Ва-банк
В большинстве своём мы, заочники, начинали серьёзно готовиться к экзаменам только по приезде на сессию. А что до меня, то я, приехав, зачастую даже не знал, какие предметы подлежат сдаче. В принципе, экзаменационные вопросы выдавались слушателям заранее. Так что, кто мог, а, главное, хотел, - готовились дома, а у меня это почему-то, ну никак не получалось. Ссылки на собственную чрезмерную занятость выглядели малоубедительно, а вот мысль о том, что я обыкновенный лентяй – вызывала гораздо меньше сомнений. Но, вместо того, чтобы работать над собой, я стал искать более рациональный метод подготовки к сдаче экзаменов, без ломки привычных жизненных устоев.
Во время сессий мы жили в комнатах по два-четыре человека. Я досконально изучал два-три экзаменационных вопроса из примерно двух сотен, а затем ходил по комнатам и делился с товарищами своими знаниями. Те в ответ делились знанием других выученных ими вопросов. Задавал вопросы я, задавали вопросы мне, велась предметная дискуссия, типа семинара. С каждой новой комнатой копилка моих знаний росла и обогащалась. За три-четыре дня, обойдя все комнаты, а то и не по одному разу, я, в принципе, уже был очень даже неплохо подкован к очередному экзамену. Да и вся наша группа, благодаря такой методике подготовки, все годы учёбы была по успеваемости лучшей на курсе.
Так вот, предстоял экзамен по одному из самых любимых мною предметов – «Советская литература и искусство». В перечне вопросов один из них звучал так: «Второй съезд советских писателей, его материалы, решения и значение для дальнейшего развития советской литературы». Удивительно, но из двадцати пяти человек нашей группы материал по этому вопросу не нашёл никто. И интернета тогда ещё не было. Кто-то лишь назвал дату съезда – 1954 год. Я же всех успокаивал, - не волнуйтесь, арифметика простая; нас – двадцать пять, а вопросов – двести, на всех хватит без этого второго съезда. Шанс лишь один из двухсот, что он кому-то из вас достанется. И представьте, я оказался прав, он-таки никому из них и не достался. Он достался мне! Стоя у экзаменационного столика и увидев в своём билете под третьим номером этот злополучный вопрос, я непроизвольно громко хлопнул себя ладонью по лбу со словами, - ёлки-палки! Преподаватель даже подскочил на стуле, - что случилось?! И я честно рассказал профессору всю предысторию этого вопроса, - вот говорил всем, что он никому из них не достанется, так и произошло – он у меня! Тот сочувственно поглядел на меня и сказал, - ну, хорошо, возьмите тогда другой билет. - Ни в коем случае, второй билет – это даже от отличной оценки минус один балл, а я иду на красный диплом. Нет, без вариантов! Я пойду готовиться. Профессор посмотрел на меня, как на контуженного, и лишь промолвил насмешливо, - ну что же, желаю успеха.
Через полчаса я снова стоял перед экзаменатором, который остался один. Ассистент, по обыкновению, немного посидев, ушёл. Только успев сказать несколько предложений по первому вопросу, я услышал, - достаточно, знаете, дальше. Второй вопрос постигла та же участь. Усевшись на стуле поудобней, профессор, как мне показалось, злорадно растягивая слова, произнёс, - та-а-а-к, а теперь прошу вас высказаться по третьему вопросу. Второй съезд советских писателей, - ничтоже сумняшеся начал я, - проходил впервые после смерти И.В. Сталина. Он подвёл итоги развития советской литературы за двадцать лет (Что первый съезд был в 1934 году – я знал) и в обстановке эмоционально-общественного подъёма ставил новые задачи по дальнейшему развитию социалистического реализма. Серьёзной критике подверглись в творчестве писателей буржуазный космополитизм, формализм и натурализм, а так же мелкотемье и оторванность от реальной жизни народа… И далее я пространно рассказывал о задачах, поставленных съездом по необходимости усилении коммунистического воспитания подрастающего поколения, о развитии детской и юношеской литературы, о недопустимости лакировки социалистической действительности, о критике теории неконфликтности и т.д. и т.д. …
Я видел, как по мере моего ответа на лице профессора насмешка и любопытство сменялись недоумением, потом растерянностью и, в конечном счёте, негодованием. - Достаточно! Скажите, зачем вы меня обманывали и придумали глупую историю, что не учили этот вопрос?! Я даже растерялся, – уважаемый (Не помню теперь уже имя, отчество), даже в мыслях не было! – Тогда как объяснить, что вы правильно отвечаете на вопрос?! - Да очень просто, - пошёл я ва-банк, - у нас все съезды похожи друг на друга, как близнецы! Не ошибёшься! Притом необходимо учитывать общую политическую обстановку в стране и стратегические задачи литературы применительно к требованиям развитого социализма... Профессор некоторое время молча смотрел на меня. После длительной паузы, которая, как мне показалось, не предвещала ничего хорошего, он спросил, - А какой максимальный возраст на съезде был установлен для молодых писателей? – Не могу сказать. Это конкретный вопрос, а я ведь не изучал материал. Ещё немного помолчав, зкзаменатор сказал, - тогда последний вопрос, - кто автор памятника В.И. Ленину в вашем городе? Вот и всё, мелькнула мысль, приплыли. В голове каруселью завертелись фамилии скульпторов-монументалистов: Аникушин, Вучетич, Конёнков, Томский, Шадр, да и Мухина, в конце концов! Ну, не подведи интуиция! И, набрав побольше в лёгкие воздуха, обречённо выдохнул, - по-моему, Николай Васильевич Томский! – Ну, хорошо, можете быть свободны, - неопределённо сказал профессор. Свободен-то свободен, - терзался я, покидая аудиторию, - а в итоге-то что?
Оценки у нас объявлялись после сдачи экзамена всей группой. Все расселись и профессор начал зачитывать оценки, - Аникеев – 4, Бородин – 3, Васюков – 4, Гуров - 5. Сделав паузу, продолжил, - а вот Дубовскому мы тоже сочли возможным поставить 5. Фу, у меня отлегло от сердца! Вдруг, с заднего ряда поднимается наш одногруппник Голимбет, круглый троечник и зубрила и возмущённо восклицает, - это как же понимать, товарищ профессор? Дубовской приезжает на сессию и вместо того, чтобы готовиться - ходит по комнатам, расспрашивает всех, а потом на экзамене рассуждает на вольную тему, вообще не зная вопроса. И ему считают возможным поставить пять! А я сутками зубрю, не разгибаясь, и мне не сочли возможным поставить даже три! Хохот потряс аудиторию, а профессор, улыбаясь, сказал, - вызубрить-то дело нехитрое, а вот правильно понимать и, как вы сами сказали, рассуждать – это посложнее будет.
Вернувшись после сессии в свой город, я первым делом помчался на главную площадь, чтобы проверить правильность своего ответа на вопрос об авторстве памятника В.И. Ленину. Но постамент недавно отреставрировали и на новых плитках никаких надписей не было. И только где-то через пару месяцев в буклете о городе я обнаружил, что автором памятника В.И. Ленину является Н.В. Томский! Ну, спасибо тебе, Ильич, подумал я, выручил!
23.02.2021
Свидетельство о публикации №221022302150