Курсы выстрел вчера и сегодня

Это прославленное военно-учебное заведение по переподготовке и повышению квалификации командирских кадров известно даже за пределами нашей страны как советская полевая офицерская школа высокого уровня. Вместе с тем оно имеет почти двух вековую историю. Необходимость его появления в то время была вызвана зарождением в русской армии управления повседневной деятельностью войск. Первый камень под управленческую основу был заложен, можно сказать, в годы царствования Павла Первого (1796 – 1801), правительство которого вскоре после восшествия на престол нового императора приступило к «искоренению злоупотреблений в войсках». Объяснялся такой «реформаторский подход» невозможностью терпеть более утвердившуюся при предшественнице на троне и матери Павла Екатерине Второй систему фаворитизма. Могущественные ставленники государыни широко практиковали коррупционную схему протекционизма при замещении офицерских должностей. Кроме того, многие генералы и старшие офицеры систематически использовали своих подчиненных, в том числе офицеров, для личных целей. Таких «растасканных» из полков людей в 1795 году было около 50 тысяч, и это в то время, когда армия насчитывала около 400 тысяч человек. Злоупотребления достигли такого размаха, что многие воинские начальники смотрели на свои полки как на удобное средство обогащения, а их использование считали выгодной статьей дохода. Так, более половины войсковых лошадей использовались не по назначению; отдельные полковые командиры получали от подчиненных 20 – 25 тысяч рублей ежегодного «прибытка» из так называемых артельных денег; значительная часть генералов в войсках не находилась, поскольку многие из них жили или в Петербурге, или в Москве, занимаясь не столько службой, сколько личными делами.

Проводившиеся мероприятия по борьбе со злоупотреблениями и «своеволием в войсках» были инициированы Павлом Первым. По его повелению запрещалось кому бы то ни было использовать «нижних воинских чинов» на работах в неслужебных целях. Все офицеры, которые не находились в войсках в момент вступления екатерининского наследника в императорство, были немедленно уволены со службы. Стал более строгим контроль за деятельностью войсковых командиров, особенно в вопросах обучения войск, хозяйственного порядка, внутренней службы.

С первых же дней своего царствования новый государь стал перестраивать мирную жизнь армии по прусскому образцу. Многие историки обвиняют его в скрупулезном копировании «фридриховской» (прусской) системы. Не удовлетворившись «мирным» отечественным опытом организации повседневной деятельности войск, который, справедливости ради отметим, на то время был очень уж мал, он даже отправил в отставку «генерала войны» А. В. Суворова вместе с его «наукой побеждать». «Фельдмаршал граф Суворов, отнесясь Его императорскому величеству, что, так как войны нету, и ему делать нечего, - гласил высочайший указ от 6 февраля 1797 года, - за подобный отзыв отставляется от службы».

С началом правления Павла Первого были введены законодательные акты – «Воинский устав о пехотной службе», «Правила о кавалерийской службе» и др., до мелочей регламентировавшие армейскую жизнь. В их основу было положено обучение войск выполнению строевых и тактических приемов и упражнений, несению  внутренней и караульной служб и всему остальному, что так или иначе было связано с мирной жизнью полков. Так зарождалось управление повседневной деятельностью войск.

Следующий этап в развитии военного дела в России в целом и в подготовке офицеров в частности связан с царствованием Николая Первого. Уже весной 1826 года его указом от 5 мая было доведено до армии высочайшее повеление: «Для введения в войсках совершенного едиообразия по всем предметам фронтовой (имелась в виду повседневная (строевая) служба) службы и обмундирования собрать в Петербурге образцовый Учебный батальон». В указе подчеркивалась высочайшая государя-императора воля: «Чтобы штаб- и обер-фицеры были из отличнейших и первые преимущественно их подполковников, признанных достойнейшими командовать полками, так Его Величеству угодно назначать впредь полковых командиров преимущественно из числа штаб-офицеров, находившихся в образцовом Учебном батальоне». В связи с ростом востребованности выпускников этого учебного заведения в войсках его численность с тысячи человек увеличили в два раза, и по царскому велению батальон переформировали в Образцовый пехотный полк двухбатальонного состава.

Поступавших на учебу офицеров подвергали испытанию по знанию правил повседневной службы. В полку они обучались в течение года, совершенствуя знания и навыки в управлении повседневной деятельностью войск. Выпуск «учителей в армию» проводился ежегодно после основательного испытания комиссией во главе с «августейшим командиром гвардейского корпуса» великим князем Михаилом Павловичем и высочайшего смотра. Подготовленные «учителя» отправлялись в войска в специально сшитой для них «образцовой» форме одежды и амуниции с предписанием полкам немедленно переходить на новую форму одежды и новые правила повседневной жизни.

В 1882 году приказом по венному ведомству (№ 82 от 21 марта) Образцовый пехотный полк преобразовывается в Офицерскую стрелковую школу. Этим же приказом определяются и ее задачи: «1) подготовлением ротных командиров самостоятельному выполнению обязанностей, лежащих на них как на начальниках основных тактических единиц; 2) распространение в войсках правильного взгляда на употребление огня в бою, сообразно новейшим исследованиям свойств нашего оружия, и на правильное однообразное обучение стрельбе; 3) производство исследований в широких размерах над ручным огнестрельным оружием, принятым на вооружение наших войск; 4) производство испытаний над предлагаемыми усовершенствованиями по ручному огнестрельному оружию, патронам и разным приспособлениям, к ручному оружию и стрельбе относящимся, и разработка сведений по этому предмету, получаемых относительно иностранных государств».

В ходе реорганизации был устранен пробел в обучении офицеров вопросами управления повседневной деятельностью войск. По велению Александра Третьего, обучавшегося в свое время в Учебном батальоне, в программу обучения включили ряд показных занятий: «По приемам обучения и воспитания личного состава по умелому распределению служебного времени (распорядку дня) и составлению расписания занятий, по обеспечению довольствием, по медицинскому довольствию, по ротному хозяйству и поддержанию внутреннего порядка, по форме одежды и снаряжению». Так впервые появился новый вид занятий – показной.

В Офицерской стрелковой школе утверждались и другие новшества: решение тактических задач в поле; учения с участием трех родов войск; внедрение в управление войсками полевых телефонов; упражнения обучаемых в командовании отрядами из трех родов войск (новая, общевойсковая направленность в обучении); ориентирование по карте, исправление и пополнение карты (крокировка), пользование дальномерами. Расширился и теоретический курс. Учебные программы были разделены на две части: подвижную и неподвижную с введением так называемых военно-образовательных поездок. Обучаемые знакомились с боевыми свойствами артиллерии, фортификацией, иностранными армиями, географией вероятных театров военных действий, мобилизацией, тактикой морского боя и даже воздухоплаванием.

С началом своего функционирования школа получила и еще одну задачу – опытно-исследовательскую. На ее базе не только совершенствовались, но и были доведены до известного состояния знаменитая винтовка Мосина, пулемет «Максим», полевой телефон и другие новшества. С целью быстрого распространения в войсках всего нового, испытанного и усовершенствованного в школе начал издаваться ежемесячный журнал «Вестник Офицерской стрелковой школы», на страницах которого кроме всего прочего исследовался неудачный опыт Русско-японской войны 1904 – 05 гг.

Все лучшее, прогрессивное, что было в Офицерской стрелковой школе, а также выводы и предложения его «собственного издания» сослужили добрую службу Рабоче-крестьянской Красной Армии, особенно при подготовке красных командиров. Стрелковая школа командного состава РККА (таким было первоначальное название советского военно-учебного заведения) строилась именно на базе Офицерской стрелковой школы русской армии. Командный и преподавательский состав также «наполнялся» выходцами из царской армии.

Становление школы красных командиров было таким же трудным, как и сама жизнь в эпоху перемен. Нехватка квалифицированных преподавателей, отсутствие необходимого количества учебных аудиторий, низкий уровень грамотности обучаемых из числа рабочих и крестьян – все это и многое другое было тем препятствием, которое преодолевалось на начальном этапе становления заведения, пока военная школа нового типа (курсы «Выстрел») не приобрела свой уникальный облик. Первым новшеством курсов было внедрение в учебный процесс до этого еще не опробованной учебной дисциплины под названием «Общая методика». Вскоре образовалась и кафедра с таким же названием. Инициатором и организатором этой дисциплины, а затем и первым начальником кафедры стал бывший царский офицер, героя Русско-японской войны преподаватель «Выстрела» Н. С. Триковский. Поскольку предмета «Методика» не существовало и в старой системе образования, то ему пришлось все начинать, как говорится, с чистого листа. Тем не менее предмет быстро нашел свое место в учебно-воспитательном процессе, развивая и рождая новое направление – «частную методику».

Учебный год в заведении разделили на два периода: зимний и летний. В первом преобладала теория, во втором – практика. Общая методика связывалась с разделом педагогики, они объединялись целью поставить правильный взгляд на процесс воспитания и обучения современного бойца в зависимости от его социального происхождения. Причем во главу угла ставилась мысль, что без должного политического воспитания обучение будет малопродуктивным и ненадежным.

Педагогические новшества, возникшие и утверждавшиеся на курсах, быстро находили свое применение и в остальных военно-учебных заведениях РККА. С целью обмена опытом стал издаваться общеармейский ежемесячный журнал «Выстрел». Уже в первом его номере помимо методической готовилась и научная страничка. В ее публикациях, в частности, тактика (как важный элемент военной науки) объявлялась «цементирующей учебной дисциплиной».

Однако курсы, взявшись и за научную деятельность, не увлекались «академичностью» обучения, а давали слушателям необходимые доступные знания, нужные в войсках именно в то время. При этом знания по всем предметам излагались с методическим уклоном, таким образом, командиры в ходе переподготовки сразу учились и преподавать. Словом, внедрялся новый принцип обучения – «учиться учить».

Основой подготовки слушателей на курсах служил метод «обучая – воспитывай, воспитывая – обучай». Была введена также новая форма занятий – «лабораторная», известная теперь как занятия в специализированных классах. Развивались полевые виды занятий, внедрялись «полевые поездки», особенно прогрессировавший впоследствии так называемый подвижной лагерь – многодневные полевые занятия в постоянном движении. В ходе них в обстановке, приближенной к боевой, отрабатывались все виды боевых действий с практической боевой стрельбой на местности или стрельбой холостыми патронами там, где нельзя было стрелять боевыми. Вводилась боевая стрельба в составе отделения, взвода и роты, которая затем прочно вошла в программы обучения подразделений пехоты РККА (затем Советской армии). Для каждой темы полевого или классного занятия специально разрабатывались программы-задания с подробными рекомендациями для преподавателей. Однако каждое занятие проводилось по-особому. Например, классное – в виде ныне известной самостоятельной работы под руководством преподавателя. Тот же лишь начинал занятие, а далее в рамках отведенного времени обучаемые сами «добывали» знания не только с помощью указанной литературы, но и в так называемых лабораториях (специализированных классах), в каждой из которых находился дежурный консультант-преподаватель.

В конце занятия слушатели отчитывались по данной теме своему преподавателю. Таким образом, обучавшие не поучали слушателей, а помогали им учиться.

Не понятно с какой целью, но секретным приказом заместителя народного комиссара по военным и морским делам и председателя Реввоенсовета СССР М. Тухачевского (№ 036 от 10 мая 1932 г.) курсы «Выстрел» были расформированы. Понадобилось четыре года, чтобы тройственный союз Германии, Италии и Японии своими агрессивными действиями обратил, можно сказать, внимание военно-политического руководства страны на необходимость восстановления учебного заведения. Однако этого небольшого «безвременья» для «Выстрела» было достаточно, чтобы растерять педагогические и научные кадры, а с ними и темп развития военной науки на курсах. Впрочем, перед возобновленным «Выстрелом» стояла уже другая задача – ускоренными темпами готовить офицеров к предстоящей войне, в неизбежности которой уже никто не сомневался. С этой задачей заведение успешно справилось, причем настолько эффективно (как перед войной, так и во время нее), что во всех невоевавших военных округах были учреждены и активно стали функционировать филиалы курсов.

По свидетельству командующего 11-й гвардейской армией генерала армии К. Галицкого, «выстреловцы» приезжали в армию «с хорошими знаниями общевойскового боя, умением толково организовывать взаимодействие и отлично знали применение в бою оружия пехоты». По его словам, в подавляющем большинстве выпускники школы «отлично справлялись с управлением своими подразделениями в сложнейшей боевой обстановке, всегда своевременно и точно выполняли поставленные боевые задачи».

Высоко оценил работу «Выстрела» Сталин. По его инициативе курсам было присвоено имя маршала Б. Шапошникова, а в 1944 году в связи с 25-летием заведения оно было награждено орденом Ленина.

И все же главным итогом участия офицерской школы в Великой Отечественной войне были результаты учебной работы преподавательского состава: 20 тысяч хорошо подготовленных офицеров, из них 1700 командиров полков, многие из которых стали генералами.

В послевоенные годы «Выстрел» не сократил своей деятельности, а, наоборот, расширился с вводом в штат нового так называемого специального курса. Удавшийся несколько ранее эксперимент с подготовкой личного состава 1-й польской пехотной дивизии имени Тадеуша Костюшко для участия в завершающем этапе войны послужил примером и для других армий только что образовавшихся социалистических государств Европы. В приобретавшую все большую известность военную командирскую школу устремились офицеры бывших старых армий этих стран, в том числе и Германии. Один из немецких слушателей оставил в памяти преподавателей шутку, передававшуюся из поколения в поколение: «Я третий раз на «Выстреле». Первый раз наступал, второй раз отступал и вот на третий раз приехал учиться».

Особенно активизировалась подготовка слушателей с назначением начальником курсов генерала Д. А. Драгунского, бывшего до этого первым заместителем командующего войсками Закавказского военного округа. Прошедший войну с первого ее дня до последнего, дважды награжденный Золотой Звездой Героя, он как никто другой знал, чему надо учить командиров, посвятив этому делу 15 последующих лет.

Значительный вклад в развитие военной науки на «Выстреле» внес другой начальник курсов – генерал-полковник И. А. Гашков, тоже прибывший с высокой должности – заместителя начальника Генерального штаба ВС СССР. Он был полон идей развития военной науки. Кроме анкетирования и тестирования, традиционно проводившихся на «Выстреле» среди слушателей как способов косвенного знакомства с положением дел в войсках, генерал Гашков ввел эффектный метод обратной связи с войсками – наладил переписку с командирами воинских частей, в которых служили выпускники. За два года такой переписки с 16 военными округами накопилось около 1500 отзывов. В результате кропотливого их изучения были высвечены многие недостатки в учебно-воспитательном процессе курсов, связанные прежде всего с промахами бывших слушателей в управлении повседневной деятельностью подчиненных воинских частей и подразделений. Как следствие – появился новый цикл лекций под названием «Управление повседневной деятельностью войск», предусматривавший в числе других вопросов «работу над ошибками». На богатом материале защищались диссертации, выводы и предложения из которых внедрялись в свою очередь в учебно-воспитательный процесс.

Очередной этап в развитии военной науки на курсах связан с войной в Персидском заливе (1991 г.). По горячим следам проведенного исследования итогов этой войны немедленно стали внедряться такие новшества, как должностная направленность обучения, входной контроль поступивших на учебу слушателей, комплексная должностная задача, выпускной должностной реферат и другие нововведения. В частной методике тактической подготовки стал культивироваться термин «батальонная тактическая группа» как основная тактическая единица в современной войне. Небезосновательно некоторые преподаватели доказывали несостоятельность действий в будущей войне больших масс войск в одном месте (районе) или на одном направлении.

Настойчиво высказывалось мнение о том, что в современной войне не будет сплошных линий фронта, что страны НАТО будут постепенно переходить от массовых армий к небольшим, но эффективным вооруженным силам, поделенным скорее на тактические единицы, чем на оперативные. Предлагалось постепенно отказываться от действовавшего порядка снабжения подразделений в бою в связи с громоздскостью тыла и переходить к снабжению с воздуха, а при возможности и по железнодорожным и трубопроводным магистралям. Словом, не перечесть всех движений военной мысли преподавателей курсов «Выстрел».

Вхождение курсов в состав Общевойсковой академии повлекло за собой понижение статуса преподавателей «Выстрела» в воинских званиях по должностям и по должностным окладам. Многие из них, имевшие огромный опыт обучения, приобретшие право на пенсию и на получение квартир, вынужденно уволились «по организационно-штатным мероприятиям». Равнозначных им по уровню образования и преподавательского стажа уже не нашлось. Снова понадобился значительный срок (не менее пяти лет) для того, чтобы учебно-воспитательный процесс на «Выстреле» реанимировался. Преподаватели снова активизировали свою деятельность, в том числе и научную. Им же была поставлена задача на проведение научно-исследовательской работы «Концептуальные основы развития курсов «Выстрел» до 2011 года» по определению будущего облика заведения. И это, можно сказать, служило предпосылкой для очередного «возрождения из пепла» легендарной офицерской школы.

В предлагавшуюся концепцию влили те новшества, которые уже успешно были апробированы циклом «Управление повседневной деятельностью войск». Так, подготовке слушателей придавалась должностная направленность; на учебу рекомендовались только что назначенные на новые должности офицеры или представленные (планируемые) к такому назначению. Обсуждались своеобразные формы, виды и методы учебных занятий: обмен опытом слушателей; лекции-беседы передовых командиров (начальников); демонстрация силы (показ техники и вооружения в статике и динамике); демонстрация действий личного состава с личным оружием; полевые выходы; уроки ветеранов; ситуационные уроки; ситуационные задачи; «разбор полетов»; анализ примеров; учеба на ошибках; фиксация знаний; пресс-консультации; встречи с руководством курсов и другие.

Однако реализовать эти идеи не суждено: в 2009 году курсы «Выстрел» были упразднены. Тем не менее с уверенностью можно сказать: «Выстрел» не уходит в прошлое, он «растворяется» в будущее. Теперь уже в стенах Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ». Хотелось бы только, чтобы и громкое, хлесткое слово «Выстрел» не умолкло в этих стенах.

Полковник В. Н. НОВАК,

Полковник Ю. Ф. ШЛЫК.


Рецензии