Проститься с религией. Как? ч. 2 Момент ностальгии

Сегодня я случайно услышала запись одной проповеди. Не сами слова проповедника, но то, как они были произнесены, вызвало у меня чувство ностальгии. Дело в том, что он говорил с акцентом.
Мое служение в церкви было связано с иностранным языком, и такой акцент очень мне знаком. Он напомнил мне о прекрасном периоде в жизни: времени, когда я чувствовала себя значимой, ощущала успех, занималась делом, которое считала значимым и важным, обретала друзей. Все это осталось в прошлом. Не по моей вине и не по моему желанию. Так случилось.
Когда люди говорят о прежней религии, в их словах часто чувствуется горечь, и иногда — неприязнь. Иногда я спрашиваю себя, не является ли такое желание очернить свою прежнюю церковь попыткой уменьшить боль от потери всего хорошего, что человек когда-то имел.
Этот феномен знаком многим психологам: когда люди говорят о ком-то, с кем они расстались, то часто обесценивают этого человека. Из их рассказа можно сделать вывод, что в отношениях с этим человеком не было ничего хорошего, только плохое. Но это противоречит логике. Какой смысл быть в отношениях, если нет совсем ничего хорошего? Обычно, даже если человек и терпит что-то, что ему не нравится, он делает это потому, что не хочет потерять то хорошее, что есть в этих отношениях.
В отношениях есть что-то значимое и важное, за что человек держится до последнего, но потеряв их, он испытывает боль, которая иногда может казаться нестерпимой. Тогда-то и включается механизм обесценивания. Если в прошлом не было ничего хорошего, если все оно насквозь было плохим, остается только порадоваться тому, что оно наконец закончилось.
Но такая радость бывает поддельной — за ней маскируется глубокая печаль, значимая потеря.
У меня есть многое, за что я благодарна моей — теперь уже прежней — религии. Но одновременно с этим я испытываю глубокое чувство печали.
Иногда мне хотелось бы вернуться в прошлое — не для того, чтобы что-то изменить или исправить — нет. За состоянием. Когда ты часть чего-то большего, когда ты занимаешься чем-то, что считается значимым, ты обретаешь значимость. Не так-то легко ощутить свою значимость в одиночестве, хотя я верю, что каждый из нас важен для Бога, где бы мы ни находились. Но нам самим почувствовать свою значимость через принадлежность к чему-то большему, через какую-то деятельность, бывает проще.
Бывает так, что прошлого не вернуть. Есть время искать: время бороться, пытаться что-то изменить, объяснить, уладить. Есть время мириться с потерей, время плакать и время горевать. Слезы — это наш способ смириться с потерей.
Очень важно позволить себе печалиться, плакать, горевать не только о плохом, которое, возможно с нами произошло (это может быть, к примеру, беспочвенное обвинение, несправедливое осуждение, опороченная репутация, сплетни, клевета), но и хорошем, которое теперь навсегда остается в прошлом, и которого уже не вернуть.
Я несколько лет не видела дорогих мне людей, не говорила с ними, но проститься с ними мне все еще трудно. Мне все еще трудно забыть хорошее, моменты, которые связывали нас. Эти воспоминания — хорошие сами по себе — причиняют мне душевную боль. Но без периода печали о потере не может быть счастливого будущего. И я иногда прихожу в дорогие моему сердцу места и позволяю себе момент ностальгии.


Рецензии