Фуэте судьбы. глава 20
ЛЕЙЛИ И МЕДЖНУН
В начале 1970 года в Душанбе приехала Наталья Георгиевна Конюс – московский балетмейстер. Она в 1958 году очень бережно перенесла на таджикскую сцену классическую версию балета А.Адана «Жизель». В 1963 году ею был поставлен балет «Тропою грома» на музыку Кара Караева. В этот раз Наталью Георгиевну пригласили для постановки третьей редакции балета С.Баласаняна «Лейли и Меджнун». И она создала сложную в танцевальном отношении хореографическую постановку. Балет «Лейли и Меджнун» специально создавался для Малики Сабировой и Музафара Бурханова. В своей книге «Опера и балет Таджикистана» Низом Нурджанов написал:
«Сабирова не выступала пассивным исполнителем воли постановщика. В подготовке партии Лейли она помогала Наталье Конюс: на репетициях подсказывала отдельные движения, вместе с партнером пробовала разные варианты поддержек, придумывала нюансы. Словом, энергично вкладывала свои знания таджикской пластики, своё чувство национального. Так осуществлялся воочию процесс слияния принципов русской балетной классики с национальной таджикской традицией».
В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина проводился Всесоюзный конкурс на лучшие музыкальные спектакли. В 1971 году спектаклю «Лейли и Меджнун» была присуждена II премия. Особо были отмечены: балетмейстер Н.Конюс, дирижер Э.Айрапетянц, художник Т.Ливанова, артисты М.Сабирова, М.Бурханов, В.Кормилин.
Партии Лейли и Меджнуна исполняли также Бозгуль Исаева и Владимир Кормилин. В книге «Опера и балет Таджикистана» Низом Нурджанов написал, что «этот дуэт отличался певучей созвучностью и слаженным раскрытием образов опытными, не раз совместно выступавшими в ряде классических партий танцоров».
Но для меня, как и для многих зрителей в Душанбе, СССР и за рубежом дуэт Татьяны и Курбана Холовых - моих родителей, которые исполняли партии Лейли и Меджнуна стал самым лучшим.
В книге «Опера и балет Таджикистана» Низом Нурджанов о них написал:
«Позже в спектакле «Лейли и Меджнун» появился ещё один постоянный дуэт исполнителей главных партий в лице Курбона и Татьяны Холовых. Они долго работали над своими ролями, шлифовали их, добивались глубины каждого звука музыки, раскрывая чувства оправданными, мотивированными движения. Эти танцовщики показывали большую любовь своих героев в развитии. Их исполнение отличалось мягкой благородной завершенностью линий и психологической наполненностью».
Для Татьяны и Курбана Холовых балет «Лейли и Меджнун» стал, как мне кажется, главным спектаклем в их творческой судьбе. Я не знаю, сколько раз они исполнили эти партии, но каждое исполнение было, как первое. Это была песня любви героев балета, которая была недолгой, но все зрители чувствовали, что души Лейли и Меджнуна соединились в вечную любовь.
Я никогда не спрашивала у своих родителей: какой из спектаклей был у них самым любимым. Я всегда знала, что это «Лейли и Меджнун». К этому балету у них было особое отношение. Я помню, с какой любовью мама придумывала украшения для костюма Лейли, сама их пришивала.
Невозможно сосчитать сколько раз мои родители исполнили адажио Лейли и Меджнуна, которое они называли «Бежим, бежим». Во всех концертах и телевизионных программах о балете и музыке этот дуэтный танец исполнялся ими так трепетно, с таким драматизмом, что сердца зрителей сжимались от сочувствия героям, которые любят друг друга, но не могут быть вместе.
……………………………………………………………..
Наталья Георгиевна Конюс – балетмейстер-постановщик спектакля «Лейли и Меджнун», много работала с Татьяной и Курбаном. В репетиционном процессе она раскрывала их индивидуальные особенности. Они исполняли эти партии по-особенному, им не надо было «играть любовь».
Премьера состоялась 12 марта1970 года. Долгие годы балет «Лейли и Меджнун» украшал репертуар Таджикского театра оперы и балета им. С.Айни. Его увидели зрители многих городов СССР и зарубежных стран.
…………………………………………………………………
Необыкновенной аурой было окружено не только сценическое исполнение моими родителями партий Лейли и Меджнуна, но даже их фотографии из этого балета.
Большие зарубежные гастроли театра по странам юго-восточной Азии состоялись в ноябре-декабре 1978 года и январе 1979 года. Фотографии из спектаклей были заранее отправлены организаторам гастролей для изготовления афиш и программок. Каково же было удивление всей труппы, когда они увидели, что на обложке программки к балету «Лейли и Меджнун» изображены мои родители, а внутри написано, что это Малика Сабирова и Музафар Бурханов.
………………………………………………………………….
На одном из вариантов афиши балета «Лейли и Меджнун» художником за основу была взята фотография моих родителей Татьяны и Курбана Холовых. Эти афиши использовались и на гастролях, и в Душанбе. За несколько дней до спектакля по городу расклеивались эти афиши с датой спектакля.
Когда на афишных тумбах и рекламных щитах в те годы я видела эти плакаты, то воспринимала это спокойно, как само собой разумеющееся.
Свидетельство о публикации №221022401430