Асы кубанского неба ч. 5

Но, к сожалению, потеряли и один свой самолёт: в воздушном бою лейтенант П. Берестнев получил ранения в руку и ногу. Он спасся на парашюте. Раны оказались тяжёлые, и в свой авиаполк он смог вернуться только весной 1943 г. В дальнейшем Берестнёв сумел сбить несколько немецких самолётов и быстро вошёл в число наиболее сильных пилотов полка. С марта 1943 г. Берестнев снова участвовал в боях, теперь на Сев. Кавказе. Ранение давало о себе знать, и каждый вылет стоил Павлу больших усилий. Несмотря на это, только за период с 20 марта по 17 апреля 1943 г. он совершил 28 боевых вылетов, участвовал в 11 воздушных боях, лично сбил 7 вражеских самолётов и 1 уничтожил в паре с ведомым. К маю 1943 г. зам. командира эскадрильи 45-го ИАП (216-я смешанная авиадивизия, 4-я ВА, СКФ) ст. лейтенант П.М. Берестнев совершил 131 боевой вылет, в воздушных боях сбил 10 самолётов противника лично и 2 - в составе группы. 24 мая 1943 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Всего выполнил около 200 боевых вылетов, сбил 14 самолётов. После войны продолжил службу в ВВС. В 1945 г. окончил ВВА. С 1961 г. генерал-лейтенант авиации П. Берестнев - в запасе. Жил в Орджоникидзе (Северо-Осетинская АССР). Умер 20 мая 1981 г. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (четырежды), Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды (трижды); медалями. Его имя носит Череповская средняя школа в Хиславичском р-не Смоленской обл.

БЕРКУТОВ АЛЕКСАНДР МАКСИМОВИЧ

Родился 11 ноября 1911 г. в селе Новое Мордово, ныне Рыбно-Слободского р-н Татарстана, в семье рабочего. Русский. В голодном 1921 г. с родителями переехал в Ярославскую обл., жил в с. Карабиха. После окончания 8 кл. трудился разнорабочим, секретарём сельсовета, аппаратчиком на Ярославском винокуренном заводе. В 1931 г. добровольцем ушёл в Красную Армию. Окончил школу младших командиров при 18-м артполку в г. Ярославле. Службу продолжал командиром орудия в 52-м стрелковом полку. Член ВКП (б) с 1932 г. В 1933 г. по специальному набору был направлен в лётную школу г. Ворошиловограда, по окончании которой служил в частях истребительной авиации Белорусского ВО. В 1939 г. участвовал в боях на р. Халхин-Гол, был награждён орденом Красного Знамени. Во время войны с Финляндией в 1939-1940 гг. командир звена Беркутов водил своих лётчиков на боевые задания: перехватывал самолёты противника, штурмовал воинские эшелоны, аэродромы, огневые позиции, доты. В мае 1940 г. был назначен командиром эскадрильи и одновременно выдвинут на должность штурмана авиаполка. Первые месяцы ВОВ находился в тылу, готовил лётчиков для фронта. Только в августе 1942 г. после многочисленных рапортов был направлен в действующую армию. В бой вступил на СКФ в составе 84-го (с июня 1943 г. - 101-го гв.) ИАП. Уже в первых боевых вылетах проявил мастерство и отвагу, за один день на биплане И-153 "Чайка" сбил два вражеских Ме-109. В сентябре 1942 г. эскадрилья Беркутова почти ежедневно штурмовала вражеские переправы через р. Терек, приходилось делать по 8 вылетов.

Только за один день 29 сентября капитан Беркутов лично уничтожил два танка и подбил ещё 14, а за декаду боёв под Моздоком сбил пять самолётов. Был награждён орденом Красного Знамени. В приказе Военного совета 9-й армии отмечалось: "За 4 вылета группа Беркутова уничтожила 9 танков, 18 автомашин, 4 зенитки, более 100 солдат и офицеров противника". В начале октября 1942 г. самолёт майора Беркутова был в неравном бою подбит, но раненый лётчик всё же дотянул до своей территории и посадил его. Долго лечился в госпитале и только в 1943 г. вернулся в свой полк. Участвовал в окончательном изгнании врага с Сев. Кавказа и Кубани, в боях за освобождение Крыма. Освоив истребитель ЛаГГ-3, с ещё большим мастерством и энергией бил врага. До конца 1943 г. совершил 67 боевых вылетов, провёл 25 воздушных боёв. В номере за 26 февраля 1944 г. газета "Красная Звезда" сообщала: лётчик Беркутов за 15 дней боёв сбил 11 вражеских самолётов. К марту 1944 г. штурман 101-го гв. ИАП гв. майор Беркутов совершил 332 боевых вылета и в 68 воздушных боях сбил 15 самолётов. Указом ПВС СССР от 2 августа 1944 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство А.М. Беркутову присвоено звание Героя Советского Союза. После освобождения Крыма гв. п/п-к, командуя уже Краснознамённым 57-м ГИАП, в составе 2-го Белорусского фронта принимал участие в боевых операциях в небе Польши, добивал врага в Германии.

Войну закончил, летая на американском истребителе Р-39 "Аэрокобра". К маю 1945 г. совершил 345 успешных вылетов и в 75 боях сбил 16 машин лично и 5 - в группе. Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I и II ст., Красной Звезды, медалями. В 1946 г. вышел в запас и с февраля 1947 г. поселился в Сочи. Работал зав. производством промкомбината, начальником автошколы, 4 раза избирался депутатом горсовета. Скончался 26 января 1962 г.         

БОБРОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Непросто найти второго такого летчика, в чьей лётной книжке ВОВ обозначилась бы более полно: он воевал на шести фронтах, командовал двумя прославленными гв. авиаполками. Сбив неприятельский истребитель в небе Прибалтики ранним утром 22 июня, последнюю победу одержал над Прагой 9 мая в 12 час. 40 мин. Воспитал 31 Героя Советского Союза, а сам же прославленный ас при жизни так и не получил этого неоднократно заслуженного звания. Владимир Бобров родился 11 июля 1915 г. в г. Луганске, в семье рабочего. Окончил 7 классов, а в ноябре 1936 г. - Луганскую военную авиашколу лётчиков. С марта по август 1938 г. он воевал в Испании. Провёл более 100 боевых вылетов, сбил лично 13 самолётов мятежников и 4 уничтожил в группе. Уже в тех боях в полной мере проявились его индивидуальное воинское мастерство, незаурядная тактическая одарённость, большие организаторские способности. ВОВ застала его на Западной границе. В 04.30 он поднял свой "ишак" в воздух и уже через 10 минут одержал победу, сбив Хе-113. Окончив в Липецке краткосрочные курсы усовершенствования командиров эскадрилий, он воевал на Северо-Западном, Прибалтийском, Калининском фронтах, а 4 апреля 1943 г. был назначен командиром 27-го ИАП (129 ГИАП), где "состоялись" такие выдающиеся асы, как Н. Гулаев и Ф. Архипенко. Последний запомнил его как "энергичного и немного колготного, но хорошего лётчика и доброго человека".

М. Петров вспоминал, что Бобров и Покрышкин прекрасно понимали друг друга в воздухе, хотя их специфическая скороговорка по радиосвязи была мало понятна постороннему... Однако личная неприязнь некоторых крупных военных чинов преследовала Боброва. В начале 1944 г. он без достаточных оснований был снят с полка, и лишь несгибаемый рыцарь А.И. Покрышкин взял на себя смелость пригласить Боброва "на полк" в свою дивизию. Так он стал командиром 104-го ГИАП. Владея в совершенстве "Аэрокоброй", он продемонстрировал своё мастерство в сентябре 1944 г., когда в паре с П. Крюковым они буквально растерзали группу Хе-111, уничтожив по три грозные машины... Во время ВОВ гв. подполковник Бобров совершил 451 боевой вылет, в 112 воздушных боях сбил лично 30 и в группе 20 самолётов противника. Всего в его боевой судьбе 577 боевых вылетов, 159 воздушных боев, 43 личные и 24 групповые победы. После войны он продолжал службу в ВВС. Был уволен в запас в звании полковника в 1954 г. При жизни неоднократно представлялся к званию Героя Советского Союза, однако главные маршалы авиации, Новиков, а потом Вершинин, "от представления воздерживались". Эта несправедливость не имела под собою ни политических, ни бытовых корней: происходил из рабочей семьи, член ВКП(б) с 1941 г., в плену не был, спиртным не злоупотреблял (как и вообще не мог злоупотреблять спиртным высококлассный боевой летчик, тем более истребитель). Он жил и работал в Москве. Умер в 1970 г. Героем Советского Союза всё же стал 20.03.1991 г., посмертно. Награждён двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й ст., Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., двумя орденами Красной Звезды, медалями, иностранными орденами.

БОНДАРЕНКО ВАСИЛИЙ ЕФИМОВИЧ

Родился 23 апреля 1922 г. в селе Мякеньковка Полтавской губ. После смерти отца воспитывался в Киевском детском доме, где окончил среднюю школу. Шахта в Донбассе, работа строгальщиком на киевском завод "Большевик", аэроклуб - таковы вехи жизненного пути Василия Бондаренко. Весной 1941 г., окончив Качинскую военную авиашколу лётчиков, сержант В.Е. Бондаренко прибыл для прохождения дальнейшей службы в 69-й ИАП. Здесь отметим, что в соответствии с приказом НКО № 0362 "Об изменении порядка прохождения службы младшим и средним начальствующим составом в ВВС Красной Армии" от 22 декабря 1940 г. выпускникам авиаучилищ присваивалось звание "сержант". Приказ был отменён только в январе 1943 г. С первых же дней ВОВ В. Бондаренко на фронте. За время обороны Одессы совершил 6 боевых вылетов на И-16, участвовал в трёх воздушных боях. В одном из них получил тяжёлое осколочное ранение. Василий остался в составе авиаполка, после его переформирования был отмечен в числе лучших лётчиков. С июня 1942 г. участвовал в боях на Юго-Западном фронте, где произвёл 20 боевых вылетов и сбил 3 самолёта. 22 июня вновь был тяжело ранен. А в декабре того же года его тяжело ранило в третий раз. Воевал на Сталинградском фронте. Совершил 30 боевых вылетов на ЛаГГ-3.

Продолжение следует в части  6                http://proza.ru/2020/09/17/880


Рецензии