СНЫ 1 - 7

"Если всё это неправда,
Зачем   тогда   снятся   сны?..."*



   1________________________________________

В далёкой юности я столкнулся с неразгаданной тайной снов.
Мне снились удивительные сюжеты, сотканные на необычном материале в ярких контрастных цветах.
Откуда эти наваждения? Для чего мне они? Что они мне кричат? А ведь снится вовсе не то, что исходит из нашего реального опыта и не то, что сводится к актуальным проблемам  дня. Во всяком случае, не всегда.
С 17 лет я взялся записывать сны, надеясь, что когда-нибудь расшифрую их неведомые послания. Собирал, как фольклористы собирают сказки и поверия, не только свои сны, но и сны других людей.
За столь долгий срок изучил научные теории, узнал всяческие точки зрения. Имея соответствующий диплом, по долгу службы много общался с людьми... При этом пополнял банк сновидений.
Ещё в юности у меня была взбалмошная мечта: вот дожить бы до такого времени, когда можно будет в газетно-журнальном киоске купить за сколько-то там монет небольшую газетёнку с названием "В мире снов"... И развернув оную, читать не скучные политические прокламации, статьи-передовицы, прославляющие линию партии, заметки об успехах на полях страны, не лживую пустопорожнюю трескотню вечных, никогда не переводящихся, а только меняющих свой окрас журналистов-щелкопёров и прочих "великих" деятелей продажных СМИ... А сны, сны... Простые сны - от разных  людей - из нашей страны и не только, молодых и старых, здоровых и больных, людей разных профессий, богатых и бедных... Сны совершенно анонимные, а потому и предельно откровенные, где всё без утайки, всё, "как было" - точнее "как приснилось".
Не знаю, как Вам, друзья, а мне было бы интересно такое непривычное печатное издание. Однако такой газеты нет, и, как я понимаю, никогда не будет.
Но не потому, что сны не пользуются спросом или же не ценятся. Причина, на мой взгляд, в другом, в том, что сны это обнажённая правда жизни (пусть несколько сюрреалистичная по форме).
А как поступают на планете людей с правдой?


  2______________________________________


Я пишу это для тех, кто видит сны. Есть и другие - кто снов не видит.
Для нас же попасть в иное измерение сновиденческой формы жизни не такая уж и проблема. Происходит это проникновение (или, точнее, СОЕДИНЕНИЕ) привычно просто - как будто через обыкновенную, ничем особо не примечательную дверь (или даже калиточку), порой незамысловатую, обшарпанную, давно требующую ремонта, на скрипучих несмазанных петлях... - через неё неприметную заносит нас (уже и по привычке) в самые настоящие Звёздные Врата, а через них - в  совершенно особый неземной мир сновидений.
Сначала я хотел написать "мир НАШИХ сновидений", но удержался. Сны как будто бы и наши. Но это только отчасти. Наши и не наши. Все, кто видит сны, сейчас поняли, о чём я здесь.
Наши у нас - мысли, намерения, поступки и чувства. Хотя чувства - не всегда наши: чувство может так захватить, что и унесёт помимо нашей воли - бог весть куда...
А сны - они другие. Там - другой мир (наш и не наш), непредсказуемый, невероятный. Попав в него, уже не знаешь, чем там всё обернётся для тебя, в какой ты ТАМ окажешься ситуации, как себя ТАМ поведёшь, что вообще ТАМ тебя поджидает за любым поворотом - и тебя, и твоих близких и дальних, и знакомых, и незнакомых.
Я бы мог сказать "в стране снов"...  Но это не так. В снах - целая Вселенная. Ведь ТАМ не только свои поля, леса и дороги, реки, горы, моря и болота, свои города и деревни, дома и лачуги, всевозможные здания, новостройки и руины, улицы, переулки и закоулки, площади, мосты, лестницы и гроты, корабли, автомобили, поезда и все иные транспортные средства, свой животный мир, своя фауна, своя флора, диковинные, порой чудовищные механизмы, своя техника, электроника, своё историческое прошлое и экскурсы в фантасмагорическое будущее, а также свои школы, детсады, ВУЗы, промышленные предприятия, заводские цеха, а ещё зарубежные страны, войны, революции, бандитские ОПГ... И т. д. А ещё ТАМ - свой космос с его бесчисленными планетами и их невообразимыми для тех, кто ЗДЕСЬ, обитателями, звёздами, звёздными островами и чёрными дырами...
ТАМ - целая бескрайняя Вселенная, которая не есть копия реальной. Скорее Вселенная параллельная - с другим, нежели ЗДЕСЬ набором твоих возможностей. И с кардинально другим набором возможностей всех тех существ, которых ты встретишь ТАМ.


3_____________________________________________

Вы, кто не лишён этой дивной способности видеть сны..., вы считаете это свойство естественным, как способность дышать, пить... и не цените ничуть. А ведь это дар. Дар великий. И даже талант -  к СНОТВОРЧЕСТВУ.
Из тех, кто способен видеть сны, не все в одинаковой мере наделены этим даром. Одни видят только лишь простейшие ПРИМИТИВНЫЕ СНЫ, практически лишённые заслуживающей внимания информации. Приведу пример такого сна, сна простоватого человека, колхозного тракториста (хотя и далеко не глупого по бытовой жизни). Спрашиваю: "Ну-с, что тебе нынче снилось?" Он:  "Да вот... сижу, значит, гляжу, долото вижу" - "И всё?" - "Всё".
Другим снятся СНЫ ПУСТЫЕ или пустопорожние, как говорили раньше - пустопорожние, как брехня. Чаще таким снам соответствуют и пустоватые в своём душевном устройстве люди, питающие склонность к тому, чтобы без толку молоть языком, переливая из пустого в порожнее, или, иначе говоря, растекаться мыслью по древу, излишне детализируя и не видя за деревьями лес. Таковых СНОВИДЦЕВ весьма и весьма немало. Именно для таких поверхностно любопытствующих людей, легкомысленно интересующихся своими сонными видениями - чаще путанными и скучно-серыми, не выходящими за порог быта с его засилием мелочами, и создаются - "по желанию трудящихся" - многочисленные сонники, в которых зрители пустых своих снов пытаются найти ответы на тот или иной приснившийся образ.
Напрасно пушкинская Татьяна Ларина, сновидица далеко не пустая, а способная получать СНОПОСЛАНИЯ куда как более высокого порядка, а именно - СНОПРЕДСКАЗАНИЯ, пыталась найти ответ на приснившийся ей сон в соннике знаменитого в пушкинскую пору Мартына Задека...
Вспомним незабвенного Александра Сергеевича, его роман "Евгений Онегин"...

"То был, друзья, Мартын Задека,
Глава халдейских мудрецов,
Гадатель, толкователь снов.

Ее тревожит сновиденье.
Не зная, как его понять,
Мечтанья страшного значенье
Татьяна хочет отыскать.
Татьяна в оглавленье кратком
Находит азбучным порядком
Слова: бор, буря, ведьма, ель,
Еж. мрак, мосток, медведь, метель
И прочая. Ее сомнений
Мартын Задека не решит;
Но сон зловещий ей сулит
Печальных много приключений"

("Евгений Онегин" гл 5 стр. 22 - 23)

Всем известно скептическое ироническое и прямо насмешливое  отношение к "пустым" сонникам. Особенно со стороны людей "умных", "хорошо образованных", "состоявшихся"... Как и вообще их отношение - свысока - к простому народу.
Впрочем, друзья, нельзя не признать, что всегда имеют место счастливые исключения. В 1993 году мне довелось приобрести необычный сонник - автора Нины Григорьевны Гришиной. Как отмечено в аннотации, работа над данным сонником была начата ещё предками Нины Григорьевны, а закончена после 25-летних трудов ею, кандидатом наук...
Откроем произвольно эту книгу... "Мрачное лесное озеро"... - означать может, что нечто опасное затаилось в тебе самом. Или строкой ниже: "неожиданно на глазах мелеющее озеро... - гибель чувств...". С таким толкованием снообразов мне трудно не согласиться. Для меня совершенно очевидно, что "Сонник" Н. Г. Гришиной написан рукою выдающегося мастера, талантливого психолога и вообще мудрого человека. Да и примечательно русского по духу.

   4___________________________________
 
Достоверно известно, что содержание снов определяется многими факторами, как-то:
- индивидуальностью-личностью сновидца,
- его возрастом, полом, социальным положением,
- уровнем умственного развития и способностей,
- историей предшествующей жизни,
- впечатлениями недавних событий и прошедшего дня,
- чувственными и страстными желаниями, в особенности не утолёнными, равно как и страхами, опасениями и тревогами, особенно не избытыми, актуальными на момент засыпания,
- мечтаниями и грёзами о достижении каких-либо целей,
- не решёнными на момент засыпания задачами, проблемами, устремлениями,
- внешними раздражителями из окружающей спящего среды,
- внутренними раздражителями, происходящими от раздражений органов, систем и тканей организма спящего (соматическими раздражителями), носящими как физиологический характер, так и патологический (в случае болезненных проявлений в теле сновидца)...
- и ещё многими, многими другими причинами, имеющими реальный объективный характер.
Ещё древнему греку Аристотелю было ясно, как дважды два, что сновидение, как некий усилитель, обращает самые мелкие раздражения окружающей среды (и внутренней среды организма) в крупные, создавая тем самым драматические сюжеты сновидений. Так неловкое положение тела спящего может индуцировать остросюжетную фабулу с преследованием и попыткой удушения - и человек резко пробуждается в страхе...
Тот же Аристотель разделял  весь массив сновидений на всего две группы:
-  ничтожные, не достойные нашего внимания, обманчивые сны;
- сны истинные, ценные, ниспосланные нам для предостережения или предсказания будущего.
Это аристотелевское разделение и в наш ХХ1 век не чуждо народному пониманию феномена сна. Народ уверен, как и в прошлые времена, что сновидения предназначены для того, чтобы указать нам будущее. Но не все. По народным верованиям есть и сны "пустые", на кои нет надобности обращать внимания.
Это народное стойкое представление имеет своим затерянным в туманах истории фундаментом не одного лишь Аристотеля. Немало было и иных древних мыслителей, полагавших, что сновидения людей делятся на два класса:
1. Те, что обусловлены лишь настоящим и прошедшим и не имеют никакого отношения к будущему.
2. Те, что направлены в будущее. Это прямые пророчества и предсказания предстоящих событий (в том числе государственного значения).
Ещё с античных времён сновидения различались по форме как простые (выраженные прямо) и символические. С последними дело обстояло всегда сложнее. Во-первых было совершенно неясно, предвещает ли данное сновидение что-либо важное для сновидца или же оно никчёмное, "пустое". Во-вторых символическое сновидение непременно требовало "расшифровки",  умелого проникновения в его скрытый от подавляющего большинства людей смысл. Снотолкователи кормились при всех правителях древнего мира. И кормились неплохо. Ибо монархи хотели ведать будущее, т. е. иметь информацию на опережение, поскольку известно: предупреждён - значит вооружён.

   5__________________________________


Божественным толкователем снов, согласно Ветхому Завету, был пророк Даниил. В "Книге пророка Даниила" весьма полно представлена картина места сновидений в те давние времена. Сны почитались как высшее, от Бога исходящее знание. Мало кто был сведущ среди простых смертных в разгадывании СИМВОЛИЧЕСКИХ СНОВ. А именно такие сны чаще все и приходят свыше. Они непонятны для самого сновидца. Непонятны и тем, кто берёт на себя смелость толковать СИМВОЛИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ их.
Даниилу, обучающемуся при вавилонском дворе знатному еврейскому юноше, переименованному здесь в Валтасара, за его веру Господь даровал редчайшее умение разгадывать видения и сны. Наиредчайшее умение.
Царю Навуходоносору снились сны. Он полагал, что эти сны имеют важные указатели на предмет будущего - как лично его, так и его великой державы. "Сон снился мне. И тревожится дух мой. Желаю знать этот сон" - говорит царь. Сам царь не мог осмыслить приснившееся. На этот случай при дворе содержалось немалое число служащих, а именно - тех, кто смыслит в разгадывании сновидений.  И велел царь созвать тайноведцев, чародеев, обаятелей, халдеев и гадателей, чтобы они рассказали царю сновидение его и значение сна.
Но увы! Никто из этого полчища придворных мудрецов не в силах помочь царю верно истолковать его сон. Даже пред страхом лютой казни. Условие ставит царь своим мудрецам: " Если вы не скажете мне значение моего сна, то в куски будете изрублены и дома ваши обратятся в развалины... Итак, скажите мне сон и значение его". Но ответа нет.
Положение (незавидное) рати мудрецов спасает юный Валтасар, который предварительно обращался с молитвенной просьбой к Богу. И обращался не один, а вместе с ещё тремя юношами, друзьями (Анасия, Мисаил и Азария). И тогда была открыта Даниилу тайна сия, ибо только Господь Бог даёт истинную мудрость мудрым и открывает глубокое и сокровенное.
И приведённый пред очи царя юноша начинает возвещать тайну божественного символического снопослания, вернее открывать покров этой тайны такими словами: "Ты, царь, на ложе своём думал о том, что будет после сего. И Открывающий тайны (то есть Господь Бог) показал тебе то, что будет"...
Когда великий царь услышал из уст пророка объяснение сну своему, то, испытывая благодарность к редчайшему среди людей дару разгадывать сны, "царь пал на лице свое и поклонился Даниилу"... Валтасар, несмотря на юный свой возраст, отныне был назначен главой всех вавилонских мудрецов. Но почему это произошло? Сам Навуходоносор объяснил такое возвышение Валтасара следующим образом: " А ты, Валтасар, объяснять сны можешь потому, что дух святого Бога в тебе"... В другом месте книги отмечается, что Даниила отличали от прочих толкователей снов именно "высокий дух, ведение и разум". Именно эти высокие свойства его души  и позволяли проникать в божественные тайны сновидений. Пожалуй, это и есть то, что и поныне называется "ВЫСОКАЯ МУДРОСТЬ", без наличия коей и в наши дни успешно толковать сны едва ли представляется возможным.
Итак, объяснение снов - дело не только не простое, но и невозможное для обывателя. Потому православная церковь столь категорична в отношение попыток заглянуть в свои сны. Ответ церкви известен: "Не лезьте в сны, ибо не ваш это уровень, уважаемая паства".
В то же время в Новом Завете немало эпизодов со сновидениями, как средством соединения человека с миром божественным. Только лишь Иосифу Обручнику Ангел Господень является во сне трижды, всякий раз напутствуя на единственно правильный путь ( Матф.:  1, 20; 2, 13; 2, 19). А в "Деяниях апостолов" определённо предсказано, что "будут пророчествовать сыновья ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, И СТАРЦЫ ВАШИ СНОВИДЕНИЯМИ ВРАЗУМЛЯЕМЫ БУДУТ" (Деян. 2, 17). Именно так: старчество христианское предполагает обретение через веру высокой мудрости, которая, как мы помним, является главным условием проникновения в тайны сновидений.
Однако соблазн понять свои сны во все времена, в том числе и ныне, был велик, и особенно среди прекрасной половины рода человеческого. Не имея особенной мудрости, но пылая горячим женским любопытством, дамы всех возрастов и во все времена прибегали к помощи сонников (как впрочем и гадателей по снам).
В наш жестокий век учение о сверхъестественном происхождении сновидений практически не имеет сторонников, по крайней мере в академической науке. Сны стали предметом научных изысканий. С лёгкой руки великого исследователя в сей зыбкой и туманно-мглистой области (подсознания) ещё в конце 19 века по миру разошлось и прочно укоренилось утверждение о том, что "любое сновидение является осмысленным психическим феноменом" (Зигмунд Фрейд "Толкование сновидений").

   6_____________________________________

Друзья, как ни относись к учению Зигмунда Фрейда, всё же усомниться в том, что этот австрийский учёный вознёс сновидение на высший пьедестал, нельзя. Фрейд был велик (настоящий революционер в психологии личности!) и остался таковым и в современном мире. Глупцы говорят: "Фрейд вышел из моды". Это точка зрения людей  весьма недалёких, в то же время социально активных.
Сновидение, по Фрейду, "заключено в психологическую цепь, которая... простирается в глубь воспоминаний", в далёкое наше детство, уходя корнями к нашим детским проблемам и комплексам.
На заре ХХ века Фрейд предложил метод "расшифровки" сновидений. Этот метод он позаимствовал у народа (отчасти). У "простого" народа, который везде, во всех странах прибегает к выше упомянутым сонникам. То есть разбивает сновидение на отдельные элементы или образы и интерпретирует их по отдельности посредством банального сонника.
Этот метод противоположен символическому толкованию, когда берётся во внимание всё сновидение в целом и акцент делается на связях между фрагментами и образами. Таким образом мы истолковываем и все события жизни.
"Примером такого метода служит толкование, которым воспользовался библейский Иосиф для сновидения Фараона", говорит Фрейд.
В отличие от воззрений простого народа Фрейд отвергает убеждённость, что все наши сны нацелены в будущее. "Воззрение, будто сновидение интересуется преимущественно будущим, которое оно может наперёд предвидеть, - остаток пророческой роли, приписывавшейся прежде сновидениям"...
По методу Фрейда сновидение рассматривается исследователем "как своего рода условный шифр, в котором каждый знак при помощи составленного заранее ключа может быть заменён другим знаком общеизвестного значения и смысла".
В качестве объекта внимания исследователь, по Фрейду, должен брать "не сновидение в его целом, а лишь отдельные элементы его содержания. Для этого придётся разложить сновидение на отдельные части", как это делают дамы, берущие в руки сонники.
Фрейд иллюстрирует свою мысль доходчивым сравнением: "Мне снилось, например, письмо, вслед за ним похороны и так далее: я смотрю в соннике и нахожу, что "письмо" означает "досаду", "похороны" - "обручение", и так далее. В дальнейшем уже зависит от меня, связать эти понятия"...
Метод Фрейда, конечно же, исключает сонники. Вместо них - психологический анализ. К каждому отдельному элементу сновидения клиент (сновидец) подбирает свободно приходящие ему в голову мысли, не исключая и те, "которые можно назвать ЗАДНИМИ", как бы они ни казались лишены прямой логической связи со снообразом.
Первым и главным объектом своих психоаналитических исследований Фрейд сделал самого себя, свои сны: "Я стараюсь использовать мои собственные сновидения как наиболее обильный и удобный материал". Поскольку это "значительно удобнее и целесообразнее, чем наблюдение над другими".
Толкование сновидений, по Фрейду, включает следующие шаги: запись предварительного сообщения, в котором отображаются обстоятельства предшествующие и сопутствующие сну, мысли, чувства сновидца перед засыпанием; далее - подробная запись сна; затем - анализ сновидения по его элементам или отдельным частям; и наконец - "результат сновидения", то есть резюме, итог, где исследователь делает свой заключительный вывод.
По теории Фрейда, всякое сновидение есть ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ. В этом состоит его главный мотив.
Впрочем под словом "желание" не следует понимать только исключительно сексуальное устремление. В этой связи многие поверхностно мыслящие "сторонники" психоанализа вольно-однобоко утрировали образ  Фрейда как учёного, всецело зацикленного на сексуальной тематике.
На мой взгляд, главная заслуга Зигмунда Фрейда состоит в том, что он реабилитировал в научных кругах всего мира феномен сновидения, снял с него затёртые ярлыки абсурдности, бессмысленности, несерьёзности и восстановил былой престиж сновидения как интереснейшего объекта изучения для науки  и "стратегического сырья" для современного искусства и маркетинга.
Зигмунд Фрейд попытался всему миру доказать, что "сновидение представляет собой вполне осмысленное явление"... и "содержит в себе осуществление желаний". И это ему, его неоспоримому научному гению, блистательно удалось.
(Цитаты взяты из книги " Зигмунд Фрейд. Толкование сновидений" - Москва: Издательство "Э", 2018.

   7________________________________________

В городе на Неве в социалистическую эпоху была создана теория сновидений,   блестяще дополняющая теорию Фрейда - дополняющая по принципу комплиментарности, как два подходящих друг к другу пазла.
Автор "Теории сновидений" (так называется вышедшая в 1971 году книга) - русский советский врач, психоневролог Василий Николаевич Касаткин. В отличие от коллеги Зигмунда Фрейда доводы  В. Н. Касаткина не столько умозрительные, сколько идущие от неоспоримых фактов. У Касаткина нет места отрыву от реальности с тем, чтобы дать простор безудержному полёту фантазии (это хорошо в искусстве, но не в науке).
Василий Николаевич подошёл к исследованию сновидений с позиций сугубо объективных, более того - медицинских, с позиций практикующего врача. Итоги многолетней исследовательской работы выводились на основании анализа 27 000 сновидений, собранных у 1410 пациентов. Основной вывод доктора медицинских наук Касаткина: наши СНОВИДЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДАЮТ НАС О НАДВИГАЮЩИХСЯ БОЛЕЗНЯХ, ЛАТЕНТНО РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ПАТОЛОГИИ - ещё на том начальном этапе, когда симптоматика очень слаба или её нет вовсе. Таким образом, СНЫ ЭТО ТОНЧАЙШИЙ ПРИБОР РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ.
Ленинградский сновед в белом халате компетентно утверждает, что деятельность спящего мозга имеет специфические особенности: во время сна остаётся активным ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР, который улавливает даже самые слабые внешние и внутренние раздражения, создающие образы сновидений. Нарушение деятельности любого органа передаётся в зрительный анализатор, и мы видим - в образах сна - наши медицинские проблемы.
"Ценно то, что мозг предупреждает нас о начинающейся болезни тогда, когда она ещё не имеет никаких внешних признаков".
Теория сновидений В. Н. Касаткина имеет широкий диапазон применения, с успехом используется врачами и предполагает далёкие перспективы для последующей глубокой разработки её методов. А ведь взялась она не "ниоткуда" - веками шла от раздумий Аристотеля через разработки свойств высшей нервной деятельности великого русского физиолога Ивана Петровича Павлова и многих других выдающихся учёных.


Примечания.

*(Из песни на стихи
Роберта Рождественского -
в превосходном исполнении
несравненной Эдиты Пьехи).

Продолжение последует.


Рецензии