Маленькая личность

Истины, содержащиеся в религиозных учениях, все равно настолько искажены и систематически перелицованы, что масса людей не может признать в них правду. Это тот же самый случай, как когда мы рассказываем ребенку, что новорожденных приносит аист. Здесь мы тоже говорим истину в символическом облачении. Ибо знаем, что означает эта большая птица. Но ребенок этого не знает, он улавливает только момент искажения, считает себя обманутым, и мы знаем, как часто его недоверие к взрослым и его строптивость бывают связаны как раз с таким его впечатлением. Мы пришли к убеждению, что лучше прекратить манипулирование символическими масками истины и не отказывать ребенку в знании реальных обстоятельств, применительно к ступени его интеллектуального развития.

                Зигмунд Фрейд


Отчётливо помню этот апрельский вечер 1977 года, когда наша семья, шесть человек, катила на ГАЗ-21 небесно-голубого цвета по широкому проспекту имени Ленина, ярко освещённого фонарями и цветными лампочками, передающими своим свечением всевозможные орнаменты и лозунги. Мы возвращались из кинотеатра «Чайка» после просмотра мексиканского фильма «Грибной человек».

За рулем сидел папа, а рядом с ним, на переднем сиденье, — мама. Они о чем-то беседовали. Мы, четверо детей, сидели на заднем сидении: я упирался плечом в заднюю левую дверь машины, а самая старшая сестра, Фарида, — в заднюю правую дверь, между нами расположились Шахиня и Бабур. Мои старшие сестры и брат были под впечатлением фильма и живо его обсуждали. Мама, заметив, что я молчу, спросила: «Джангир, тебе фильм понравился?» — «Нет, мама» — ответил я. Я очень был расстроен неожиданным финалом фильма: героиня, которая мне очень понравилась, была загрызена на смерть собственной пантерой, а ее любимый человек, на нее наплевав, почему-то раздевшись донага, уходит к водопаду. Ну, то были мои детские впечатления, а было мне на тот момент без малого семь лет. Я был тогда еще детсадовцем.

Пока я думал о своем, вся семья плавно перешла от обсуждения фильма к обсуждению того, как мы, Фарида, Шахиня, Бобур и, разумеется, я, появились на свет. Оказывается, Фариду родители нашли в капусте, Шахиню — под кустами чайной розы, Бобура — в винограднике, а меня, оказывается, в клюве принес аист. Я, естественно, не верил в эту ересь, сказав сакраментальные для слуха моих родителей слова: «Да знаю я, откуда берутся дети. И аисты, и капуста, и виноградник, и роза здесь ни причем!» — «И откуда ты взялся?» — спросил отец. Подумав, я сказал: «Из живота мамы я взялся. Вот, откуда!» Мои слова развеселили родителей. А пока надо мной все потешались, я думал о том, что мои родители меня то и не знают хорошо; думают, что я маленький, не догадываюсь, почему мужчина и женщина друг с другом делают «это», чтобы потом появлялись дети. «Это» как раз и называется любовью. И вот, благодаря любви появился я, появились мои сестры и брат, да и вообще все дети на земле появляются, благодаря любви. Именно любовь является причиной нашего появления!

А за окном светит уже убывающая луна, а я сижу в машине на заднем сидении тихо-тихо, вспоминая о своей бывшей любви и думая о том, что сближение приводит и к отталкиванию. «Эх, ничто не вечно под луной — даже любовь!..»

***

А за окном светит жирная круглая луна, призывая неспокойные души бодрствовать. Но маленькие существа спят в своих кроватках: видят десятый сон, посапывают курносыми носиками, ворочаются с боку на бок, причмокивают.
Не спят лишь два малыша: он и она. Почему-то именно этим двоим не спится. Что, бесстыжая луна призывает именно их?

Не спят лишь два малыша: он и она. Почему-то именно этим двоим не спится. Что, бесстыжая луна призывает именно их?

Она высовывает свою ручку из-под одеяльца и дотрагивается до его ступни — как раз его ступня ближе всего к ней. Их разделяет узкий проход между койками. В темноте он различил ее силуэт и почему-то почувствовал ее улыбку. Ему было приятно ее прикосновение. Он сделал тоже самое и с ее пяткой, которую она специально высунула из-под одеяльца. Они поглаживали друг другу пятки, отчего им было очень приятно. Спустя несколько минут ей показалось и этого мало. Она встала, потихонечку взяла его за руку, и на цыпочках повела его в умывальную комнату.

Они стояли друг против друга. Оба в трусиках: она в розовеньких, а он в горошек. Она жестом дала ему знать, чтобы он стянул с себя трусишки. Видимо, хотела в чем-то убедиться. Убедившись, она тоже стянула трусики и села на пол. Он тоже. Оба сидели на полу, друг друга разглядывая. Она легла на пол и взглядом призвала его к себе. Он опустился над нею так, как он это видел в кино. Но он не знал, что просто так нельзя ложиться на девочку — надо находиться над партнершей так, чтобы ей было легче двигаться и дышать; он же ее просто придавливал тяжестью своего веса. Но она делала вид, что ее это не беспокоит.

Они так лежали с минуту, пока не скрипнула дверь в умывальную. Из-за двери, снизу, показалась голова мальчика с русыми волосами, а на лице этой головы сияла гадкая ухмылка. Это был однояйцевый близнец девочки. Мальчик пригрозил кулачком братцу. Тот растворился во тьме спальни, забрав с собой и свою гадкую ухмылку.

И все же, у мальчика остался неприятный осадок в душе; у него пропало всякое желание находиться наедине с этой девочкой. Он встал, натянул труселя, покинул умывальную комнату, оставив в одиночестве свою уже бывшую.

Шли дни, мальчик сторонился девочки, избегая ее грустного взгляда. Проходили недели, мальчик все больше был поглощен своими мыслями; девочка же и вовсе перестала его интересовать. А месяц спустя, мальчик, навсегда покидая детсад, скажет: «Прощай!». И было не совсем ясно, с кем прощался мальчик: с девочкой, с детсадом или с детством... А, может быть, разом со всем!..

Мальчику уже семь лет, а это — первая веха в становлении личности; без малого, мальчик уже школьник!..

Ташкент,
24 февраля, 2021 года

Краткий анализ рассказа

Спасибо всем участникам за отзывы, пусть порой даже и не столь лестные, а главное — плохо продуманные, но, надо признать, потрудились: прослушали рассказ, выразили свое несогласие в письменной форме.

Я поделюсь своими соображениями по поводу рассказа, только уже как критик, а не как автор.

Кто-то из участников выражает сомнение, что: «Не все (дети), к сожалению, (появляются по любви)».

Разумеется, не все, причем большинство детей появляются вопреки ей.

Один из участников — самый первый в списке — не согласен с позицией ребенка, который вначале наивно полагает, что:

"И вот, благодаря любви появился я, появились мои сестры и брат, да и вообще все дети на земле появляются, благодаря любви. Именно любовь является причиной нашего появления!"

Здесь протагонист, а именно, ребенок, выступает как идеалист: он думает, что во всех семьях идиллия — отец и мать друг друга любят и от этого рождаются дети.

Мальчик на протяжении всего короткого рассказа быстро эволюционирует (можно сказать у него переходный возраст). Динамика рассуждений протагониста меняется под воздействием «убывающей луны» и прочих внешних обстоятельств:

«А за окном светит уже убывающая луна, а я сижу в машине на заднем сидении тихо-тихо, вспоминая о своей бывшей любви и думая о том, что сближение приводит и к отталкиванию. «Эх, ничто не вечно под луной — даже любовь!..»

ИНОСКАЗАНИЯ

Убывающая Луна — это убывание страстной любови. Полнолуние — это символ страсти, темных сил; луна убывает, убывают и страсти.

Ну и… (барабанная дробь) … главная мысль:

«…сближение приводит и к отталкиванию». Что, имея, мы так уж ценим близость? Отнюдь! То, что имеет, не ценим.

Это-то мы и увидим во второй части рассказа. В этом смысле, обе части логически связаны — одно вытекает из другого, но, наоборот — нарушен хронологический порядок, где имеет место ретроспектива. Так бывает в написании рассказов. Итак, события в ночном детсаде предшествуют походу в кинотеатр. Отсылка на к/ф «Грибной человек» — это намек, на то, что люди, как бы они ни любили, расстаются.

С другой стороны, ребенок имеет иное представление о любви — когда всё складывается без сучка и задоринки. Он склонен идеализировать любовь — в этом его проблема, так как не знает всей ее подноготной — ему еще предстоит с этим столкнуться. Вот, почему он так ранимо воспринял появление брата своей пассии. Он увидел некое нарушение гармонии в отношениях. Третий всегда лишний. Брат девочки — это антагонист нашего главного героя.

Мальчик быстро повзрослел, так как понял, что: «…сближение приводит и к отталкиванию».

Ну а устами младенца глаголет истина…

ПЛАВНЫЙ ПЕРЕХОД ИЗ ОДНОЙ ЧАСТИ В ДРУГУЮ

Луна в рассказе выступает как безмолвный персонаж, как немой свидетель. Вот, почему первая часть заканчивается Луной (она озвучивается два раза!), а вторая часть начинается с Луны, но абсолютно полной — полнолуние (тоже озвучена два раза!):

Конец первой части

«А за окном светит уже убывающая ЛУНА, а я сижу в машине на заднем сидении тихо-тихо, вспоминая о своей бывшей любви и думая о том, что сближение приводит и к отталкиванию. «Эх, ничто не вечно под ЛУНОЙ — даже любовь!..»

Начало второй части

А за окном светит жирная круглая ЛУНА, призывая неспокойные души бодрствовать. Но маленькие существа спят в своих кроватках: видят десятый сон, посапывают курносыми носиками, ворочаются с боку на бок, причмокивают. Не спят лишь два малыша: он и она. Почему-то именно этим двоим не спится. Что, бесстыжая ЛУНА призывает именно их?»

«А за окном светит жирная круглая луна…»

Выражение «жирная круглая луна» — это иносказание полнолуния, а в полнолуние прозываются темные силы, усиливаются низменные инстинкты итп).

Что делает «жирная круглая луна»?

Да, «она призывает именно неспокойные души бодрствовать».

Но разве дети могут быть неспокойными душами?

Могут, но не все, так как не все взрослые есть «беспокойные души».

Типичное состояние детей:

«Но маленькие существа спят в своих кроватках: видят десятый сон, посапывают курносыми носиками, ворочаются с боку на бок, причмокивают».

И среди таких могут быть свои Руслан и Людмила, Тахир и Зухра, Фархад и Ширин, Ромео и Джульетта, Бони и Клайд и т. д.

«Не спят лишь два малыша: он и она. Почему-то именно этим двоим не спится. Что, бесстыжая луна призывает именно их?»

Да, именно, этих двоих бесстыжая луна призывает. Бывает!..

Выражение «бесстыжая луна» — это олицетворение, персонификация неживых объектов. Автор намекает, что ЛУНА —тоже персонаж, так как воздействует на живых существ. Вообще, астрологически, все космические объекты воздействуют на психику людей, в частности, Луна, Солнце, планеты солнечной системы итд.

Прошу прощения, дальше не стоит подвергать все анализу — не хватит места и для других!..

Думаю, много чего еще можно вытащить из рассказа, апеллируя к высказыванию Фрейда. Но я своим рассказом все, что нужно, сказал. Но некоторые не поняли и опошлили рассказ, не поняв идеи. Я понимаю, это трудно.
Ну и, разумеется, «нет пророка в своем отечестве».

24 марта 2021 года


Рецензии
Рассказик нормальный.
21-я волга в то время - роскошь! Я на такой водить учился и на права сдавал
:-)
Правда что-то слишком информированные в вас шестилетки. И об аисте они всё знают!
А вы знаете, куда он девается после того, как принесёт ребёнка?
И да, однояйцовые близнецы ВСЕГДА одного пола и всегда очень похожи, а разнополые - это двуяйцовые близнецы.
:-)
Если меня спросить, то все, что написано после 24 февраля - только портит впечатление от основного текста.
Это мудрствование можно было сделать как... не знаю, отдельной рецкой иди поместить в прозовый дневник и сделать перекрёстные ссылки, а тут...
:-)

Короче, привет Фрейду.
:-)

Владимир

Designer   16.03.2023 01:09     Заявить о нарушении