Главный проект Бога часть 6

   
                Главный проект Бога

                (Часть шестая)

     Продолжение изучения влияния Невидимого мира на историческое развитие Израильского государства.

     Такие понятия как Невидимый мир, Бог, Господь, Яхве, Иегова представляют собой одно  и тоже,  и используются в зависимости от контекста.
 
     Основная точка зрения, которая проходит сквозь все книги о периоде правлении царей – теократическое воззрение о зависимости исторических судеб Израиля от искренности и чистоты его веры.
 
     Теократический царь народа Божия, для успеха своего правления, должен всю свою деятельность основывать на законе Моисеевом, соблюдая уставы Иеговы, заповеди, определения и постановления Его, которые в совокупности своей  означают всю целость закона об отношении к Богу и людям.

     По указанию Бога,  Давид  повелел  помазать  Соломона на царствование всенародно и по полному чину.

     Перед смертью царь и пророк Давид завещал Соломону: « Будь тверд и будь мужествен и храни Завет Господа Бога  твоего, ходя путями Его и соблюдая  уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его, как записано в Законе Моисеевом».

     На семидесятом году жизни, после сорока лет царствования, «почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом» в 1032 г. до Р.Х.

     Если период от исхода евреев из Египта до Соломона был переходным временем странствования и войн, и еще Давид был «человеком войны», а в религиозном отношении означенное время было периодом подвижного святилища – скинии, то с Соломона, «мужа мира» для Израиля наступило время всецелого, спокойного, прочного владения обетованной землею, соответственно чему именно Соломон построил неподвижный «дом» имени Иеговы.

     Соломон вступил на престол в 1032 г. до Р.Х. Двадцатилетний царь пожелал ознаменовать начало правления благодарением Творца. Он отправился в Гаваон к Скинии Моисея и с благоговением принес тысячу всесожжений. «В Гаваоне  явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе». Юный царь ответствовал со смирением и мудростью: «Господи, Боже  мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я отрок малый … даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой».

     «И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства,  не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтобы уметь судить … Я  даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои».

     В четвертый год царствования Соломон приступил к возведению Храма Господу на горе Мориа.

     И было слово Господа к Соломону, и сказано ему: «Вот, ты строишь храм: если ты будешь ходить по уставам Моим и поступать по определениям Моим и соблюдать все заповеди Мои, поступая по ним, то Я исполню на тебе слово Мое, которое Я дал  Давиду, отцу твоему, и будешь жить среди сынов Израилевых и не оставлю народа Моего Израиля».

     Через семь с половиной лет, в 1020 г. до Р.Х., построение Храма было завершено.

     Отношение Иеговы к храму Его имени – безусловное свободное снисхождение благодати и милости Его к избранному народу; но во имя этого избрания народа и храма Соломон умоляет Иегову о милостивом принятии молитв  в  Храме Его имени во всякое время, преимущественно о прощении грехов. За этим общим прошением следует семь отдельных и более частных прошений; семеричное число этих прошений может обозначать всю совокупность возможных молений ; 7 – число священное, число полноты и совершенства.
 
     Воздвигнув Храм Господу Богу, Соломон построил в Иерусалиме великолепный дворец. Также он построил дворцы и вне Иерусалима.

     Для укрепления страны Соломон построил города-крепости с продовольственными складами, стоянками для многочисленных боевых колесниц, конников и лошадей.

     Когда в царстве были завершены главные работы, Господь второй раз явился Соломону, Он обещал благоденствие за верность царя и народа Закону Божию, но изрек и наказание в случае отступления  от заповедей и служения иным богам: «Истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов».

     Первая идея откровения заключается в даровании благоденствия. Вторую и главную идею откровения выражают Божественные угрозы Израилю, земле его и храму в случае неверности израильтян Иегове и служения «богам иным»; угрозы эти по существу тождественны с возвещенными Израилю еще Моисеем.  Исполнился этот Божественный приговор над народом и храмом впервые при разрушении Иерусалима и храма и пленении народа Новуходоносором, и окончательно же, уже после непринятия Израилем Мессии – Христа Спасителя, в 70 г. по Р.Х., когда вновь были разрушены Иерусалим и храм, и народ иудейский прекратил бытие свое в качестве цельной самостоятельной национальности.

     Таким образом, описанное откровение Божие Соломону произошло в момент расцвета его внешней славы и силы, с чем совпало и предвестие его будущего падения.

     Несметные богатства Соломона и ослепительный блеск его царствования вообще, - это поставило еврейского царя на один уровень с славнейшими современными ему царями  языческих народов,  они также расположили царя к подражанию им сначала в культурной  стороне жизни, а затем  и в области религии, в противность положительному запрещению Закона. Такими запрещенными законом нововведениями Соломона были: умножение конницы и колесниц, а еще более безграничное многоженство. Задавшись целью наполнить свой гарем, Соломон не делал различия между национальностями, и совершенно пренебрег запрещением в  Законе браков с хананейскими женщинами.

     То, что закон имел предупредить запрещение браков с хананеянками – именно соблазн служения их богам, стало фактом в старости Соломона: под влиянием жен идолопоклонниц, при расслабляющем влиянии неги, роскоши и распущенности, ослабела энергия духа Соломона в служение  Иегове, совершенной преданности Иегове теперь не было в его сердце. Измена его своей религии состоит в равнодушии к ней и в соблазнительной терпимости по отношению к языческим религиям.

     Гнев Божий на Соломона был тем сильнее, чем больше были прежние милости Иеговы к нему.  Доселе невозмутимый мир царствования Соломона был потревожен Адером, Разоном и более всего Иеровоамом.

     Пока Нарушения Синайского Закона носили внешний характер (интенсивная торговля, роскошь, связи с Египтом), Бог миловал Израиль.  Когда же растление коснулось самой цели избранничества Израиля как светильника всех народов, Бог показал свой праведный гнев. Дважды Господь удостаивал Соломона Своего явления с подтверждением Завета и грозным предупреждением относительно идолопоклонства, но теперь царю было дано только услышать глас Господень, - Бог изрек, что за поклонение идолам отвергнет царство от Соломона.  Обещав некогда царственное положение потомков Давида, Господь сказал, что оставит за сыном Соломона только одно из колен Израилевых.

     Жизнь царя изменилась к худшему, дни его были омрачены постоянным беспокойством и тревогой.

     Последние годы жизни Соломон покаялся перед Господом: о глубине  покаянного духа  Соломона свидетельствует его книга  Екклесиаст – духовное завещание царя, итог его жизни. Испытав все доступное человеку  земное счастье, Соломон заключил: «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все – суета и томление духа!».

     Соломон пришел к убеждению, что смысл жизни и ее подлинная радость – в послушание Богу с благоговейным страхом, дабы не нарушить Его всесвятой воли: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека».

     Соломон царствовал 40 лет, он почил «с отцами своими и погребен был в городе Давида» в 992 г. до Р.Х. Соломон имел множество жен, но только одного сына Ровоама, которому и предстояло стать преемником престола.

     Со смертью Соломона заканчивается Период единого царства, продолжавшийся столетие, с 1092 г.  по 992 г. до Р.Х. Господь даровал Израилю в этот период небывалое могущество и благополучие, но народ вновь проявил порочную склонность к богоотступничеству и идолопоклонству. Последствия первородного греха   глубоко внедрились в духовно – нравственную природу человека и тянули его в бездну греховных страстей. Усилия народа и его царей сохранить благочестие были недостаточны, израильтяне вновь стали богоотступниками.

     Если бы Израиль на высоте своей славы удержался в верности Яхве, то мог бы соединить со своим политическим влиянием и религиозно-нравственное просвещение народов земли светом истинной веры. Но преступления против Бога быстро подточили духовную силу Израиля, и царство неудержимо стало клониться к падению. Впереди Израиль ожидало разделение, а затем и порабощение.

                Конец шестой части.

     Литература:

1. Библия. Библейские общества, Москва, 1995 г.

2.   Толковая библия или комментарии на все книги св. писания Ветхого и Нового Завета. Издание преемников А.П. Лопухина, 1905 г.
 
3.   С. Воробьев. Библия и история, Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, Москва, 2011г.

4.  Э. Шюре. Великие Посвященные, Репринтное воспроизведение издания.1914г.


Рецензии