Мёртвые души и Живая Россия

Поэма Н.В. «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» была впервые напечатана в 1842 году, т.е. примерно через год после трагической гибели М.Ю. Лермонтова, гениального автора «Героя нашего времени». Новому времени потребовался новый герой. И вот перед взором читателей России предстал совершенно иной герой своего времени. Поразительно внешнее и внутреннее различие между Павлом Ивановичем Чичиковым и Григорием Александровичем Печориным. Хотя герой Н.В. Гоголя тоже много путешествует, цель его поездок совершенно иная: нормальный, казалось бы, человек совершает нечто странное – скупает «мёртвые души», т.е. документы на право владения умершими крепостными крестьянами. При этом наш герой знакомится и общается с самой разнообразной публикой: с множеством чиновников, помещиков,  с их жёнами и дочерями,  с трактирщиками и половыми. Эти персонажи мелькают один за другим. Неизменными спутниками Чичикова в длительных разъездах остаются кучер Селифан, да лакей Петрушка. И ещё – живая Россия с её крепостнической и бюрократической действительностью. Поэма «Мёртвые души», несмотря на элементы комизма, в отличие от пьесы «Ревизор», – не комедия, а крик души писателя, наполнен¬ный болью за настоящее и будущее России.

Поэма начинается с описания въезда брички Чичикова в ворота гостиницы губернского города NN. В описанном факте не было ничего необычного: сотни и тысячи подобных бричек разъезжали в ту пору по дорогам России и по её бездорожью. Пассажирами этих бричек были люди среднего достатка. Но один из этих пассажиров волею писателя выделен из общего ряда ему подобных лиц – Павел Иванович Чичиков. Он скупает «мёртвые души» у помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина... При этом наш герой проявляет завидную ловкость, свойственную какому-нибудь коммивояжёру: умение заинтересовать собеседника и снискать его расположение. П.И. Чичиков – тонкий психолог, что позволяет автору  поэмы раскрыть читателям души тех, кто наделён правом, владеть и торговать живыми душами, т.е. крепостными людьми. И если скупка «мёртвых душ» – занятие странное, с первого взгляда труднообъяснимое, то насколько же аморальным представляется владение живыми душами крепостных крестьян. Н.В. Гоголь, может быть даже вопреки своей воле, выразил протест против крепостного права, против чиновничьей и бюрократической системы. П.И. Чичиков – не дурак: он прекрасно понимает, что делает, скупая документы на право владения крепостными крестьянами. Наш герой – не психический больной, он – гениальный финансовый аферист. И пройдёт лет сто пятьдесят, и уже в совсем другой России духовные потомки Павла Ивановича скупят за ничего не стоящие бумажки огромные предприятия и станут «олигархами». И трудно понять, почему большинство из нас так невнимательно читает классическую литературу прошлых веков?..

В самом начале поэмы два пьяных мужика спорят о том, доедет ли колесо брички Чичикова до Москвы или до Казани, а заканчивается первый том поэмы выездом брички Чичикова из города. По замыслу автора этой бричке ещё долго колесить по ухабистым российским дорогам. «И какой русский не любит быстрой езды?» – спрашивает Н.В. Гоголь. Не так ли и Россия несётся по ухабистой дороге Истории. «Русь, куда же несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа». Не даёт ответа на этот вопрос ни себе, ни читателям автор поэмы. И предсказывая России светлое и бурное будущее, Н.В. Гоголь испытывает одновременно и любовь к быстрому движению России в это неизвестное и непредсказуемое будущее и неуверенность и страх перед этим будущим,  страх за судьбу самой России...
 
Н.В. Гоголь настолько хорошо показал все пороки чиновничьей и бюрократической России, что сам испугался этого. В конце концов, конфликт с действительностью привёл Н.В. Гоголя к тяжёлой душевной болезни: автор дважды сжигает рукопись второго тома. «Боже, как грустна наша Россия!» – с тоской произнёс А.С. Пушкин при чтении первых глав рукописи поэмы. И хотя сам Н.В. Гоголь считал, что «всё это карикатура и моя собственная выдумка», думается, что А.С. Пушкин был ближе к истине: в карикатуре и в фантазии автора отразилась живая Россия, частью которой был и сам Н.В. Гоголь...

Набрано с рукописного текста 05 сентября 2003 г.      

П.С. В первоначальном замысле  это эссе – школьное сочинение по литературе по мотивам поэмы в прозе «Мёртвые души» Николая Васильевича Гоголя (1809-1852), которое было вымучено мною совместно с моим племянником-школьником средней школы. В нём внесены минимальные орфографические изменения!

23 февраля 2021 г.

© Валентин Поляков, Юрий Поляков 2021


Рецензии