Из советского прошлого. Непридуманные байки
Моя школьная подружка жила с родителями - инженерами в однокомнатной квартире с маленькой кухонькой, в которой мог поместиться один человек. Она в этой квартире родилась. В комнате, которая была и гостиной, и спальней, и кабинетом, и столовой было метров квадратных порядка 14-ти. По одну сторону длинной стены стояла её кровать, в ногах кровати - гардероб, или, как иногда говорили в Одессе - шифоньер. По противоположной длинной стороне стены располагался раскладной диван-кровать родителей, в ногах которого стоял холодильник с телевизором на нем, а за этой нехитрой конструкцией на остатке стены находились дверь в кухню и вешалка для верхней одежды. То есть эту комнату смело можно было бы назвать и прихожей так же. Между её кроватью и диваном родителей в изголовье, у подоконника находился обеденный стол, который был одновременно и письменным столом моей подружки. Эта девочка никогда не отмечала свои Дни рождения, впрочем, как и её родители. Мыться все втроем ходили в городскую баню. Её родители стали в очередь на улучшение жилищных условий сразу после появления ребенка на свет. Когда она уже стала студенткой техникума после окончания 10 классов школы, семья получила двушку, конструкции “трамвайчик” на Черемушках. После объявленной полной победы социализма в СССР весь советский народ с гордостью и высоко поднятой головой, уверенной поступью шёл к полной победе коммунизма. Правда, правительство вовремя сообразило заменить тот пресловутый коммунизм на Олимпийские игры. Этот финт правительству особенно удался, несомненно.
*
В московском аэропорту случайно познакомился с известным писателем и правозащитником Львом Разгоном, с тем, кто “отбарабанил” 15 лет в Сталинском ГУЛАГе. Обе его жены были репрессированы так же. Проговорили несколько часов - время ожидания рейса позволяло. Умный, яркий, талантливый, харизматичный. Когда палач сдох, Лев немедленно начал ежегодно отмечать два своих Дня рождения.
*
Мой товарищ работал в отделе по контролю предприятий общепита треста столовых и ресторанов. Начальником отдела кадров там был полковник в отставке, который одновременно был и парторгом организации. Раз в два-три дня он обходил подведомственные объекты (столовые и рестораны) для, как он выражался, “непосредственного, живого контакта с нашими работниками”. Заходя в помещение, он демонстративно оставлял хозяйственную сумку у входной двери и проходил внутрь. Это был продуманный отвлекающий маневр, чтобы никто не подумал, что он хочет что-то в эту сумку взять из кухни. Но все работники знали, что как только он скрывался в кабинете директора, в эту сумку нужно было положить что-либо съестное: колбасу, сыр, брынзу, выпечку или, в конце концов, пачку салфеток. Затем он выходил из кабинета, как ни в чем не бывало брал сумку, чинно раскланивался с персоналом, желал всем доброго здоровья и удалялся. Вот так, умудренные годами взрослые дяди и тети в самом демократическом государстве Мира играли в игру по построению невиданного ранее нового коммунистического общества. Говоря по-простому, сознательно “ломали дурочку". Самое главное и печальное: все всё понимали - до самого верха.
*
Блеск советской государственной журналистики! Я любуюсь фразеологией центральных газет. Цитата: “Горисполком сообщил, что активно изыскиваются дополнительные меры и средства для повышения эффективности общественного контроля, который призван содействовать дальнейшему упорядочению цен и культуры обслуживания на рынках города”. Да, велик и могуч русский язык!
*
Мой отец был знаком с отставным генералом - бывшим командующим военным округом где-то в Сибири. Тот однажды рассказал отцу следующую забавную историю. В глухой тайге строился военный стратегический объект особой секретности: пусковая шахтная установка для запуска баллистической ракеты. Объект находился в 150 км. от ближайшего населенного пункта. Секретность высочайшая. За счет частой ротации солдат и офицеров никто не мог знать о конечной цели строительства. Тактико-технические параметры установки не знал даже рассказчик. Незадолго до полного завершения работ по объекту, пришла важная государственная телеграмма из Пентагона, США в адрес высшего военного командования СССР с поздравлениями по поводу скорого введения в эксплуатацию новой пусковой ракетной установки, расположенной там-то и там-то и имеющей такие-то боевые характеристики. Удивлению всего советского генералитета не было предела.
*
Моя старинная приятельница в свои школьные годы была отличницей, пионерской активистской и занимала выборную должность “Председатель совета отряда", учась в то время в 5-м классе. Тогда в стране была мода на “Шефскую помощь", смыл которой заключался в том, что какой-то коллектив или организация якобы должны оказывать какие-то услуги или помощь какой-то другой организации или коллективу. Эта “блестящая” идея партии и правительства, естественно, была растиражирована всюду и везде: где надо и где не надо. В порыве выполнения партийного решения, не обходилось, разумеется, без нашего привычного головотяпства. И, как результат этого начинания, пионерская организация школы была назначена оказывать шефскую помощь одной из аптек города. Моя героиня, как активная, сознательная пионерка, была назначена руководителем и организатором этой помощи. Самое главное: в чем должна выражаться помощь, причем именно аптеке, каким образом, какими средстами, в какое время дня, или недели, или месяца, никто пионерам не объяснил. Эти пионеры даже словосочетание “Шефская помощь" не понимали. Думаю, администрация школы так же не понимала суть и методологию подобного шефства силами учеников. В связи с этим грандиозным событием в школу явился корреспондент городской газеты для освещения сего важного идеологического почина. В итоге этой всей затеи ни она, ни дружный отряд пионеров в этой аптеке никогда не были, полагаю, они не знали даже где она находится, но в газете была большая статья корреспондента о том, какую коллосальную общественную работу делают пионеры такой-то школы, и как довольна администрация аптеки этой помощью. В чем заключалась помощь - в статье не было сказано ни одного слова. Но благополучно отчитались все: и школа, и аптека и редакция газеты. Так и жили: подобная туфта и прочая бессовестная ложь на государственном уровне были во всей советской прессе и касались всех аспектов жизни человека в той стране.
*
У меня был товарищ, большой шутник, выдумщик, острослов и мастер розыгрыша. Однажды он предложил мне пари: "Ты знаешь, - начал он, - о бесконечном бардаке и бесхозяйственности в нашей стране, о патологическом безразличии советских людей к событиям, вокруг них происходящиx, о головотяпстве на всех уровнях власти, ну и т.д. Я готов тебе продемонстрировать ещё одно мелкое доказательство этого нашего родного, уродливого социaльного явления. Давай "забьем" на червонец, что я выкопаю яму размером 2 метра длиной, 1 метр шириной и 1 метр глубиной - как раз размерчик захоронить гроб, - в центре города, средь бела дня, в любом, указанном тобою месте, и никто, даже милиция не поинтересуется, кто позволил, есть ли разрешение на производство строительных работ, для чего яма, что строится, и т.д." Я был искренне удивлен смелостью, дерзостью и оригинальностью этой идеи. Первая мысль: шутка, разводка. Червонец в то время был не малыми деньгами. С червонцем пара ходила в гости на дни рождения к друзьям и родственникам. Поскольку идея была абсолютно “crazy" и не верилось в успех затеи - я согласился и предложил место на Соборке (кто не знает: это всегда многолюдный центр Одессы). Мне казалось, что выбор такого специфического места остановит его. Мне казалось, я его обхитрил. Но не тут-то было. На следующий день в назначенное время, он со своим товарищем-помощником в специальных желтых спецжилетах строительных рабочих с двумя лопатами приступили к работе. Это центр города - милиции навалом. Спокойно, не суетясь, они вдвоем выкопали яму указанного размера, подчеркнуто медленно почистили скребком лопаты, воткнули в углах 4 маленьких красных флажка для обозначения опасности - блестящая метафора, так же спокойно сняли жилеты. Мы все вместе удалились с этой “эпохальной стройки". Я получил коллосальное эстетическое удовольствие от этой выходки моего товарища и тут же выложил проигранную десятку. Погода была замечательная, у всех было отличное настроение, и все вместе пошли “замывать” успех акции в известное в Одессе кафе “У Бабы Ути“. О том, что было какое-то расследование того хулиганского поступка - я и мой товарищ не слышали.
*
Горбачев. Перестройка. 1986 - 1987 годы. Только-только открылась калитка на Запад. Начальник одного из отделов проектного института, в котором я работал, человек авторитетный и уважаемый, блестящий инженер, прекрасный семьянин, одним из первых получил приглашение от родителей из США на поездку туда в
гости. Администрацией института было организовано большое собрание всех работников, на котором рассматривался моральный облик этого человека на предмет возможности разрешить или не разрешить ему гостевую поездку к родителям, с которыми он не виделся 15 лет. Всеобщим голосованием он получил “добро” на эту поездку. Вероятно было соответствующее указание из “конторы“ на организацию собрания и проведение голосования, ибо, твердо уверен - это не была инициатива администрации института. Выдающееся негодяйство системы! Конвульсии сдыхающего государства - монстра. После этого позорного случая подобные унизительные процедуры больше не повторялись. Люди могли ездить в гости, а так же эмигрировать свободно. Спасибо Горбачеву.
*
Отец моего товарища 6 лет стоял в очереди на приобретение автомобиля “Москвич”. Когда подошла столь долгожданная и выстраданная очередь, он получил почтовую открытку, извещавшую получателя об этом радостном событии. Но радости и ликования не было. Во-первых, он уже и не надеялся, а во-вторых, сбережения подтаяли. Но, одолжив у друзей и родственников недостающую сумму, он все-таки отправился за покупкой. Никаких безналичных переводов денежных средств не существовало: полная сумма должна была быть уплачена в форме наличных (cash) в момент покупки. Сумма, по совковым меркам в те годы, просто колоссальная. На месте ему предложили несколько автомобилей светлых тонов, но когда он попросил темный цвет, ему назвали сумму взятки, просто для него неподъёмную. Все машины, представленные ему на выбор, имели видимые серьёзные поломки: на одной не закрывался капот, на другой были царапины, на третьей не было зеркала и т.д. Тогда он попросил встречу с руководством базы. Диалог с директором был следующим (практически дословно):
— У Вас все машины с дефектами. Как это вообще возможно?
— Не нравится - не берите. Имеем, что имеем.
— Но мне положена абсолютно новая, бездефектная машина. Я ожидал 6 лет.
— Ты чё, мужик, идиот? Тысячи людей за каждую эту машину дадут две-три цены, уедут и будут счастливы. Ты забираешь авто по себестоимости. Не врубаешься? Бери и сваливай, а то и этого не получишь.
Отец моего товарища взял машину со сломанным дворником ветрового стекла - меньший материальный урон. Потом она давала массу других проблем, но это уже другая история.
*
Моему товарищу, имевшему высшее торговое образование, кто-то из его знакомых предложил работу в одном из колхозов Одесской области в качестве снабженца. Поскольку всё необходимое для деятельности хозяйства шло через государственные органы планирования и снабжения, то, разумеется, был постоянный, стойкий дефицит всего и вся в любом хозяйстве, в любой организации. А как делать государственный план? А не дашь план можно и партбилета лишиться. Приходилось изворачиваться, хитрить и нарушать законы Социалистического хозяйствования. Другого выхода не было. Председатель колхоза как раз и искал расторопного, энергичного, пробивного человека, который с помощью связей, знакомств и взяток решит проблемы в обеспечении колхоза материалами, главным образом - строительными, и всякими прочими разными дефицитами. Для человека с головой и со связями эта работа была действительно “золотым дном". Находиться в колхозе и даже наведываться туда не требовалось. Можно было работать где угодно и жить где угодно - это не имело значения. Председатель компенсировал абсолютно все попутные расходы и всякие разные другие формы взяток и подношений без которых в этой стране вообще ничего не работало, и обещал, в случае успешного снабжения, вознаграждение в весьма существенных процентах от стоимости полученного товара. Поскольку товарищ уже крутился в каких-то мелких гешефтах, то предложенная работа его не интересовала. В процессе рассказа товарища я неожиданно вспомнил об одном своём старом знакомом, человеке, который волею судьбы был рожден не в той стране. Это был бизнесмен от Бога: даже в условиях советских социалистических законов преспокойно сделал свой миллион, а может быть и не один. Я свел товарища с этим моим знакомым. Он принял предложение. Это маленький штришок убогости и бессмысленности строя, за существование которого полегли миллионы и миллионы людей. Ну, а далее - как всегда: под руководством Коммунистической партии и её ЦK великая страна уверенно шла к победе коммунизма. Ура, товарищи!!!
Свидетельство о публикации №221022401730