Внешний облик древних тюрков Евразии
Ведущий советский антрополог В.В.Бунак в журнале «Советская этнография» № 1 за
1956 год в статье «Человеческие расы и пути их образования» писал: «В степных
пространствах Средней Азии и Южной Сибири в глубокой древности сложилась особая
группа типов, отличающаяся от средиземной группы более широким и высоким лицом,
узким носом, массивным надбровьем, более прямыми волосами, -евразийская ветвь. К ней следует отнести древнейшие типы, известные по краниологическим материалам
афанасьевской и андроновской культур, и, вероятно, некоторые другие, более западные.
В современную эпоху евразийская группа представлена каспийским типом у туркмен и
азербайджанцев ... В древности евразийские варианты имели большое распространение и в составе скифских и сарматских племён продвинулись в Переднюю Азию, на Кавказ и Восточную Европу вплоть до Нижнего Дуная».
Что же касается антропологии древних тюрков, населяющих в давние времена
центральную часть Великой Степи, то антропологи утверждают, что они были
европеоидами. Так, например, известный казахский антрополог О.Исмагулов в книге
«Этническая антропология Казахстана» пишет, что «основная масса местных насельников тюркского периода Казахстана характеризовалась европеоидными чертами. Если сравнить формирование лингвистической и антропологической общностей, то население, прежде всего стало говорить на тюркских языках и лишь значительно позднее стало монголоидным. Преобладание монголоидных элементов в разных пропорциях в физическом облике местных насельников наблюдается главным образом в монгольский период».
Необходимо отметить, что большинство тюркских народов Сибири и Алтая до начала
нашей эры сохранили свои европеоидные черты. Так, например, известный российский
антрополог Чикишева Татьяна Алексеевна в статье «Динамика антропологической
дифференциации населения юга Западной Сибири в эпохи неолита-раннего железного
века.» пишет о предшественниках современного населения южной Сибири: «В горных
районах Алтая и Саян (в Центральной Туве) антропологическую основу ранних
кочевников составила автохтонная протоморфная антропологическая общность,
восходящая к южной евразийской антропологической формации. Изменения в
антропологическом составе населения происходили в основном со второй половины VI в. до н.э. В антропологическом составе носителей пазырыкской культуры Горного Алтая выявляется европеоидный компонент, генетически восходящий к скотоводческому
населению северных районов Передней Азии и южных районов Средней Азии».
Российская исследовательница Тур С.С. в статье «Современные потомки носителей
пазырыкской культуры» пишет, что «Появление в данном регионе долихокранного
европеоидного типа, именуемого также гиперморфным восточносредиземноморским,
связывается с миграцией скотоводческих племен из Средней или Передней Азии.
Современные популяции североалтайского антропологического типа, к которым относятся северные алтайцы, телеуты, горные шорцы, а также барабинские татары позднего времени, являются потомками носителей пазырыкской культуры. Характерный для них краниологический комплекс формируется на территории Горного Алтая в результате длительного смешения и нивелировки особенностей двух основных компонентов различного происхождения - брахикранного, с умеренно выраженными монголоидными особенностями и низким, по монголоидному масштабу, лицом и долихокранного европеоидного, с высоким и широким лицом. Первый из них встречается на территории Горного Алтая с эпохи энеолита (пещеры Нижнетыткескенская-I и Каминная), второй появляется в эпоху ранней бронзы в результате миграции скотоводческих племен предположительно из Средней или Передней Азии».
С. А. Плетнева в книге «Кочевники средневековья» пишет, что «наиболее яркой и выразительной чертой половецкого времени являются каменные «бабы» — статуи,
изображающие половцев — мужчин и женщин. Даже сейчас по прошествии 600 лет, после многих бурных событий, происшедших в степях, после уничтожения массы статуй,
использования их в кладках фундаментов и т. д., в южнорусских музеях сохранилось более 700 каменных изваяний. В древности они ставились на высоких курганах скифского времени или эпохи бронзы, чаще всего на проезжих степных дорогах. Статуи изображали умерших — богатых и знатных ханов, беков и их жен. Они становились объектами поклонения, своеобразными дорожными и родовыми жертвенниками. Еще до XVII в. все степи были усеяны каменными половецкими статуями, в настоящее время их осталось не более полутора тысяч в музеях и селах Украины и Ростовской области. Однако и это сравнительно небольшое количество позволило нам классифицировать их, установить относительную хронологию отдельных типов и затем картировать эти типы в степях. В результате мы получили полную картину расселения половцев в южнорусских степях, поскольку ясно, что святилища предков, как и курганные могильники, могли возникать только в тех землях, которые были полностью освоены половцами, вблизи от их постоянных зимовищ, на путях ежегодных перекочевок. Судя по типам вещей, изображенных на статуях (кресал, зеркал, серег, ожерелий, гривен, сабель, колчанов со стрелами), основная масса половецких изваяний датируется XII — первой половиной XIIIв».
Свидетельство о публикации №221022301187