И. Эренбург люди, годы, жизнь
***
Продолжая рассказ о литературных мемуарах И.Г. Эренбурга я подошёл к третьей книге
его воспоминаний.
Она большая по объёму, больше двух предыдущих, вместе взятых, но в отличие
предыдущих написана весьма сумбурно.
И это меня очень удивило. Я читал её и перечитывал, чтобы понять, с чем это связано у
такого большого мастера пера, и, наконец, понял. Так, по крайней мере , мне показалось.
Может быть у наших уважаемых любителей литературы будет другое мнение. я с
удовольствием выслушаю любое мнение.
А теперь попытаюсь в нескольких словах высказать своё.
Эренбург пытался доказать свою верность коммунистической идее во многих местах
этой книги, оправдывая необходимостью все те ужасы коллективизации и индустриализации,
которые видел собственными глазами.
Затем он оправдывал ужасы террора против собственного народа, в который попали
его друзья и коллеги. Сталкивалась идеологическая мотивация с той объективной
реальностью, которую ему, как правдивому человеку довелось увидеть и прочувствовать.
И это столкновение превратило прекрасного рассказчика в путаника.
То же смятение прорывается в его описаниях жизни зарубежной Европы.
И, волей-неволей, автор признал, что немецкий нацизм появился как противовес
коммунистической идеологической экспансии.
Теперь о том, что представляет несомненный интерес для заинтересованных читателей:
достаточно широкое и объективное описание зарождения советской и зарубежной литературы
двадцатого века. И не только литературы, но живописи, поэзии, театрального искусства тоже.
Среди описаний встречаются интересные картины, помогающие понять, почему история
Европы пошла тем, а не другим путём.
Все картины событий описаны очевидцем, что особенно ценно.
Свидетельство о публикации №221022401373