Флотоводцы, чьи имена носят корабли

Я не могу систематизировать все названия кораблей ведущих флотов мира.  Буквально в нескольких предложениях скажу, что в Великобритании, обладавшей самым большим военно-морским флотом до середины ХХ века, наименования кораблей часто повторялись.  Прослеживается такая традиция и в американском флоте, например, название авианосце «Энтерпрайз» было и доатомную эру, и у первого атомного авианосцы США. Затем все авианосцы носят имена президентов этой страны. Линейные корабли имели названия штатов, а вот в названиях крейсеров было большое разнообразие.

Теперь перейдем к названиям кораблей в отечественном военно-морском флоте.  Флот у нас небольшой, поэтому и названий тоже немного. Авианесущий крейсер, почти что авианосец, носит название бывшего главкома ВМФ Адмирала Горшкова.  Атомные крейсера – один Петр Великий (в строю) и Адмирал Нахимов (в модернизации).  Были ракетные  крейсера Варяг, Лазарев, Москва, артиллерийские Суворов, Кутузов. В довоенные годы крейсера носили фамилии партийных руководителей – Киров, Калинин, Свердлов и другие.  Следующим классом крупных военных кораблей были большие противолодочные корабли, которые носили имена маршалов и адмиралов Второй мировой войны.

И в подводном флоте вместо буквенных обозначений: К – субмарины ракетные стратегические, появились названия городов, столиц регионов - Курск, Тамбов, Омск и другие,  многоцелевые подлодки вместо Б стали называться хищными животными – Пантера, Вепрь и другие.

Но сегодня я хочу рассказать о флотоводцах, прославившихся в  век девятнадцатый, как раз в период русско-турецких войн. Их фамилии красовались на бортах современных крейсеров.

Адмирал Синявин

Дмитрий Николаевич Сенявин родился 17 августа 1763 года в селе Комлево (Боровский уезд Калужской губернии). Предки его служили по линии морских ведомств ещё со времён Петра I, а отец был отставным унтер-офицером Лейб-гвардии Измайловского полка. Именно в духе семейных традиций десятилетнего Диму отдали в Морской шляхетный кадетский корпус.

Мальчик сначала учился неохотно, и море мало прельщало его. Однако в процессе учёбы он увлёкся мореплаванием и военной службой, став лучшим гардемарином, сдавшим все выпускные экзамены на «отлично». В мае 1780 года мичман Сенявин взошёл на борт своего первого боевого судна – линейного корабля «Князь Владимир», с которым сразу же был послан с экспедицией в воды Атлантического океана.

Спустя два года Дмитрия Николаевича перевели в Азовскую флотилию, где он служил сначала на корабле «Хотин», а затем на новом фрегате «Крым». С мая 1783 года лейтенант Сенявин становится адъютантом командира Севастопольского порта в должности флаг-офицера. Первоначально он был адъютантом контр-адмирала Ф. Ф. Мекензи, а после его смерти контр-адмирала М. И. Войновича. Дмитрий Николаевич принимал самое деятельное участие в строительстве порта Севастополь.

В 1786 году Сенявина назначили командиром пакетбота «Карабут», предназначенного для доставки в Константинополь дипломатической почты. С началом войны против Турции Черноморский флот в сентябре 1787 года вышел в море, держа курс к вражеским берегам. Однако флотилия попала в сильнейший трёхдневный шторм и была рассеяна. Линейный корабль «Преображение Господне», на котором служил Сенявин, потерял все мачты, в трюме началась течь, а насосы не работали.

Экипаж уже не верил в спасение и готовился пойти ко дну. Однако Дмитрий Николаевич сумел приказами, убеждениями и личным примером заставить моряков и офицеров приложить все усилия к исправлению неполадок. Течь удалось заделать, а воду откачать из трюма. Корабль был спасён. Образцовое исполнение своих капитанских обязанностей обратили на себя внимание светлейшего князя фельдмаршала Г. А. Потемкина, который летом 1788 года включил Дмитрия Николаевича в свою свиту в качестве офицера по особо важным поручениям.

Боевое крещение капитан-лейтенанта Сенявина состоялось 14 июля 1788 года в морском сражении против турецкой эскадры капудан-паши Эски-Гассана близ острова Фидониси (сегодня Змеиный). Дмитрий Николаевич находился на флагманском корабле и проявил себя «храбрым, неустрашимым и расторопным флаг-офицером». В рапорте своём контр-адмирал Войнович отметил, что на его судне награды был достоин лишь Сенявин – офицер испытанный и такой, каких мало».

Князь Потемкин направил Дмитрия Николаевича в Петербург к императрице с известием о победе над турецким флотом. Обрадованная Екатерина II наградила капитан-лейтенанта, принёсшего весть о морской виктории, золотой табакеркой, осыпанной бриллиантами и наполненной червонцами. Уже спустя три месяца Сенявин, ставший капитаном 2-го ранга, оправдал столь щедрую награду, уничтожив со своим фрегатом «Полоцк» у турецкого побережья одиннадцать османских транспортных судов.

Осенью 1788 года «Полоцк» смело и дерзко атаковал турецкие порты Вонна и Карасу, захватив около сотни пленных, уничтожив при этом армейский склад. За свои «рейдерские» успехи Дмитрий Николаевич был пожалован орденом Святого Георгия 4-й степени. 11 июля 1789 года первым из морских российских офицеров Сенявин получил за отличия в службе орден Святого Владимира 4-й степени с бантом.

В марте 1790 года Сенявин стал командиром корабля «Навархия Вознесение Господне». В кампанию 1791 года Дмитрий Николаевич отличился в битве при Каликарии (11 августа), заслужив высокую похвалу адмирала Ушакова. Однако в дальнейшем капитан 2-го ранга Сенявин своими опрометчивым поступками и высказываниями едва не загубил собственную карьеру. Дмитрий Николаевич считал, что Ушаков излишне осторожен и в нужные моменты напрасно перестраховывается. Сенявин часто нарушал приказы адмирала, рисковал без надобности и даже позволял дерзкие комментарии в адрес начальства.

Ушаков разозлился не на шутку, подверг своего не в меру пылкого офицера аресту, лишил его должности генерал-адъютанта и командования кораблём, даже хотел отдать под суд за неисполнение приказов. Однако затем командующий Черноморским флотом простил своего адъютанта и вернул на службу. «Сенявин – отличный офицер и во всех обстоятельствах может с честью быть моим преемником в предводительстве флотом», – так позже Ушаков отзывался о своём лучшем капитане.

В 1792 году Дмитрий Николаевич принял под своё управление новейший линейный корабль «Святой Александр Невский», на борту которого совершал плавания по акватории Чёрного моря на протяжении четырёх лет. В январе 1796 года Сенявин получил эполеты капитана 1-го ранга и 74-пушечный линейный корабль «Святой Петр» под своё начало. Именно на этом корабле он принял участие в знаменитой экспедиции адмирала Ушакова в Средиземное море в 1798 году.

Дмитрий Николаевич особенно отличился 13 ноября при захвате острова Святой Мавры (ныне греческий остров Лефкас, входящий в состав Ионического архипелага). Его корабль успешно высадил десант, а затем своими орудиями заставил капитулировать французские батареи. Вражеская цитадель капитулировала. Трофеями россиян стали арсенал, 59 пушек, несколько знамён. В плену оказались 46 французских офицеров и 466 солдат.

За эту победу Сенявин был награждён орденом Святой Анны 2-й степени. В донесении Ушакова говорилось, что «принуждая оную крепость к сдаче, Сенявин употребил он все возможные способы и распоряжения, как надлежит усердному, расторопному и исправному офицеру, с отличным искусством и неустрашимой храбростью».

1-2 марта 1799 года линейный корабль «Святой Пётр» принимал участие в успешном штурме острова Корфу. По возвращении в Россию Дмитрий Николаевич осенью 1800 года был произведен в капитаны генерал-майорского ранга и возглавил Херсонское адмиралтейство. В сентябре 1803 года Сенявин был произведён в чин контр-адмирала, а чуть позже его перевели на должность главного командира порта Севастополя. В 1804 году Дмитрий Николаевич был переведён на Балтику, где ему поручили в управление Ревельский порт. 28 августа 1805 года Дмитрий Николаевич был произведён в чин вице-адмирала.

Во время противоборства Третьей антифранцузской коалиции и Наполеона вице-адмирал Сенявин стал главнокомандующим всеми русскими силами на акватории Средиземного моря. Теперь под его началом находились 10 линейных кораблей, 5 фрегатов, 6 корветов, 6 бригов, 12 канонерских лодок – 7908 матросов, офицеров и артиллеристов при 1154 пушках. Сухопутные и десантные части насчитывали почти 13 000 человек (4 мушкетёрских и 2 егерских полка, Сибирский гренадёрский полк, Албанский легион).

В ходе весенне-летней кампании 1806 года эскадра Сенявина своими активными действиями помешала французским войскам захватить остров Бокка-ди-Катарро и Ионический архипелаг. С началом новой русско-турецкой войны Дмитрий Николаевич был послан к черноморским проливам для совместного действия с англичанами против османского флота.

До того, как союзники соединились, британский флот потерпел неудачу в водах Босфора и был вынужден удалиться от турецких берегов. Оставшись в одиночестве, Сенявин принялся действовать по собственному плану. 20 марта 1807 года россияне штурмом взяли остров Тенедос, пленив 1200 османских солдат и офицеров. 20-22 мая турецкий флот (15 линейных кораблей и фрегатов, 54 лёгких судна с пятитысячным десантом) попытался вернуть остров, но был отражён.

Сенявин стал энергично преследовать эскадру Сейит-Али. В нескольких арьергардных столкновениях турки потеряли 2000 матросов и солдат, а три корабля их пришли в полную негодность. После этого Сейит-Али увел свою флотилию в Дарданеллы. Дмитрий Николаевич принялся за блокаду Стамбула с моря. В столице Османской империи возник голод и анархия, разгневанные янычары свергли султана Селима III.

Новый османский правитель Мустафа IV требовал от своих адмиралов в самом скором времени устранить русскую угрозу. Капудан-паша Сейит-Али решил вернуть Тенедос. После серии манёвров противоборствующие эскадры сошлись 1 июля 1807 года на водах Афонской бухты, что омывала мыс Афон и острова Тасос, Лемнос, Имбр и Тенедос. Турецкий флот располагал 19 боевыми кораблями (9 линейных. 5 фрегатов, 3 шлюпа, 2 брига), вооруженными 1131 пушкой. Сенявин имел 10 боевых кораблей при 754 орудиях.

Несмотря на превосходство противника в кораблях и орудиях, Дмитрий Николаевич смело атаковал османский флот. В ходе пятичасового боя Сейит-Али потерпел полное поражение. Его эскадра рассеялась и стала спасаться бегством. Четыре дня россияне преследовали противника, нанося ему повреждения и захватывая отставшие суда. В итоге турки потеряли корвет, 4 линейных корабля и 4 фрегата. Россияне в кораблях потерь не имели, урон в живой силе составил 38 человек убитыми и 185 ранеными.

Столь блестящая морская победа, лишившая Турцию на ближайшее десятилетие господства в водах Чёрного моря, осталась без какого-либо внимания Александра I. Никто из черноморских офицеров и моряков не получил высоких заслуженных наград. Более того, потерпевший полное поражение на суше русский император заключил с Наполеоном Тильзитский мир, который превратил Россию и Англию во врагов.

Росчерком своего пера Александр I свёл на нет плоды побед Сенявина – Ионические острова и Тенедос пришлось оставить. Дмитрий Николаевич был вынужден возвращаться на родину через Гибралтар. Сильнейший осенний шторм загнал русскую эскадру в Лиссабон, где находился английский флот. В сложившейся ситуации Сенявин сдал англичанам на хранение корабли, переправив экипажи на транспортах в Россию.

Последние участники экспедиции вернулись домой лишь в сентябре 1809 года. Излишне самостоятельные действия Дмитрия Николаевича вызвали крайнее недовольство Александра I. Государь наградил флотоводца орденом Святого Александра Невского, а затем отправил вице-адмирала на прежнее место службы – в Ревельский порт.

В ходе Отечественной войны 1812 года Сенявин обратился к государю с предложением возглавить Калужское или Московское ополчение или определить его в действующие войска по примеру адмирала П. В. Чичагова, который командовал Молдавской армией. Александр I в ответ написал на прошении адмирала три вопроса: где, в каком роде войск и каким именно образом намерен служить Сенявин во время войны с Наполеоном?

«Буду служить таким точно образом, как служил я всегда, и как обыкновенно служат верные и приверженные русские офицеры», – таким был ответ Сенявина. Разумеется, очередное вольнодумие с тайным дерзким подтекстом адмирала вызвало крайнее неудовольствие государя. Император отказал вице-адмиралу в прошении, повелев оставаться в Ревеле, «ибо занимаемый им ныне пост весьма и нужен».

В 1813 году Сенявин подал в отставку и поселился в своём имении. Судьба могла вернуть его в строй в 1821 году, когда восставшие против османского владычества греки настойчиво просили Александра I послать прославленного адмирала на театр боевых действий в Ионическое море. Однако русский царь отказал греческим повстанцам, не желая вмешиваться в чужие дела.

Лишь в начале 1826 года новый император Николай I, создавая Комитет образования флота, вспомнил о прежних боевых заслугах Дмитрия Николаевича, вернув его на службу в прежнем звании. Кроме того, Сенявину первому из российских адмиралов была пожалована должность генерал-адъютанта императорской свиты.

Исправляя последствия долгой опалы и несправедливости, допущенной старшим братом в отношении заслуженного флотоводца, Николай I в ноябре 1827 года наградил Сенявина алмазными знаками к ордену Святого Александра Невского с выдачей денежного пособия в 36 000 рублей. 3 сентября 1828 года Сенявин был произведён в чин полного адмирала.

В ходе русско-турецкой войны 1826-28 гг. Дмитрий Николаевич сопровождал российские эскадры на Средиземное море, координируя их действия. В 1830 году адмирал по состоянию здоровья вынужден был окончательно уйти в отставку. Скончался Дмитрий Николаевич Сенявин 17 апреля 1831 года.

В советском военно-морском флоте большой противолодочный корабль носил название «Адмирал Синявин».

Герои Крымской войны 1854-55 годов адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин

К Крымской войне, вопреки всем ожиданиям, Российская империя оказалась совершенно не готова. Огромная миллионная армия не могла быть стянута к границам, да и вооружение ее оставляло желать лучшего.

Еще четыре года назад, в 1849 году, Николай I приказал подавить революцию в Венгрии. В этой операции отсталость русской армии не чувствовалась. Да и как она могла чувствоваться, если основным противником были вовсе не воинские части, а вооруженный народ.

Не сильно лучше обстояли дела с флотом, который по большей части состоял из парусных кораблей, в то время как ведущие державы Европы, к коим по старой памяти себя причисляла и Россия, уже имели немалое количество паровых военных судов.

Однако в первом же сражении, которое произошло 18 (30) ноября 1853 года в Синопской бухте, вице-адмирал Нахимов П.С. сжег турецкий флот, вызвав тем самым немалое беспокойство западных стран – Англии и Франции.

К сожалению, это была, по сути, единственная победа в Крымской войне. Вскоре в войну с Россией вступил почти весь мир, а «благодарная» Австрия стянула свои войска к границам. Пруссия тоже была готова в любой момент нанести удар.

Несмотря на то, что с самого начала русская армия и флот были обречены, русскими было оказано мужественное сопротивление. К сожалению, даже подвоз боеприпасов к осажденному Севастополю, да и к другим подразделениям русской армии был очень осложнен отсутствием железных, да и что уж там темнить – обыкновенных дорог. Немногие имеющиеся дороги при первом же дожде раскисали, останавливая снабжение.

Однако даже в таких условиях русские люди проявили несгибаемое мужество. Особенно в этой войне отличились моряки, возглавляемые такими храбрыми флотоводцами как вице-адмиралом Нахимовым П.С., вице-адмиралом Корниловым В.А. и контр-адмиралом Истоминым В.И.

Меньшиков, морской министр, хоть и носил чин адмирала, героем считаться не может. После поражения при Альме его и вовсе называли «изменщиком».

Вице-адмирал (с марта 1855 года адмирал) Нахимов, как уже указывалось, одержал победу в Синопской бухте над турецким флотом. С февраля по июнь 1855 года Нахимов – командир Севастопольского порта и временный военный губернатор, понимая, что Севастополь падет, искал смерти. Обходя позиции, он подолгу оставался в зоне обстрела, провоцируя вражеских стрелков. 28 июня (10 июля) 1855 года он был смертельно ранен пулей в голову. Именно Нахимов у большинства ассоциируется с обороной Севастополя и с Крымской войной.

Вице-адмирал Корнилов предлагал довольно смелый план, который должен был обезвредить англо-французский флот. Однако главнокомандующий армии в Крыму Меншиков не дал его осуществить, приказав затопить корабли, находящиеся на рейде в Севастополе, чтобы преградить путь англо-французским эскадрам. Корнилов погиб при обороне Севастополя на Малаховом кургане 5 октября 1854 года во время первой бомбардировки города.

Контр-адмирал Истомин – участник Синопского сражения. Именно за него он получил чин контр-адмирала. После смерти Корнилова Истомин организовывал оборону на Малаховом кургане. Погиб при обороне Севастополя – 7 марта 1855 года ему ядром оторвало голову.

Вице-адмирал Станюкович в начале Крымской войны был военным губернатором Севастополя. Он находился на этой должности до марта 1855 года и в самый тяжелый момент осады переведен в Санкт-Петербург.

Стоит добавить, что вице-адмиралу Корнилову также было предложено перевестись в Николаев, но он предпочел остаться в осажденном Севастополе.
Осада Севастополя продолжалась 349 дней. После того как город пал, стало очевидно, что война проиграна полностью.

Владимир Алексеевич Корнилов родился 13 февраля 1806 года в родовом имении села Ивановского (Тверская губерния). Юноша пошёл по стопам своего отца – отставного капитан-командора, ставшего в последствие Иркутским губернатором. В пятнадцать лет Владимир поступил в Морской кадетский корпус, а спустя два года получил первый офицерский чин мичмана.

В 1824 году Владимир Алексеевич начал свою службу на шлюпе «Смирный», а спустя восемь месяцев был зачислен в самое элитное морское подразделение той эпохи – Гвардейский экипаж, располагавшийся в Санкт-Петербурге. Моряки-гвардейцы большую часть времени занимались муштрой на плацу и несли однообразную службу на объектах, посещаемых монархом и его свитой. Рутина гвардейских плац-парадов и караулов не вызывал в молодом мичмане энтузиазма.

В апреле 1826 года он был отчислен из морской гвардии «за недостатком бодрости для фронта» и продолжил службу в 20-ом флотском экипаже Балтийского флота. Большой удачей для Корнилова стало его назначение вахтенным офицером на новейший 74-пушечный линейный корабль «Азов», командовал которым капитан 1-го ранга М. П. Лазарев – будущий прославленный адмирал и военно-морской деятель. Именно Лазарев сделал из Владимира Алексеевича настоящего боевого офицера российского флота.

20 октября 1827 года мичман Корнилов стал участником памятной и триумфальной битвы в Наваринской бухте, на водах которой англо-франко-русская эскадра разгромила и уничтожила турецко-египетский флот. «Азов» был флагманом русской флотилии и принял на себя главный удар сначала турецких, а потом и египетских судов. Пять лучших вражеских кораблей (в том числе два флагмана) потопил, сжёг и взорвал экипаж капитана 1-го ранга Лазарева.

Свою лепту в общую победу внёс и Корнилов. «Сей мичман командовал тремя пушками нижнего дека и действовал как весьма деятельный и храбрый офицер», – так в своём рапорте отозвался Лазарев, будучи от природы весьма скупым на похвалы. За свои боевые заслуги Владимир Алексеевич получил чин лейтенанта, российский орден Святой Анны 4-ой степени, английский орден Бани и малый французский крест Святого Людовика.

Последующие пять лет Корнилов служил на Балтике, а затем был переведён на Черноморский флот. Во время Босфорской экспедиции черноморской флотилии 1833 года, выполняя личное распоряжение адмирала Лазарева, Владимир Алексеевич тщательно обследовал берега и отмели Босфора, составив подробную карту с описанием. За сбор и доставку крайне важных сведений офицер получил орден Святого Владимира 4-ой степени.

К 1837 году капитан-лейтенант Корнилов прошёл путь от командира брига до командующего 120-пушечным линейным кораблем «Двенадцать апостолов». В 1838 году Лазарев сделал начальником штаба Черноморского флота 32-летнего капитана 2-го ранга Корнилова. Многие были удивлены столь неожиданным выбором адмирала, ожидая, что молодой офицер не справится со своими обязанностями. Однако Владимир Алексеевич проявил себя блестящим штабным офицером, отличным организатором, грамотным тактиком и стратегом.

Он стал незаменимым помощником Лазарева в вопросах строительства новых боевых парусных кораблей, покупки и закладки первых в России судов на паровой тяге. Корнилов ведал вопросами перевооружения Черноморского флота, его своевременным оснащением и ремонтом, занимался разработкой планов повышения боеспособности флотских экипажей.

Начиная с апреля 1838 года Корнилов участвовал в морских десантных операциях, направленных на захват укреплений восточного побережья Черного моря, контролируемых мятежными горцами Северного Кавказа. За отличия, проявленные при штурме укрепленных поселений в долине реки Туапсе Владимир Алексеевич был произведён в капитаны 2-го ранга.

За боевые отличия в кампанию 1839 года – успешную высадку десанта в устьях рек Субаши и Шахе отважный Корнилов был награждён орденом Святой Анны 2-ой степени. В декабре 1840 года за очередные боевые отличия и отвагу, проявленные в боевых действиях у берегов рек Туапсе и Псезуапе, Корнилов был произведён в чин капитана 1-го ранга.

Начиная с 1842 года и на протяжении последующих трёх лет, Корнилов являлся капитаном 120-пушечного линейного корабля «Двенадцать Апостолов». При этом он занимался научной работой, издав книгу «Штаты вооружения и запасного снабжения военных судов Черноморского флота всех рангов». За написание этого актуального фундаментального труда Владимир Алексеевич был награждён орденом Святого Станислава с императорской короной 2-ой степени. В сентябре 1845 года Корнилов за отличную и безупречную службу был пожалован орденом Святого Владимира 3-ей степени.

18 декабря 1848 года Корнилова произвели в чин контр-адмирала. Спустя год по представлению адмирала Лазарева на должность начальника штаба Черноморского флота был назначен Корнилов. «Контр-адмиралов у нас много, но легко ли избрать такого, который соединил в себе и познания морского дела и просвещение настоящего времени, которому без опасения можно было бы в критических обстоятельствах доверить и честь флага и честь нации?» – такую характеристику Корнилову дал в свой реляции командующий Черноморским флотом.

Корнилов полностью оправдал возложенные на него обязанности. Он лично проводил и руководил практическими учениями черноморскими отрядами кораблей, занимался реконструкцией портов, стал инициатором создания школы юнг Черноморского флота. За свои выдающие организаторские и административные заслуги Владимир Алексеевич был награждён орденом Святого Станислава 1-ой степени, а в декабре 1851 года за 25-летнюю безупречную и беспорочную службу и участие в 18 кампаниях Корнилова наградили орденом Святого Георгия 4-ой степени. 14 октября 1852 года он был произведён в чин вице-адмирала с назначением на должность генерал-адъютанта императорской свиты.

16 октября 1853 года Турция объявила войну России. В связи с этим адмирал и генерал-адъютант А. С. Меншиков – морской министр и одновременно главнокомандующий морскими и сухопутными силами в Крыму направил эскадру Корнилова к османским берегам для ведения разведки и приказом «брать и разрушать турецкие военные суда, где бы они не встретились».

Владимир Алексеевич дошёл до самых вод Босфора, отправив основные свои силы на помощь флотилии вице-адмирала Нахимова. Крейсируя у Босфорских берегов на 7-пушечном пароходофрегате «Владимир», Корнилов 17 ноября встретил турецкий боевой 10-пушечный пароход «Перваз-Бахри» и смело вступил с ним в бой. Это был первый в военно-морской истории бой паровых кораблей, длившийся около трёх часов.

Турки не выдержали плотного русского огня, собственных потерь (58 человек убитыми) и разрушений, спустив флаг. Потери россиян составили 2 человека. За столь знаменательную победу Владимир Алексеевич был удостоен ордена Святого Георгия 4-ой степени. «Перваз-Бахри» на буксире был приведён в Севастополь, где после ремонта получил новое имя – «Корнилов», войдя в состав Черноморского флота.

К большому сожалению Корнилова, ему не удалось принять участие в знаменательной Синопской битве, завершившееся полнейшим разгромом и истреблением главных морских сил Османской империи. В тот памятный день – 30 ноября 1853 года Владимир Алексеевич на «Владимире» преследовал 20-пушечный быстроходный пароход «Таиф», который, несмотря на своё превосходство в артиллерии, броневой защите и экипаже позорно бежал от стен Синопа, бросив на произвол судьбы соотечественников, так и не приняв бой.

Все русские победы на море были сведены к нулю бездарными дипломатическими манипуляциями Меншикова, а также его абсолютно бездарным руководством наземными операциями. 10 октября 1854 года англо-французские, а также союзные им турецкие и сардинские войска с суши и моря полностью блокировали главную российскую военно-морскую черноморскую базу Севастополь.

Союзники имели 67 000 солдат, офицеров и членов флотских экипажей при 350 полевых и осадных орудиях. С моря их поддерживали 34 линейных парусных корабля и 54 судна на паровой тяге, имевших в общей сложности более 1340 пушек. Гарнизон Севастополя насчитывал 7000 человек при 611 орудиях. Из-за бюрократии, упрямства и стяжательства Меншикова город был слабо защищён, а его береговые укрепления и гавани давно не обновлялись и не имели надлежащей защиты.

Усилиями Нахимова, Корнилова и главного инженера Тотлебена Севастополь в кратчайшие сроки прямо в непосредственной близости противника был превращён в настоящую крепость. Из экипажей черноморского флота были сформированы 22 батальона численностью 24 500 человек, а корабельные орудия использованы для нужд береговых батарей. Для противодействия флоту врага часть российских парусных судов пришлось затопить на входе у Севастопольской бухты.

Сам Владимир Алексеевич на военном совет разделял взгляды большинства матросов и офицеров – вывести Черноморский флот на рейд Севастополя и дать неравный, но отчаянный бой вражескому флоту, нанеся ему серьёзный урон и погибнув с честью. Однако без экипажей и корабельной артиллерии город был обречён на быстрое падение. С тяжёлым осадком на душе Корнилов согласился на затопление своих кораблей ради будущей выгоды.

С началом осады Севастополя император Николай I, веривший в заверения и обещания самонадеянного и бездарного Меншикова, прислал Корнилову приказ совершить крёстный ход в городе: «Пусть прежде поведают войскам слово Божье, а потом я передам им слово царское». «Царским словом» стала банальная и сухая фраза об удержании Севастополя. При этом ни монарх, ни Меншиков не позаботились о том, чтобы наладить снабжение города оружием, боеприпасами и продовольствием.

«На нас лежит честь защиты Севастополя, защиты нам родного флота! Будем драться до последнего! Отступать нам некуда, позади нас море. Всем начальникам я запрещаю бить отбой, барабанщики должны забыть этот бой! Если кто из начальников прикажет отступать, заколите, братцы такого начальника… Если я прикажу играть отбой, из вас будет тот последний подлец, кто не убьёт меня!» – с таким призывом обратился Владимир Алексеевич к гарнизону Севастополя, когда по городу ударили первые ядра французов и англичан.

17 октября 1854 года около 1600 вражеских орудий с моря и суши начали полномасштабную бомбардировку Севастополя. Одним из осколков вице-адмирал Корнилов, находящийся на переднем крае обороны Малахова кургана, был смертельно ранен. «Смерть для меня не страшна, я не из тех людей, от которых надо скрывать её… Отстаивайте Севастополь…», – такими были последние слова Корнилова.

Позже Николай I в своем рескрипте на имя вдовы погибшего флотоводца написал: «Россия не забудет этих слов, и детям вашим переходит имя, почтенное в истории русского флота». Владимир Алексеевич был похоронен в склепе Морского собора Святого Владимира рядом со своим учителем и наставником – адмиралом М. П. Лазаревым. Не пройдёт и года, как рядом будут погребены ещё два адмирала – героя обороны Севастополя – П. С. Нахимов и В. И. Истомин.

Владимир Иванович Истомин родился в 1809 году в Эстляндской губернии в семье секретаря камерального суда. Кроме него, в семье были еще четверо сыновей: Константин, Андрей, Александр и Павел. Все они посвятили себя морскому делу и начинали службу на Балтике.

Владимир Истомин поступил в Морской кадетский (шляхетский) корпус в марте 1823 года. В Морской корпус поступали в то время преимущественно дети дворянства мелкопоместного. Система обучения в корпусе в бытность там Истомина была сложной. Штатных воспитанников числилось 700 человек, но было много и сверхштатных. Каждый из трех гардемаринских выпусков имел по четыре параллельных класса. У кадет же определенных классов не существовало, и воспитанник в зависимости от своих успехов по какому-либо предмету мог учиться на одном курсе с одними учениками, а на другом – с другими.

Число дисциплин резко возрастало в последний перед выпуском год, достигая двух десятков. Некоторые предметы, даже не входящие в состав собственно морских наук, как, например, артиллерия и фортификация, проходились подробно. Лучшим ученикам вроде Истомина разрешалось ходить на физические опыты, посещать Академию художеств, Медико-хирургическую академию, Кунсткамеру, Горный музей. Летом оставшиеся в корпусе ученики могли совершать прогулки на острова и взморье.

В 1827 году Истомин окончил обучение гардемарином, но «по недостижении законного числа лет не был произведен в мичманы». К тому времени в Кронштадте снаряжалась эскадра под командованием контр-адмирала Л. П. Гейдена, следовавшая в Средиземноморье для помощи Греции в ее борьбе за независимость от Турции. Истомин был назначен на флагман эскадры – только что отстроенный корабль «Азов». Командиром «Азова» был капитан 1-го ранга М. П. Лазарев, подобравший в свою команду лучших молодых моряков. Он умел выбирать офицеров и, однажды выбрав, настойчиво вел их затем к совершенствованию.

Находясь на «Азове», Истомин принял участие в Наваринском сражении в октябре 1827 года, за участие в котором получил от самого начальника эскадры первую награду – знак отличия военного ордена Св. Георгия и был произведен в мичманы. Следующие два года он, оставаясь на «Азове» в составе эскадры Гейдена, участвовал в блокаде Дарданелл и Константинополя в ходе Русско-турецкой войны 1828–1829 гг. и за отличную службу был награжден орденом Св. Анны 3-й степени.

В 1830-м Истомин вернулся в Кронштадт и оставался на Балтийском флоте до 1835 года, после чего приказом Лазарева был переведен на Черное море, чтобы состоять лично при Лазареве как главном командире портов. Здесь Истомин сблизился с Корниловым и Нахимовым. Их связали дружественные отношения, сделав продолжателями дела, начатого Лазаревым. Именно здесь Владимир Иванович начал свою командирскую карьеру.

В 1837 году Истомина назначили командиром на шхуну «Резвая», а потом – на пароход «Северная звезда», на котором Николай I пожелал обойти все порты Южного Крыма и Кавказского побережья. В награду за ревностную службу Владимир Иванович получил от государя два бриллиантовых перстня и годовой оклад жалованья. В 1838-м Истомина назначили командиром шхуны «Ласточка», в 1840-м он был произведен в капитан-лейтенанты и в 1842-м получил в командование корвет «Андромаха», а в 1843-м – фрегат «Кагул».

В 1845 году кавказскому наместнику князю М. С. Воронцову понадобился флотский офицер, и Истомин был назначен исполнять его обязанности. Шла Кавказская война. Истомин принял участие в боевых действиях в мае 1847 года при выступлении отряда к Чираху, в начале июня – при занятии гербегильских садов и штурме Гергебиля, в конце июля – в отряде на Турчидаге. За отличие и храбрость в этих сражениях Истомин был произведен в капитаны 2-го ранга, а в 1849-м – в капитаны 1-го ранга и в 1850 году получил в командование новейший корабль – 120-пушечный «Париж».

К тому времени Лазарев был тяжело болен и по настоянию врачей уехал лечиться в Австрию. Вместе с ним поехал и Истомин. В апреле 1851 года знаменитый флотоводец умер. Похоронили его в Севастополе, на том месте, где после Крымской войны будет возведен Владимирский собор. Рядом со своим учителем лягут уже позднее один за другим Корнилов, Истомин и Нахимов, погибшие при обороне Севастополя.

Наступил 1853 год. Началась Крымская (Восточная) война. Эскадра вице-адмирала Нахимова одержала блестящую победу в Синопском сражении. Линейный корабль «Париж» под командованием Истомина 18 ноября особенно отличился: в разгар боя Нахимов, восхищенный искусными действиями «Парижа», приказал даже поднять сигнал благодарности, но все фалы нахимовского флагмана «Императрица Мария» были перебиты неприятельскими снарядами. Перед сражением Нахимов приказал командирам кораблей «заменить порядок ордера похода двух колонн». Вторую колонну возглавлял «Париж». Он отвечал огнем сразу пяти кораблям, отвлекая на себя орудийную мощь фрегатов, обстреливающих русский флагман.

«Владимир Иванович Истомин, – написал потом в рапорте Нахимов, – проявил примерную неустрашимость и твердость духа, благоразумные, искусные и быстрые распоряжения во время боя». За Синопский бой Истомин был произведен в контр-адмиралы. Высадка союзнической армии и последовавшая затем осада Севастополя призвали контр-адмирала к новой деятельности – сухопутной. Когда после сражения у Альмы 8 сентября 1854 года и отступления русской армии к Бахчисараю Севастополь, располагавший лишь небольшим гарнизоном и 18 тыс. пехоты против 64-тысячной армии союзников, ожидал нападения с Северной стороны, Истомин был назначен командующим Северного укрепления города. Впоследствии он стал начальником его штаба.

Когда опасность, угрожавшая Северной стороне, миновала, Владимир Иванович получил в командование Малахов курган. «Дистанция велика, стоит 105 пушек, – писал он брату, – и мне пришлось быть и артиллеристом, и инженером, и начальником войск». Очевидцы свидетельствовали о неутомимой деятельности контр-адмирала, который, обладая обширными познаниями в различных отраслях военного искусства, умело возводил укрепления на ключевой позиции и в течение полугода отстаивал Малахов курган.

В опасные моменты он действовал хладнокровно и обдуманно. «Много видал я людей храбрых в разных кампаниях, – писал очевидец, – но такая фантастическая храбрость, как в Истомине, есть явление редкое и достойное подражания». После первой бомбардировки Севастополя 5 октября 1854 года Истомин был награжден орденом Св. Георгия 3-й степени. С того дня и до самой смерти он ни на день не покидал свой бастион.

Истомин добивался от гарнизонного начальства разрешения на возведение передового укрепления перед Малаховым курганом и предсказывал, что основные события будут разворачиваться не на 4-м бастионе, как полагали другие, а здесь, на Корабельной стороне – стратегически главном пункте оборонительной линии. «Если бы согласно желанию Истомина, – отмечал начальник штаба севастопольского гарнизона В. И. Васильчиков, – мы начали строить Камчатский люнет в то время, когда у французов не было ни одного орудия против этой местности, нет сомнения, что это очень важное для Малахова кургана укрепление было бы выстроено лучше и прочнее, чем это вышло тогда, когда оно стало строиться под перекрестным огнем новых неприятельских батарей».

По словам Истомина, он «выписал себя в расход с самого начала бомбардировки» и жил только «на счет англичан и французов». Однако ему не пришлось пережить падение Севастополя: 7 марта 1855 года он был убит.

Похоронили Истомина в склепе рядом с Лазаревым и Корниловым. На вершине Малахова кургана есть высота «Кривая пятка», у подножия которой обелиск. На нем надпись: «Здесь убит ядром в голову 7 марта 1855 г. контр-адмирал В. И. Истомин».

«Адмирал Истомин» — пятый сторожевой корабль проекта 11356, который планируется принять на вооружение Черноморского флота России. Назван в честь контр-адмирала Российского императорского флота Владимира Ивановича Истомина.


Рецензии