По островам Эгейского моря. Андрос. Земное и Небес

На следующий день, как и задумали, отправились на Андрос. Греция – чудная, святая страна, и, когда вспоминаю о ней, то больше всего думаю об этом месте. Вот где воистину соприкоснулось земное и Небесное!
 В то путешествие мы отправились без о. Георгия. В августе 2005 г. праздновался 1700-летний юбилей со дня мученической кончины св. целителя Пантелеимона. Поэтому о. Георгий уехал в дни торжества на Афон. И кто бы мог подумать, что на Андросе нам посчастливится поклониться святым мощам великомученика! Но расскажу все по порядку.
Очень скоро корабль-паром бросил якорь в тихой бухте. Перед нами уходили в облака горные вершины Андроса. А вокруг,  куда не кинешь взгляд, ярко блещет бесконечное море. Его красоту описать человеческим языком невозможно: прибрежная бирюзово-голубая гладь растворялась в синих волнах и постепенно уходила в фиолетовую глубь.
Рейсовый автобус вез нас в город Хора. Дорожный серпантин открывал то голые скалы, каменные террасы с пожженной солнцем травой, то старые полуразвалившиеся дома – следы ушедшей жизни. Когда проезжали жилой поселок, где на краю пропасти лепились, словно ласточкины гнезда, белые греческие домики с красными крышами и синими ставнями, изумлялась: как же удалось облагородить эту безжизненную дикость? И думала, что греки – народ трудолюбивый.
Городок Хора, или, как его еще называют, Андрос (столица острова), красив по-своему. Он небольшой, «громкоговорящий», с невысокими белоснежными зданиями, мраморными дорогами, веселыми кофейнями. Мне показалось, что все без исключения его узенькие улицы, переулки и дороги, ведут к лазурному морю. Видимо, поэтому в городе живут моряки, капитаны и судовладельцы.
 Дальше пришлось ехать на такси – никак иначе к монастырю свт. Николая, куда мы добирались, не попадешь. Очень скоро мы уже летели выше орлов по высокогорным дорогам, еще один поворот и – вдруг неожиданно зависли над монастырем, стоящим  под нами серой крепостью над пропастью. Спускаемся по крутой лестнице вниз, проходим через железную калитку и оказываемся в белом лабиринте монастырского двора.
- Светлана, вы чувствуете благоухание? – спрашивает меня Татьяна Леонидовна.
Я неопределенно пожимаю плечами, но она ведет нас в крытое помещение, переходящее в пещеру…
Серые грубые камни действительно источали неземной аромат. Он, возможно, был несколько резковат, сравним с запахом лилии или гвоздики, но происхождение его было ирреальным. Эта суровая келья неизвестного подвижника, выдолбленная в скале, открылась миру совсем недавно. В 1994 г., при реставрации древних келий, братия обнаружила небольшую комнату-пещеру с каменным ложем, устроенным прямо в стене при помощи кирки или подобного инструмента. Здесь благоухает буквально все, даже висящие на стене железные цепи. Может быть, неизвестный святой, борясь со страстьми и похотьми мiра сего, приковал себя этим цепями? Нам, христианам последних времен, маловерным и теплохладным, сложно принять и понять жизнь святых. И поэтому Господь время от времени посылает верующим в Него людям знаки из Вечности, дабы помнили, что Царствие Божие близко, и под бременем житейских невзгод не сильно унывали, малодушествовали и роптали. И я в минуту жизни трудную достаю благоухающую песчинку из святой пещеры и вспоминаю об истинной христианской жизни. 
В самом храме свт. Николая тоже отовсюду чувствовалось веяние «хлада тонкого». В притворе находится старинная, пятнадцатого века, благоухающая фреска иконы Богоматери «Надежда всех и Упование». Во всем мире она известна тем, что если в какой-то части света случилась или должна произойти трагедия, на лике Богоматери появляются слезы. Так произошло и во время посещения монастыря Иосифом Хосе Муньосом Кортесом - хранителем Иверской Монреальской иконы Богородицы. Брат Иосиф побывал в обители свт. Николая за несколько часов до своей мученической кончины – 30 октября 1997 г. Во время его посещения фреска Богородицы вдруг заплакала, а накануне под глазами Божией Матери появились страшные темные круги.
Здесь же находится еще одна примечательная, икона свт. Николая XVII в. История ее такова. Однажды настоятель Никольского монастыря Иаковос приехал в Смирну. Там он встретил одну малообразованную женщину, которая была известной знахаркой и лечила не только травами, но и, к своему горю, еще занималась магией. Настоятель поговорил с ней об опасности, которой она, используя магию, подвергает себя и больных. Женщина раскаялась, поехала за настоятелем на Андрос, поселилась там в деревне Мессарион и приняла постриг с именем Леонида. Одиннадцать лет она вышивала икону святителя Николая. Нити, использованные для лика и рук святого, – это ее собственные волосы. Одно из паникадил в храме и серебряные оклады икон Спасителя и Богородицы тоже подарены этой монахиней Леонидой.
  В самом храме находится драгоценнейшее сокровище – чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Корень Иессеев», некогда привезенная из прославленного Влахернского храма в Константинополе. Иконография этого образа необычна. Богоматерь изображена с Божественным Младенцем на руках, сидящая на престоле. У Ее ног – пророк Иессей, отец царя Давида, из рода которого произошел Мессия. Из Иессея, как из корня, растет ствол, в его центре – Богородица с Господом, а  с обеих сторон расходятся ветви, на которых помещены образы тех пророков, которые предсказывали приход Христа.
Икона покрыта серебряной ризой и защищена решетчатым ограждением. (Татьяна Леонидовна заметила, что ограждения раньше не было, видимо, для его появления были веские причины). В течение почти двадцать лет серебряная риза покрывается то и дело тонким слоем благоухающего мира, источаемого иконой. Братия собирает его и раздает как благословение паломникам. Есть сотни свидетельств чудес, совершившихся по молитвам перед этим образом.
Пока мы молились у иконы Царицы Небесной, в храм вошел настоятель обители архимандрит Дорофей (Фемелис). Священник удивительной жизни. Молодым послушником пришел он в этот монастырь. Со временем его рукоположили в архимандриты, и он стал настоятелем. Так было угодно Богу, что в течение тридцати лет в одиночку о. Дорофей проводил реставрацию обители, принимал паломников, осуществлял полный круг богослужений по монастырскому уставу, включая ежедневное(!) служение литургии.  Сейчас в обители, слава Богу, появилась братия.
Настоятель тепло благословил нас, а Татьяна Леонидовна подарила ему большую икону батюшки Серафима. (У нас было много таких икон, специально приготовленных для даров). Отец Дорофей рассказал о своем монастыре, подарил нам ватки с миром от чудотворной иконы Богоматери и пригласил на чай. Но тут пришел послушник и сказал, что шофер такси напоминает русским: их время истекло. Опять надо было спешить, но в моей душе возник протест и желание не уходить отсюда никогда. Я стала лихорадочно мечтать, что поселюсь здесь в какой-нибудь пещере, и буду каждый день приходить на литургию, работать в обители за обед – и еще много чего сумасбродного… Словом, место мне чрезвычайно понравилось.
На прощание батюшка архимандрит открыл нам ковчежец с главою св. мученика Николая Нового, меня вновь обвеяло тонким благоуханием. Он был родом из Эбоса, из города герцогов. Судя по тому, как святой изображен на иконе – восседающим на троне, в красном плаще, покрывающем кольчугу, в тяжелых военных сапогах, с крестом в правой руке и копьем в левой, - он был стратегом. Известно, что еще в юном возрасте он пренебрег миром и светской карьерой и, возлюбив всем сердцем Господа, удалился в горы, ведя там суровую подвижническую жизнь. Св. Николай Новый Вунинский принял мученический венец в 720 г. от  рук пиратов. Его мощи были перенесены в Никольский монастырь в XV в. А в Вунине, с дерева, стоящего на месте его праведной кончины, стекает красная, похожая на кровь, святая вода. Паломники собирают ее для исцеления.
В притворе храма я приобрела мешочек со святой «кровью», и он до сих пор благоухает.
Мы шли по монастырскому дворику, словно по райскому небу, и казалось, что вокруг нас молятся даже безжизненные камни. У меня наворачивались слезы на глаза, так не хотелось уходить. И сейчас, когда вспоминаю о Греции, мне больше всего хочется в обитель святителя Николая на острове Андрос.


Рецензии