Выпуск 20. Предложения с прямой речью

ШКОЛА РУССКОГО ПИСЬМА

ВЫПУСК 20. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ. ЦИТИРОВАНИЕ. ОФОРМЛЕНИЕ ДИАЛОГА

В двадцатом  выпуске проекта одиннадцать разделов
Первый (базовый) уровень
Введение в тему
Раздел 1. Слова автора перед прямой речью, схема А—П
Раздел 2. Прямая речь перед словами автора, схема П—А
Раздел 3. Слова автора внутри прямой речи, схема П—А—П
Раздел 4. Прямая речь внутри слов автора, схема А—П—А

Второй уровень
Раздел 5. Особые случаи прямой речи и её отличие от других вариантов
Раздел 6. Несобственно-прямая речь
Раздел 7. Цитирование
Раздел 8. Оформление диалога
Раздел 9. Абзацы  при прямой речи
Раздел 10. Сложные случаи оформления прямой речи и диалога
Раздел 11. Вопросы на форумах русского языка

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА "ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ. ЦИТИРОВАНИЕ. ОФОРМЛЕНИЕ ДИАЛОГА»

РАЗДЕЛ 1. СЛОВА АВТОРА ПЕРЕД ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ, СХЕМА А—П
Тема 1. Постановка задачи
Тема 2. Стандартные схемы оформления прямой речи А–П

РАЗДЕЛ 2. ПРЯМАЯ РЕЧЬ ПЕРЕД СЛОВАМИ АВТОРА, СХЕМА  П—А
Тема 1. Постановка задачи
Тема 2. Стандартные схемы оформления прямой речи П—А

РАЗДЕЛ 3. СЛОВА АВТОРА ВНУТРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ, СХЕМА П—А—П
Тема 1. Прямая речь состоит из одного предложения:  схема «П, – а, – п»
Тема 2. Прямая речь состоит из двух  (или нескольких)  предложений
Тема 3. Два глагола  со значением высказывания

РАЗДЕЛ 4. ПРЯМАЯ РЕЧЬ ВНУТРИ СЛОВ АВТОРА,  СХЕМА А—П—А
Тема 1. Встроенная прямая речь с запятой: схема  А: «П», а.
Тема 2. Универсальные схемы с тире

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
РАЗДЕЛ 5. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ ПРЯМОЙ РЕЧИ И ЕЁ ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ВАРИАНТОВ
Тема 1. Основные положения
Тема 2. Отличие предложений с прямой речью от СПП и БСП
Тема 3. Встроенные  цитаты
Тема 4. Прямая речь как член предложения (подлежащее, дополнение, несогласованное определение)
Тема 5. Однородные части прямой речи
Тема 6. Вводные предложения со значением слов автора
Тема 7. Опущенные кавычки

РАЗДЕЛ 6. НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Тема 1. Основные положения
Тема 2. Анализ несобственно-прямой речи

РАЗДЕЛ 7. ЦИТИРОВАНИЕ
Тема 1. Определение и  способы цитирования
Тема 2. Знаки препинания при неполном цитировании
Тема 3. Цитирование стихотворной речи
Тема 4. Указание на автора и произведение
Тема 5. Оформление эпиграфа (в правой части страницы)

РАЗДЕЛ 8. ОФОРМЛЕНИЕ ДИАЛОГА
Тема 1. Основные положения
Тема 2. Оформление диалога в абзац
Тема 3. Оформление диалога в строку (в подбор)
Тема 4. Встреча прямой речи разных авторов в одном предложении

РАЗДЕЛ 9. АБЗАЦЫ  ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ
Тема 1. Когда слова автора выделяются в отдельный абзац
Тема 2. Текст автора может относиться к действиям
Тема 3. Авторский текст между двумя репликам одного лица
Тема 4. Невысказанные    мысли персонажа

РАЗДЕЛ 10. СЛОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ ПРЯМОЙ РЕЧИ И ДИАЛОГА
Тема 1. Обозначение действий  или состояний персонажей внутри прямой речи или диалога
Тема 2. Правила постановки двоеточия после слов автора, выраженных различным образом
Тема 3. Мысли героев  в тексте с прямой речью
Тема 4. Скобки  в предложениях с прямой речью

РАЗДЕЛ 11. ВОПРОСЫ НА  ФОРУМАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ШКОЛА РУССКОГО ПИСЬМА, УРОК 20

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
(1) Прямая речь представляет собой дословную передачу  высказывания, обязательно сопровождаемую авторскими словами.

(2) Прямая речь передаёт высказывание другого лица, или слова самого говорящего, сказанные им ранее, или мысли говорящего.

(3) Прямая речь может оформляться в строку (в подбор) или в абзац.
 Прямая речь (чужая речь) выделяется кавычками, если записана  в  с т р о к у   (в подбор):
Владимир Сергеевич с недоумением посмотрел на своего человека и торопливым шёпотом проговорил: «Поди узнай, кто это».
Если прямая речь начинается  с  а б з а ц а, то перед началом ее ставится тире:
Никита, поклонясь в землю, сказал:
— Прости, батюшка.

(4) Авторские слова могут по-разному располагаться относительно  прямой речи, поэтому рассматриваются  различные  с х е м ы   их взаимного положения.

2. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
(1) Существуют основные  варианты оформления прямой речи по классическим схемам. Кроме того,  возможна  упрощенная запись, но  также по определенным образцам.

(2) В правилах оформления предложений с прямой речью учитывается  интонационно-грамматический принцип письма.
 Так, постановка двоеточия после слов автора  соответствует предупредительной интонации (неполное понижение голоса перед значительно увеличенной паузой), а постановка тире после прямой речи  перед словами автора – присоединительной интонации.
   
РАЗДЕЛ 1. СЛОВА АВТОРА ПЕРЕД ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ,  СХЕМА А—П
Тема 1. Постановка задачи
Тема 2. Стандартные схемы оформления прямой речи А–П

ТЕМА 1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
1. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
В схеме А–П  все знаки (точка, вопросительный и восклицательный знак, многоточие), которые были в прямой речи, сохраняются; соответственно, имеются четыре варианта оформления прямой речи:  (1) А: «П».  (2) А: «П?» (3) А: «П!» (4) А: «П…»
 
2. ПОЛОЖЕНИЕ  ЗНАКОВ ОТНОСИТЕЛЬНО КАВЫЧЕК
Следует обратить внимание на то, что точка ставится после кавычек, в то время как остальные знаки ставятся  до кавычек.
 
ТЕМА 2. СТАНДАРТНЫЕ СХЕМЫ ОФОРМЛЕНИЯ ПРЯМОЙ РЕЧИ ПО СХЕМЕ А–П

1. ТОЧКА, схема  А: «П».
Савельич дёргал меня за руку, говоря: «Выходи, сударь, приехали».
А за окном шелестят тополя: «Нет на земле твоего короля».
Сын подумал: «Добрый ужин был бы нам, однако, нужен».

2. ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК, схема А: «П?»
Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?»
Я спросил его: «Хочешь прогуляться на вал?»
Учитель спросил у Алёши: «Знаете ли вы теперь свой урок?»

3. ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК, схема А: «П!»
В маленький городок ворвалась ошеломляющая весть: «Царя скинули!»
В тишине раздались крики: «За мной! В атаку!» Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный мальчишка!»
Мишка кричит: «Здорово получается!»

4. МНОГОТОЧИЕ, схема А: «П…»
По рядам матросов прошёл глухой шёпот: «Плачет…»
Старуха вздохнула: «Спи, внучек, спи...»
Он проговорил смущённо: «Твой приятель будет у нас гостить, неловко...»

РАЗДЕЛ 2. ПРЯМАЯ РЕЧЬ ПЕРЕД СЛОВАМИ АВТОРА, СХЕМА  П—А
Тема 1. Постановка задачи
Тема 2. Стандартные схемы оформления прямой речи П—А

ТЕМА 1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
1. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
В схеме П—А точка, стоящая в конце повествовательной прямой речи, меняется на запятую, остальные же знаки сохраняются, то есть реализуются четыре варианта оформления прямой речи:
(1) «П», – а.  (2)  «П?» – а. (3)  «П!» – а. (4)  «П…» – а.

2. ПОЛОЖЕНИЕ  ЗНАКОВ ОТНОСИТЕЛЬНО КАВЫЧЕК
Следует обратить внимание на то, что  з а п я т а я   ставится  п о с л е  кавычек, в то время как  о с т а л ь н ы е   знаки ставятся  до кавычек.
   
ТЕМА 2. СТАНДАРТНЫЕ СХЕМЫ ОФОРМЛЕНИЯ ПРЯМОЙ РЕЧИ ПО СХЕМЕ П—А

1. ЗАПЯТАЯ ВМЕСТО ТОЧКИ, схема  «П», – а
«Это лошадь отца моего», – сказала Бэла.
«Теперь пора», – решил Пьер.
«Славная погода будет завтра», –  заметил я, глядя на светлое небо.
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», – перебил Базаров.
«Я не слышу», – ответила Катя и прислушалась.
«Ну, вам надо идти», – заторопила Ирина.
«Ещё я хотел вас попросить, чтобы эта сделка осталась между нами», – говорил Чичиков, прощаясь.

2. ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК, схема  «П?» – а.
«Куда так, кумушка, спешишь ты без оглядки?» – Лисицу спрашивал Сурок. «Что так рано вскочила?» – весело сказал он, обнимая невестку.
 «Увидеть барский дом нельзя ли?» – спросила Таня.

3. ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК, схема  «П!» – а.
«Вернитесь! Акула!» – закричал артиллерист.
«Не шуми, тише иди!» – сердитым шёпотом говорил старик Оленину.
«Готовьте катер!» – приказал капитан.

4. Многоточие , схема  «П…» – а.
«Странно…» – подумал дьякон.
«Я бы мог ещё добавить...» –  начал он, но не закончил фразу.
«Да, какая-то она чудная...» – сказал Анисим.

РАЗДЕЛ 3. СЛОВА АВТОРА ВНУТРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ, СХЕМА П—А—П
Тема 1. Прямая речь состоит из одного предложения:  схема «П, – а, – п»
Тема 2. Прямая речь состоит из двух  (или нескольких)  предложений
Тема 3. Два глагола  со значением высказывания

ТЕМА 1. ПРЯМАЯ РЕЧЬ СОСТОИТ ИЗ ОДНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
 
1. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
(1) Универсальная  схема «П, – а, – п».
Это УНИВЕРСАЛЬНАЯ схема для прямой речи, состоящей из одного предложения, причём наличие или отсутствие знака препинания в месте разрыва прямой речи не имеет значения.

(2) Общий знак «запятая – тире»
В соответствии с этой схемой слова автора внутри прямой речи с двух сторон выделяются одинаковым знаком  «запятая – тире ».

2. ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
(1) НА МЕСТЕ РАЗРЫВА ПРЯМОЙ РЕЧИ НЕТ ЗНАКОВ
В этих местах, – рассказывал он, – я охотился в прошлом году».
«Самолюбие, – сказал я, –  есть убеждение в том, что я лучше и умнее всех людей».
«Мы решили, — продолжал заседатель, — с вашего дозволения остаться здесь ночевать».

(2) СОЮЗ «И»  НА МЕСТЕ РАЗРЫВА ПРЯМОЙ РЕЧИ
«Идите в спальню, – сказал учитель, – и оставайтесь там до тех пор, пока не будете знать урок».

(3) ЗАПЯТАЯ НА МЕСТЕ РАЗРЫВА ПРЯМОЙ РЕЧИ
«Я уверен, – продолжал я, – что княжна в тебя влюблена».
«Может быть, – продолжал он, – вы поручите мне составить бумагу?»
«Нет, – подумал Аркадий, – небогатый этот край».
«Скажи мне, – наконец прошептала она, – тебе очень весело меня мучить?»
«Послушай, мужичок, – сказал я ему, – знаешь ли ты эту дорогу?»
Нет, — промолвил Ермолай, — дело не ладно; надо достать лодку».

(4) ДРУГОЙ ЗНАК (ДВОЕТОЧИЕ, ТИРЕ И ДР.) НА МЕСТЕ РАЗРЫВА ПРЯМОЙ РЕЧИ
 
«Нам придётся здесь ночевать, — сказал Максим Максимыч, — в такую метель через горы не переедешь».

– Это  у н и в е р с а л ь н о с т ь, которую можно приветствовать?
– Да,  единый знак «запятая-тире»  обозначает паузы, выделяющие слова автора внутри прямой речи,  интонация вставочная.

ТЕМА  2. ПРЯМАЯ РЕЧЬ СОСТОИТ ИЗ ДВУХ  (ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ)  ПРЕДЛОЖЕНИЙ

1. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
(1) Если прямая речь состоит из двух предложений, то первая часть прямой речи оформляется по  с х е м е   П—А (точка в конце прямой речи меняется на запятую, остальные знаки сохраняются).

(2) Затем после слов автора ставится  т и р е  и следует вторая часть прямой речи с прописной буквы, то есть реализуются следующие схемы:
а) «П, – а. – П».    б)  «П? – а. – П».   в)  «П! – а. – П».   г)  «П…» - а. – П».

(3) В конце второй   части  прямой речи, кроме точки,   может быть любой д р у г о й  знак.

(4) К а в ы ч к и    ставятся в начале и в конце всей синтаксической конструкции.

2. ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
(1) ТОЧКА МЕНЯЕТСЯ НА ЗАПЯТУЮ ПРЕД СЛОВАМИ АВТОРА, схема «П, – а. – П».
 «Он в тарантасе поедет, – перебил вполголоса Аркадий. – Ты с ним, пожалуйста, не церемонься».
«Прощай, Дерсу, – подумал я. – Ты спас мне жизнь. Я никогда не забуду этого».

(2)  ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК, схема «П! – а. – П.»
 «Егорушка!» – раздался шёпот. – Вставай, пора ехать».
«Михаил Александрович! – крикнул он вдогонку. – Не прикажете ли сейчас дать телеграмму дяде в Киев?»
«Вот он, край света!» – воскликнул Мохов. – Никогда ещё так далеко не ездил».
«Нет, я непременно поеду! – сказала решительно Наташа. – Данила, вели нам седлать».
«Вот он, край света! — воскликнул Мохов. — Здорово! Никогда ещё так далеко не ездил!»

(3) ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК, схемы «П? – а. – П».  «П? – а. – П?».
«Ты с нею танцуешь мазурку? – спросил он. – Она мне призналась».
«Смела ли Маша? – отвечала её мать.  –  Нет, Маша трусиха».
«Вы здесь? – сказала она. – А мы вас ищем».
«Что так скоро? – спросил пастушонок, сразу огорчившись. – Одному здесь скучно».
«Чему ты усмехаешься? – спросил он меня, нахмурясь. – Или ты не веришь, что я великий государь?»
«Мама? – переспросила девочка. – А моя мама разрешает мне ходить над рекой».
«Так вас зовут Павкой? — прервала молчание Тоня. — А почему Павка? Это некрасиво звучит, лучше Павел».

(4) МНОГОТОЧИЕ, схема «П...- а. – П».
«Я не знаю... – сказала она. – Давайте поговорим об этом в другой раз».
«Да нет... – сказала женщина. – Всё равно уже поздно».
«Странно... – подумал дьякон. – Что бы это могло значить?»
«Обожди… — сказал Морозка угрюмо. — Давай письмо…».

ТЕМА 3. ДВА ГЛАГОЛА  СО ЗНАЧЕНИЕМ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
1. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
(1) В схеме П—А—П возможно наличие двух глаголов со значением высказывания, относящиеся к одному лицу;  в этом случае для оформления прямой речи используется специальная схема:  «П, – а: – П».
 
(2) Следует обратить внимание на редкий случай одновременного употребления двоеточия и тире.
 
2. ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
(1)  ЗАПЯТАЯ (двоеточие и тире), схема «П, – а: – П».
«Я знаю, что вы уезжаете, – сказал Князев и добавил: – Вы меня извините».
«Перестань грести, – сказал он и попросил: – Посиди минутку тихо».
«Я надеюсь, что вы будете иметь успех, – сказал он художнику и добавил: – Здешнее общество никогда ещё не слыхало импровизатора».
«Я тебя не спрашиваю, — строго сказал офицер и снова спросил: — Старуха, отвечай!»

(2) МНОГОТОЧИЕ (двоеточие и тире), схема «П… – а: – П».
«Любовь... – повторила она медленно и вдруг прибавила: – Я потому и не люблю этого слова, что оно для меня слишком много значит».

(3)  ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК  (двоеточие и тире), схема «П? – а: – П».
« Вы сможете прийти завтра? – спросил он и добавил: – В другой день встретиться не получится».

РАЗДЕЛ 4. ПРЯМАЯ РЕЧЬ ВНУТРИ СЛОВ АВТОРА,  СХЕМА А—П—А
Тема 1. Встроенная прямая речь с запятой: схема  А: «П», а.
Тема 2. Универсальные схемы с тире

ТЕМА 1. ВСТРОЕННАЯ ПРЯМАЯ РЕЧЬ С ЗАПЯТОЙ: схема  А: «П», а.

1. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
(1) Если на месте разрыва слов автора находится ЗАПЯТАЯ (между однородными членами, в сложном предложении или закрывающая обособленный оборот), а прямая речь является ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ, то прямая речь естественным образом ВСТРАИВАЕТСЯ в общую структуру   предложения и после неё сохраняется запятая.

(2) В данном  случае предупредительная пауза перед прямой речью отсутствует,  так как она вписывается в общую интонацию  предложения. Соответственно, двоеточие после слов автора оформительского характера, на этом месте делается только небольшая произносительная пауза

2. ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
(1) ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ СКАЗУЕМЫМИ (повествовательная прямая речь)
Отец Василий сказал: «Да,  вот так», вздохнул, помолчал и ушёл.

(2)  ЗАПЯТАЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ, повествовательная прямая речь
 Брат вдруг говорил: «Мишка, пойдём на биллиард», и они по три часа играли на биллиарде.
Ему сказали: «Ответа не будет», и он ушёл.
Ко мне подходит Борис, говорит: «Хорошо сбил, замечательно», но глаза его блестят, полные зависти

(3) ЗАПЯТАЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ (повествовательная прямая речь)
Когда вы мне ответили: «Этого не может быть», значило ли это никогда?
Он рассеянно говорил: «Да, хороша», когда ему говорили, что Элен красавица.
По правилам дуэли, прежде чем провозгласить роковое: «Раз, два, три»,  секундант обращается  к противникам с предложением о перемирии.
Она сказала: «Гроза-то не унимается», когда молния в очередной раз осветила крыльцо и часть сада.

(4)  ЗАПЯТАЯ ПОСЛЕ ОБОСОБЛЕННОГО ОБОРОТА (повествовательная прямая речь)
Пробормотав: «Барчуки проклятые», он закурил сигару и плотнее завернулся в шинель.
Хозяева, говорившие всем: «Очень рады вас видеть», так же встретили Ростовых.
Подумав: «Ну, всё кончено, слава богу, завтра увижу Серёжу и Алексея Александровича», Анна вошла в спальный вагон и села на диванчик.
Василий задумался, а затем, коротко сказав: «Забудем об этом», вновь устремил взгляд в окно.
Софья Карловна ещё раз поцеловала Маню и, сказав ей: «Поди, гуляй, моя крошка», сама поплелась за свои ширмы .

(5) ЗАПЯТАЯ ПЕРЕД  ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ (повествовательная прямая речь)
Лермонтов писал: «Так жизнь скучна, когда боренья нет», говоря о высоком предназначении человека.

– Термин «встроенная прямая речь» является общепринятым?
–  Это условное название. Встроенная прямая речь не имеет собственной интонации и не выделяется паузами, а входит в интонационную структуру предложения в качестве  с т р у к т у р н о г о  элемента.

ТЕМА  2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СХЕМЫ С ТИРЕ:
(1) А: «П» - а. (2) А: «П?» - а. (3) А: «П!» - а. (4) А: «П…» - а.

1. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
(1)  Если на месте разрыва слов автора не было знаков препинания или если прямая речь  н е  я в л я е т с я   повествовательной, то после прямой речи  делается пауза и ставится тире.
(2) В конце повествовательной прямой речи нет  точки, но в других случаях сохраняются такие знаки препинания, как вопросительный знак,  восклицательный знак и многоточие.

(3) Интонация
Пауза, соответствующая двоеточию  перед прямой речью, отсутствует,  при этом прямая речь обычно  составляет единую фразу с первой частью   слов  автора.
Постановка тире после  прямой речи соответствует разделительной интонации, то есть повышению тона перед паузой.
 В частности, если прямая речь не является    повествовательной,   пауза  позволяет выразить вопросительную или   восклицательную интонацию.

2. НЕТ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ НА МЕСТЕ РАЗРЫВА СЛОВ АВТОРА (ставится тире)

(1) ВСЕ ЗНАКИ В ПРЯМОЙ РЕЧИ СТАВЯТСЯ, КРОМЕ ТОЧКИ
Со словами: «Прощайте и будьте здоровы» – он вышел из комнаты.   
На мой вопрос: «Жив ли старый смотритель?» – никто не мог мне дать ответа.
Часовой сурово окликнул: «Кто там?» – и вскинул ружьё.
Из дрожек выскочил человек и с криком: «Евгений Васильевич!» – бросился к Базарову.

(2) СОЮЗ  «И»  МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ СКАЗУЕМЫМИ
Денисов сказал: «Ну, прощайте, графиня» – и, не взглянув на Наташу, вышел.
Градоначальник произнёс: «Не потерплю!» – и скрылся в комнате.
Николай думал: «Неужели французы?» – и смотрел на них, не веря глазам.
Часовой сурово окликнул: «Кто там?» – и вскинул ружьё.
Он сказал: «Извините...» – и закрыл  дверь.
Он сказал: «Вы мне ничуть не мешаете» –  и продолжал выбирать из фуражки спелые черешни».
Она сказала: «Нынче, говорят, в университете уже мало занимаются науками» — и подозвала свою собачку Сюзетку.

3. НА МЕСТЕ РАЗРЫВА СЛОВ АВТОРА СТОИТ ЗАПЯТАЯ, НО ПРЯМАЯ РЕЧЬ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ  (ставится тире)

(1) ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ, СОЮЗЫ А, НО
И не грозился снег: «Вот стаю!» – а под ногами всё крепчал.
Мама всегда говорит: «Прекрасно!»  – а потом пишет на другой стороне рисунка свои статьи.
Тут уж он и совсем обомлел: «Ваше благородие, батюшка барин, да как вы… да стою ли я…» — и заплакал вдруг.

(2)  ОБОСОБЛЕННЫЙ ОБОРОТ   
Думая: «Я сам во всём виноват, что надеялся. Кто я и что я?» – Левин пешком направлялся к брату.
Ещё раз повторив: «Через час!» –  он направился было к дверям.

(3) СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ   
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» – и вмиг ворота на запор.
Она ожидала, что Иван Иванович воскликнет: «Не может быть!» – но он промолчал.

(4) СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Когда пешеход спросил у Эзопа: «Сколько часов ходьбы до Афин?» – мудрец не сразу смог ему ответить.

– Еще одна универсальная схема?
– Да,   если прямую речь не удается встроить в предложение, то она выделятся универсальным тире, а в устной речи делается пауза.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
Раздел 5. Особые случаи прямой речи и её отличие от других вариантов
Раздел 6. Несобственно-прямая речь
Раздел 7. Цитирование
Раздел 8. Оформление диалога
Раздел 9. Абзацы  при  прямой речи
Раздел 10. Сложные случаи оформления прямой речи и диалога
Раздел 11. Вопросы на форумах русского языка

РАЗДЕЛ 5. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ ПРЯМОЙ РЕЧИ И ЕЁ ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ВАРИАНТОВ
Тема 1. Основные положения
Тема 2. Отличие предложений с прямой речью от СПП и БСП
Тема 3. Встроенные  цитаты
Тема 4. Прямая речь как член предложения (подлежащее, дополнение, несогласованное определение)
Тема 5. Однородные части прямой речи
Тема 6. Вводные предложения со значением слов автора
Тема 7. Опущенные кавычки

ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Содержание высказывания с указанием его автора обычно оформляется в виде классической прямой речи, но существуют и  другие варианты:
(1) бессоюзное сложное предложение (БСП) со значением изъяснения;
(2) сложноподчиненное предложение (СПП) с придаточным изъяснительным – так называемая косвенная речь;
(3) представление слов автора в виде вводного предложения;
(4) кроме того, возможно упрощённые варианты оформления прямой речи (без двоеточия или без запятой перед тире).

2. ВЫБОР ВАРИАНТА
(1) В некоторых случаях выбор варианта оформления является авторским, но чаще он определяется содержанием, структурой и интонацией предложения, а также необходимостью отделить прямую речь от авторских слов.
   
(2) Следует учесть, что наибольшую выделительную способность имеет прямая речь в обычном оформлении, а наименьшую – сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
   
ТЕМА 2. ОТЛИЧИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ ОТ СПП И БСП
1. Бессоюзное   сложное предложение (БСП)
2. Косвенная речь (СПП с  союзными    словами)
3. Упрощённый вариант прямой речи при наличии указательных слов ТАК, ВОТ  (с кавычками, но без запятой перед тире)
4. Примеры различных вариантов оформления высказываний сходного содержания

1. БЕССОЮЗНОЕ   СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (БСП)
(1) ОБЩИЕ ПРАВИЛА
Высказывание обычно оформляется в виде БСП со значением изъяснения в следующих случаях:
(1) сказуемого в словах автора выражено глаголом н е с о в е р ш е н н о г о  вида;
(2) обозначается неоднократно  п о в т о р я е м о е   действие;
(3) высказывание имеет о б о б щ е н н о е  значение или приводится общеизвестная пословица, поговорка;
(4) нет точного указания, кому принадлежит прямая речь.
Постановке двоеточия соответствует понижение тона перед значительно увеличенной паузой (предупредительная  интонация).

(2)  ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
ИЗЪЯСНЕНИЕ
Решительно скажу: едва другая сыщется столица, как Москва.
Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий.
Недаром говорится: дома и стены помогают.

ИЗЪЯСНЕНИЕ, ПРЯМОЙ ВОПРОС (пишется вопросительный знак)
Мы с удивлением спрашивали: неужели Сильвио не будет драться?
Мы думали: сколько же ещё придётся ждать?
Но мне приходит в голову: точно ли стоит рассказывать мою жизнь?

ЗНАЧЕНИЕ ПОЯСНЕНИЯ, А НЕ ИЗЪЯСНЕНИЯ
 При наличии  у к а з а т е л ь н ы х  местоимений и частиц БСП имеет значение   пояснения:
Указательное местоимение ТАК: Он рассуждал так: отцу раньше шутя можно было прожить.  Потерять Москву или потерять армию – так стоял вопрос перед Кутузовым.
Указательная частица ВОТ:   Быть или не быть – вот в чём   вопрос.

2. КОСВЕННАЯ РЕЧЬ (СПП С  СОЮЗНЫМИ    СЛОВАМИ)
(1) ОБЩИЕ ПРАВИЛА
Высказывание может быть оформлено в виде так называемой косвенной речи, то есть в виде СПП с придаточным  и з ъ я с н и т е л ь н ы м. Косвенная речь обычно замещает нераспространённую  прямую речь, содержание которой не требует особого выделения.

По сравнению с прямой речью, в косвенной речи происходит грамматическая  ПЕРЕСТРОЙКА   предложения, а именно:  замена существительного  местоимением или изменение лица местоимения; также меняется интонация.
Сравнить:
Он  спросил: «Когда вы уезжаете?» Он спросил, когда мы уезжаем.
 Я спросил мальчика: « Откуда ты приехал?»  Я спросил мальчика, откуда он приехал.

(2) ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Они спросили, откуда я, помолчали, посторонились.
Смотритель осведомился, куда ему надобно ехать.
Иван Ильич спросил, где находится штаб.
Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела?
И она уже думает, как бы дожить до Михайлова дня.

3. УПРОЩЁННЫЙ ВАРИАНТ ПРЯМОЙ РЕЧИ ПРИ НАЛИЧИИ УКАЗАТЕЛЬНЫХ СЛОВ ТАК, ВОТ (с кавычками, но без запятой перед тире)
Упрощённый вариант оформления прямой речи – это средний вариант  между БСП и обычным оформлением прямой речи, который используется при наличии указательных слов. В этом  случае используются кавычки, но нет запятой перед словами автора:
«Нет худа без добра» – так решили мы, выслушав его рассказ.
«Будет буря» – вот что подумали все.
«Ничего не случилось» — так говорил ум.  «Случилось» — так говорило сердце.
«Нет ничего прекраснее этих снежных вершин» — так описывает эту местность один путешественник.
«Будь внимателен и осторожен!» — вот что он сказал мне на прощание.

То же, если следует присоединительная конструкция:
«Каждому овощу своё время» — эта народная мудрость передаётся из века в век.

4. ПРИМЕРЫ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ ОФОРМЛЕНИЯ
(1) Обычная  прямая речь: конкретное и распространенное высказывание
Я думал: «Так ли хороша моя жизнь, всё ли в ней достойно и правильно?».
(2) БСП: неоднократно повторяемое действие, прямой  вопрос, вопросительный знак
Я спрашивал  себя: так ли хороша моя жизнь?
(3) СПП (косвенная речь): нераспространенное высказывание  в сложном предложении
Я размышлял, так ЛИ хороша моя жизнь, и никак не  мог отвлечься от этих  мыслей.

ТЕМА 3. ВСТРОЕННЫЕ  ЦИТАТЫ
1. Подлинные выражения (цитаты), вставленные в текст в качестве элементов предложения, выделяются кавычками, но двоеточие перед ними не ставится:

Предположение дневального, что «взводный нажрался и дрыхнет где-то в избе», всё больше собирало сторонников.
Он вспомнил пословицу «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь» и отказался от первоначального плана;
С криком «Спасайте детей!» юноша бросился в горящее здание.

2. Но если перед подлинным выражением имеются слова ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ВЫРАЖЕНИЕ, НАДПИСЬ и т. п., то перед ними ставится ДВОЕТОЧИЕ (тогда это обычное оформление прямой речи по общим правилам):

Над воротами возвысилась вывеска, изображающая дородного амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные…»
Мимо станции проносились скорые поезда с табличками на вагонах: «Москва — Владивосток»;
Разберите предложение: «Сверкнула молния, и грянул гром».

3.  Это правило в ПАС под ред. Лопатина не имеет исключения для слов «предложение, выражение, надпись», то есть двоеточие  не должно ставиться и в этом случае.
В то же время с точки зрения интонации здесь явно возможны  в а р и а н т ы.  Если надпись  р а с п р о с т а н е н а я,  то желательно сделать предупредительную паузу и обозначить ее двоеточием (оформление по образцу обычной прямой речи);
Если же надпись  к о р о т к а я, то  слова «предложение, выражение, надпись» можно считать  п р и л о ж е н и е м   и двоеточия не ставить.

В приведенных примерах это можно отнести ко второму  предложению, если из него его убрать определение «вагонов»: Мимо станции проносились скорые поезда с табличками  «Москва — Владивосток». Поэтому, вероятно, правило  о постановке двоеточия нужно применять не всегда одинаково, а  с учетом грамматики предложения.

4. Также можно отметить возможность  а в т о р с к о г о   выбора. Если важно подчеркнуть предупредительную паузу, то даже короткую запись можно оформить как прямую речь и поставить двоеточие. Поэтому в рекомендациях Грамоты. Ру можно увидеть такие ответы: «двоеточие желательно поставить»  или «двоеточие лучше не ставить».  Не стоит считать их ошибочными и видеть в любом решении необходимую однозначность.

ТЕМА 4. ПРЯМАЯ РЕЧЬ КАК ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ (подлежащее, дополнение, несогласованное определение)
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
(1) Нераспространенная   прямая речь может являться членом предложения – подлежащим, дополнением, несогласованным определением.
(2) В этом случае прямая речь не имеет собственной интонации и вписывается в структуру  всего предложения.
(3) Прямая речь заключается в кавычки, но двоеточие перед ней не ставится.
(4) Допускается использование как прописной, так и строчной буквы в начале прямой речи.
(5) При значительной  распространенности  высказывания применяется обычное оформление прямой речи.

ИСТОЧНИКИ (материал для ссылок):

(1) ПАС § 136. http://orthographia.ru/punctuatio.php?sid=138#pp138
г) если прямая речь непосредственно включается в авторское предложение в качестве его члена, то она заключается в кавычки, знаки же препинания ставятся по условиям авторского предложения: Сказав Гричмару фразу «Легкой жизни не бывает, есть лишь легкая смерть», Крымов поймал на себе беспокойный, предупреждающий взгляд Стишова (Бонд.).

(2) РОЗЕНТАЛЬ
§ 51. Прямая речь внутри слов автора ПунктЫ 2 И  3, примечание
http://old-rozental.ru/punctuatio.php?sid=159
Пункт 2
Не говорить же: «Эй, собака!» или «Эй, кошка!» — две реплики, разделенные неповторяющимся союзом или;
Пункт 3.
Примечание. Подлинные выражения (цитаты), вставленные в текст В КАЧЕСТВЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, выделяются кавычками.
Это «не хочу» поразило Антона Прокофьевича (Г.); Предположение дневального, что «взводный нажрался и дрыхнет где-то в избе», всё больше собирало сторонников (Ф.); Он вспомнил пословицу «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь» и отказался от первоначального плана; С криком «Спасайте детей!» юноша бросился в горящее здание.

2. ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
(1) НЕСОГЛАСОВАННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: нет двоеточия, прописная буква

С криком «Спасайте детей!» юноша бросился в горящее здание.

(2) ПОДЛЕЖАЩЕЕ: нет двоеточия, прописная или строчная буква
Вдруг раздалось громкое «Ура!»
Это «не хочу» поразило Антона Прокофьевича .

(3) ДОПОЛНЕНИЕ: нет двоеточия, строчная буква
Крикнув «смирно!», полковник Азатьян сбежал с трибуны и, перейдя на размеренный торжественный шаг, приблизился к генералу Лахонину, красиво вскинул руку к каракулевой папахе. [Виктор Астафьев. (1995)]

(4) ПАРНЫЙ ВАРИАНТ оформления (интонация вариантов разная)
Автор имеет возможность выбрать вариант оформления, учитывая различные факторы (распространенность прямой речи и структуру самого предложения).

Несогласованное определение (только кавычки):
Папа читал что-то и на вопрос мой «Бывают ли синие зайцы?»,  не поднимая головы, отвечал: «Бывают, мой друг, бывают».

Обычное оформление прямой речи (Двоеточие, а также тире после вопросительной прямой речи):
Папа читал что-то и на вопрос мой: «Бывают ли синие зайцы?» – не поднимая головы, отвечал: «Бывают, мой друг, бывают».

ТЕМА 5. ОДНОРОДНЫЕ ЧАСТИ ПРЯМОЙ РЕЧИ
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
(1) Если части прямой речи включаются в авторское предложение в качестве ряда однородных членов, то они разделяются запятыми при бессоюзной связи или связываются одиночными союзами И, ИЛИ;
(2) Перед однородным рядом часто находится обобщающее слово, после которого  ставится  двоеточие.

2. ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
(1) Двоеточие, кавычки, запятая между частями прямой речи
Мы прочитали надписи на камне: «Навек с тобой», «Здесь были Коля с Катей».

(2)  Двоеточие, кавычки, союз И между частями прямой речи
Не кричать же нам: «Эй, собака!» или «Эй, кошка!»

(3) Обобщающее слово:
А заявления перед толпой: "Так сделать было нужно", "Все равно к этому все шло" – точно не подействуют.

ТЕМА 6. ВВОДНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВ АВТОРА
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Нераспространенные слова автора могут быть оформлены в виде вводного предложения, при этом различные варианты различаются интонацией  (набольшая выделительная интонация при оформлении в виде прямой речи).

2. ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
(1) ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: вводное предложение вместо слов автора, запятые
Мастерство полководца, считает Толстой, должно заключаться в понимании народного духа.
Речь оратора, продолжает корреспондент, вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих.
Предлагаемый проект, указал докладчик, получил уже апробацию на практике.

(2) ПАРНЫЙ ВАРИАНТ:
ВВОДНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ вместо слов автора
А вы, думал я, отчего вы так глубоко и грустно безмолвны?
ОБЫЧНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ прямой речи
«Однако, – думал я, – умеют же они притворяться».

ИСТОЧНИК: Розенталь § 50. Слова автора внутри прямой речи. Пункт 1. Примечание 2(3,4)      http://old-rozental.ru/punctuatio.php?sid=158#pp158

2. Не выделяется кавычками прямая речь в следующих случаях:
3) если в середину прямой речи вставлен глагол говорит, играющий роль вводного слова, указывающего на источник сообщения:Умру, говорит, и слава Богу, говорит; не желаю, говорит, жить (Т.); Я, говорит, самого вахмистра жандармерии из пистолета убить хочу (Верш.);

4) если в середину предложения, представляющего собой сообщение из периодической печати, вставлено указание на источник сообщения (такая вставка выделяется запятыми): Речь оратора, продолжает корреспондент, вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих. Предлагаемый проект, указал докладчик, получил уже апробацию на практике.

ТЕМА 7. ОПУЩЕННЫЕ КАВЫЧКИ
1. В газетных текстах кавычки при прямой речи нередко опускают:
Президент Франции сказал: Обмен мнениями был полезен.
Почему же это происходит? — спрашивает газета.

2. Для сравнения:  обычно  выделяется кавычками внутренняя речь (невысказанные мысли):
Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?».
«Что-то в ней есть жалкое всё-таки», — подумал я.
3. В то же время здесь возможно оформление по образцу БСП без кавычек:
Иду я и думаю: давно я здесь не был.

РАЗДЕЛ 6. НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Тема 1. Основные положения
Тема 2. Анализ несобственно-прямой речи

ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(1) Несобственно-прямая речь (НПР)  – это часть текста, передающая слова, мысли, чувства персонажа, которая оформлена ОСОБЫМ ОБРАЗОМ.

(2) НПР совмещает свойства прямой и косвенной  (авторской) речи.

2. НАЗНАЧЕНИЕ
Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос.

3. ИСТОРИЯ (ЭТО ИНТЕРЕСНО!)
Приём несобственно-прямой речи впервые использовал в русской литературе А. С. Пушкин, после чего он получил развитие в художественной литературе.

4. ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Но вот его комната. Ничего и никого, никто не заглядывал. Даже Настасья не притрагивалась. Но, Господи! Как мог он оставить давеча все эти вещи в этой дыре? Он бросился в угол, запустил руку под обои и стал вытаскивать вещи и нагружать ими карманы  (Ф. Достоевский).

ТЕМА 2. АНАЛИЗ НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМОЙ РЕЧИ

1. СХОДСТВО С АВТОРСКОЙ РЕЧЬЮ
Все  м е с т о и м е н и я  и  формы  л и ц а  глагола представлены с позиции автора,  также НПР может иметь форму придаточного предложения.

2. СХОДСТВО С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
 Сущность НПР заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи.

3. СПОСОБЫ  СИНТАКСИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМОЙ РЕЧИ
(3) В СОСТАВЕ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
То, что Любка осталась в городе, было особенно приятно Сережке:  Любка была отчаянная девка, своя в доску (Фадеев).

(2) КАК НЕЗАВИСИМОЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Когда бабушка умерла, ее положили в длинный, узкий гроб и прикрыли двумя пятаками ее глаза, которые не хотели закрываться. До своей смерти она была жива и носила с базара мягкие бублики, посыпанные маком, теперь же она спит, спит... (Чехов).

(3) ФОРМА ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Наиболее характерный тип НПР — форма вопросительных и восклицательных предложений, выделяющихся в эмоциональном и интонационном отношении на фоне авторского повествования.

РАЗДЕЛ 7. ЦИТИРОВАНИЕ
Тема 1. Определение и  способы цитирования
Тема 2. Знаки препинания при неполном цитировании
Тема 3. Цитирование стихотворной речи
Тема 4. Указание на автора и произведение
Тема 5. Оформление эпиграфа (в правой части страницы)

ТЕМА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ  И СПОСОБЫ ЦИТИРОВАНИЯ
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
(1) Цитата – это точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания.
(2) Цитаты могут оформляться в виде прямой или косвенной речи, с помощью вводных слов, обозначающих автора, а также встраиваться в авторскую речь.

2. РАЗНЫЕ СПОСОБЫ ЦИТИРОВАНИЯ
(1) ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Цитирование оформляется в виде обычной  прямой речи, которая  может находиться в начале,   в середине или в конце предложения. Указание на  автора высказывания содержится в словах автора:
Схема А–П
Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок».
 Схема П—А
 «Двенадцать миллионов людей вне закона! Ужас!» – читаем мы в дневнике Герцена.
 Схема П–А—П
 «Для Тютчева, – сказал И.С. Аксаков, – жить – значит мыслить».

(2) КОСВЕННАЯ РЕЧЬ (СПП с  придаточным изъяснительным, союзное  соединение)
В этом случае высказывание заключается в кавычки и оформляется в виде придаточного изъяснительного предложения с  союзом ЧТО:
Однажды А. Франс заметил, что  «словарь – это вселенная, уложенная в алфавитном порядке».

(3) ВСТРОЕННАЯ РЕЧЬ
Предложения со  встроенной речью отличаются от обычных   предложений только кавычками, в   которые заключается цитируемое высказывание:
 Мнение о нём купцов было таково, что Алексей Иванович «хоть оно и возьмёт, но уж зато тебя не выдаст». Это произошло весной 1901 года, который Блок назвал «исключительно важным».

(4)  ВВОДНЫЕ   СЛОВА (цитирование с вводными предложениями)
В этом  случае высказывание заключается в кавычки, а  вводные слова указывают на источник цитирования:
 По словам Репина, « вдохновение – это награда за каторжный труд».

ТЕМА 2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НЕПОЛНОМ ЦИТИРОВАНИИ
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
(1) Если цитата приводиться не полностью, то пропуск обозначается  м н о г о т о ч и е м  (в начале цитаты, в середине или в конце).

(2) Следует обратить внимание на следующие моменты:
(1) выбор  п р о п и с н о й  буквы (схема П–А) или  с т р о ч н о й  буквы (схема А–П) в начале цитаты;

(2) правила постановка  т о ч к и  в конце предложения после многоточия, вопросительного или восклицательного знаков в конце цитаты:
ТОЧКА  НЕ СТАВИТСЯ   при оформлении цитаты в виде прямой речи и  СТАВИТСЯ, если цитата оформлена как косвенная или встроенная речь.

2. ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ

(1) МНОГОТОЧИЕ В СЕРЕДИНЕ ЦИТАТЫ
«Биография героини... записана в одной из моих записных книжек», – сообщает в своём письме Ахматова.

(2)  МНОГОТОЧИЕ В НАЧАЛЕ ЦИТАТЫ (строчная буква):
Тургенев сказал: «...о Тютчеве не спорят; кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии».
СТРОЧНАЯ буква в середине предложения,  схема А – П.
(3) МНОГОТОЧИЕ В НАЧАЛЕ ЦИТАТЫ  (прописная буква)
 «...В искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство», – считал Л.Н.Толстой.
ПРОПИСНАЯ БУКВА в начале предложения,  схема П – А.

(4) МНОГОТОЧИЕ В КОНЦЕ ЦИТАТЫ (нет точки в прямой речи)
Чехов писал: « Для интеллигентного человека говорить неправильно так же неприлично, как не уметь читать или писать...»
НЕТ ТОЧКИ после кавычек в ПРЯМОЙ речи.

(5) МНОГОТОЧИЕ В КОНЦЕ ЦИТАТЫ (точка в косвенной речи)
Чехов писал, что « для интеллигентного человека говорить неправильно так же неприлично, как не уметь читать или писать...».
ТОЧКА после кавычек в КОСВЕННОЙ речи.

ТЕМА 3. ЦИТИРОВАНИЕ СТИХОТВОРНОЙ  РЕЧИ

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
(1) Если стихотворная речь выделяется в  АБЗАЦ, то кавычки не ставятся (выделительную функцию кавычек заменяет особое положение стихотворной строки).
 
(2) В большинстве случаев стихотворная речь оформляется в виде прямой речи по схеме А–П, но возможны и другие схемы оформления, а также стихотворная цитата может встраиваться в авторский текст.

(3) Кроме выделения в абзац, стихотворная речь может оформляться В СТРОКУ, как прозаическая речь; в этом случае она выделяется кавычками.

2. ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ

(1) ОСНОВНОЙ ВАРИАНТ ПО СХЕМЕ А–П: нет кавычек, двоеточие перед цитатой
В творчестве Блока существенную роль играло напряженное вглядывание в будущее:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Всё в облике одном предчувствую Тебя.

(2) СХЕМА П–А: нет кавычек, запятая и тире после цитаты
                Не жалею, не зову, не плачу.
                Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
                Увяданья золотом охваченный,
                Я не буду больше молодым, –
так С.Есенин раскрывает тему вечного потока жизни, тему изменения и обновления.   

(3) СХЕМА  П, – А: – П С ДВУМЯ ГЛАГОЛАМИ: нет кавычек,  запятая и тире после первой части цитаты; двоеточие и тире перед второй частью цитаты
             Прощай, свободная стихия!
             В последний раз передо мной
             Ты катишь волны голубые
             И блещешь гордою красой, –
с такими словами поэт обращается к морю, видя в нём воплощение своей мечты о независимой, вольной жизни; вновь и вновь он признаётся ему в любви: –
             Моей души предел желанный!

(4) ВСТРОЕННАЯ СТИХОТВОРНАЯ РЕЧЬ: нет кавычек,  запятая  в соответствии со структурой  предложением
В стихах Есенина душевная жизнь героя сливается с жизнью природы, с картинами родного края, в котором  только
             Топи да болота,
             Синий плат небес,
но который невозможно не полюбить за его задумчивость и скрытую тайну.


(5) ВСТРОЕННАЯ СТИХОТВОРНАЯ РЕЧЬ: неполное цитирование с многоточием, строчная буква, нет кавычек
Их поджидают
                ...переулочки глухие,
                Где одна пылит пурга,
их окружают   
                ...сугробы пуховые –
                Не утянешь сапога...

(6)  ЦИТИРОВАНИЕ В ПОДБОР (В СТРОКУ): встроенная речь, кавычки,
точка после восклицательного знака и кавычек
Основной темой первой части сборника Блока «Ночные часы» является тема полнейшей безысходности, для которой характерна только «неизвестность, гибель впереди!».

ТЕМА 4. УКАЗАНИЕ АВТОРА И ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
(1)  Указание на автора и произведение заключается  в скобки.
(2) Встаёт вопрос о взаимном положении знаков в конце цитаты, а также скобок  и точки в конце всего предложения, который решается по-разному для цитирования в строку и в абзац.

2. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
(1)  При наборе текста  В СТРОКУ точка всегда ставится после скобок в конце предложения, а цитата при этом может дополнительно иметь собственные знаки (восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, но не точку!).
   
(2) При наборе текста  В АБЗАЦ  (например, стихотворная речь) после цитаты ставится нужный знак препинания, в том числе и точка, а после скобок точка не ставится.
ГДЕ ПОСТАВИТЬ ТОЧКУ – ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС!

ГРАМОТА.РУ
После текста эпиграфа ставится необходимый знак препинания.
Название источника не заключается в кавычки. Имя автора и название источника эпиграфа разделяют точкой:
Михаил Булгаков. Собачье сердце
После ссылки на источник точка не нужна.

3. ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
(1) УКАЗАНИЕ АВТОРА: точка после скобок, нет точки после цитаты

Образное восприятие мира человеком будет существовать всегда: «Искусство может переживать упадок, но оно вечно, как сама жизнь» (Ф.И. Шаляпин).

(2) УКАЗАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: нет точки после цитаты, точка после скобок
 
Описание грозы встречается в произведениях Чехова: «Между далью и правым горизонтом мигнула молния...страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели большие чёрные лохмотья» (из повести «Степь»).

(3) УКАЗАНИЕ АВТОРА И ПРОИЗВЕДЕНИЯ: нет точки после цитаты, точка после скобок

Писатель так говорит о важнейшей роли слова в художественном произведении: «Надо уметь употреблять слова, которые наиболее точно и наиболее тонко выражали бы мысль автора» (Фадеев А.А.  Литература и жизнь.  М.,  1939, с. 155).

(4) УКАЗАНИЕ АВТОРА: многоточие после цитаты,  точка после скобок

Иногда предчувствие бывает реальнее и значительнее, чем само чувство, и тогда мы стремимся вернуться к его первоисточнику: «Останься пеной, Афродита, и, слово, в музыку вернись...» (О. Мандельштам).

(5) УКАЗАНИЕ АВТОРА: вопросительный знак после цитаты, точка после скобок

Мечты о воле, свободе проходят через всю поэзию XIX века: «Взойдёшь ли ты когда, Свобода, блеснёт ли луч твой золотой?» ( Ф.Тютчев).

(6) УКАЗАНИЕ ИСТОЧНИКА ДЛЯ СТИХОТВОРНОЙ РЕЧИ (цитирование в абзац): точка в конце цитаты, после скобок нет точки

Действительно, слово в языке – понятие вневременное, и поэты часто старались воплотить эту мысль в образе:
       Ржавеет золото и истлевает сталь,
       Крошится мрамор, к смерти всё готово.
       Всего прочнее на земле печаль
       И долговечней – царственное слово.
             (Ахматова А. Избранное. М. «Художественная литература», 1974, с.346)

ТЕМА 5.  ОФОРМЛЕНИЕ ЭПИГРАФА (в правой части страницы)
Не заключайте эпиграф в кавычки!

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Эпиграф – изречение (или цитата), стоящее в начале произведения или его части и раскрывающее его основную идею.

2. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
(1) Эпиграф выделяется в абзац и поэтому не берётся в кавычки.

(2) Точка (или любой другой знак) ставится в конце цитаты и не ставится после имени автора или названия произведения.

2. ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ

(1) УКАЗАНИЕ АВТОРА:  нет кавычек; нет скобок и точки   после имени автора
                Всё проходит, да не всё забывается.
                И.Бунин               
               Человек – это звучит гордо
                А.М. Горький               

(2) УКАЗАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: нет  кавычек; нет скобок и точки после названия произведения
                Незваный гость хуже татарина.
                Пословица
               
(3)  УКАЗАНИЕ  АВТОРА И ПРОИЗВЕДЕНИЯ: нет кавычек;
нет скобок и точки после имени автора или названия произведения; имя автора и название источника эпиграфа разделяют точкой:
                Старинные люди, мой батюшка.
                Фонвизин Д.  Недоросль


РАЗДЕЛ 8. ОФОРМЛЕНИЕ ДИАЛОГА
Тема 1. Основные положения
Тема 2. Оформление диалога в абзац
Тема 3. Оформление диалога в строку (в подбор)
Тема 4. Встреча прямой речи разных авторов в одном предложении

ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Диалог – это разговор между двумя лицами, обмен репликами.   

2. Диалог может оформляться в абзац или в подбор (в строку).

3. Примечание. Абзацем называют:  а) красную строку;  б) отступ в начале строки;  в) текст между двумя такими отступами.

ТЕМА 2. ОФОРМЛЕНИЕ ДИАЛОГА В АБЗАЦ

1.ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
(1)  В этом случае каждая реплика начинается с тире и в кавычки не берётся.
(2)  Диалог может состоять только из прямой речи, а может включать в себя слова автора.

2. ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
(1) ТОЛЬКО ПРЯМАЯ РЕЧЬ
– А как её звали?
– Руся.
– Это что же  за имя?
 – Очень простое  –  Маруся.

(2) СХЕМА П—А
– Алексей вернулся? – спросил Николка у Елены.
– Нет, –  ответила она и заплакала.
         
(3) СХЕМА  А—П, СХЕМА  П—А—П      
Помолчали, потом Пилат задал вопрос по-гречески:
– Итак, ты врач?
– Нет, нет, – живо ответил арестант, – поверь мне, я не врач.

ТЕМА 3. ОФОРМЛЕНИЕ ДИАЛОГА В СТРОКУ (В ПОДБОР)
1. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
(1) Варианты оформления диалога  в этом случае зависит  от  в с т р е ч и  прямой речи разных авторов
(2) При оформлении диалога в строку каждая реплика берётся в кавычки.
(3) Между репликами ставится ТИРЕ, если ВСТРЕЧАЕТСЯ прямая речь разных авторов; в противном случае тире не ставится.

2. ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
(1) Тире  ставится между прямой речью разных авторов
Схема    А: «П». – «П», – а.
Он крикнул: «Не унывай!» – «Постараюсь», – ответила я.

Схема   «П». – «П» – «П». – «П» – «П» – «П». – «П».
«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» – «Около двух лет». – «На ком?» – «На Лариной». – «Татьяне?» – «Ты ей знаком?» – «Я им сосед».

(2)  Прямая речь разных авторов не встречается, тире между двумя репликами не ставится
Схема «П», – а. «П», – а.
«Так вы не приедете?» – спросил он.  «Нет, это невозможно», – был ответ.

ТЕМА 4. ВСТРЕЧА ПРЯМОЙ РЕЧИ РАЗНЫХ АВТОРОВ В ОДНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
1. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
Всё просто: ставится универсальный знак «запятая – тире! Запятую можно заменить вопросительным или восклицательным знаком.

2.ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
(1) ЗАПЯТАЯ И ТИРЕ
Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», – «Да, недурно», – отвечал он.

(2) ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК И ТИРЕ
Когда я спросил у ямщика: «Что это?» –  «Пурга начинается», – отвечал он.

РАЗДЕЛ 9. АБЗАЦЫ  ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ
Тема 1. Когда слова автора выделяются в отдельный абзац
Тема 2. Текст автора может относиться к действиям
Тема 3. Авторский текст между двумя репликам одного лица
Тема 4. Невысказанные    мысли персонажа

ТЕМА 1. КОГДА СЛОВА АВТОРА ВЫДЕЛЯЮТСЯ В ОТДЕЛЬНЫЙ АБЗАЦ
1. Если вначале идет текст от автора (вводная часть, описание и т. д.), а потом предложение, вводящее  п р я м у ю   р е ч ь, то это предложение обычно начинается  С АБЗАЦА:

Ухватился за шест, велел Дине держать и полез. Раза два он обрывался, — колодка мешала. Поддержал его Костылин, — выбрался кое-как наверх. Дина его тянет ручонками за рубаху, изо всех сил, сама смеётся.
Взял Жилин шест И ГОВОРИТ:
— Снеси на место, Дина, а то хватятся, — прибьют тебя.

2. Но если предложение, вводящее прямую речь, начинается   п р и с о е д и н и т е л ь н ы м  союзом И, НО и т. п., то оно в отдельный абзац НЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ:

Поговорили они ещё и что-то спорить стали. И спросил Пахом, о чём спорят. И СКАЗАЛ ПЕРЕВОДЧИК:
— Говорят одни, что надо об земле старшину спросить, а без него нельзя. А другие говорят, и без него можно (Л. Т.).

ТЕМА 2. ТЕКСТ АВТОРА МОЖЕТ ОТНОСИТЬСЯ К ДЕЙСТВИЯМ ГОВОРЯЩЕГО ЛИЦА ИЛИ ДРУГИХ ПЕРСОНАЖЕЙ

1. Если текст автора не относится к говорящему лицу и следует за ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ, то он выделяется отдельный абзац

— Я уверен, — продолжал я, — что княжна в тебя уж влюблена.
ОН ПОКРАСНЕЛ ДО УШЕЙ И НАДУЛСЯ.

2. Если текст автора не относится к говорящему лицу и следует  за АВТОРСКОЙ РЕЧЬЮ,  то он также выделяется отдельный абзац

— Ну, я очень рада, — сказала жена, — так теперь ты, смотри ж, принимай аккуратно лекарство. Дай рецепт, я пошлю Герасима в аптеку. — И она пошла одеваться.
ОН НЕ ПЕРЕВОДИЛ ДЫХАНИЯ, пока она была в комнате, и тяжело вздохнул, когда она вышла.

ТЕМА 3. АВТОРСКИЙ ТЕКСТ МЕЖДУ ДВУМЯ РЕПЛИКАМИ ОДНОГО ЛИЦА

1. Если между ДВУМЯ РЕПЛИКАМИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ГОВОРЯЩЕГО ЛИЦА находится текст от автора, то ни этот текст, ни последующая прямая речь в отдельные абзацы обычно НЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ:

— Не получается что-то у меня с проводом, — ответил мастер. Он немного подумал и добавил: — Придётся всё делать заново.

— Если разбить чашку здесь, то она разобьется и в музее… Она внезапно прервалась на середине фразы и быстро спросила: — Что ты искала у нас? Ты пришла с экскурсией,  а потом вернулась уже одна.

2. Но если в тексте от автора описывается ДЕЙСТВИЕ говорящего лица, то и авторский текст, и последующая прямая речь выделяются в абзацы:

— Формула эта может иметь и другой вид, — пояснил профессор.
ОН НЕТОРОПЛИВО ПОДОШЁЛ К ДОСКЕ, взял мел и написал что-то новое для нас.
— Вот это и есть другой вариант, — сказал он.

ТЕМА 4. НЕВЫСКАЗАННЫЕ МЫСЛИ ПЕРСОНАЖА
1. Если прямая речь, передающая НЕВЫСКАЗАННЫЕ МЫСЛИ,  дается после слов автора, то она не выделяется с абзаца:
Всё шло спокойно. Неожиданно он спохватился И ПОДУМАЛ: «А нет ли здесь какого-нибудь подвоха?»

2. Но если слова автора стоят в середине или в конце такой прямой речи, то она дается с абзаца:
(1) Всё шло спокойно.
«А нет ли здесь, — ПОДУМАЛ ОН, — какого-нибудь подвоха?»

(2) Всё шло спокойно.
«А нет ли здесь какого-нибудь подвоха?» — ПОДУМАЛ ОН.

РАЗДЕЛ 10. СЛОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ ПРЯМОЙ РЕЧИ И ДИАЛОГА
Тема 1. Обозначение действий  или состояний персонажей внутри прямой речи или диалога
Тема 2. Правила постановки двоеточия после слов автора, выраженных различным образом
Тема 3. Мысли героев  в тексте с прямой речью
Тема 4. Скобки  в предложениях с прямой речью

ТЕМА 1. ОБОЗНАЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПЕРСОНАЖЕЙ ВНУТРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ
1. ПРАВИЛО РОЗЕНТАЛЯ
Если авторские слова, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они начинаются с прописной буквы:
— Скорей, загорелась школа! — И он побежал по домам будить людей.

2. ОФОРМЛЕНИЕ В СТРОКУ
– Да, это заметно. – Павел Петрович начал, не торопясь, намазывать масло на хлеб. – Долго он у нас прогостит?

— Что такое Базаров? — Аркадий усмехнулся. — Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он, собственно, такое?

3. ОФОРМЛЕНИЕ В АБЗАЦ
 – Евгений, – спросил он, – налево?
Базаров отвернулся.
– Это что за глупость? – пробормотал он.

– Слушай, это верно?
Шервинский стал бурым.
– Гм, даже странно. Раз я говорю, что сам видел, вопрос этот мне кажется неуместным.

ТЕМА 2. ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ДВОЕТОЧИЯ ПОСЛЕ СЛОВ АВТОРА, ВЫРАЖЕННЫХ РАЗЛИЧНЫМ ОБРАЗОМ
1. ДВОЕТОЧИЕ СТАВИТСЯ
1.1. Двоеточие ставится, если слова автора содержат:
(1) ГЛАГОЛ со значением речи или мысли: говорить, сказать, рассказать, заметить, обратиться, воскликнуть, закричать, прошептать, спросить, спрашивать, ответить, вставить, прервать, заговорить, начать, продолжать, подтвердить, пояснить, согласиться, поддакнуть, напомнить, посоветовать, упрекнуть, решить, подумать и т. п.;
(2)  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, близкое по значению или образованию к глаголам речи-мысли: вопрос, ответ, слова, восклицание, голос, шёпот, звук, крик, мысль и т. п.

(2)  Кроме того, в функции слов, вводящих прямую речь, используются глаголы, обозначающие ЧУВСТВА ГОВОРЯЩЕГО, его ощущения, внутреннее состояние (вспомнить, обрадоваться, огорчиться, удивиться, обидеться, возмутиться, ужаснуться и т. п.), а также глаголы, обозначающие МИМИКУ, ЖЕСТЫ, ДВИЖЕНИЯ (улыбнуться, усмехнуться, рассмеяться, захохотать, вздохнуть, нахмуриться, подойти, подбежать, вскочить и т. п.).

И те и другие глаголы допускают добавление к ним глаголов речи (обрадовался и сказал; удивился и спросил; улыбнулся и ответил; подбежал и воскликнул и т. д.), поэтому они воспринимаются как слова, вводящие прямую речь.
Он глянул с усмешкой:
— Ничего, до свадьбы заживёт.
Пока откапывали увязшие в песке колёса, к нам подошёл милиционер:
— Кто такие?

Мать нахмурилась:
— Опять двойку получил?

Все ужаснулись:
— Неужели это правда?

 Старик рассердился:
— Немедленно уходи отсюда!

Дети побежали навстречу матери:
— Мама!

На этот раз он обозлился:
— Больше ни грамма не получите!

Выхватив полено, она стала колотить им по тазу:
— Подъём! Вставайте!

В один из таких дней прибежал Забродский: «Дмитрий Алексеевич, началось!..»

(3) Перед прямой речью двоеточие ставится также и в тех случаях, когда в словах автора нет глаголов речи или заменяющих их глаголов с указанными выше значениями, но СИТУАЦИЯ показывает, что вводится чужая речь:
А тот ему: «Этот дом наш общий»
А он: «Пошёл прочь, пьяная рожа!».
А он: «Я писатель. Не прозаик. Нет, я с музами в связи».

2. ДВОЕТОЧИЕ НЕ СТАВИТСЯ
(1) Двоеточие не ставится, если вставка слов и сказал, и спросил, и воскликнул и т. п. невозможна или затруднительна:
Никому не хотелось уходить.
— Расскажите ещё что-нибудь о своих путешествиях.

Мои слова его явно смутили.
— Значит, ты мне не доверяешь?

Другого выхода у него не было.
— Я принимаю ваши условия.

Брови матери нахмурились.
— Я не разрешаю этого делать.

Глаза машиниста заблестели.
— Замечательная! Отремонтировано на славу!

Сегодня утром брала она у меня из кармана деньги, перед тем как идти в булочную, и напала на эту книжонку, вытащила. «Что это у тебя?»

(2) Не ставится также двоеточие перед прямой речью, если она заключена между ДВУМЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ОТ АВТОРА, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь:
Он вырвал из блокнота несколько листочков и протянул их мне.
— Запишите подробно мои замечания, — сказал он спокойным голосом.


ТЕМА 3. МЫСЛИ ГЕРОЕВ  В ТЕКСТЕ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
– Он похож на брата, – заметил Павел Петрович.
«На кого ж ему и походить?» – подумала Фенечка.
– Да, – продолжал, как бы говоря с самим собой, Павел Петрович, – несомненное сходство.

ТЕМА 4. СКОБКИ  В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

1. ЗАМЕЧАНИЯ АВТОРА ВНУТРИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
– Да, да, я знаю вас, Базаров, – повторила она. (За ней водилась привычка, свойственная многим провинциальным и московским дамам, – с первого дня знакомства звать мужчин по фамилии.) – Хотите сигару?

2.  АВТОРСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКОБОК в художественной литературе  (по аналогии с использованием ремарок в тексте пьесы)
(1) ОБОЗНАЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ
– Береги Сашеньку, пожалуйста. Ты ему мила, он тебя послушает.  (Саша покраснел.)  Когда с батюшкой своим встретишься, попроси, чтобы Сашеньку не обидели.
– Петр Иванович, батюшка твой  (Она видела, как Саша вздрогнул.)  воевал под...

(2) МЫСЛИ ОДНОГО ПЕРСОНАЖА ВНУТРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ ДРУГОГО ПЕРСОНАЖА
– В России же со слугами без плетки обращаться нельзя. («Либерал с арапником», – зло прошептал Саша.)  Моль,  дрянь беспросветная, человечки, – опять по-русски добавил граф и зыркнул на холопов.

РАЗДЕЛ 11. ВОПРОСЫ НА ФОРУМАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ВОПРОС 1. ВЫДЕЛЕНИЕ КАВЫЧКАМИ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ

И у Розенталя (§ 47), и у Лопатина (§ 139) указано, что внутреннюю речь следует выделять кавычками.
Тем не менее я регулярнейшим образом встречаю в художественной литературе примеры с невыделением внутренней речи кавычками, например: Колко спать будет, подумал я, повалился на подушку и сразу заснул. Таких примеров десятки, если не сотни.
Получается, что русскоязычные авторы этот приём уже давным-давно используют. А что же справочники?

ОТВЕТ
У Розенталя этот материал излагается в § 50. Слова автора внутри прямой речи. Пункт 1. Примечание 2 (3,4).
http://old-rozental.ru/punctuatio.php?sid=158#pp158
Не выделяется кавычками прямая речь в следующих случаях:

(3) если в середину прямой речи вставлен глагол говорит, играющий роль вводного слова, указывающего на источник сообщения: Умру, говорит, и слава Богу, говорит; не желаю, говорит, жить (Т.); Я, говорит, самого вахмистра жандармерии из пистолета убить хочу (Верш.);

(4) если в середину предложения, представляющего собой сообщение из периодической печати, вставлено указание на источник сообщения (такая вставка выделяется запятыми): Речь оратора, продолжает корреспондент, вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих. Предлагаемый проект, указал докладчик, получил уже апробацию на практике.

Общее название этой темы: Вводные предложения со значением слов автора. В действительности  такие вводные предложения более разнообразны, чем это указано у Розенталя.

ВОПРОС 2. Скажите, нужно ли употреблять кавычки или двоеточие в предложении? И почему?
Юноша, как отметил Райт, встал в стойку и представился: «имя».
Будет ли этот вариант считаться правильным?

ОТВЕТ 1. Двоеточие и кавычки нужны, потому что имеется глагол говорения "представился", предваряющий прямую речь.
ОТВЕТ 2. Прямая речь здесь нераспространенная, поэтому возможны разные варианты оформления.
К примеру, мне в Нацорпусе встретились такие:
(1) После концерта в каком-то Доме культуры за кулисами к Алле подошел худой человек и представился: композитор Александр Зацепин. [Алексей Беляков. Алка, Аллочка, Алла Борисовна (1998)]
(2) ...он подскочил ко мне, пожал руку и представился: ; Никита! [Татьяна Соломатина. Мой одесский язык (2011)]
В первом варианте дословное высказывание оформлено как БСП (бессоюзное сложное предложение).

ВОПРОС 3. СЛОЖНАЯ ПРЯМАЯ РЕЧЬ (две части реплики поясняются двумя авторскими фразами)

Ситуация такая: имеется "двухчастная" прямая речь персонажа, к каждой части которой следует комментарий автора. Пример:
После обеда Пётр сказал: "Завтра с утра я поеду на рыбалку..." — чем огорчил Анну, (—) "...но к вечеру буду и, как договаривались, пойдём в кино", — чем примирил Анну с рыбалкой.
Этот вариант мне кажется оптимальным, но не уверен в необходимости взятого в скобки тире.

Есть ещё вариант: После обеда Пётр сказал: "Завтра с утра я поеду на рыбалку (чем огорчил Анну), но к вечеру буду и, как договаривались, пойдём в кино (чем примирил Анну с рыбалкой)".
Но в таком варианте, на мой взгляд, недостаточно чётко даётся понять, что фразы в скобках — авторские; выглядит как какое-то шизофреническое двухголосие Петра.
Итак, ваши варианты, как решить пунктуационную задачку?

ОТВЕТ СПРАВОЧНОЙ СЛУЖБЫ
Добрый день!
На Ваш запрос от 11.02.2022 г. можем ответить следующее.
 
Чтобы объединить обе части прямой речи в одном предложении, в словах автора, вводящих вторую часть прямой речи, следует употребить глагол говорения (сказать, добавить, дополнить и т.п.) или фазисный глагол продолжить, например:
 
После обеда Пётр сказал: «Завтра с утра я поеду на рыбалку», чем огорчил Анну, затем добавил: «Но к вечеру буду и, как договаривались, пойдём в кино», чем примирил Анну с рыбалкой.
 
В приведенном выше варианте пунктуационного оформления интересующего Вас предложения в первой части прямой речи опущено многоточие. Если для Вас важно сохранить этот знак препинания, предложение должно быть оформлено следующим образом:
 
После обеда Пётр сказал: «Завтра с утра я поеду на рыбалку…» — чем огорчил Анну, затем добавил: «Но к вечеру буду и, как договаривались, пойдём в кино», чем примирил Анну с рыбалкой.
 
Постановка тире вместо запятой после второй части прямой речи (перед вторым союзом чем) не соответствует пунктуационному правилу [см. полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В.В. Лопатина, раздел «Пунктуация», § 136, п. б) и в) (электронная версия справочника доступна в сети Интернет на странице с адресом: http://orthographia.ru)].
 
Отметим, что приведенный Вами вариант, в котором слова автора оформлены как заключенные в скобки вставные конструкции (После обеда Пётр сказал: «Завтра с утра я поеду на рыбалку (чем огорчил Анну), но к вечеру буду и, как договаривались, пойдём в кино (чем примирил Анну с рыбалкой)»), не является корректным: при подобном оформлении вставные конструкции воспринимаются не как слова автора, а как слова героя, Петра, которому принадлежит прямая речь.
 
С уважением
Е.В Арутюнова,
и. о. координатора Справочной службы русского языка ИРЯ РАН

ВОПРОС 4. НЕСТАНДАРТНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ

В одной книге встретил такой абзац. Удивило то, что прямая речь  выделена Вв тексте курсивом . Так можно писать? По какому правилу?

Наконец, эта мука окончилась — Алису отвели в покои. Прислали служанку на случай, если что-то понадобится. /Мне ничего не нужно, — думала Алиса, — я зажмурюсь и просто исчезну./ Сомкнув веки, она тут же забылась.
Примечание. Здесь вместо курсива косая черта (слеш, небуквенный орфографический знак).

ОТВЕТ
Автор свободен. Отказался от лишнего, ненужных Ему абзаца или кавычек, ввёл курсив, редкий приём в литературе.
Это авторское оформление: важно выделить прямую речь, и в данном случае она выделена нестандартным образом.

ВОПРОС 5. ОБ АВТОРСКОМ ОФОРМЛЕНИИ ПРЯМОЙ РЕЧИ (1)

Антонина Павловна, помолчав, приложила палец к губам. Тс-с, сказала она Глебу, понимаешь, ей нужен рядом надежный человек, только где его найдешь? А папа, спросил Глеб, – он ненадежный? Папа… Бабушка вздохнула и развела руками. (Из современной прозы.)

Почему прямая речь стала оформляться не по классическим правилам? Может быть, это верно и нужно просто внести изменения в правила? Но как это пропускают в издательствах, или там особый подход к авторам?

ОТВЕТ
Не говори, я прошу тебя, ты же меня не знаешь, может, я тебе не подхожу, СКАЗАЛА ОНА (1995).

Конечно, мне интересно, СКАЗАЛА ОНА, мне все-все интересно, что имеет хоть какое-то отношение к тебе, а теперь, когда ты столько рассказал, мне кажется, я знаю все или почти все, знаю тебя, но мне важней… (2001)

Следует ли прописывать такое оформление в правилах? Мне думается, нет, потому что это литературный приём. Что касается издательств, то там прекрасно понимают, что это литературный приём, поэтому никто "грамматической акривией" не страдает.

КОММЕНТАРИИ

– В ваших примерах представлен один персонаж, а в моем - диалог между двумя лицами (целых четыре фразы), причем никак не выделенный. Некоторые авторы хотя бы курсивом выделяют. А зачем тогда другие мучаются и страдают из-за этой прямой речи, их-то издательства вряд ли пропустят с таким оформлением. Литературный прием? Возможно, а в чем его смысл – выразить какую-то слитность, непрерывность речи, которая дается как воспоминание? 
Sharon

– Именно, выразить поток сознания, или единство событий, или показать, что полилог происходит внутри рассказа персонажа... Много причин. Диалог можно запихнуть в одно предложение, ощутите эффект: Я подпирал спиной входную дверь и слушал, как свекровь переругивалась с Катюшей: одевайся быстрее, неа, сейчас в угол поставлю, не поставишь, ты неисправимая девочка, а вот и исп... испранив... исправииимая!
А теперь представьте, насколько менее "включённо" в восприятие героя этот диалог звучал бы, будь он оформлен "по классике" — с кавычками и дефисами.

– В "Брисбене", насколько я помню, этот приём и не использовался. Он использовался в "Лавре", где все до одного диалоги оформлены не "по классике".  Не существует литературных обстоятельств, при которых какой-либо приём стал бы обязательным. Обязательный приём — это оксюморон, так как обязательным (в общем случае) является именно правило, а приём — зачастую от него отклонение.


ВОПРОС 6. ОБ АВТОРСКОМ ОФОРМЛЕНИИ ПРЯМОЙ РЕЧИ (2)
Правильно ли расставлены знаки препинания в этом предложении?
— Ты — скучный, посредственный зануда, — выплёвывает Ромка, ловя на себе взгляд готового расплакаться от такого Саши, чёрт возьми, он был такой грустный...

Поправьте, пожалуйста, если что-то не так.

ОТВЕТ 1.
– Ты – скучный, посредственный зануда,– выплёвывает Ромка, ловя на себе взгляд готового расплакаться от такого Саши; чёрт возьми, он был такой грустный...

Заключительная часть имеет явно присоединительный характер, там нужна пауза. Как ее обозначить? Тире не подойдет, так как здесь и так много тире, а скобки ставить не хочется. Предлагаю поставить точку с запятой.

КОММЕНТАРИИ

– В таких случаях можно обойтись просто запятой, если автор подчёркивает как бы один "поток мыслей", особенно когда передаётся чьё-то восприятие. К примеру, сравните с предложением из книги Н. Абгарян "С неба упали три яблока": i.imgur.com/JVkwG5H.png –

– А если не подчеркивает? Тогда в своем комментарии напишите автору: допустимо, если это поток сознания, ага? Я в этом не уверена – это же все-таки не стандарт, а авторская фишка. Прием должен быть узнаваемым, должен повторяться. Произношение без паузы должно быть тоже преднамеренным и понятым автору. А если это просто некорректное оформление? –

– Я довольно часто этот приём встречал в литературе. Не в таком, конечно, масштабе, как у Абгарян, чаще всего в два, максимум в три звена. Но, насколько я понимаю, даже не будь тут авторского замысла, некорректным (с точки зрения правил пунктуации) нельзя такое написание назвать. –

– Можно назвать. Выглядит как самостоятельная конструкция, похожая на несобственно-прямую речь. С какой стати присоединять ее обычной запятой. Это вообще нестандартный вариант: уже не слова автора, но еще не прямая речь персонажа. –

ОТВЕТ 2.
 Как узнать, правильно или нет? Строго говоря, это делается по общей методике. Следует определить грамматику, обосновать знаки по правилам, которые обычно ориентированы на грамматику, дать ссылку на источник. Где всё это?

Собственно говоря, все наше внимание в данном случае – к запятой перед оборотом речи в конце предложения. Содержание там понятно, идет повтор ранее сказанного: «готовый расплакаться», «он был такой грустный».

А грамматика? Как ее определить? Это уже не слова автора, а мысли и эмоции персонажа в дословном изложении, причем уже более поздняя оценка ситуации – то, что Ромке думалось как бы потом: «Чёрт возьми, он был такой грустный...» Мы видим необычное построение предложения, поиск новых форм.

Как же это оформить? Ведь оборот не продолжает авторские слова, поэтому нужна пауза и более сильный знак, чем запятая.

А точно ли нужна? Может быть, действительно так и надо писать – поставить запятую, произносить без паузы? По структуре это такая явная вставка, что выделять ее знаками и не надо. Вот что остается неясным и в чем автор может нам помочь: делается здесь пауза или нет.

А насчет «ошибочек и плеоназма» … У меня было такое впечатление, что художник-передвижник учит импрессиониста, как надо писать картины: «Здесь красочку не ту положили, и вот здесь тоже…» Не наше это дело – художественную речь править, да еще явно новаторского стиля.


Рецензии