Не гранатовый браслет

В погожий субботний вечер одного из недавних, еще доковидных сентябрей мы были приглашены  новым сослуживцем мужа в их с супругой загородный дом. Для более близкого знакомства плюс новоселья. Я желанием не горела – с возрастом стала недолюбливать такие полуформальные встречи.  Да еще с ночевкой в чужом месте.  Лучше книжечку, фильм хороший посмотреть, записи в дневник сделать… Да мало ли. Но чем спорить, предпочла согласиться. Как говорил отец Федор, "токмо волею" просившего меня мужа.
Купив букет и коробку фужеров – всегда пригодится –  выбрались после полудня из города. Муж вёл машину, и ехали мы как всегда, почти молча: с редкими и едкими репликами моего благоверного по поводу местных властей, а я - в сомнамбулическом состоянии. Решила абстрагироваться от суеты. Ехали механически - минуя новорожденный ботанический сад, озеро, больше схожее с болотом,  залитые еще летним солнцем разноцветные поля, по-выходному сонную и архаичную деревню, если не считать вывески "Парадиз" на сельмаге и узла сотовой связи, длинный пустырь под будущую застройку, а потом чьи-то разномастные усадьбы.   Подъехали без опозданий к четырем часам дня – мой педантичный «половин» этого не терпит.
Всё, как обычно – проход по «красной дорожке» с посыпкой мелкого гравия цвета бордо (свекольник какой-то!), еще молодые, невысокие туи по бокам, поодаль - недостроенная беседка… Типово в общем-то.
- Ах, как здорово, что вы приехали! Мы так ждали! – ну и дальше в таком же духе. Не забыть бы, как их зовут – с этим у меня всегда проблемы. А это серьезно мешает коммуникациям. Особенно в бизнесе. Сама этому учу на тренингах. Тоже надоело, но что делать? Зарплата идет и ладно.
Стол на веранде сверкал и пестрел не хуже клумбы под окнами. Дизайнерская работа… В доме звучала легкая джазовая музыка. Красота! Главное – муж доволен, видно, что-то из делового будут обсуждать. Хозяйка – бойкая белокурая дамочка по имени Вера, но все зовут Верочкой. Она в ладном костюмчике цвета тиффани с короткой юбкой и  умелым макияжем на оживленном личике, моих, то есть,  юбилейных лет. Кстати, в переводе с еврейского юбилей – только пятьдесят… Хотя кто его сейчас разберет – при современных технологиях? Может, она и старше. Но внуков, как она сообщила, у них еще не имеется. Дом построили с расчетом, что будут. Через пять минут я уже узнала половину автобиографии Верочки. Основное – они приехали с Камчатки, долго искали место, два месяца перевозили вещи, дочь – гордость – в ординатуре в Питере. И еще с десяток гостей – они подтягивались из закоулков: мужчины  - с участка за коттеджем, женщины, видимо, подруги  – из кухни за стеклянной дверью. Привели совсем пожилую женщину в узорчатой шали на плечах – мать хозяйки. Молодцы, забрали и ее с собой из далекого края.

Мне уже скучалось. Раньше на подобных тусовках я хотя бы могла отвлечься на курение, но уже лет десять данный вид релакса выпал из моего арсенала. Его вытеснил бронхит… За столом тоже всё шло своим чередом, заведенным нашими ближайшими предками: закуски, тосты за теплый дом и мир, потом горячее. Были претензии – почему не шашлыки? Но хозяин сказал, что схитрил намеренно – дабы мы приехали еще раз и вскорости. В ближайшее время у них будет – при этом он подмигнул моему мужу – подписан крупный проект. А нынче извольте – индейка по-гавайски, вы еще такой не пробовали, он готов поклясться. Ясно. Судьба-индейка. Или индейка – это судьба. На сегодня. Обещался также фейерверк.
Потягивая красное сухое, я подумала, что несчастные люди быстро надоедают, так как они зациклены на своих бедах. Но люди вполне счастливые, оказывается, надоедают еще быстрее…

Через долгих пару часов, когда стало можно улизнуть, не нарушая приличий, я сделала именно это. Под предлогом подышать и посмотреть окрестности. Гости в этот момент дружно обсуждали вопросы тепличного растениеводства.
Накинув плащевую куртку  на плечи и предупредив мужа («я на полчасика!») с радостью выпорхнула за решётку - хм! - ворот. Сама не знаю, почему, но налево. Сначала я шагала по бетонной дорожке вдоль частных домов. Природа притихла, подставив свое аллегорическое лицо под нескромные лучи заходящего светила. Наглядеться – как в последний раз. Зеленели совсем еще бодро лужайки перед воротами усадеб, буйно цвели розы и георгины, доживали свой праздник  гладиолусы. Табличка у дороги гласила «Крутой Лог» - так называлось эта деревушка, очевидно. Не бывала здесь никогда…
Дальше дома кончились и пошла сухая грунтовка с уклоном вниз. Упругим шагом я устремилась по ней, без раздумий. Так славно было топать по  прогретой земле, под гору, таким комфортным и полноценным казалось существование в теплом вечере, в легкой одежде, без тяжелых дум. Не часто такое блаженство бывает. Чуть горчил этот пряно-ароматный воздух – то ли от разнотравья, то ли от предчувствия неизбежных сезонных перемен. Ведь зима не за горами…

Не знаю, сколько времени я шла, но постепенно начиналось другое селение. Городок, что ли. Это уже не коттеджи, не новодел, а старинные, темные домики не более двух-трех этажей. Деревянные, с узкими оконцами и  башенками, многие сгорбившиеся. А неширокая улица – булыжники серо-ржавого цвета, между которыми неопрятными пучками торчит полусухая трава.  Не слишком-то ухоженно тут всё, без лоска. Фонари чугунные, изогнутые, давно таких не видала. Но странное дело – мне здесь нравилось больше, чем в новом поселке,  теперь он уже казался мне слишком картинным, декоративно-фальшивым. Словом, ненастоящим. Городок же, куда я попала, наоборот, жил напряженно-таинственной и, судя по всему, долгой-долгой жизнью. Правда, его обитателей я пока не встретила, но я точно знала, что они – люди с сильными и глубокими чувствами, с богатой внутренней жизнью, не суетливые и некорыстные.  Что вызвало во мне такую уверенность, я не могла бы объяснить. Но он был мне интересен, как бывает непостижимо притягателен старый человек с богатым прошлым, со стержнем, отшлифованным чувственными бурями, штормовыми волнами искушений и мерцающими огоньками в глубине огромных чуть насмешливых глаз. Аристократ духа… Встретиться с такими – редкая удача. Потому что такие хранят ключи судеб. И могут поделиться с тобой тайным шифром – если, конечно, сочтут тебя достойным для его передачи…
Такое впечатление производил и этот странный городок. О том, чтобы повернуть назад, и речи не могло быть. Внутри меня что-то ликовало, словно я попала в долгожданное место, попала в результате  путешествия, о котором давно мечтала. Здесь не витали низкие, приземлённые  мыслишки, не пахло пережареными беляшами или людской жадностью, не слышалось истерических визгов или хамски-грубого тона… Город неслышно пел – серенаду или фугу или какую-то другую, еще никак не названную мелодическую вещь.
Я и не заметила, как стало темно. О времени не думалось. Зажглись одиночные огоньки – будто свечи за узкими окошками. Вспыхнули светлячки музейных фонарей. В лицо повеяло влажностью. И вскоре я увидела водоем – нечто вроде пруда или залитого водой котлована. Золотые удавы ползли по ее ярко-фиолетовой поверхности – так вел себя свет от нескольких башен на берегу. Стайки мотыльков, похожих на крупные снежинки, неслись к ним навстречу. А луна плескалась посередине чаши водоема как огромная золотая шар-рыба.  И никого! Что же это за место? Ожившая картина импрессионистов? Куинджи?
Мне показалось, что я сама и есть эта луна, что я бестелесная сущность, я привольно кувыркаюсь над водой, и вот-вот полечу над ней. Если захочу…
И вдруг я ощутила, что сзади кто-то есть. И буквально сразу на мой мысленный вопрос, прозвучал легкий шепот, вернее шелест:
- Да, это я…
Я подумала, что это ветер. Но рефлекторно двинулась вперед. До ограды оставалось еще немного места.
- Постой, прошу тебя… Не бойся!
Я замерла, ноги стали ватными.
- Обернись, прошу тебя, обернис-с-с-сь …
Голос по-прежнему был еле слышен, но что-то в нем показалось знакомым. Или нет?
- Обернись, я хочу увидеть твоё лицо… Последний раз…
И тут меня охватила липкая жуть. Не оглядываясь, я ринулась вправо – вдоль парапета. Вот тебе и городок! Обаял и взял меня врасплох. Не разбирая дороги, я летела в темноту, но каким-то чудом не упала, только оцарапала кожу ноги о колючий кустарник. Шепота больше не слышала.
Через время передо мной показалось строение, похожее на церковь. Взлетев на крылечко, я дернула дверь. Слава богу, она поддалась, и я оказалась внутри прохладного помещения, почти без освещения. Только в алтаре мерцающей точкой горела одна свеча.
Темные лики святых бесстрастно смотрели на мою испуганную фигуру. И меня отпустило. Даже стало стыдно – как первоклашка струхнула, эх… Конечно, то ветер прошумел подсыхающей уже листвой. Опять эта моя экзальтация дурацкая… Надо возвращаться, там же меня ждут. И волнуются. О себе я уже не думала. А голос... ну просто нервы.
Опять - на узенькую слабоосвещенную улицу, и по гулким камням назад – к людям, к мужу. Но я как будто и не я. Телефон? Да не взяла я его... Надо бежать.
И, о диво – почти мгновенно я очутилась у коттеджа наших новых друзей.  А там шум подвыпившего люда, размягчившего свою социальную жесть природной мягкостью, хорошей едой и вкусными напитками.
Моего отсутствия в общем-то никто и не заметил. В сущности, жизнь – это множество  параллельных реальностей… И в этом больше утешительного, чем трагичного.
Муж, правда, поинтересовался, как я себя чувствую. Предложил чаю. И на том спасибо. Мог бы надраться и флиртовать с кем-нибудь. С той же хозяйкой, она веселится вовсю. Сверкая блёстками накинутого на плечи сиреневого палантина…

А спустя минуту муж сообщил, что мне кто-то несколько раз пытался дозвониться. И он решил всё же ответить. Что ему сообщили? Да особенно ничего такого сверхважного. Просто сегодня умер некий Олег, точнее Олежка. Так и сказали - то есть сказал женский, немолодой голос. Кто такой Олежка, ему совершенно не интересно. И почему мне срочно надо об этом узнать, тоже не волнует. Тем более в субботу. Ему плевать. Но если я захочу объяснить, то он будет мне благодарен. Просто по-человечески. По протоколу...
О, господи!
Олежка! Странный, как князь Мышкин, не нужный мне ни на грамм и  ни на миг… раздражавший своем упорным, совершенно непостижимым и невыносимым  постоянством. Человек не моего возраста (на девять лет моложе!), круга и вкуса. Какой-то незаметный, не рослый и не брутальный, можно сказать, гоголевский персонаж. В шинели… Не имеет понятия о квантовй физике, а это мой пунктик! И о Кустурице. Но сердце моё болезненно дрогнуло. Пятнадцать лет безнадежного чувства. Пятнадцать лет молчаливого, застенчивого обожания. И в каждый мой день рождения - букет белых роз…

Я помахала рукой хозяевам, пожелав что-то дежурное чокающимся – типа, я с вами –  и лунной походкой побрела в отдаленную беседку. Мне нужно было побыть одной. Совсем.
Олежка… Рабочий-электрик, что ли, или киповец с опытного завода при нашем институте. В синей форменной куртке. Мы просто здоровались при редких встречах. Оба слегка улыбаясь. По формуле «хороший человек – хорошему человеку». Отдалённо он напоминал мою первую любовь в третьем классе. Очень отдаленно. Разве могла я думать, что он втюрится? По уши. Всерьёз. И до конца… Ведь мои приветственные авто-улыбки не значили абсолютно ничего. А он сиял всё сильнее - с каждой встречей. Преображался. Через полгода пришел – хочу поступить на заочку, можно проконсультироваться?  Ну, ради Бога. Сначала мне было забавно. Спустя год стало напрягать. Потом однажды ко мне в кабинет  пришла пожилая женщина. Простая, скромно одетая, в нелепой шляпке, но с необычайно пристальным взглядом. Мама Олежки. Она принесла мне ведро медовых груш – из своего сада. И сообщила, что ее сын однолюб. Это не лечится – она точно знает.
Я молчала, качая головой. Придавать этому значение? Да что вы! Мало ли что говорят про своих чад – единственных – ненормальные мамаши-одиночки. А главное – я безнадежно замужем. Глубоко, как сейчас говорят. У меня дети. Так что, спасибо за груши. Но извините…
Мама Олежки побыла тогда у меня с полчаса, даже меньше, телепатически сканируя меня, обходясь почти без слов. Я себя чувствовала глуповато и необычно раздёрганно. Ребята, в чем дело, собственно? Прощаясь в дверях,  женщина пригласила меня на обед в воскресенье. К ним с Олежкой. На утку.  На природу…
Вряд ли, не обещаю – ответила я. Думая про себя – к чему? Еще не хватало…
Но после ее визита мне еще долго было не по себе. Что ЭТО всё значит? Почему со мной ЭТО? Чем я вызвала надежды этих двух людей? Хороших. Славных, добрых, искренних… Но я-то причём? Естественно, что я не только не собиралась поехать к ним, в их маленькую усадьбу с вишнями и сливами, но им просто не имелось места в моей вселенной. Увы. Но почему должно быть как-то иначе? Они – Олежка с мамой – избыточны для моей жизни. Они – сверх. Ни зачем. Ни для чего…. И всё же что-то саднило, свербило и не давало мне вздохнуть полной грудью. Я не понимала, что я им обоим должна? Но чувство долга не испарялось.
 
И вот теперь, одиноко восседая  в деревянной беседке с декоративным краснолистым виноградом, я подсоединилась, как это часто со мной бывало, к… литературе. К ее океану смысловому…  Что поделаешь, это есть такая форма мышления, переживания жизни, встроенная генетически в мое существо, всегда оказывалась самой естественной и самой эффективной для меня. Как и для моей мамочки -литератора до мозга костей. Тип людей и способ их существования… это тайна великая. Может, главная. И да, он может быть разный, а у нас вот такой – через словесничество: Лермонтова с его демонами и печориными, Пушкина с его сказками, онегиными и станционными смотрителями, Тургенева с его девушками, базаровыми и муму… И в этой беседке мне подходящим в данный миг жителем эфира явился Куприн, с его гранатовым браслетом, с облаком в штанах - телеграфистом Желтковым.
Но надо ли связывать их – Олежку и Желткова? Верно ли это? Может, это чушь и превозношение? И я всё безбожно преувеличиваю… Его уже нет, и гораздо лучше не трогать его память, тонкие оболочки, высвобожденную энергию. А просто пожелать царствия небесного, в которое я по наивности верю. Не знаю. Всё путается…
Когда последний раз он попался – явно неслучайно, а умышленно – на пути моём? Пути известном – от стадиона, где живу, к институту, где работаю? Да месяца два или три назад. Нет. Никаких попыток поговорить, что-то обозначить, Боже упаси. Только кроткий взгляд – луч обожания, полной сдачи, аномальной радости встречи. Просто пересечения. А меня от него шарахнуло – не могу видеть, не хочу, уйди! И вообще сгинь! И помню, я ринулась в обход – через сквер – на другую сторону улицы, подальше от человека с ненужной, обременительной для меня любовью.
Но стоп! Что там было? Кроме взгляда этого безумного,  лишнего для меня?
Я зажмурилась. Только бы никто не пришел сейчас сюда! Там громкие голоса и они, кажется, приближаются… Мне надо вспомнить!
Он стоял не просто сам по себе. За его спиной что-то находилось… Но что?

Атмосфера вечера сгущалась и давила на меня. Что-то щёлкало, смущенно смеялось, цикадило и шевелилось под светом половинчато-лукавой луны. Подсказывало и издевалось, говоря мне о моей тупости…
Совсем близко от беседки раздался нарочито веселый голос мужа: а кто это от нас тут прячется?
И в это экстремальный момент я вспомнила! У меня вспыхнуло! За спиной Олежки тогда были картины. Несколько этюдов, то ли копий, то ли эксклюзивов… И на одной из них – город! Тот город, который я видела еще час назад – странный, пустой, романтичный и притягательный. Без стиля, без обитателей и точной локации… Город золотых драконов и безмерного времени, город твоей вечности и тайной красоты, город, где возможно всё… Где кто-то звал меня и просил обернуться, просто обернуться…

На другой день мы вернулись домой. Всю дорогу опять мы хранили молчание. Но молчание какого-то иного порядка. Муж не ёрничал. Ни разу. Что странно...
Ни о чем не думая, механически привычно войдя в квартиру, я прошла к трюмо. Мой взгляд сразу упал на фигурку фарфорового оленёнка – небольшую, изящную, рыжевато-палевую, с маленькими ушками и удлиненными глазками. Доверчивую и наивную. Его лет семь или восемь назад  подарил мне Олежка. Вместе с хроническим букетом. Не гранатовый браслет, отнюдь. Просто маленький, тонконогий  олешек…

Кстати, когда я вчера спросила у Верочки, что это за удивительный город находится у них поблизости, она сделала огромные глаза:
- Какой такой город? Здесь рядом никаких городов нет и не было.
И мне пришлось обратить мой странный вопрос в не очень ловкую шутку. Чтобы не пугать женщину...


Рецензии
Екатерина! Доброго весеннего дня! Кружева вашего повествования окутали своими тайнами сознание и отправили в незабываемое путешествие чувств, образов...
ЗдОрово!
Творческих успехов и радости вдохновения Вам желаю
С уважением, Альбина

Альбина Алдошина   20.05.2022 10:11     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.