Л. В. Собинов - первый тенор России

               
Леонид Витальевич Собинов родился   в Ярославле, в семье купца Виталия Собинова. Кроме Леонида в семье было четверо детей. Музыкального образования они не получили. Леонид Собинов и его старший брат Сергей самостоятельно учились играть на гитаре, которую купили на собственные деньги. Обычаи дома царили весьма патриархальные, и в дни поста отец запирал гитару в шкаф на ключ.
В девять лет Леонид поступил в мужскую гимназию. Там он пел в хоре, и «усердно учился пению». В 1888 году на гимназическом  вечере состоялось его первое успешное выступление. Как вспоминал его соученик,  «…Леня запел, да как ведь запел! До сих пор его голос в этой песне у меня в ушах, и до сих пор мороз по коже при одном воспоминании …».
После окончания гимназии с серебряной медалью, Л. В. Собинов поступил  на юридический факультет Московского университета, где  тоже пел в студенческом хоре. На его голос  обратил  внимание П. А. Шостаковский   и по его приглашению  молодой человек поступил  в Музыкально-драматическое училище (теперешний ГИТИС). Он занимался вокалом в классах  А. М. Додонова и А. А. Сантагано-Горчаковой. В эти же годы  Собинов начал изредка выступать в итальянской оперной труппе. В 1894 году,  успешно  окончив университет, в течение  года нес военную службу в Московском пехотном училище. Вернувшись, стал  работать помощником присяжного поверенного в группе известного адвоката Фёдора  Никифоровича Плевако, однако  занятия пением не бросил и весной 1897 года окончил музыкальное училище. Присутствовавший на выпускном экзамене дирижер Большого театра Ипполит Альтани   пригласил Собинова на прослушивание в Большой театр.
  С ним сразу же заключили контракт, причем даже  разрешили совмещать службу в театре с работой юриста. В конце первого же театрального сезона Леонид Собинов получил большую роль в опере  «Князь Игорь».
Лишь через два года успешных выступлений певец  решился, наконец,  оставить адвокатскую практику и полностью посвятить себя музыке. Этому решению способствовал случай:  на одном из слушаний судья обратился к участнику процесса Леониду Собинову с вопросом: «Что вы нам, соловей, сегодня споете?» В этот момент Собинов и понял, что настало время выбирать — «быть лучшим певцом среди юристов или лучшим юристом среди певцов». Осенью 1899 года он оставил адвокатскую практику.
Контракт с Большим  театром первоначально был заключен на два года, и в 1903 г.  по приглашению директора театра Ла Скала Т. Рикорди он  уехал в Италию и за  четыре года выступил во многих – иди почти во всех  теноровых партиях  классического оперного репертуара. С этого времени  началась мировая известность  артиста.  Он выступал в Италии, Франции, Испании - часто – в партнерстве с Неждановой, -  и только в 1908 году вновь появился на сцене Большого театра.
Кто-то подсчитал, что за  время службы в Большом театре он вышел на сцену 623 раза в 35 ролях. Самыми известными его партиями, были  Ленский, Лоэнгрин, Вертер (Жюль Массне) и Ромео (Шарль Гуно).  В это время Собинова приглашали и в Московскую частную оперу, где его партнером по сцене был Федор Шаляпин.               
      
В 1910 году Леонид Собинов занялся театральной режиссурой. Его первая постановка - «Богемы» (Дж. Пуччини) -  прошла успешно,  но отношения  с руководством театра осложнились из-за следующей постановки -  «Тоски», в которой  дирекция Большого театра узрела  «революционный подтекст» и запретила.
В 1915 гoду Леонид Витальевич ушел из Бoльшого тeатра. Он стал выступать в петербургском Народном доме и в московском театре С.И. Зимина.
Во время Первой мировой войны Собинов  собрал и передал на помощь раненым и на благотворительные нужды более 200 тысяч рублей, заработанных им в концертных турне. В своем доме он открыл лазарет для раненых.

В Февральскую Революцию Собинов поверил  и даже произнес речь о свободе на собрании в Большом театре, куда он вернулся.  9 марта 1917 г. он был избран управляющим, то есть директором Большого театра. Но на директорской должности Собинов пробыл всего год и решительно  сложил  с себя  все полномочия, предпочтя  им  жизнь артиста.
Он много гастролировал, по городам России и за рубежом.  Его мировая известность росла год от года. «Весь прежний Собинов прошел перед слушателями битком набитого зала Гаво. Собинов оперных арий, Собинов романсов Чайковского, Собинов итальянских песен — все покрывалось шумными рукоплесканиями... <...> Дикция его ясна, как кристалл, - точно сыплется жемчуг на серебряное блюдо» - так  отзывалась о концерте Собинова парижская пресса.
В 1923 году Собинов был избран депутатом Моссовета. В этом же году было отмечено 25-летие сценической деятельности Собинова, и ему было присвоено звание Народного артиста Республики. Через десять лет (1933) в честь 35-летия сценической деятельности певца, он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1934 г. по просьбе К. С.  Станиславского Собинов  стал его помощником в руководстве новым музыкальным театром. У Станиславского и Собинова  были общие идеи о создании  театральной оперной студии.  Этим планам не пришлось осуществиться. Осенью 1934г., отправившись на лечение в Ригу, певец  внезапно умер, по медицинскому заключению - от сердечного приступа. Обстоятельства его смерти остались невыясненными*.
 Похоронен певец на Новодевичьем кладбище в Москве.

Современники называли Собинова «первым тенором» России, критики – «Орфеем русской сцены». Он был величайший мастер «bel canto», превзошедший в этом мастерстве всех своих предшественников на русской сцене и вставший в один ряд с самыми прославленными европейскими артистами.

-------------
*Некоторые источники указывают на странные обстоятельства смерти Леонида Собинова, связывая её с совершенным днём ранее  убийством архиепископа Рижского Иоанна Поммера . В ночь на 12 октября 1934 года неподалеку от Риги у себя в усадьбе был зверски убит после истязаний архиепископ Иоанн — глава православной церкви Латвии, известный своей непримиримостью к коммунистической идеологии. А вечером накануне убийства Иоанна посещал Леонид Собинов. На следующий день артист скоропостижно скончался в гостинице. Пошли слухи, что архиепископа убили чекисты из Москвы, а Собинов мог нечаянно видеть убийц. Во всяком случае, советское полпредство в Риге запретило делать вскрытие умершего артиста, причиной смерти объявили разрыв сердца. Тело покойного было перевезено из гостиницы в здание полпредства, а затем траурным поездом отправлено в Москву. Расследованию убийства архиепископа и смерти Собинова латвийские власти не дали хода. До сих пор все обстоятельства этой истории остаются тайной.
*---------


                О детях Собинова.

Судьба сыновей Собинова от первого брака - с актрисой Марией Фёдоровной Коржавиной – сложилась трагически.  Оба они были офицерами Добровольческой Белой Армии. Младший, Юрий Леонидович Собинов  (1897-1920), был предательски застрелен офицером Красной Армии. Старший, Борис Леонидович Собинов (1895 – 1957), под влиянием этого события принял решение об эмиграции. Композитор и пианист,  он  жил и работал в Берлине. 
Из рассказа дочери Собинова, Светланы:
«Он стал жить в Берлине и не хотел возвращаться. Когда мы ездили за границу, Боря с папой все время общался. Боря был пианистом, композитором, профессором Берлинской консерватории; он ездил с папой, аккомпанировал ему, играл свои вещи. Он жил в Западном Берлине. И к нему приезжали из советской зоны, просили его связать с каким-то профессором, поскольку Боря по-русски и по-немецки говорил одинаково. И он ездил с ними, помогал. Один раз за ним так приехали, он оказался в лагере под Минском (…). но остался жив. (…). Мама очень нежно относилась к Боре, написала Ворошилову письмо, когда выяснила, что он в лагере под Минском. Ему сперва не дали разрешение жить в Москве, он жил в Клину. К сожалению, он был туберкулезник, так что все эти передряги его подкосили. А похоронен он вместе с папой, на Новодевичьем кладбище».

Дочь  Собинова от второго брака с Ниной Ивановной Мухиной – Светлана Леонидовна Собинова (1920- 2002), жена писателя Льва Кассиля, была драматической актрисой и преподавателем  актерского мастерства  в ГИТИС. 
Внучка, Ирина Львовна  Собинова-Кассиль – режиссёр-мультипликатор.


Рецензии