Фашизм - орудие монополий ч. 17

В одном только Берлине в ночь на 28 февраля было схвачено 1500 чел., а по всей стране - более 10 тысяч коммунистов. Волна дикого террора прокатилась по всей Германии. Началась бешенная травля всех прогрессивных сил. 3 марта 1933 г. фашисты арестовали лидера коммунистов Эрнста Тельмана. Гитлер, основываясь на статье 48 Конституции, 28 февраля 1933 г. добился от президента Гинденбурга подписания двух чрезвычайных указов: «Против измены германскому народу и преступных происков» и «О защите народа и государства». Этими указами в целях подавления «вредных для государства коммунистических насильственных действий» допускался неограниченный террор по отношению ко всем лицам, по тем или иным причинам неугодным фашистам. В соответствии с указом «О защите народа и государства» были отменены основные статьи Веймарской конституции относительно свободы личности, неприкосновенности жилища, охраны тайны переписки, свободы слова, печати, митингов, демонстраций, и т. п. Неподчинение распоряжениям власти, принятым на основании данного указа, влекло за собой наказания вплоть до каторжных работ и смертной казни. Одновременно повышались меры наказания за совершение ряда наказуемых согласно УК деяний (например, замена пожизненных каторжных работ - смертной казнью за гос. измену, поджог, взрыв и т. д.). Кроме того, указ позволял фашистскому правительству под предлогом восстановления общественного порядка и безопасности брать на себя полномочия высших органов власти земель.

Другой чрезвычайный указ «Против измены германскому народу и преступных происков» вводил смертную казнь или каторжные работы за широкий круг «изменнических действий» или «преступных происков». Оба вышеназванных указа имели для нацистской партии большое значение и в попытках завоевать большинство в рейхстаге и в целом в подавлении оппозиции и установлении контроля над всем гос. механизмом (32). Предвыборная кампания и сами выборы в рейхстаг 5 марта 1933 г., происходившие в условиях чрезвычайного положения и невиданного террора хотя и дали нацистам на 5,5 млн голосов избирателей больше, чем на предыдущих выборах 6 ноября 1932 г. (то есть 17,2 млн. вместо 11,7 млн.), не принесли им решающего большинства в рейхстаге (288 мандатов из 647) и в целом были их неудачей. Против фашистов голосовали 22 млн. чел., из них 5 млн. голосов - за КПГ и 7 млн. голосов за СДПГ. Однако фашистское правительство не посчиталось с этим впечатляющим волеизъявлением немецкого рабочего класса. 81 коммунист - депутат и 9 социал-демократов рейхстага были арестованы 21 марта - в день открытия рейхстага, а их мандаты были объявлены недействительными. Это привело к тому, что НСДАП отныне имела в рейхстаге более 50 процентов всех мест. Вновь избранный рейхстаг имел по сути одну задачу: принятие закона о предоставлении чрезвычайных полномочий фашистскому правительству. Этот закон, изданный 24 марта 1933 г. рейхстагом под лицемерным названием «Об устранении бедствий народа и государства» полностью развязал руки фашистской верхушке. Рейхстаг формально продолжал существовать, но лишился всех прав.

В связи с болезнью, а затем и смертью президента Гинденбурга (скончался 2 августа 1934 г.) правительство ещё 1 августа 1934 г. издало закон «О верховном главе германской империи», на основании которого Гитлер присвоил себе полномочия президента и провозгласил себя пожизненным фюрером немецкого народа. Он являлся также главнокомандующим и верховным судьёй. Принятие закона о чрезвычайных полномочиях значительно упрочило положение правительства и упростило для него весь процесс реорганизации политической системы Германии на фашистских началах, получивший у нацистов название «унификация». Закон 24 марта 1933 г. официально давал имперскому правительству право издания законов, возводя его, таким образом, в ранг законодательного органа. Формально не отмененная Веймарская конституция была окончательно похоронена. В течение 1933-1934 гг. совершается коренная перестройка госаппарата: создаются его главные звенья и складываются все основные принципы. Уже в середине 1933 г. фашистское правительство полностью лишает население легальных возможностей участия в политической жизни, что связано с разгромом и запретом всех неофашистских организаций, ликвидацией системы многопартийности, закреплением монополий национал-социалистической партии и превращением её в центральное звено гос. механизма. Этот процесс нашёл своё выражение, в частности, в издании правительством 14 июля 1933 г. на основании его чрезвычайных полномочий закона «Против образования новых партий», который объявил правомерным существование только одной нацистской партии и установил уголовную ответственность за поддержание какой-либо другой партии или создание новой.

1 декабря 1933 г. был издан закон «Об обеспечении единства партии и государства», который объявил, что НСДАП «является носительницей гос. мысли и неразрывно связана с государством». Закон предусматривал превращение партии в своеобразный орган, выполнявший командные и репрессивные функции в фашистском государстве. Нацистская партия становилась основным стержнем политического механизма в Германии. Одновременно ликвидировалась система федерализма: упразднялась автономия земель, устанавливался полный контроль над ними и руководство со стороны имперского правительства. 31 марта 1933 г. правительство издало «Временный закон об унификации земель», который разрушал основы парламентаризма в землях и отбирал у них все автономные права. 7 апреля 1933 г. центральное правительство издало новый закон об «унификации земель», продолжавший реформу гос. устройства. Он передавал верховную власть в землях имперским наместникам (штатгальтерам), которые одновременно - в качестве гауляйтеров - возглавляли организации НСДАП в землях. Штатгальтерам предоставлялось право назначения и смещения правительств земель, роспуска ландтагов и т. д. Позднее, на основании закона «О переустройстве империи» от 30 января 1934 г. ландтаги были вообще упразднены, а земельные правительства подчинены непосредственно нацистскому правительству. Согласно закону от 14 февраля 1934 г. было ликвидировано представительство земель в империи - рейхсрат.

Земли превращались в обычные административно-территориальные единицы, а Германия стала строго унитарным, бюрократически государством. В связи с коренным изменением гос. устройства было ликвидировано местное самоуправление. Оно заменялось строго централизованным правительственным управлением общин под верховным надзором МВД и уполномоченных нацистской партии. Управление государством осуществлялось через разветвлённый чиновничий аппарат. Его численность за 1933-1939 гг. выросла более чем в 2 раза. Что касается принципов комплектования чиновничьего аппарата, то закон о восстановлении профессионального чиновничества, изданный правительством 7 апреля 1933 г. установил политические и расовые критерии для определения права на занятие должностей в госаппарате. На основании данного закона была проведена чистка всех звеньев госаппарата от  «неблагонадежных» и «не арийских» элементов. Важной особенностью многочисленных учреждений по руководству экономикой, пропагандой, расовыми проблемами, по политическому контролю за населением, руководству молодежным движением и т. д. Был создан тотальный аппарат, который должен был служить задачам наиболее эффективного подавления антифашистской оппозиции, подчинения всей экономики крупнейшим монополиям, мобилизации всех экономических и людских ресурсов Германии для широкого осуществления агрессивных планов империалистической буржуазии.

Отличительной чертой фашистской реорганизации админ. аппарата служило чрезвычайное расширение его полномочий и особенно это касалось репрессивных органов, а также органов по урегулированию экономики и трудовых отношений. Высшим отраслевым админорганам предоставлялась возможность восполнять действующее законодательство. Они могли действовать по своему усмотрению в случаях, не урегулированных нормами права. Принцип «целесообразности» в деятельности админ. аппарата становился ведущим. Итак, в основу организации и деятельности государства легли такие реакционные принципы, как вождизм, сращивание аппарата нацистской партии с гос. механизмом, крайний централизм в гос. устройстве, тоталитаризм, отрицание буржуазной законности, допустимости любых форм и методов принуждения если они «полезны национал-социалистическому государству» и другие. Проведение в жизнь этих принципов означало полную ликвидацию буржуазной демократии, замену её иной формой диктатуры монокапитала-фашизмом. В общем процессе перестройки госаппарата Германии применительно к целям открытой террористической диктатуры монобуржуазии исключительно важное место принадлежало реорганизации карательного аппарата. Решительной перестройке подверглись все его звенья: армия, разведка, полиция, суд. Они приспосабливались к осуществлению задач проведения массового террора по отношению к антифашистским силам, а также подготовки и ведения агрессивных войн за мировое господство. Перестройка судебной системы на фашистских началах прежде всего сопровождалась отказом от принципа подзаконности в деятельности суда и прокуратуры.

Продолжение следует в части  18                http://proza.ru/2020/07/31/1231


Рецензии