Записки режиссёра. Глава 13

Из дневника Володи:

«28 июня.

Сегодня пробовали «Святого» собрать полностью вместе со всеми вводами. Осадчего с Глазковым больше нет. Андрей поступил на актёрский, а Слава ударился в свои дела. На Дашу вводится т. Нина, а на Эльвиру – Элла Мартынова. Да и Борьку Туманчикова на выезде будет делать Женя Макурин – Балышев, вроде бы, не может. В общем, пахать нам и пахать! Вместо Осадчего очень органично ввёлся наш усатый «кот в мешке» Юра Юнг…»

«29 июня.

Не пришёл Юнг, и пришлось отложить запланированный прогон «Святого». Юра позвонил, сказал, что отравился. Хорошо, что ничего серьёзного.
Вместо прогона почистили некоторые сцены по Маяковскому и закрепили…»

«30 июня.

Слава Богу, «Святого» прогнали целиком. Все собрались вовремя – и выдали под конец сезона! А что? Неплохо нарисовался новый вариант. А.И. отделался лёгкими замечаниями. Больше хвалил Эллу, Лёшу и т. Нину с Юрой. Досталось и Жанне Волковой – «молодец!» 
После прогона А.И. подвёл итоги года:

«Ой, ребята, спасибо вам за этот год. Он у нас был очень плотный и жаркий. На душе у меня легко, будто камень свалился. Вы все стали очень много уметь. Это радует. Появилась живая жилка ансамблевой работы. Это дорогого стоит. Да, последние четыре месяца были в режиме бега с барьерами. Такой своеобразный эксперимент: потянем или не потянем? Оказывается, потянули. Молодцы! Вы очень сильная команда. Хотя всё давалось с такой кровью…, думал, всё, приехали. И что получилось? «Скамейка» – фактически есть два разных варианта, хотя и здесь не обошлось без трудностей. Был момент, когда у молодёжного состава был утерян их ключ, а, следовательно – и сам жанр спектакля. Но самоотверженная работа Ларисы и Лёши всё вернула на свои места.
Тяжело нарабатывался возрастной вариант, но результат получился достойный. Володя и Нина работают совершенно другой спектакль. Надо заметить, что им было очень тяжело входить в материал, ибо и Евгеньевич, и Нина имели долгий перерыв в актёрской работе до нашей студии. А, во-вторых – разные школы актёрского мастерства, полученные ранее. «МХАТ» и Циссер – это великолепные школы, но, тем не менее, другой подход. И всё-таки и Нина, и Володя смогли органично вписаться в нашу стилистику. Это очень здорово. Спасибо вам.

Невероятно сложная работа со «Святым». Такое чувство, что на материале какое-то заклятье лежит. А может быть действительно Богу не нравится, как я его вывел на гротеск? И, тем не менее, несмотря на массу вводов, вырисовывается совершенно новый, другой спектакль. Гораздо острей и в несколько раз интересней. Очень много привнесли Юра Юнг, Лёша Стопинский, Володя Ткаченко, Нина Аксёнова и наше новое, по сути, открытие – Элла Мартынова. Образ Туманчиковой в её исполнении заиграл совершенно новыми красками. Такое чувство, что Элла с нами уже давно, с самого начала. Удивительно!

Дальше – «Шаг». Великолепно, что смогли закончить его в отличной форме, которую постоянно нащупывали, искали и нашли. И, главное – закрепили. Дай Бог сохранить её к началу сезона. Хочется отметить работу Олега Панченко: он обладает способностью впитывать в себя информацию, как губка, и выдавать результат. Очень перспективный актёр.
Опять же на особицу выделяется Элла Мартынова. Невероятная пластика и органика. Интересен образ Оли Бондаренко, что-то у неё есть притягательное, тургеневское.

На месте оказались и Марина Кацева с Елизаветой Решёнок. Я уже не говорю о мужчинах наших, которые через фингалы и зуботычины в драках смогли сохранить себя в целости и сохранности, и донести свой образ до зрителя. Это Лёша Стопинский и Андрей Пятницкий, а также наши старички: Игорь Балышев, Саша Медведев, Володя Ткаченко и Дима Герман.

В отношении «Сотникова» дела обстоят немного хуже. Есть форма, но она сама по себе статична и на первый взгляд даже примитивна. Но если она будет заполнена нервом и единой сверхзадачей – не сломаться перед противником, а достойно встретить смерть, – то на этом контрасте и сыграет образ Рыбака. Психологически сложный материал, но Лёша на верном пути. И вообще касаемо Лёши: им проделана огромная работа. Много проблем вначале было со «стэмовщиной», но радует то, что в основном он с этой проблемой справился. И вы все свидетели, что это качественно отразилось во всех его работах: и в «Скамейке», и в «Святом», и в «Шаге», и в «Сотникове».

Я хочу особо отметить: огромный потенциал есть у всех. Спасибо, что подняли мне хвост. Работать хочется со всеми. Только, умоляю вас, не надо бояться, если что-то сразу не получается. Если кидают в готовый материал на незнакомую роль, верьте, что всё получится, и сегодняшние неудачи – они временные. Зато у каждого из вас за плечами огромное количество ролей и накопленный опыт. Мне бы хотелось за короткий срок дать вам возможность поработать во всех ключах: и в сумасшедшем гротеске, и в драме, и в комедии, и, если понадобиться – в крутом сюре. Поверьте, это не простое словоблудие. Сегодня мы как раз и делаем первые шаги к нашему будущему костяку и нашему репертуару.

Раз так получилось, что вышли на этот разговор, два слова в адрес Славы Глазкова. Всё бы хорошо, если бы не было таких заворотов. То, что по его вине сорвано два спектакля (не предупредил, не показался, да хотя бы сделал звонок на вахту – нет, ему байдуже), – это, ребята, ЧП. Вот такие поступки и определяют человека. Своего рода проверка на вшивость. Слава снят с «Сотникова» и со «Святого». Работать ли ему дальше – решать будет коллектив.

Не хочется, чтобы ТЕСТ был для кого-то повинностью. Если же это так, то тогда невозможно решать какие-либо большие задачи на нашу перспективу. Мы вышли за рамки «вёсен», когда материал готовился на два-три показа, что и определяло халтурный детсадовский подход и к материалу, и к его исполнению.

Коллектив вышел совершенно на другие рубежи, хотя и доводим спектакли до кондиции уже в прокате. Нагрузка не детская, но в плане намечена ещё более серьёзная пахота. Поэтому будет честнее каждому определиться: «Смогу ли я? А если смогу, то в какой степени я мог бы быть полезен студии?». Решать надо заранее, и тогда само собой решится проблема скоропалительных вводов.

Я рад за наших девочек. Там всё в порядке, никаких проблем. А вот с парнями напряжёнка. Может статься также, что дубляжа не будет, а это означает, что увеличится объём работы.

В следующем предстоит очень напряжённый график работы. Четыре спектакля играются с этого сезона и три готовятся в прокат. Возрастёт нагрузка в стационаре, и прибавятся выездные спектакли.

Белайчук давит на тему защиты звания «Народный коллектив». Зачем это ему нужно, мне понятно. А вот зачем попу гармонь, если у него есть саксофон?
Пока не знаю.

Ещё один момент: ЦК ЛКСМ предложил поездку-турне на двадцать дней по Татарии. Срок – с 10-го сентября. Надо определить, что везём, и кто может поехать. Студентам будем оформлять поездку с рекомендацией от Москвы для чиновников нашего вуза. Для универа, видимо, нужно подключить наш комсомол…»


После собрания поздравили т. Нину с днём рождения (у неё 1-го июля). Вариации были на тему Маяковского. А что, вроде неплохо получилось. Во всяком случае, ей понравилось. Как бы там ни было, но послевкусие осталось хорошее. Мы славно поработали в прошедшем сезоне, можно и отдохнуть…» 




Рецензии