Русский кот

 
Мне  захотелось  завести  пушистого  породистого  котика.  Муж  был  не  против,  чем  бы  дитя  не  тешилось.
Будучи  русским  человеком  и  прожив  большую  часть  жизни  в  Советском  Союзе,  я  была  убеждена,  что  всё  русское  самое  лучшее.  Включая  котов.  Вера  в  нашу  советскую  мощь  и  сверх  способности  сидела  у  меня  в  подкорке.  Иностранцы  не  умеют  разводить  чистокровную  породу,  так  я  тогда  думала. 
Убедив  и  мужа,  что  русские  коты  самые  лучшие  коты  в  мире,  я  поехала   в  Ленинград. 
Остановилась  у  моей  бывшей  начальницы,  заведующей  отделением  детской  стоматологии,  красивой  блондинки  с  осиной  талией.  Характер  у  нее  был  легкий  и  решительный.  Жила  она  в  странном  строении. 
Трёхэтажный  дом  безобразно  торчал  меж  двумя  улицами.  Он  имел  странную  форму,  его  словно  не  достроили.  Моя  приятельница  жила  на  последнем  третьем  этаже.  После  революции  её  бабушку,  знатную  вдову,  выперли  из  хором  в  эти  трущобы.  Вот  уже  восемьдесят  лет  эта  трёхкомнатная  квартира  передавалась  по  наследству  детям  и  внукам. 
Замок  в  подъезде  был  сломан,  лестничная  площадка  была  уписяна  и  убийственно  воняла. 

Купив  котёнка,  я  отправилась  обратно  в  Финляндию.  Мой  котик  был  крошечный  и  без  документов,  и,  естественно,  без  прививок.  Это  был  маленький  теплый  комочек  серой  шерсти  шотландской  породы.  Чтобы  он  не  пищал  и  не  привлекал  внимания,  мы  напоили  его  снотворным  и  уложили  на  мягкий  плед,  выстланный  внутри  спортивной  сумки.  
Меня  распирало  от  счастья  и  сидя  в  поезде  Ленинград – Хельсинки,  я  все  время  заглядывала  в  сумку.  
На  русской  границе  таможенники  никак  не  среагировали  на  мой  драгоценный  трофей.  

Финская  граница. 
Подходят  таможенники.  Я  сижу,  сумка  небрежно  валяется  под  ногами.  
-  Оружие,  наркотики?  
-  Нет.  
Уходят.
Вскоре  поезд  запыхтел  и  тронулся. 
Я  радостно  побежала  в  тамбур,  так  как  мой  бесценный  груз  запищал  и  завозился.  
-  Сейчас  я  тебя  покормлю.  
Расстилаю  в  тамбуре  плед,  вытаскиваю  блюдечко  и  молоко.  Любуюсь  котенком. 
Кто - то  заглянул  в  тамбур.  Через  пару  минут  поезд  затормозил. 
Прячу  котенка  в  сумку,  бегу  на  свое  место.  В  вагон  заходит  уже  не  молодой  пограничник,  останавливается  возле  меня.  
-  Это  у  вас  котенок?  
-  Да.  
-  Покажите  его  документы.  
-  У  него  нет  документов.  
-  Покажите  котенка. 
Показываю.
-  Хорошенький.  У  вас  есть  родственники  или  знакомые  в  Ленинграде?  Через  час  пойдет  встречный  поезд  из  Хельсинки,  мы  отправим  котенка  обратно.  Если  нет  никого,  то  мы  заберём  его  в  наш  питомник.  Когда  он  подрастет,  мы  сделаем  ему  все  прививки,  тогда  вы  сможете  его  забрать. 
-  Как  вы  узнали,  что  я  везу  котёнка? 
Совсем  расстроившись,  спрашиваю  у  пограничника.  
-  Нам  позвонили.  Вот  вам  телефон,  позвоните  знакомым. 
Он  протягивает  мне  телефон.  Звоню  в  Ленинград. 
О,  счастье!  Она  дома!  
-  Я  приеду  на  вокзал  и  заберу  котенка.  
На  Финляндском  вокзале  города  Ленинграда  Ольге  передали  котенка  в  целости  и  сохранности.

С  учебой  я  не  заметила,  как  пролетел  год.  На  каникулах  поехала  в  Россию  за  котёнком. 
Подходим  к  Олиной  двери.  
-  Подожди.  Я  запру  Мишку  в  другой  комнате.  
Жду. 
Открывается  дверь  и  меня  проводят  прямо  к  празднично  накрытому  столу.  
-  А  где  котик?  
-  Идем.  Только  он  уже  не  маленький  котёнок.
Оля  осторожно  открывает  дверь.  В  просвет  кидается  огромный  мохнатый  зверь.  
-  Вот  и  твой  шотландец.  Восемь с половиной  килограмм.  
Смотрю  и  глазам  своим  не  верю.  То,  что  я  оставляла,  было  меньше  половины  лапы  этого  зверя.  
-  Мы  его  наверное  перекормили.  Он  настоящий  зверюга.  На  пороге  кидается  на  всех,  кроме  меня.  Дочек  моих  не  признает.  Раз  он  разорвал  чулки  и  поцарапал  до  крови  ноги  моей  сотрудницы.  Кидается  он  только  у  порога,  внутри  квартиры  уже  не  подходит.  Может  ты  его  нам  оставишь,  мы  его  так  любим.  Он  лучше  любой  собаки  квартиру  стережёт.  Я  тебе  другого  котенка  привезу,  когда  приеду  в  Финляндию.  
Так  русский  кот  Миша  остался  жить  в  Ленинграде. 

На  Рождество  Ольга  приехала  в  Финляндию.  Она  была  в  красивой  лисьей  шубе.  Я  бросилась  ее  обнимать.  
-  Осторожнее!  Помнешь.  
Я  удивленно  посмотрела  на  нее.  С  каких  пор  она  переживает  о  шубе.  Глаза  Ольги  светились  веселым  и  загадочным  огоньком.  
-  Отойдем  в  сторону.  
Я  иду  за  ней,  она  поворачивается  ко  мне  с  расстегнутой  шубой,  а  на  груди  у  нее,  вцепившись  мертвой  хваткой  в  шарф,  сидит  прелестнейший  котенок.  
-  Как  ты  его  перевезла  через  границу?  У  тебя  есть  документы?  
-  У  меня  все  есть,  но  я  его  никому  не  показывала.  Так  на  груди  и  перевезла.  Он  ни  разу  не  пикнул  и  не  шевельнулся.  Получай  подарок. 
Так  у  меня  появился  русский  кот  шотландской  породы.  Он  носился  по  квартире,  играл  со  всем,  что  движется.  Это  его  и  подвело.  

Мы  снимали  квартиру  в  центре  Тампере  в  старых  домах  с  высокими  потолками.  Этаж  был  последний,  седьмой.  Весной  я  решила  сделать  генеральную  уборку.  Не  подумав  о  котике,  открыла  окно.  Через  час,  вспомнив,  стала  звать  его.  Никто  не  отзывался.  Легкая  штора  порхала  на  ветру.  Я  вспомнила,  как  котенок  игрался  со  шторой.  В  квартире  стало  как - то  тихо  и  тоскливо. 

Подхожу  к  окну,  смотрю  вниз.  Ничего  не  вижу,  хотя  зрение  у  меня  было  превосходное.  
Во  двор  вошел  мужчина.  
-  Эй,  ты  видишь  там  котенка? 
Кричу  ему  сверху.  
Он  задрал  голову,  нашёл  меня,  потом  прочесал  глазами  двор.  
-  На  газоне  что - то  серое  валяется.  
-  Подожди  там,  пожалуйста,  я  сейчас  спущусь.  Чтобы  вороны  его  не  утащили.
Выбежав  во  двор,  я  бросилась  к  котенку. 
-  Да,  высоковато.  Вряд  ли  он  выживет.
Сказал  мужчина  и  ушел.  
Я  схватила  котенка,  он  не  шевелился.  Я  машинально  стала  массировать  ему  грудь,  сжимая   и  разжимая  его  маленькое  тельце.  Вдруг  он  шевельнулся.  Слезы  радости  брызнули  из  меня.  Через  пару  дней  он  окончательно  окреп  и  опять  стал  носиться  по  квартире.  

По  выходным  мы  часто  ездили  в  деревню  к  родителям  мужа.  Я  обожала  их  двор.  Он  походил  на  дом  Уизли  из  «Гарри  Поттера».  Мне  нравились  эти  комнаты  на  разных  уровнях,  чердаки  и  чуланчики,  кривые  лестницы  и  скрипучие  ступеньки.  Разномастные  коврики  ручной  работы.  Было  во  всем  этом  нечто  сказочное.  
-  Денег  не  было,  вот  мы  и  пристраивали  постепенно  то  одно,  то  другое. 
Рассказывала  мать  моего  мужа. 
Старики,  как  называл  их  муж,  трапезничали  во  дворе,  начиная  с  ранних  весенних  дней  и  до  самой  поздней  осени.  Утренние  чаепития  длились  иногда  до  самого  обеда.  Когда  нас  пробирал  холод  с  сыростью,  мы  кутались  в  пледы.  Сидя  в  креслах - качалках,  рассказывали  истории  из  нашей  жизни.  Для  меня  это  была  хорошая  языковая  практика. 
Услышав  историю  с  котёнком,  старики  предложили  оставить  его  на  лето  у  них.  
-  Он  может  свободно  гулять  на  улице. 
Котенок  остался  жить  в  деревне  посреди  полей  и  лугов.  Он  обожал  ловить  бабочек  и  другую  живность  на  соседских  полях,  засеянных  рапсом.  В конце  лета  хозяева  опылили  поля  аэрозолем  от  вредителей.  Стариков  не  предупредили.
Вечером  кот  вернулся  домой,  уселся  на  крыльцо  и  стал  чистить  свою  шерстку,  тщательно  облизывая  ее  языком.  
К  утру  он  скончался.


Август 2020
Хельсинки


Рецензии