В нашем Запрудинске, с единственной средней школой на весь посёлок, хищников нет и не будет, за исключением мелких хорьков, рысей и нескольких хищных птиц, которых мы все с вами знанем. 
Это справедливо, поскольку травоядных всегда много больше, чем хищников.
Итак, в увеличении территории заинтересованы только волки, но они пытаются убедить и травоядных с этой территории не уходить.
 Для этого у них есть целый аппарат пропагандистов, которые убеждают травоядных, в том, что это их родина и отечество, которое нужно непременно любить и никуда от них не убегать.Если травоядные в этом сомневаются,то бывает и так, что  хищники просто огораживают лес колючей проволокой, чтобы лоси и олени не разбежались.

Особую роль в государстве отводится церкви, которая будучи одной крови по семейству с волками, олицетворяет лис.  Отсюда мы можем слышать о духовных традициях и скрепах, патриотизме, великой истории,о богоизбранности и святости лесного народа. Надо заметить, что и волки и лисы, своё потомство отправляют для жизни в другие леса, где по их речам, жить нормальным млекопитающим почти невозможно.

Запишите: Первый признак государства - наличие территории.
Второй признак, публичный, суверенный, принудительный характер.
Тут, думаю травоядным объяснять не нужно, что ничего кроме суверенного, публичного и принудительного от хищников ждать просто глупо.

Несомненно, эта аналогия, как и всякая другая аналогия, хромает в части того, что в государстве есть право, которое как нас учит учебник, неразрывно связано с моралью и нравственностью.  Но чем значительнее в государстве разрушается и то и другое, тем наша аналогия становится всё более и более справедливой.
 
Если вас кто-то спросит о том, что такое государство, то вы легко сможете ответить на этот вопрос, вспомнив сравнении с нашим замечательными хвойными и смешанными лесами. Всё это относится к любому государству в той степени, в какой её жители относятся к классу млекопитающих а не к виду человек разумный.
Ну вот и звонок, урок окончен, следующий урок биология, займёмся «травоядными» и «хищниками» и тем, что их объединяет, анатомией.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.