Андозеро

Как известно, название той или иной деревни образовалось либо от имени первого жителя, либо от ближайшего водного объекта, будь то река или озеро. В нашем случае, название деревни образовалось от названия озера. Если разделить это слово на два, получим: АНД-озеро, т.е. основа названия –анд.

По версии исследователей географических названий, часть слова –анд– может иметь два значения: дар и приношение. Таким образом, можно представить два варианта названия Анд-озеро: дарственное озеро и озеро приношений. Конечно, нашему слуху, приятней слово «дарственное», т.е. озеро дарит нам свою красоту, и свои ресурсы. Но также, в древности люди, населявшие это место, могли совершать «приношение», т.е. приносить что-либо в жертву, и тогда название Анд-озеро можно трактовать как «озеро жертвоприношений».[1]

Андозеро, как и большинство озёр Онежского района имеет ледниковое происхождение. После схода последнего (Валдайского) ледника, освободившаяся ото льда поверхность оказалась прогнутой, и в результате последовавшего за этим подъёма уровня Мирового океана, огромные территории оказались ниже уровня моря. Белое море в этот период простиралось далеко на юг, вплоть до котловин Онежского и Ладожского озёр. Затем, около 5 тыс. лет назад началось отступление моря на север.[2]

В районе Андозера, как и в районе Хайнозера и далее к морю, имеет место холмисто-моренный рельеф, с сохранившимися моренными нагромождениями и множественными впадинами. Одной из таких впадин и является озеро Андозеро.

В описании Онежского уезда 1852 года, Андозеро включено в список наиболее крупных озёр уезда, имеющего длину – 6 вёрст, ширину – 3 версты, глубину – 4 сажени.[3]

По данным государственного водного реестра, озеро относится к Двинско-Печорскому бассейновому округу, бассейна реки Онеги. Площадь озера составляет – 4,9 км;, площадь водосбора – 16,2 км;.[4]

Питание озера осуществляется за счёт впадения в него нескольких ручьёв и родников. Не исключено, что и на дне озера так же имеются родники. С северо-восточной стороны, через узкую протоку Андозеро соединяется с Пулкозером (в просторечии Пылкозеро). Иногда возникает вопрос, а не является ли Пылкозеро частью Андозера, или же это два разных озера, но то ли по воле природы, то ли по воле человека их соединила протока.

Если взглянуть на топографическую карту, то мы увидим что в районе Пылкозера и находящихся в полутора километрах озер Бол. и Мал. Пыш-озеро (в просторечии Пыжозеро), местность низменная, и вполне вероятно, что в послеледниковый период это был один общий водоём. В дальнейшем, наиболее мелкие места стали зарастать, тем самым отделив озёра, друг от друга, и лишь Пылкозеро продолжало соединяться с Андозером. В дальнейшем, когда сюда пришли первые поселенцы, они вероятно соорудили нечто вроде дамбы в месте соединения Пылкозера с Андозером, оставив узкую протоку. Ведь старая дорога из Онеги пролегала с юга от Мал. Пыжозера и Пылкозера. Когда-то в середине 1970-х годов над этой протокой был деревянный мост, который со временем обветшал, и вместо него в протоку положили трубу.

Когда здесь на берегах озера появились первые поселенцы, неизвестно. Вероятно, земли эти заселились в период освоения севера новгородцами, а может быть жили тут и древние племена, про это история умалчивает. Но вполне возможно, что первые люди пришли сюда в тот период, когда в устье реки Онеги возникли первые поселения. Жители, занимаясь охотой и рыбалкой, пришли в Андозеро, и кому-то это место понравилось, т.к. находилось вдалеке от торговых путей. В то же время, если судить с точки зрения топонимики, и принять во внимание название озера как «озеро жертвоприношений», то вполне вероятно, что первыми здесь заселились древние языческие племена, которые поклонялись своим языческим богам, и ради своего благополучия приносили какую-либо жертву.

Самыми древними и известными источниками, в которых имеются сведения о поселении на Андозере, являются «Сотная 1556 г.» и «Сотная 1561-1562 гг.», где в составе Устьонежской волостки упоминается деревня Окатовская.

1556 – На Андо озере дер. Окатовкая: в. Иванко Пукин; в. Олферко Лукин; в Митка Пянтелеев да Савка Александров; в. Федка Василев Корела; в Игнатко Иванов.[5]

1561-1562 – Дер. Окатовская на Андо озерке: в. Гришка Офонасов да пасынок его Ондрюшка Олферов, в. Иванко Григорев сын Пукин.[6]

Таким образом, можно достоверно сказать, что первое название деревни было Окатовская. Это же название фигурирует в переписных и дозорных книгах с 1615 по 1718 год. В 1656 году, в Белом море на острове Кий, был основан Крестный монастырь, и в июле 1657 года, по грамоте государя Алексея Михайловича, деревня Окатовская в числе всех деревень Устьенской (Устьонежской) волости пожалована данному монастырю. А в январе 1669 г. была утверждена за тем монастырём.[7] Вотчиной Крестного монастыря деревня была до февраля 1764 года. В этом году вся Устьенская волость была отведена от монастыря и причислена под ведомство Новгородской губернии Белозерской провинции Каргопольской воеводской канцелярии.[8]

Чтобы понять, как развивалась деревня, можно сравнить количество дворов по некоторым имеющимся данным.

Количество дворов  – жилых / пустых:
1556 г. – 5 / 0
1561-1562 г. – 2 / 0
1615 г. – 10/ 0 [9]
1621-1622 г. – 13 / 1
1718 г. – 3 /10 (в т.ч. 4 избы бездворные) [10]

Как видим общее количество дворов за 152 года существования деревни (1566-1718) увеличилось всего на восемь единиц. Вероятно, жизнь в деревне была не лёгкой, и многие жители семьями уходили жить в другие районы, а многие, как пишется в писцовых книгах «…за скудостью сошли в мир скитаться».

По материалам первой ревизии 1723-1724 гг., на Андозере упоминается уже две деревни: Окатовская (55 душ) и Андозерская (5 душ).[11] Здесь следует заметить, что в переписных книгах, в основном указывали мужское население, поэтому судить об общем количестве населения в XVII-начале XVIII в. сложно. По второй ревизии населения 1744 г. в д. Окатовская – 56 душ, в д. Андозерская – 9 душ.[12] Таким образом, на Андозере в середине XVIII века было две деревни с разными названиями.

В XX веке хоть деревня уже носила одно название по имени озера, но в просторечии, всё же, разделялась на 1 и 2 деревни. Первая деревня начиналась у протоки соединяющей озёра Пылкозеро и Андозеро, и расположилась вдоль берега озера, и размер её был намного меньше чем вторая. Вторая, расположилась чуть поодаль, на возвышенном мысу. Как известно, населённые пункты вблизи водоёмов, старались ставить на возвышенных местах, поэтому можно с уверенностью сказать, что вторая деревня являлась местом жительства первых поселенцев, т.е. это и есть д. Окатовская. Это же название мы можем видеть на географической карте 1730 года. Эта карта является по-своему уникальным источником, т.к. это первое изображение д. Андозеро (Окатовская) на картографических материалах.

Если обратить внимание на карту, то мы видим, что у каждой деревни изображён свой условный знак, соответствующий наличию в ней, либо церкви или часовни. В нашем случае у деревни Окатовская изображена часовня.

Когда была построена часовня, достоверно неизвестно. Но возникла она не случайно, поскольку ближайшая церковь находилась на погосте в устье Онеги, и возможность посещать её было вероятно только по большим церковным праздникам, но иногда жителям необходимо было посетить церковь и другие дни. Как правило, часовни и церкви в деревнях строились по прошению местных жителей и разрешению вышестоящих духовных органов.

Часовня деревянная, Петра и Павла, на каменном фундаменте, вышиною около 8 аршин, длиною 4 аршина, ширины 2 аршина (высота – 5,69 м.; длина – 2,84 м.; ширина – 1,42 м.). Выстроена по предположению крестьян с дозволения Крестного монастыря, на горе называемой «могильником»[13], в каком году – неизвестно. Тут же наше внимание привлекает слово «могильник». Что это могло быть? В археологии, могильник это своеобразный комплекс погребений, они могут быть как в виде курганов, отмеченные насыпями, так и грунтовые – без насыпей. И вероятно на этой горе находилось древнее кладбище, со временем утраченное.

С течением времени деревня разрасталась. В 1859 году в д. Андозерская, а именно так, в составе из двух деревень, она стала называться в середине XIX века, было 22 двора, в которых проживало 119 человек, из них 58 мужского пола и 61 женского пола.[14]

Часовня была приписана к Онежскому приходу, на 1888 год число прихожан в деревне составляло 235 человек (108 м.п.; 127 ж.п.)[15]. Со временем часовня не могла уместить такое количество людей, поэтому в июле 1889 года жители деревни подали прошение о том, что вместо часовни Петра и Павла они желают иметь церковь, а для этого предлагалось к часовне пристроить Святой Алтарь. Крестьяне запросили строевой лес 30 брёвен по 5 аршин 5 вершков (3,78 м.) и 45 брёвен по 3 аршина 8 вершков (2,49 м.). По их же прошению, в виду бедности, крестьяне не могли завезти церковную утварь и необходимые священнические облачения, поэтому попросили выдать Михаилу Мосееву из Кяндского прихода книгу от Консистории на добровольные пожертвования в Санкт-Петербург.

Был разработан план церкви с пристройкой алтаря, и уточнён план местности, где стояла часовня. От ближайших домов она располагалась в 18 ; саженях (39,47 м.) от дома Ивана Кренёва, этот дом предполагалось перенести и в 20 саженях (42,67 м.) от дома Николая Логинова. Сама же церковь должна была иметь следующее размеры: длина 18 аршин (12,8 м.); высота в алтарной части 4 аршина (2,84 м.); сама церковь 4 аршина 4 вершка (3,02 м.); в паперти 4 аршина (2,84 м.). Предполагалось иметь 5 колоколов общим весом 36 пудов (576 кг.).

Было и такое предложение среди некоторых священнослужителей, что необходимости для устройства церкви в д. Андозерской не имеется, т.к. крестьяне могут удовлетворять свои религиозные потребности в церквях Вонгудского прихода отстоящих от деревни в 9 верстах (9,6 км.). Но это предложение не было принято, и лес в количестве 75 брёвен был заготовлен, и церковь начала строиться.

По Соборной книге на имя Михаила Мосеева в Санкт-Петербурге, им были приобретены для будущей церкви: ковчег бронзовый со стеклянным колпаком – 35 руб.; Крест и Престол – 10 руб.; серебряная чаша с прибором – 75 руб.; два подсвечника на Престол – 12 руб.; подсвечник для выноса – 10 руб.; 6 лампад – 66 руб.; паникадило – 40 руб.; пара хоругвей – 25 руб. Всего на 273 руб.

В 1892 г. из Санкт-Петербурга были привезены Царские врата с аркой, ранее предполагавшиеся в Богоявленскую церковь с. Кянда. В этом же году алтарь уже был закрыт тёсом, а к устройству иконостаса ещё не приступили. На это устройство имелось 120 руб., а архангельский иконостасный мастер Дмитрий Дмитриевич Терентьев, согласился устроить иконостас к весне 1895 года за 200 рублей. Недостающие денежные средства были собраны, иконостас установлен. А 16 января 1897 года, протоиреем Онежского Собора Фёдором Кононовым, церковь была освящена во имя Св. Апостолов Петра и Павла.

Церковь прекратила своё существование вероятно с приходом Советской власти. В списках населённых мест Архангельской губернии на 1907 г., она ещё значится, а вот в 1918 году уже не упоминается. В Советские времена в здании церкви находился деревенский клуб, где показывали кинофильмы и проводились различные культурные мероприятия. Онежские школьники, приходившие сюда с экскурсионными походами, часто располагались в клубе на ночлег.
В дальнейшие годы число дворов увеличивалось, жителей так же становилось больше. Официально деревня называлась Андозерская, но уже с 1905 года, это название постепенно стало трансформироваться в Андозеро, по названию озера.

Количество дворов и населения в первой четверти XX века:

1905 – 44 двора; мужчин – 162, женщин – 184, всего населения – 346. [16]
1918 – 59 двора; всего населения – 346. [17]
1905 – 63 двора; мужчин – 129, женщин – 179, всего населения – 308. [18]

Однако не стоит забывать, что в своё время д. Андозеро состояла из двух деревень с разными названиями, и в 1926 году они учитывались как отдельные деревни. Подтверждением этому служат данные из материалов «Списки населённых мест по Онежскому району Северного края», справочника «Административно-территориальное деление Архангельской губернии и области в XVIII-XX веках» и топографической карты Генерального штаба Красной Армии Р-37-5 (Онега), издания 1941 г. (состояние местности на 1939 г.). В этих материалах мы видим забытое на сегодняшний день название Припаш, относящееся к первой деревне. Вторая деревня называлась Андозеро.

Название Припаш, вероятно можно объяснить как «припаханный участок земли; дальняя пашня, в пустоши»[19]. Вероятно, здесь находились какие-то пахотные земли Андозерских жителей, и таким образом появилось это название деревни.

Жизнь в деревне в XIX представляла собой безотрадную картину. Путешественник и писатель, член Императорского Санкт-Петербургского вольного экономического общества, статский советник Антон Петрович фон Пошман, посетивший в 1800 году Архангельскую губернию, объезжая города и уезды, посетил и д. Андозеро. Видя бедность и нищету деревни, он смог только сказать: «Андозёра-хайдуки*, нет ни хлеба ни муки»[20].

Крестьянские семьи были большими, а земельные наделы по тем временам, давали только на детей мужского пола, поэтому семьи, где было много дочерей, испытывали особую нужду. Зимой многие женщины устраивались на работу в г. Онегу в качестве прислуги в богатые семьи. Мужчины уходили на отхожие промыслы в другие регионы. Первая мировая война принесла новые страдания, жизнь, и до этого трудная, ухудшилась ещё сильнее. Революция 1917 года, дала надежду на светлое будущее и развитие деревни. Начавшаяся затем Гражданская война, коснулась и Андозера, но больших боевых действий здесь не происходило.

Вот как вспоминает о событиях Гражданской войны Вера Ивановна Логинова, которая проживала в деревне с 1917 года:

«Через Андозеро проходили отряды белых. Здесь они стояли всего один день. Жители прозвали их «волчьей сотней». Отряд «волчьей сотни» отбирал лошадей у жителей деревни, допрашивал население, где находятся красные. Допросы устраивали в нашем доме. Жители деревни скрывали партизан в своих подвалах, так же часть из них скрывалась на островах на озере. Местные жители доставляли донесения от красных из Онеги и так же доставляли сведения в город. Боёв крупных или стрельбы здесь не было. Красные, по этому пути гнали белых, дальше до Онеги».[21]

На 1926 год в д. Андозеро было 65 дворов, в которых проживало 282 человека, в д. Припаш – 10 дворов, 40 человек.

По данным топографической карты 1939 г. мы можем узнать следующие данные на этот год.: в д. Припаш – 19 дворов, в д. Андозеро – 45 дворов. В ней же имеется сельский совет. Через протоку, соединяющую оз. Пылкозеро и Андозеро, моста ещё не было, а был брод глубиной 0,5 м, грунт твёрдый.

По спискам населённых мест Архангельской губернии на 1918 год, в деревне значится школа, вероятнее всего начальная, следовательно, можно считать, что в деревне в то время было достаточное количество детей. Это, или уже другое здание школы, сохранилось до наших дней. Находится оно на территории детского оздоровительного (бывшего пионерского) лагеря.

В советские годы на берегу оз. Андозеро были образованы пионерские лагеря: «Орлёнок» (1938), «Дружба» (19.07.1961). Так же на озере находились 2 спортивных лагеря «Труд» (орг. 29.06.1960, ликвидирован в 1990) и «Юность» (орг. в 1968, ликвидирован в 1992).

На 2004 год в деревне насчитывалось 7 постоянных хозяйств с численностью населения – 8 человек. В настоящее время деревня обретает новую жизнь. Здесь в основном живут дачники, как в летнее, так и зимнее время. Особое внимание привлекает гостевой дом «Андозерская усадьба», где гостеприимная хозяйка Галина Николаевна принимает гостей в любое время года.

На фото: фрагмент карты 1730 г. (сверху); оз. Андозеро, вдали видна церковь (фото А. Венедиктова); фрагмент топографической карты м-ба 1:100000, ГШКА 1939 г. (справа).

Примечания.
*Хайдук – вор, буян (каз.); бойкий, крикун, нахал (вят.) [Толковый словарь живого Великорусского языка Владимира Даля. Т.4. Санкт-Петербург - Москва, 1909. С.1162.]

Используемые источники и литература.
[1] Вольский К.П., Романова Е.К. Беседы по начальному топонимическому просвещению. Архангельск. Поморский университет.2007.С.299-300.
[2] Озёра Архангельской области http://www.limno.org.ru/win/lakerus/ao_03.htm [Электронный ресурс. Дата обращения 24.03.2016.]
[3] Архангельский сборник. Ч.1.Кн.2. Архангельск. 1865.С.163.
[4] Государственный водный реестр [Электронный ресурс. Дата обращения 24.03.2016.]
[5] Сотная на Турчасовский стан Каргопольского уезда с книг письма Я.И. Сабурова и И.А. Кутузова. 1556 г. / сост. Ю.С. Васильев / Социально-правовое положение северного крестьянства (досоветский период). Вологда. 1981.С.123.
[6] Сотные на волости Каргопольского уезда с книг письма Никиты Григорьевича Яхонтова 1561-1562 года / Северный Археографический сборник. Выпуск 2. Северные писцовые книги, сотницы и платежницы XVI в. / Вологда.1972. С.459.
[7] СПбИИ РАН. К.11. Оп.1. Д.32ч1. Л.29.
[8] СПбИИ РАН. К.11. Оп.1. Д.32ч1. Л.29об.
[9] РГАДА. Ф.27. Оп.1. Д.29ч1. Л.71.
[10] РГАДА. Ф.350. Оп.1. Д.169. ЛЛ.941об.-942об.
[11] РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1268. Л.27.
[12] РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1271. ЛЛ.147об.;150об.
[13] ГААО. Ф.29. Оп.4. Т.3. Д.5810.
[14] Списки населённых мест Российской империи (по сведениям 1859 года). Т.I. Санкт-Петербург, 1861. С.43
[15] Атлас Архангельской Епархии. Издание 1890 г.
[16] Списки населённых мест Архангельской губернии к 1905 г. Архангельск. 1907.С.170-171.
[17] Списки населённых мест Архангельской губернии. Архангельск. 1918.С.14.
[18] Списки населённых мест Архангельской губернии на 1-е мая 1922 г. Архангельск. 1922.С.75.
[19] Толковый словарь живого Великорусского языка Владимира Даля. Т.3. Санкт-Петербург - Москва, 1907. С.1130.
[20] О Советском, хозяйственно и культурном строительстве Онежского района. Материалы к докладу на III-м съезде Советов Северного Края. Онега,1935. С.8.
[21] МБУК «ОИММ». Оп.3. Д.748.
[22] ГААО. Ф.1533. Оп.5. Д.2. ЛЛ.36-39об.


Рецензии