УТК3Х200 гнп 6-8. опыт зимней практики

УТК3Х200 гнп 6-8. зимняя практика.
(23.02.2021.) дополнение к программе 6-16 часть 1 картинг. Раздел КИССК (конструирование, изготовление, совершенствование систем карта. Гр.механики, (категория Д, усложненная программа))

Зимний сезон 2020/21 показал, что детские карты категории УТК3 на 900й базе, с общепринятым расположением двигателя (тип хонда жх200) справа, имеют слишком «центральную» развесовку.
(Справка:
- «развесовка», соотношение по осям распределенной массы. Для «летних» картов обычное распределение  по осям = 60/40, 57/43 процента. Зимние же карты могут иметь на задней 70% и более. )

Сформированная*1 нами группа ГНП (ГНП Хонда 6-8), по аналогу «Микро» (на картах с Париллой), с возрастом 6-8 лет, в основном базируется на шасси с базой 900. из 6ти картов (по состоянию на 13.02.2021) расклад по шасси с базой 900,  таков – МС ГТ 01 «Микро» -2 шт, Тони карт -1, Пилот -1, Бирель -2.
Группа изначально спроектирована на практику вождения более ранний возраст, с 5 лет, с тем, чтобы к 6ти годам у пилота уже имелись начальные умения (напомним- знание, умение, навыки).

(практика вождения …именно практика, так как лет примерно до 9, ребенок, по мнению С…а (см.ролики и литературу по морфологии мозга, например, «церебральный сортинг», не «человек». То есть не взрослый алгоритм (наше понимание контекста ), и по словам знакомого из И….., дети в этом возрасте это «рыбки», забывают через 2 минуты. Именно поэтому мы не заморачиваемся теорией (хотя практика теоретических занятий в 5-6 лет, безуспешная, работать по алгоритму общепринятому в секциях, была) и попросту занимаемся накатом, формируя умения и, если повезет и навыки вождения карта. А вот вопросами теории, типа знания флагов, ТБ на трассе и прочего информсопровождения, характерного для групп (ГНП) с 8 лет (и то рано, как показала наша практика , моих групп),уже непосредственно занимается взрослый (отец, при схеме «тандем»). То есть, мы учим папу, папа учит сына. ) 

Центральная развесовка возникает из-за особенностей этого возраста. Ребенок мал, сиденье максимально вперед к рулю, подножки (подпятники) смещены к середине. Устанавливаемый движок тип Хонда, с сухим сцеплением, тоже смещен относительно далеко вперед, к середине (вес движка до 21 кг. ) Установить его ближе к валу, как Париллу, проблематично, надо приподнимать вверх, назад и НАД колесом, что затруднительно для зимней эксплуатации, так как само зимнее колесо больше по диаметру, плюс шипы (ГНП 6-8 на шипах). И это при сухом сцеплении, каковое проблематично при зимней эксплуатации и тем более на шипах.
(мы берем со звездочкой на 10 под цепь 408 и как в анекдоте, доводим напильником. Де факто маленьким гравером и цилинриком камнем из набора. Минут 15 и вуаля, «наша» цепь (428) довольно сносно охватывает звезду. Сделано это потому, что имеющиеся звезды от проката  у нас на 34, соотношение «летнее» подобрано 3,4, для зимы и шипов несколько больше  -4,0. само сцепление имеет часто втулку, каковая из за долгой работы на холостых имеет склонность к прихватыванию. Поэтому необходимо приподнимать заднюю часть на спецподставку. (надо ли говорить, что редукторный карт преспокойно себе стоит и молотит. Еще бы…у него сцепление мокрое.)
Есть конечно более «надежные» сцепления с подшипниками. Но они габаритные. А первым условием было установить мотор ниже.
Кстати…сейчас появились моторы от лифан со стартерами, и если следить за АКБ (по чеснаку геммор и надо серьезную АКБ а не от компьютера), то вполне себе приемлемо и в идеале можно отказать от «дергалки». Это -42 мм выноса. А если сварганить «пускачь» -по типу того что заводили Ракеты, то мотор без пускача в летнем варианте можно сместить максимально назад.

Чем же «плохое» сухое сцепление зимой?
Мы столкнулись с этой проблемой на УТК3Х200/МС950. сцепление было «подношено» и пилот, достаточно опытный, не мог управлять картом, так как трансмиссия попросту разьединялась при сбросе газа, а зимой, да без шипов (Хонда 8-14 у нас на ВКТ без шипов), это актуально. Приобретение нового сцепления несколько поправило дело, но не для этого пилота.

(по чеснаку…мы имели дело с так называемой звездной болестью, весьма кстати скрытой, и по сути то, к сему подталкивали сами родители, не отслеживающие ситуацию, типа да никого нет, куда без тебя денутся?. Сейчас, когда каждые три-четыре месяца идет новое поступление после курсов взлета посадки, проблема нехватки кадров в общем то, решена. И тот факт, что мальчик, которому передали карт звездного мальчика, (тому дали более взрослый УТК2Х270, лет то 14 уже), вполне сносно, и надо сказать лучше управлялся в свои 11 лет чем звездный в 14ть. (надо сказать, для меня было открытием.(во что значит «замыливание» глаза). Ну, для справедливости надо отметить, что «звездный» мальчик (и их родители) саботировали гонку. Ну что делать, колхоз дело добровольное, запустили первый призыв без звезд в гонку. В общем то нормально. Все дошли, на снежном бурту никто не повис.)
Итак, «сухое» сцепление зимой требует квалифицированного пилота и контроля*. Надо сказать, что мое отношению к редуктору (хоть он и пожирает 0,8 л.с по инфе с форума) изменилось. Все таки плюсов больше чем минусов.

Первый плюс редуктора – карт может стоять без подставки  и молотить. (но заводить его лучше на подставке, да и катить все же при заведенном двигателе.)  Конечно, делов то подставку подложить. Но это ладно один карт. А если их уже 4? И каждому надо подкладывать. А  подставки забывают.

Второй плюс редуктора (точнее мокрого сцепления) – оно как бы «ведет». То есть полного разьединения трансмиссии, как на «сухом» не происходит, что и актуально для зимней эксплуатации без шипов. (да и на шипах тоже). Ну, зимой можно варьировать вязкость. Вместо 10/40 моторного летом в редуктор, заливаем от автомат коробки типа «декстрон» красный. Потерь уже меньше на перелопачивание масла, ну и «сопровождение» легче.
Ну и завершающим доводом (убедительным), стал факт лидирования катов именно с редуктором и смещенным кзади двигателем.

Надо сказать, что самая первая версия беби карта на шасси Пилот с базой 900 что делалась кажется в Коврове  (конструктор Бондарев Н.Г из Н.Ч), имела как раз верхнее размещение, над валом и колесом сзади сиденья. Сие вызвало критику шибко умных местных гуру*.
Надо сказать, что редукторные карты мы используем для обучения начинающих и мелких. Далее поддавшись общей моде начали ставить (на УТК3) «сухие». Надо отметить, летом они вполне себе нормуль арбайт. А вот зимняя эксплуатация выявила некий тактический проигрыш картов УТК3 летний с сухим сцеплением и летней же развесовкой, особенно для мелких.

Проанализировав результаты гонок пришли к выводу, - надо загружать заднюю ось, чтобы приблизиться к «зимним*» шасси по загрузу, для чего вернулись к ранней компоновке имеющей сейчас название «зимняя для летних шасси» (ничто не ново под луной, все новое, хорошо забытое старое) . Соответсвенно редуктор, благо в группе мелких (6-8) такой имелся, и даже имел смещение к  и над колесом. (вот оно горе от ума то, все уже было нормуль сделано, так нет же, надо умствовать нах…), тоже надо. Кстати, карт с этим движком и приблизительно аналогичной компановкой весбма неплохо себя показал среди мелких (как говориться все познается в сравнении…УТК3Х200/Бирель900 с едуктоом/ВКТшипы/ общее 4,0 имел таки преимущества перед двумя  УТК3Х200МСгт01 микро/ВКТ шипы/ общее 3,4 и 4,0; (хотя надо сказать, что как бы последний писк картинговой моды на этих микробовских шасси воплощен).

Для поднятия движка (на шасси МС ГТ 01 микро, база 900) изготавливаем аналогичную подмоторную плиту, но крепим ее ножки сзади и спереди кронштейна заднего вала. Там есть возможность перемещения около 15-20 см по трубам подмоторным. Зазор над корпусом подшипника с учетом верхнего (летнего) расположения заднего вала (макс вверх) минимум 5 мм, лучше 10 для страховки. Мотор в этом случае почти над валом и колесом. Редуктор почти не мешает сиденью (щуп несколько проблематичен, но можно доработать).
Кстати, если сварганить прямой запуск, помимо стартера (как на ракете), то движок можно сместить вправо на 4 см (замеры развесовки еще не производились на этом варианте, и предыдущем. Для справки – мотор с редуктором  без бака до 21 кг. Моторама 6,3. как вы понимаете, смещение вправо позволит проходить лучше левые поворты. Так сказать КЛЮЧевой поворот. Для шипов это актуально. Мотор сверху, угол вектора упора большой.
Еще…если по правилам, то планируется вес для его класса как и для микро -95.(это по крайней мере честно по отношению в микро и мини. Время то 41 сек, но карт то, не балластирован, а иногда требуется и 15 кг. Как считаете, есть разница? То есть, когда мы говорим время УТК3 41 сек, то как то умалчиваем про вес. А его нехватает до 95 в доброй половине случаев. То бишь, эксперимент поставлен некорректно. Но с сим работаем, всех будем довешивать по правилам).
А поскольку балласт нужон, то есть прекрасная возможность докрепить его. Куда?

 Обычный вариант, на сиденье, это летний. Нам то надо заднюю ось догружать? Отсюда следствие, делаем кронштейн крепим к кронштейну левого подшипника и вуаля, ставим груза на тренажерке.
Нуу..как бы неправильно с точки размещения масс. Обычно, теория картинга гласит – массы вокруг пилота. Летом так и делают. В ряде случаев, когда управляемость слишком большая, чрезмерная, то чутка  массы выносят на перед
 карта, с тем чтобы получить некоторую инерцию замедление на реакцию руля.
А поскольку мотор у нас над задним валом, то логичней разместить вес и слева над задним валом, а не на сиденье пилота. (напомню…у нас УТК3 Х200/МС ГТ 01 микро для зимней эксплуатации)  Для симметрии, добиваясь равной развесовки по бокам. (кстати…левая почти всегда недогружена).
Но если не хотите заморачиватьс с кронштейном, то надобно проверить карт на КЛЮЧевой поворот. Гипотетически (предположительно) левый 180 и скоростной левый 90 должны на шипах соответствовать, левая сторона при недогрузу будет приподниматься, правая имеет загруз.
 А вот правый надо отрабатывать технику, ибо предположительно правая часть будет приподниматься меньше. но тут уже можно сработать кастором, максимальный вылет, как мы знаем, позволяет поднять колесо на некоторое время.



Примечания…
*1. Сформированная группа ГНП Хонда.
Это закономерный процесс , реакция так казать регионов периферии (заМКАДья)  на действия москвабада, где тамошние чиновники в структурах околоавтоспорта, имеющие кстати (совершенно случайно) различные магазы по картинговой теме, совершенно не заинтересованы в дешевом картинге, посклльку бабосы, кои им приносит картинг категории С *–профи (наша классификация картов с дв.Парилла, Ротакс и т.д). весьма велики есть. А в годе 2019, ребята из москвабада пролоббировали запрет на занятия в классе Микро в регионах, объясняя это тем, что и трассы не подходят и судьи на местах (в аулах надо понимать, если знать менталитет метрополии) неправильные. Тут же и заключение врачей, что «детям в этом возрасте, ну никак нельзя совершенно заниматься» (хотя в программе развития, того же города москвабад, от 1995 или позже, написано с 5 лет рекомендуется).
Понятно, что это относительно законноподобный процесс отъема денег у населения (см.Остапа Бендера), так как, дети должны регистрироваться в так называемой академии с начала года, (кто не записан не допускается), приобретать «детскую» экипировку, и выезжать только на кхекхе…»правильные» трассы, где и должны брать в «аренду» правильные моторы. Удовольствие сами понимаете не из дешевых. А посему регионы и ответили группой ГНП и заездами в стиле УТС, а позднее (мы) и вовсе организовали класс 6-8  с движками тип Хонда 200 вместо Парилл.
Но самое интересное вот в чем…
Как только тамошний (москвабадский) судья оказывается на местной аульной трассе, то чудесным образом она становиться пригодной для Микро, и  медики (медмафия читайте), как вот эдак смотрит вдаль,игнорируя ею же высказанный запрет на занятия  хотя ранее сама запрещала занятия в этом раннем возрасте.
 
*категория С…
В нашей программе 6-16 (выложена в ранней версии август 2020), мы проанализировав ВЕСЬ происходящий демократическо-либеральный бардак (читай хаос) в картинге, разложили по полочкам сам процесс обучения, ориентируясь на приоритеты, финвозможности населения и (что утаивать) разложения социума на различные слои.
Категории –А,В,С,Д.
А- школьная лига. В-любители (хобби карт), С профи, Д –механики.
Обьем и подачи инфы – начальное (ознакомительное), базовое, усложненное.
Карты по категориям сложности обслуживания и уппвления -УТК1,2,3,4,5

Категория А (школьная лига).
Начальный уровень (ознакомительный), на нашей практике это краткие курсы «взлет-посадка» от 3х месяцев (100 часов), связано сие с тем что имеем статистику выбывания из ГНП через пару месяцев. Пояним, обычная секция (обьединение, кружок) имеет курс с сентябра по май.  Потери личсостава могут доходить к январю до 90-95%. (это практика 90х, когда из 1000 (дляокругления, а так 970 к сентябрю) на выходе один-два реально занимающихся.)
Именно поэтому тех кто остался переводим на «базовый» и далее усложненный. А так набор весь год.

Категория В…
Любители. Правило – «колход дело добровольное». Приоретаешь карт категории УТК3 (с дв.тип хонда, полное обозначение УТК3Х200/МС/900/вега мини., цена для категории Мини 8-12, 50 тыров, аналог класса Микро (тип хонда) дороже, так как шасси Микро само стоит 50 тыров), и работай по раектории и тактике.

Категория С
Лига профи. Тут счастливые обладатели Мини и далее Ротоаксов (УТК4), ужасно дорогих (по сравнению с УТК3Х200 ), ну и тут требуется, если не тренер-механик (наше нововведение ) то как минимум советник. Курс базовый.
 
Категория Д.
Механики…фи? Ни фига….водитель-испытатель. Моя особая группа. Можно сказать все остальные –отстой. Здесь собраны те, кто может и хочет  крутить гайки. В общем, «заточен» на общение с железом (а он, металл, душу имеет). Кстати, у меня они «ездят» куда больше «спортсменов», так как заняты тестированием ВСЕХ категорий картов, и при прочих равных не раз давали щелбана по носу именитым на дорогих тачках. (как говаривали немцы –практиш гут). Подача инфы здесь усложненная, детализированная и по сути, прога 6-16 заточена именно под механеров. Возраст вникания с 10, край с 9 лет. наиболее большее понимание 13 лет, когда имеются умения самостоятельной работы.

Карты по УТК…
УТК1 –прокатный. Лига Школьная (А). Удел массовых групп. Тут жескач по требованиям. Стандарт и есть стандарт. У меня из этой группы выходят чеез пару недель, это 10 часов наката.

УТК2 –прокатные не прокатный. Убран обвес, борта по требования СИК или КИТТ позволяющие участвовать в УТС с другими картами. Убран ограничитель оборотов (сами они до 6000 тысяч) плюс соотношение. Весьма приличное время по савнению с УТК1. 45секов протв 60ти. *было и 43, но весьма опасно при коротком заднем вале и цепучей резине на римо 270ке).
В основном тут продолжающие, бюджетники и механеры на ранней стадии.

УТК3.
На спортшасси движок тип хонда 200. эрзац карт. Его время 41 сека. Это время не каждого миника доложу я вам, коему д 41 секунды надо весьма попотеть и выложить немало бабосов для обслуживания УТК4.
Мелкие кстати, в ГНП Хонда 6-8 имеют тоже самое время. Причем…шины то после гонок команд, подобранные из «мусорки». А Микро с париллой еле еле влезает в 42 сека. Стабильное 43.
УТК3 идеален как начальный в течение года перед микро или мини.

УТК4..
Карты с движком Парилла, ну Ротаксы еще. Тут без комментов. Готовь карманы.
 УТК5.
Карт с КПП. тут понятно. Усложнение по функциям упрвения. (рычаг сцепления и КПП, ну и понятно что коробочник имеет кроме стиля захода на траекторию, еще и передние тормоза. Ну и обслуживание. Это не безкоробка и тем паче не хонда. Тут умение должно быть.
УТК5 имеет различия по категориям.
КЗ это категория С, профи лига. Без коменнтов. Супер дорого.
А вот Стрижи (вятскополянские), Пилот (ковров), минск и восход, по сути уже раритеты ушедшей Красной Империи (СССР). Для них нужон толковый механер как минимум. Но тем не менее они попадают в класс В, любители. На практике карты с этими движками мирно висят себе в контейнере и вытаскиваются на «колхозные» гонки, ибо тренироваться на них, может и не так накладно, как на Минике, но довольно муторно. Стриж это вообще тараканьи бега. Единственно чему там можно научиться –перключению. Пилот чутка порезвей. Мински тот еще геммор, не говоря по Восходы. К слову…все эти классы запосто удед\лыает УТК3Х200, да и УТК2Х270 тоже.

*контроль сухого сцепления
И…надо контролировать сочленения в реходе от ступицы к диску. На последней версии начался люфт, так как сторпор не обкспечивает необходмый прижим-фиксацию барабана, и пришлось в вершинах эвольвенты (зубчиках перехода) сделать фиксацию «тонким аргоном» (не обычная сварка с поволокой а когда подностся к дуге проволока тонкая, ну как при сварке алюминия. Место сварки напоминает пайку и не имеет выступов.)

*критика местных знатоков..
Мы на шасси пилот установили движок тип хонда 200. с едуктором. Было сие лет эдак наверно с пяток, ну чутка меньше. сухих в открытой продаже не было да и не заморачивплись особо. Пишел чел, хочу грит заниматься. Мелкому лет 5 или меньше. - покупай тачку (шасси) и движок, будем ствавит.
Чего только не услышали от мстных «гуру» от картинга.
- да он высоко, да он перевернется….
Высоко да..но вектор «упора» от центра мотора в аккуат на середину колеса. Обьяснять не стал, достаточно было услышать (бисер еще метать). Сам пилот сидел ниже, и чтобу ему перевенуться надо было конкретняк поюзить боком и упереться в препятсвие дающее упор нижней части колеса.
А послушали бы вы, когда стали экспериментировать с выпуском на УТК3…что было в наличии? Труба от Париллы…
-да ее разорвет, да она работать не будет…
(смотрю сейчас, у кое кого стоят, и не разрывает ведь, я то все еще тгда проверил, шибко не стал афишировать, так как знаю, в мире полно продуманов, способных принять идею носящуюся в воздухе, тут скорее вопрос ее материализации, ведь не зря же Черчилля считают изобретателем танков, хотя идею выдвинул не он. Он ее воплотил в масштабе и применил. То есть, цитируя проф.Давыденко (сайт тайнам нет) –«недостаточно проккарекать идею. Надо ее воплотить»)

*зимние шасси…
Тактически превосходит летние шасси. Отличается высотой, регулировкой кулаков, рулевой трапеции, загрузом задней оси. В общем более управляемая… НО…на ней надо уметь ездить.
Мы как то на шасси Патриот, еще с барабанными тормозами и нерегулируемыми передними кулаками примастрячили форзу (тип хонда 200 с редуктором). Пришлось конечно делать регулировку наклона кстора ала новая модель в топорном исполнении, но тачка вполне себе приемлемо передвигалась и имела шансы 1-3. (для справки…УТК2 \х270 (прокатные не покатные) имеют индекс 5-10. то есть на этих «утюгах» место реальное с 5го по 10е. По ТТХ. В общем то, так оно и есть зимой. Есть у нас индивид из самородков (богата всеже страна наша) ходил на ней (УТК2х270/РИмо) и третьим, но чисто зимние тачки имели колоссальное преимущество при выезде с поворота, изза загруза задней оси. То есть, они уезжают, он догоняет и даже в повороте умудряется их обьехать, но вот в спорном повороте на рывок проигрывает тачка с обчной развесовкой.
Мотор на зимней кстати, также стоял ближе к середине но был с редуктором.
Как сделать…патриотовкие шасси «заточены» под Ротаксы. Вал задний в туннеле. А у нас звезда внутри. Пришлось убирать часто тоннеля и переносить стойки на трубу позади тоннеля, и приваривать к шасси. получилось весьма неплохо, пилот сидел почти над осью, не слишком высоко. Но развесовка была не совсем с загрузом задней оси. Больше чем на летней, но не чисто зимняя. Ну представте себе 21 кг (плюс топливо в баке три литра, моторама и все это смещено от заднего вала. А вот если все это разместить НАД задним валом, как вы думаете будет эвффект?
(кто не может мыслить достаточно абстртно…дома есть гиря, хотя бы 16 кг.? Подержите в руках)


Рецензии