Талкан
Здесь высоко в альпийских лугах он пас свой табун. Лошади нагуливали силы и здоровье, высоко в горах, где чистый воздух, снеговые озера и сочная высокая трава. Набирались мудрости звериной что ли. Любое живое существо становилось здесь выше, богаче внутренне. Не только пища телесная, но и душевное спокойствие, слияние с природой весомо сказывалось на развитии и росте любого, кто попадал в эти условия.
В далекие времена у его отца был большой табун, по молодости любил лошадей и с радостью за ними ухаживал. Они давали пищу, тепло. В те времена считалось, что семья, имеющая тысячу лошадей, хорошая, крепкая . У отца их было три тысячи. Солидный и достойный дом, семья, не знающая недостатка в питании и одежде, что лучше можно пожелать алтайскому кочевнику.
Его семья была крепка не только табунами, но хорошей и любимой женой, кучей ребятишек. Мать закопала в землю пять пуповин сыновей и сожгла на свадьбе три пуповины дочерей. Младшенького назвали Темир, что означало крепкий. Родился он в год мамыра по тюркскому календарю это время тигра или барса, еще дореволюционной порой. В этот год 1914 началась большая война, которая забрала в мир поднебесной четверых его старших братьев. Ни кто не мог предсказать последующих событий, когда в горах брат пошел на брата. Ничего подобного не было в их роду долгие годы. А после этой внутри усобицы пришла новая власть, которая сделала коней общими. Табун за эти трудные годы основательно поредел, сподручные отца отказывали ему в помощи, а кончилось все тем, что забрали любимых лошадей. Отец долго ходил в общественное стадо, отыскивал среди множества лошадей своих и со слезами на глазах жалел их, так как состояние оставляло желать лучшего. Это и свело его раньше времени в могилу.
Сейчас все вернулось и у Темира стало много лошадей. Да только его сыновьям и дочерям они не нужны, давно уж в больших городах живут, а здоровья уже не хватает.
Он решил приготовить талкан, благо вечерело и подходило время ко сну. Лошади мирно пасутся и им ничего и ни кто не угрожает, помощники отпущены сегодня домой в долину. Горит костер. Из арчимака, это переметная сума с клапанами, он достал холщовый мешочек, в котором хранил крупномолотую крупу из ячменя, которая и называется талканом. Брал он этот крупный помол у знакомой алтайки, что на ручной мельнице готовила муку. Иногда она делала это в старой чугунной ступе. Он убедился не раз, что хозяйка знает толк, и использует именно тот ячмень, который нужно. Мало кто знает, что для этой цели не всякое зерно подходит. Только когда колос на корню, попадет под первые морозы, тогда пришло время скосить, не раньше и не позже – только с первым морозом. Эти крупицы крупного помола жарили на огне. Его жена, которой тоже уж давно нет, знала толк в этом деле, и готовила вкусный талкан, какой он любил. Да недолго ему везло в этой жизни.
Начиналось все довольно безобидно - помнится, исполнял род тайэлга на белой кобылице. Гадали с приношением жертвенного коня верховному богу Ульгеню, на здоровье живых и укрепление семьи. Кам сам выбрал из табуна лучшую лошадь. Только вдруг посреди обряда, что то пошло не так. Шелохнулось пламя жертвенного костра, дрогнул голос кама при исполнении песни и сменились его движения. Они стали резкими, быстрыми. Словно какая та рваная туча, то сыпала дождем, то чернея, откатывалась за горизонт, шаман, не мог уже управлять собой и его движениями и устами говорили духи. Они тянули тело жреца в разные стороны, и боль исказила его лицо. Он целый час уговаривал пришедших духов, пытаясь задобрить их щедрыми дарами и добрыми, ласковыми словами. В конце обряда вдруг упал на землю прямо к туше лошади, забился до исступления, на губах его выступила пена и он, наконец, затих. Кам не объяснял Урсуле, что поведали ему духи, она поняла все по танцу и вынужденно улыбалась …, вот только лицо ее потемнело и глаза вдруг превратились в темные глубокие озера. И в этой бездне ничего не было видно, но почувствовалось страшное, недоброе. Через год ее не стало . Она встретилась на перевале с медведем, и Темир сам с тех пор готовил талкан.
Вместе с холщовым мешочком он достал деревянные пиалу и ложку. Другая посуда не давала вкусного кушанья и портила все дело. На костер поставил котелок с водой. Достал и плитку зеленого чая. Как жаль, но и чай сейчас стал не тот, что был раньше. Знакомый Темира, казах по национальности, снабжал настоящим зеленым плиточным чаем, который привозил когда приезжал в гости. Или посылал с оказией, когда кто, то приезжал в эти края.
Он не был охотником и никогда не нарушал законы гостеприимства гор. Любое животное имело право на жизнь. Сколько браконьерских треног с металлической петлей, поставленных на кабаргу, он снимал на своем пути. Сколько животных спас. Ведь в такой петле погибал и снежный барс, ирбис. Этой дикой горной кошки совсем не осталось в горах Алтая. Он любил всякую живность, скольких слабых жеребят он выносил на руках, пока те не встанут, окрепнув, на ноги. Не поднималась у него рука даже на сурка. Но медведя он простить не мог, тот стал убийцей его Урсулы, воды бегущей в камнях, объявлен был вне закона. Это зверь - убийца. Три дня Темир преследовал в горах шатуна, и тот, чувствуя, что за ним идет его судьба, уходил все выше к снегам, рассчитывая, что человек не осилит перевалов. Преследователь приближался быстро, преодолевал самые невероятные отвесные скалы и наконец, встретился со зверем на каменистой тропе, лицом к лицу. Ненависть настолько кипела в крови Темира, что схватка продолжалась не больше минуты. С одним ножом он пошел против матерого убийцы и сбросил его со скалы.
В котелке закипала вода, значит, пришло время заварить чай. В деревянную пиалу старик насыпал четыре ложки крупы, и щедро посолили. Чуть крепче, раза в полтора больше, чем обычно хозяйка солит суп. Сюда же, в пиалу, щедро положил, топленого масла. Полил немного зеленого чая и стал медленно размешивать массу. Мешать нужно хорошо, чтобы получилась однородная масса.
Родственники не хоронили его жену, пять дней. Дожидались. Пока не увидели как, обессиленный, весь в крови, Темир упал без памяти возле сома из берез, которые выполняли роль защиты дома. И были посажены возле забора. Он садил их вместе со своей любимой женой. Говорят, что нельзя садить у дома одну березу, она обязательно кого-то выгонит из дома. Поэтому сажали две березы изначально. Потом с рождением каждого ребенка подсаживали деревья в ряду. Не спасло это его любимой жены. Он плохо помнил день похорон, да и первые месяцы после ее потери проходили в его сознании как в тумане. Темир полюбил одиночество и часто уходил в горы. Сыновья беспокоились и ругались на него, но постепенно смирились, стерпелись, и оставалась только надежда, что их безобидного отца ни кто не тронет в горах.
В образовавшуюся массу добавил топленого молока, так, для вкуса. И залил еще горячим зеленым чаем. Накрыл пиалу и стал ждать.
Без своей Урсулы он словно потерял к этой жизни интерес. Только кони вернули его к действительности. С ними он подобрел, отмяк душой и отдавал всего себя своему табуну. Мужики говорили
- Золотые руки у тебя Темир. Ни один жеребенок не пропал.
А он внимательно осматривал лошадей, которые вернулись после конных походов туристов. Чуть ли не вылизывал любую, самую маленькую ранку, что-то нашептывая своим любимцам на ухо. Они платили ему тем же. Любили и беспокоились за него. Два года назад на этих же на альпийских лугах, встав в круг, в середине он и кучка жеребят, не подпустили волков и на смерть затоптали двоих. И бесновались и метались по лугу до тех пор, пока не ушла стая.
Прошло пять минут. Готов его талкан, можно кушать. И он стал потягивать теплую кашицу губами. Не успел почуять, когда белая кобылица подошла к сзади и уткнулась мокрыми губами в шею, в то самое место, куда так любила целовать его жена.
- Урсула пришла,-
подумал он, и почувствовал, как теплый талкан, греет изнутри его старое тело.
На учебный Конкурс "Живой литературный текст" http://proza.ru/2020/10/03/366 Фонда Великий Странник Молодым
Свидетельство о публикации №221022300708