1908 ноябрь фильм Убийство герцога Гиза

17 ноября 1908 г.н.с. литература: появилась рукопись «Материализм и эмпириокритицизм» Ульянова - Ленина

Владимир Ленин неожиданно решил написать  крупную философскую книгу – последнее название ее «Материализм и эмпириокритицизм»:

«Даты жизни и деятельности В.И.Ленина», Полн.собр.соч., М., ИПЛ, 1979:
Ноябрь ранее 4(17) Ленин посылает в Подольск на имя В.А.Левицкого рукопись книги «Материализм и эмпириокритицизм». Под этой фамилией в Подольске почту получала А.И. Елизарова – Ульянова (см. 19 октября 1935 г.).

17 ноября 1908 г.н.с. кино: поворот в истории кино от балагана к искусству – студия «Фильм д’ар» в Париже представила фильм «Убийство герцога Гиза», в постановке волнового героя  Андре Кальметта

До 17 ноября 1908 г.н.с. главную роль в кинематографе играли изобретатели – волновые герои Эдисон, братья Люмьеры и др. И им казалось, что это положение сохраниться, но неожиданно выяснилось, что кино – это искусство. В дело вмешались театральные режиссеры и актеры, первый настоящий исторический фильм-драму «Убийство герцога Гиза» поставил волновой герой Андре Кальметт (см. 18 апреля 1861 г.н.с.), первую историческую драматическую женскую роль сыграла волновая героиня Габриэль Робинн (умерла 18 декабря 1980 г. в возрасте 94 года – раздела нет), специально для фильма шедевр симфонической музыки написал композитор Сен-Санс. Касса и значит кинобизнес, очевидно, стала зависеть от сценаристов, актеров, режиссеров, композиторов. Роль качества пленки, конструкции киноаппарата, патентов стала падать. Единственно кто удержал свои инженерные позиции в кино – оператор.

Ж.Садуль «Всеобщая история кино», М., Искусство, 1958:

17 ноября 1908 года «Фильм д’ар» давала первое закрытое представление в зале «Шарра» перед избранной публикой. Эта торжественная генеральная репетиция была поворотным пунктом в истории кино. В программу вошли:
• «Секрет Мирто» — балет с Режиной Баде.
• «Священный лес» — фильм по поэме Эдмона Ростана (текст читает Ле Баржи).
• «Слепок» — пантомима с Максом Дирли, Мистэнгет и мимом Северином.
• «Убийство герцога Гиза» — сценарий Анри Лаведана, постановка Ле Баржи и Кальметта  Играют Альбер Ламбер, Ле Баржи, Берта Бови, Габриэль Робинн и Дьедонне. Музыка Сен-Санса.

Е.Теплиц «История киноискусства», М., Прогресс, 1968:

«17 ноября 1908 года во вновь открытом кинотеатре «Шаррас» близ Елисейских Полей состоялась торжественная премьера первого фильма новой студии —«Убийство герцога Гиза» (режиссер Андре Кальметт). Две почтенные организации принимали участие в создании этого фильма: Французская академия в лице комедиографа Анри Лаведана и лучший парижский театр «Комеди Франсэз», на сцене которого играл исполнитель роли Генриха III Ле Баржи. К этим двум знаменитостям можно добавить и третьего — композитора Сен-Санса, автора специально написанной музыки к фильму. Лишь тринадцать лет прошло со дня первого показа в «Гран кафе», а какая огромная разница между двумя сеансами! Газеты и журналы прислали корреспондентов, чтобы они рассказали читателям о рождении художественного кино, прошедшего путь от ярмарочного зрелища до представления для сливок общества. Фильм «Убийство герцога Гиза» отличался от сходных постановок на исторические темы тем, что сценарий для него написал профессиональный писатель, а роли исполняли известные актеры. События (покушение коварного монарха Генриха III на жизнь герцога Гиза) происходят в нескольких сценах (18 сцен, 300 метров, 20 минут проекции), разделенных не занавесом, а пояснительными надписями. В картине отсутствовали присущие кинематографу элементы: движение камеры, смена планов, продуманный монтаж. Оценивая «Убийство герцога Гиза», нужно говорить скорее о последствиях революции театра, нежели о самом фильме, который не является творческим достижением кинематографа. Ни его сюжет, ни постановка не внесли ничего нового. В то же время совершенно необычной, качественно новой для кино была игра Ле Баржи.»

18 ноября 1908 г.н.с. Аргентина: родился Хуан Кастаньино – живописец – монументалист

БСЭ:

«КАСТАНЬИНО (Castagnino) Хуан Карлос (18.11.1908, Мар-дель-Плата, - 21.4.1972, Буэнос-Айрес), аргентинский живописец и график. Учился в Высшей нац. художеств, школе в Буэнос-Айресе (1929-34). В 1938-40 работал в Италии, Франции, Испании. Представитель ар-гент. "нового реализма", К. в 1930- 1940-х гг. вместе с Д. Сикейросом, А. Верни и др. работал над монументальными росписями, гл. обр. на темы совр. жизни и истории аргент. народа. Выполнил росписи в "Галерее Мира" (1945), "Парижской галерее" ("Человек - Космос - Надежда", 1959), галерее "Обелиск" ("Пробуждающаяся улица", 1961) и др. обществ, зданиях Буэнос-Айреса. Картины и рисунки К. посвящены борьбе народа за свои права.»

19 ноября 1908 г.н.с. музыка: родился Михаил Чулаки – советский композитор, худрук Большого театра

19 ноября 1908 г.н.с. в Симферополе  родился Михаил Чулаки – композитор. Большими достоинствами его музыкальное творчество не обладает, но отмечу балет «Юность» по повести Островского «Как закалялась сталь».  Наиболее сильно Чулаки проявил себя как администратор – он был директором и худ. руководителем Большого театра в 1963-1970 гг.  Можно назвать Михаила Чулаки автором застоя в музыкальной культуре. Слово застой негативным не является – это обозначение эпохи для героев из «команды Брежнева».

17 ноября 1908 г.с.с. Украина: родился Вениамин Пинчук – скульптор, творец «Ленинианы»

БСЭ:

«ПИНЧУК Вениамин Борисович [р. 17 (30). 11.1908, пос. Кутузове, ныне Житомирской обл. Укр. ССР], советский скульптор, нар. худ. СССР (1969), действит. чл. АХ СССР (1970).» «Произведения: "В. И. Ленин в Разливе" (гипс, ]935, Центр. музей В. И. Ленина, Москва); группа "В. И. Ленин и И. В. Сталин в Горках" (со автор Р. К. Таурит; гипс, 1949; Гос. премия СССР, 1950); бюст М. И. Калинина (мрамор, 1950, Рус. музей, Ленинград); пам. В. И. Ленину в Моск. Кремле (бронза, гранит, лабрадорит, 1967, арх. С. Б. Сперанский;…. и Красноярске (бронза, гранит, 1970).»  Умер в 1987 г.

19 ноября 1908 г.с.с. природа: давка в Вене на празднике 60-летия волнового героя  императора Франца-Иосифа

Газета «Русское слово»:

«ВЕНА, 19,ХI-2,ХII. Вчера во время иллюминации собралось в Ringstrasse более миллиона человек. У дворца приостановилось движение вследствие густой толпы. Произошла невероятная давка, которая вызвала панику. Задавлено до смерти пять человек, 18 тяжело ранено и 80 – легко. Со всех сторон раздавались крики и стоны. Катастрофу, небывалую по размерам в Вене, объясняют тем, что иллюминацию назначили всего лишь на три часа. Вследствие этого все венцы очутились вместе в одно время. Общество удручено, что юбилей омрачился катастрофой и событиями в Праге.» Статистика слепо идет по числам ряда: 5 – 18 – 80.


Рецензии