Шуты и короли. Жизнь на грани

      Такова жизнь: дурак умничает, умный дурачится.

Я ничего не рассказала об убранстве праздничных залов замка Алби. Атмосфера здесь настолько романтическая и загадочная, в духе самого графа. Первая встреча с хозяином, я бы назвала его волшебником, магом и чародеем, - состоялась в центральном гранатовом зале. Вы сами все видели. Хотя... все, да не все. Вечер только зачался.

Граф поблагодарил за прекрасно разыгранное представление, целовательное настроение, попросил извинения... и удалился к гостям, дабы соблюсти все правила этикета и гостеприимства. Но, прежде чем откланяться, он поручил меня мистеру Торо, придворному шуту, пожелал не скучного вечера и пообещал вскоре вернуться.

Как постно я вам все это рассказываю... Повествовательно. Нужна поистине великая фантазия и большой запас словесных восклицаний, чтобы передать нечто отдаленно похожее на то, что здесь происходит. Поэтому на время предлагаю сменить тему, чтобы потом с еще большим вдохновением вернуться к описанию праздника.

При более близком знакомстве с мистером Торо мне захотелось вам поведать о жизни придворных шутов. Не утраченные с древних времен традиции. Хорошо это или плохо, не знаю, вам судить. Вспомним Землю и то, каким сейчас там видят современного шута.

      Киберсправка: У землян традиционно шут изображается в шутовском колпаке
      с бубенцами. Три длинных конца колпака символизируют ослиные уши и хвост -
      атрибуты карнавальных костюмов во время римских Сатурналий и "ослиных
      процессий" раннего Средневековья.
      Атрибуты шутовства:
      - погремушка или палочка с привязанным к ней бычьим пузырём, наполненным
      горохом, принадлежность у шутов со времён Древнего Рима;
      - гороховая солома - так в России шуты украшали себя, откуда и пошло название
      "шут гороховый".

Сейчас мы уже привыкли к обычным шутам. Колпак с бубенцами, грусть и остроумие, тонкая ранимая душа под нарисованной улыбкой. Они сравнимы с сувенирами китайского производства: безликие, пресные, пустые - кочуют по страницам фэнтези-романов - сюжетные зомби, коим нет числа. Настоящие шуты похожи на них так же, как волк похож на дворнягу. Вот о настоящих и поговорим.

В нём есть мозги, чтоб корчить дурака;
А это дело требует смекалки:
Он должен точно знать, над кем он шутит,
Уметь расценивать людей и время
И, словно дикий сокол, бить с налёта
По всякой встречной птице. Ремесло
Не легче, чем занятья здравоумных.
Есть мудрый смысл в дурачестве таком,
А умный часто ходит дураком.
Уильям Шекспир. Двенадцатая ночь, или Что угодно

В Средние века на Хьюсе, как и на Земле, было три типа шутов. Профессиональные шуты, которых нанимали представители из богатых сословий. Они обязательно были проницательными и образованными. Одежду обычно носили такую же, как и их хозяева, а вовсе не классический костюм шута. Это один из трех типов.
Богатые и благородные семьи также усыновляли мужчин и женщин, которые имели психические заболевания или физические уродства, оставляя их почти как домашних животных для развлечения или в качестве благотворительности. Их часто называли "невинными дураками", им не платили жалование, но зато обеспечивали едой и местом для сна на полу. Если семья решала, что эти шуты больше их не развлекают, то им иногда назначали пенсию в виде обычных милостынь, хотя, к сожалению, многие заканчивали свои дни нищими.
Третий класс шутов - члены "Обществ дураков". Это были группы любителей, которые выступали на фестивалях и ярмарках. Обычно они облачались в классический костюм шута с капюшоном, с ушами и разноцветными туниками и привязывали к своей одежде или обуви колокольчики. Они прыгали по улице и танцевали.

По сути, шут - это человек, которому всю жизнь приходится балансировать на грани между порядком и хаосом, переворачивать всё с ног на голову, чтобы окружающие не теряли этой самой головы.  Шут очень похож на так называемого трикстера - нарушителя правил, насмешника, ловкача и пройдоху. С точки зрения вселенской гармонии трикстер - это одновременно начало разрушающее и созидающее, он обновляет слишком закостеневший в законах и порядке мир, придаёт ему свежесть, молодость, непредсказуемость. Он и сам предсказуемо непредсказуем. Трикстер - "часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает благо", и в этом смысле Мефистофель Гёте - весьма точная иллюстрация трикстерства и шутовства.

Вот наиболее известные примеры такого трикстера:
Локи - Бог лжи и хитрости из скандинавской мифологии. Его злые шутки настолько надоели Богам, что Локи всё же поймали и привязали в глубокой пещере кишками собственного сына. Ну, типа тоже пошутили. И чтобы уж совсем смешно было, над головой повесили змею, яд которой капал трикстеру на лицо.
В древнегреческой мифологии таким трикстером являлся Гермес, тоже обожавший зло подшучивать над другими Богами.

Из мифологии трикстер перекочевал в фольклор, быстро став любимым персонажем сказок. В русских сказках - это Иван-дурак, который, несмотря на прозвище, хитер и удачлив. Он не машет мечом-кладенцом перед мордой Змея Горыныча, не рискует жизнью в схватке с Кощеем Бессмертным, а свою принцессу всегда получает, а то и полцарства в придачу.

В художественном произведении трикстер может играть разные роли. Это Остап Бендер и Труфальдино из Бергамо из пьесы Гольдони, Незнайка и Буратино, Пеппи Длинный Чулок и Фигаро из пьесы Бомарше.

Как и большинство древних Богов, трикстер ни мил, ни привлекателен. Традиционный шут, жил ли он в Китае династии Тан или в Московии Иоанна Грозного, наследовал главные черты трикстера: предельную жёсткость, игру на грани фола, рискованность и раскованность во всём.

Становясь шутом, человек как бы выходил за рамки общественных устоев, становился узаконенным изгоем. Кому-то удавалось подыскать себе место при дворе. Но большинство оставались гонимыми и преследуемыми властью: шутам запрещали появляться в пределах городских стен, их лишали прав, могли безнаказанно избить или даже убить. Некоторых спасало то, что в народе шут почитался существом не от мира сего. Он "подпадал под юрисдикцию" других сил, не мирских, но сверхъестественных. Был отмечен Богом - или Дьяволом; всё зависело лишь от сиюминутной трактовки.
Поэтому-то среди шутов было так много горбунов и уродцев, карликов, калек - эти всегда считались балансирующими между реальным и потусторонним мирами. Проклятый и благословенный, шут мог одновременно быть козлом отпущения и талисманом, прозорливым пророком и горевестником.

      Киберсправка: Обязательный атрибут шута - марот. Этот жезл с верхушкой
      в виде резной головы смеющегося паяца был не просто "антискипетром" шута,
      но и его спутником, собеседником, партнёром. Некий стилизованный идол,
      изображающий духов-покровителей рода. В этом есть своя логика: если
      шут-трикстер был отмечен печатью сверхъестественной мудрости,
      пророческим даром, благосклонностью потусторонних сил, то и с духами
      предков он мог быть на короткой ноге. Потешный атрибут действительно
      становился скипетром, напоминанием о силах, которые стоят за насмешником.
      Впрочем, реальных шутов это спасало не всегда.

Шут при государе был не только артистом и мастером пародии. Как ни странно, ожидалось, что он в нужные моменты сумеет держать язык за зубами: шуты частенько оказывались доверенными лицами правителей. Их посылали в качестве вестников туда, куда не смог бы проникнуть обычный человек, - в стан врага, например. Шуты хранили секреты, которые не доверишь ни одной бумаге. Так, знаменитый Шико служил этакой "записной книжкой" для своего господина.

В чём-то, пожалуй, шуты были сродни жрецам: всей своей жизнью они напоминали окружающим, что мир не так уж однополюсен и прост, что всякий порядок - это лишь дополнение к хаосу, а хаос неизбежно порождает порядок. Одни из них развлекали простой народ, другие - тех, кто этим народом управлял. Менялись эпохи, менялись обличья шутов, но сами шуты по-прежнему с нами - одновременно грустные и весёлые, дурашливые и мудрые. Подмигивают нам и шепчут: "Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!.."


Рецензии