Шестой по норме

  Валерий Акимов.



                Шестой по норме.



 
   Валька Леонов поругался со своим бригадиром на конюшне, да и с бабами-конюхами  тоже…
 Бригадир не ожидал, что Валька без разговоров подпишет заявление о переводе,  спокойно соберёт вещи и уйдёт на другую конюшню. Терять Вальке было здесь совсем нечего. Единственный жеребец Глянец, из тех, которых он убирал, был его единственным любимцем, он хоть что-то ещё привозил. Остальные «дрова» были никому не нужны. Эти лошади были первые кандидаты  на отправку в конезавод. Бригадир, благодаря тому, что его жена работала в отделе кадров, специально перевёл Вальку в самую отсталую конюшню. Но Вальке  было на это наплевать! Он был молодой парень, и жизнь его радовала любым изменениям. По приходе на новое место работы ему сразу была «вручена» его норма, 6 голов.  Пять из них были лошади бригадира, и одна лишь первого помощника. Те пять были ни то, ни сё….  Хоть и считались  бригадирские. Они бегали… выступали, но почти всегда без места. В лучшем случае, где то в рядовом заезде, останутся 3 или 4… Привезут Вальке рубль к зарплате…
  Но вот тот, шестой, был хорош! Первый помощник Левченко гордился своим жеребцом. Выступал он на нём не часто, берёг его, но если выступал, то всегда ехал на первое место.  Да ещё через своих людей на него в «ТОТОШКУ» играл.  Короче, жеребец неплохо кормил своего наездника. Кличка его была Бурбон, русский рысак, от Робинзона и Бури. Нарядный, статный… Редкой для русских рысаков масти, серый в яблоках. Но с придурью!
   Вальке показали, где висят  сбруи жеребца, и сказали, что в первую партию надо собрать Бурбона. Его всегда проезжали первым.
 Валька взял его амуницию и пошёл в денник собирать лошадь. Открыв дверь, он вошёл  к жеребцу. Тот стоял возле стены и  спокойно смотрел  на Вальку.  Валентин, ничего не подозревая, взял жеребца за недоуздок и повёл к цепи, чтобы пристегнуть его для чистки. Он уже довёл его до стены, как почувствовал, что его рука пошла резко вверх! Он лишь успел увидеть, как эта махина встала на свечку и всей своей массой обрушилась на Вальку. Чудо спасло его, он оказался между его передних ног и получил лишь сильный толчок грудью. Валька выскочил в коридор.
- Он чё у вас, бешеный?! - закричал он.
Другой конюх Саша, человек немолодой, неухоженный, маленького роста, лысый, которому всё на этом свете было до фонаря, кроме его собаки Тиши. Он подошёл не спеша и тихо ответил:
- Мы не успели тебя предупредить…
- Не успели они! Чего предупредить?!! - продолжал кричать Валька.
- Ему надо обязательно кусочек сахара дать… Тогда он становится спокойным… И ты можешь  его собирать.
- Сахар?!!! Да где я ему сахар возьму?! (в те, 90-е годы, сахар был в дефиците, даже в Москве).
- У первого помощника есть, - ответил Саша. - Он специально для него коробку в шкафу держит.
Валька прошёл в наездницкую. Саша сам открыл шкаф Левченко и достал оттуда кусочек сахара.
 Валька взял сахар и пошёл к Бурбону. Он также спокойно вошёл в денник, подошёл к жеребцу, и протянул на ладони ему сахар. Бурбон охотно его взял и стал жевать. Валька взял его  снова за недоуздок и, глядя прямо в глаза лошади, повёл его к цепи. Бурбон не дёрнулся. Валька  пристегнул его и начал чистить…
Так началась его работа на новой конюшне…
  Бригада Вальку устраивала. Он сошёлся с первым помощником Левченко, и они даже подружились. На конюшню часто приходила жена Левченко. Валька догадывался, что она нигде не работает и лишь болтается на конюшне с мужем, помогая ему проезжать лошадей.  Она всегда брала сахар и шла к Бурбону,  кормила его с рук. Валька понял, что это она приучила его к сахару. Бурбон  позволял ей взять себя за недоуздок и пристегнуть.  Потом она чистила его очень тщательно, что-то говорила ему. Валька видел, что Бурбону она не очень нравится. Но он позволял ей это делать за сахар.
 Валентин решил, что сахаром кормить Бурбона  будет слишком жирно, и стал приучать его к солёному, ржаному хлебу. Хлеб продавался везде и стоил тогда копейки. Бурбону понравился солёный хлеб, и он уже позабыл про сахар. Между конюхом и лошадью стала зарождаться дружба. По утрам  Бурбон уже стоял не у стены, как всегда, а у решётки денника и смотрел в коридор конюшни, ожидая прихода Валентина.  Валька первым приходил на работу. Он здоровался с ночным дежурным, переодевался и быстро шёл к деннику Бурбона. Тот уже ждал его и слегка ржал… Валька кормил его солёной ржаной коркой и гладил по могучей его шее. Раз Валентин решил, что если уж у них такая дружба, то он может и без хлеба взять Бурбона за недоуздок и повести к цепи. Но Бурбон этого не мог никак допустить. Он уже привык.  Дружба может и дружба….Но что положено, то дай! Вальке опять повезло…   Он лишь получил лёгкий толчок.
  Шло время…. Бурбон стал признавать только Валентина. И встречать жеребца с дорожки мог только Валентин! Был случай, когда с дорожки приехало сразу несколько лошадей, которых убирал Валька, и он решил, что Бурбона в денник сможет отвести и второй помощник Коля… Но  тот не смог. Коля получил сильный удар передними копытами по спине. Удар ещё смягчила телогрейка. И Слава Богу, удар пришёлся не по позвоночнику. Бурбона с тех пор провожал и встречал только Валентин. Даже Левченко стал бояться водить своего любимца в денник. Бурбон  позволял ему лишь  только ездить…
  Как самую отсталую конюшню на московском ипподроме, её посылали на лето в командировку в Харьков, на местный ипподром. Вальке это не очень нравилось. Жизнь в дешевой гостинице, похожей на общагу, да и частые пьянки с конюхами…  Всё это быстро надоедало. Благо, он ещё не был женат, а то хоть увольняйся…
 А бригадиру всё это  нравилось. Он иногда даже что-то выигрывал, и этим поднимал свой авторитет. Раз в неделю  он уезжал в Москву к своей семье… И был доволен.
  Этот случай произошёл  при розыгрыше Большого Харьковского приза… Тогда на колёса ещё не ставили  защитные диски. И во время этого заезда у Бурбона попадает передняя нога в колесо  соседней качалки. Возможно, что соперник специально так сделал, чтобы сбить Бурбона с хода. Авария была страшная. Бурбон перевернулся аж через голову, разломав качалку вдребезги,  и покалечил Левченко. Наездник сломал ключицу и руку. Бурбон сломал переднюю ногу.
  Это был конец  карьеры для беговой лошади.  Ветврач ипподрома совместно с директором решили попробовать восстановить ногу лошади. Левченко, лёжа в больнице, тоже просил их об этом … Но Бурбон был нетерпим ни к каким гипсам! Что только ни делали.  Привязывали его на растяжки и подвешивали его, как в гамаке. Всё было бесполезно. Бурбон, обрывал самые крепкие ремни и срывал зубами гипс. Звонили в конезавод, советовались. Просили…  Но  директор  отказался забирать его. Москве он тоже стал не нужен. Тогда  по  решению, принятому администрацией ипподрома, Бурбона было решено отвести на мясокомбинат…
  Бригадир сказал об этом  Вальке.   Дал ему в помощь девчонку «любительницу», которая крутилась целыми днями на конюшне.  И они вдвоём  повели Бурбона.
 Мясокомбинат был недалеко… Бурбон шёл не торопясь, сильно хромая на переднюю левую ногу.  Валька не торопил его…. Он постоянно доставал из кармана своих галифе кусочки ржаного хлеба и прислонял  их   к губам лошади…. Но Бурбон не брал их, он лишь шевелил губами, сбрасывая кусочки на землю… Они остановились, чтобы  передохнуть немного.   Бурбон положил свою голову на Валькино плечо…  И Валька тогда впервые увидел, как плачут лошади…
У Вальки тоже потекли слёзы…. Но он не стеснялся их. Та девчонка  стояла чуть в стороне, как бы не мешая им,  и  тоже плакала.   А Бурбон … Бурбон лизал  Валькино лицо, слизывая солёные Валькины слёзы…  Он понимал, что прощается …  И хотел  как-то успокоить  своего хозяина….
 
 
               
                2021 г.
 


Рецензии
Рассказ навеял грусть , но ведь это он так написан, а когда читаемое нас
затрагивает это заслуга автора. Так, что автору респект !!!

Зинаида Грим   25.02.2021 11:50     Заявить о нарушении
-В рассказе использовал две истории. Одна моя личная, другая рассказанная мне одним человеком.Он в 1969 году отводил на мясокомбинат жер. Опыта Который сломал ногу при взятии препятствия. В рассказе ничего не выдумано,всё правда.

Валерьян Акимов   26.02.2021 13:01   Заявить о нарушении
В повествованиях допускается всё и правда и вымысел, главное , чтоб тронуло
душу. Желаю новым читателям проникнуться душой, прочитав рассказ, а вам новых
работ.А вернее нам от Вас.

Зинаида Грим   26.02.2021 13:37   Заявить о нарушении