как рыба становится золотой

Рыба гниёт с головы
В магазине – рыба,
Как золотая глыба,
Стоит больше мяса,
Дороже час, от часа.
И селёдка, и минтай
Прямиком плывут в Китай,
Отыскав лазейки,
За сущие копейки.
Президенту наплевать
Он осетра привык жевать,
Сёмгу и устриц
Из - за границ.
А как же народ?
Пускай водит хоровод,
Хором песенки поёт,
Песни и движение,
Спасут от ожирения.
А стройный народ
До ста лет живёт.
На безрыбье и рак – рыба
Путин уверен, что в СССР народ кроме галош ничего делать не умел. Власть была тоталитарной и о благе граждан не думала. Посмотрим, не искажает ли он этими словами историю нашей великой родины.  Он всерьёз считает, что поднял Россию с колен, что нам, мешают происки  наших партнёров. Китайцы отказались покупать дальневосточную рыбу, скопились горы, что делать рыбаки не знают. При этом рыба в стране стала дороже мяса, при  плохом качестве. Выловленная рыба пропадает. Министры, получающие за своё усердие миллионы, мер не принимают. Ждут, когда китайцы передумают.
На пресс-конференции в 2017 году Михаил Зуб рассказал президенту о том, что мурманский рыбный промысел находится в упадке. Улучшилось ли положение сегодня. Жизнь показало, что нет. Китай поставил нас на колени. Ясно, что вина за всё на СССР.
А как было в СССР?
Во время гражданской войны, в результате японской интервенции, наши рыбные промыслы были разрушены. В 1923-1924гг. Советское правительство приняло меры для возрождения рыболовства. Уже к 1930г уловы выросли по сравнению с 1913г. почти в три раза и составляли 3 млн. ц. В 1930г. по инициативе С.М. Кирова в Ленинграде начато строительство первых  рыболовных траулеров. Это были стальные суда водоизмещением более 1100т. Они выгодно отличались от зарубежных  мощностью и более совершенным промысловым и технологическим оборудованием. В довоенные годы в Советском Союзе было построено 56 таких траулеров.
За короткий срок на Дальнем Востоке был создан мощный флот, построены десятки крупных рыбоперерабатывающих предприятий. Когда закончилась Великая Отечественная война  около трети рыболовных судов погибло. Рыбная промышленность страны была ослаблена. Восстановление рыбопромыслового флота приходилось начинать с ремонта и строительства прежде всего малых и среднетонажных  добывающих судов: тралботов, мотоневодников, логгеров, сейнеров. Одновременно с этим проектировались новые, более совершенные траулеры, рыбообрабатывающие и транспортные суда. В 1949г. было начато серийное строительство рыболовных траулеров, предназначенных для добычи рыбы с помощью дрифтерных сетей и ралом (с борта), обработки, посола и транспортировки улова. К 1960г. советский рыбопромышленный флот насчитывал сотни таких судов.
В 1961г. с целью дальнейшего совершенствования этого типа судов началось строительство средних рыболовных морозильных траулеров водоизмещением 900т. Оборудование траулеров морозильными установками  дало возможность осуществлять на них не только охлаждение, но и заморозку рыбы. Траулер имел также консервное отделение. Применение высокопроизводительных рыбообрабатывающих машин, мощных морозильных и рефрижераторных установок, дали возможность изготовлять непосредственно на траулере самые разнообразные виды готовой продукции: свежемороженую рыбу, консервы, рыбий жир, рыбную муку и хранить их до прихода в порт.
Плавбазы имели водоизмещение от 9 до 27 тысяч тонн. Могли безотходно перерабатывать более 600 тонн рыбы в сутки. В основном суда закупались в Польше, сходили со стапелей Гданьска. Имели ряд недостатков, основным из которых являлся огромный расход топлива. По сути это были консервные заводы на плаву. Самые большие плавбазы  " Конституция СССР" и " Евгений Лебедев".На " Лебедеве" например был кинозал с бархатными креслами мог вместить весь экипаж в 500 человек,  были танцевальный зал с баром, библиотека, cауны и бассейн, госпиталь, магазин промтоваров и продуктов-практически это небольшой поселок в море. Вот бы на такой галоше поплавать! А мы дворцом Путина восхищаемся. В СССР плавающие дворцы были. С распадом Советского Союза, основная часть рыболовной флотилии пошла на металлолом, отрасль прекратила свое существования. При нынешних ценах на топливо бытует мнение, что данные суда не рентабельны. При этом совсем не берется во внимание, то количество продукции, которые они способны выпускать в сутки.
Криминализация отрасли сыграла ключевую роль в развале рыболовного флота нашей страны. Практически вся рыба выловленная на Дальнем Востоке идет на переработку в соседние страны (Япония, Китай, Южная Корея). А к нам поступает уже готовая продукция, наша рыба под иностранной маркой.
В 1980-е СССР занимал первую-вторую строку в мировом рейтинге рыбных держав, ежегодно добывая 10–11 млн тонн рыбы и других даров моря. Теперь РФ соревнуется за пятое-шестое место с Индией, Перу и США, однозначно пропуская вперед лидеров отрасли — Китай с Индонезией. В 2019 г. наши рыбаки добыли 5 млн тонн биоресурсов, в том числе 4,7 млн тонн рыбы. Результат этого года ожидается примерно таким же.
Труд целого поколения моряков и рыбаков был профукан в угоду новых русских бизнесменов, которые только и могут набивать свои карманы валютой за счет народных богатств. Да и народного уже ни чего не осталось, все частное. Ни идеи, ни родины, ни флага. Ввозим "продукцию высокой переработки" — дорогие охлажденные тушки, филе, консервы, рыбопродукты, а вывозим обычную мороженую рыбу, без какой-либо существенной обработки. Ситуация точно, как с нефтью.
Около 65 процентов отечественного вылова приходится на Дальний Восток. Отсюда до московского прилавка рыба должна преодолеть более девяти тысяч километров. На этом пути ее подстерегает множество охотников "подзаработать".
Возраст большинства рыболовецких судов превышает 20 лет, свыше 80 процентов из них эксплуатируется сверх нормативного срока Отечественные заводы строят лишь малотоннажные суда, да и то в очень ограниченном количестве. Остальные, в основном бывшие в эксплуатации, построены во времена СССР.
Плохо встречает выловленную рыбу и родной берег. Проблема тянется еще с "лихих" 90-х, когда морские порты, как торговые, так и рыбные, были приватизированы, а причальные стенки, признанные стратегическими объектами, оставлены в собственности государства. В основном их сдали в долгосрочную аренду тем же новоиспеченным владельцам портовой инфраструктуры. Зачастую — на весьма невыгодных государству и рыбной отрасли условиях. Очень быстро национальное богатство страны — рыбу — вытеснили с причалов другие, более выгодные в перевалке грузы: уголь, металл, стройматериалы, автомобили. При этом в погоне за "длинным рублем" никто из арендаторов не задумывался о такой "мелочи", как износ причалов. Но даже там, где с причалами все более-менее в порядке, готовность порта принять рыбу не означает, что все проблемы для рыбаков позади. Пришвартованное судно ждет процедура оформления груза. Она может занять от одних до трех суток. В ожидании сертификатов рыба хранится в портовых холодильниках либо в рефконтейнерах. Каждый день хранения обходится не дёшево. За всё платит покупатель.
Иностранные порты предлагают экспортерам совершенно иные условия. Разгрузка судна начинается через 15 минут после швартовки, а процесс оформления и расчеты производятся в течение нескольких часов. Рыба по железной дороге перевозится рефвагонами и рефконтейнерами. Большегрузный (до 50 тонн) рефрижераторный вагон снабжен холодильной установкой, где автоматически поддерживается необходимая температура, однако при переключении возможны ее колебания. Рефконтейнер — более надежная для "скоропорта" холодильная тара грузоподъемностью до 30 тонн — позволяет выставить индивидуальную температуру для каждой партии рыбы. Камнем преткновения" в вопросе железнодорожных перевозок являются тарифы. За перевозку рефконтейнером железная дорога взимает в полтора-два раза больше, чем обычным контейнером. Перевозка продукта рефконтейнером в августе-сентябре может обойтись в четыре (!) раза дороже, чем обычным универсальным контейнером в январе-марте. Последнее звено в цепочке — это сбыт. По словам рыбаков, оптовики и торговые сети не очень жалуют отечественных производителей из-за низких объемов и возможных перебоев поставок рыбы. Поэтому отечественная рыба стала редким гостем на столах россиян. В прошлом году триллион рублей остался неиспользованным. Будь министры расторопней, профессиональней можно было бы построить и холодильники, консервные заводы, что позволило бы не унижаться перед китайцами и снабдить нас дешёвой рыбой.
Руки не доходят. Замки нужно ремонтировать.
.


Рецензии