Формула счастья

               
                рассказ
Бывают люди незаметные, неброские. Мимо пройдешь и не заметишь. А бывают люди видные, на загляденье. А счастье достается не всем из них, и оно у всех разное.
С Галей я познакомился в первом классе. Мы с ней несколько лет сидели за одной партой.  Худенькая, прямая, с короткой стрижкой. Ходила быстро на прямых ногах, заметно раскачиваясь. Училась средне.  В одном классе мы с ней проучились восемь лет. Наши мамы на этой почве были хорошими знакомыми и, встречаясь, часто разговаривали. Жили мы в соседних домах. За восемь лет Галя вытянулась, выросла, но почти не изменилась. Востроносенькая, с птичьими глазками. Уже мы давно не учились вместе. А мамы наши встречались и обсуждали наши успехи. И наступило такое время, когда мама Гали стали сетовать, что ее дочка никак не может замуж выйти. «Не знаю, как ее замуж выдать. Она у меня неказистая, - говорила ее мама. – Зато  аккуратная честная, дисциплинированная. Наверное, уже замуж не выйдет». И Галя действительно все никак не мола выйти замуж. Не получалось.  И вот однажды появился у нее молодой человек как будто ей под стать.  Стали они встречаться.  Намерения молодой человек сразу имел серьезные.  Дело, так скорее всего, шло к свадьбе. Потому что  молодой человек подошел к этому вопросу серьезно и практически. Именно поэтому через некоторое время он у Гали откровенно спросил: «Готовить умеешь или нет? Если умеешь, женюсь на тебе, не умеешь, не женюсь». И Галя ему ответила честно: «Не умею». И он на ней не женился.  Хотя умение готовить и хозяйничать это дело наживное. Сказала бы она, что умеет, купила кулинарную книгу и научилась. Дело-то нехитрое, если с у мом подойти. И главное здесь захотеть быть нужной и соответствовать необходимому. Наверное, молодой человек не дал ей шанса для него расцвести и подошел к важному жизненному вопросу слишком практически, скоротечно, формально. Хотя с другой стороны, девушка должна уметь готовить, шить, вязать, ухаживать за детьми и мужем. Раньше все это называлось домоводством.   И владеть всем этим нужен особенный ум.  Конечно, некоторым хочется все комплексно: и эмоционально- психологическую совместимость и сексуальную удовлетворенность, и социальную достаточность, и совпадение векторов жизненных устремлений.  Вопрос прочности соединения, крепости отношений  отнюдь не простой. И вместе с тем математика, как основа исследований,  говорит, что сложное выражение нужно упростить до предельной ясности, и тогда его можно уже спокойно решать. Еще не зря говорят, что истина и мудрость в простоте. И это понимаешь с возрастом. Хотя вот так упрощать взаимоотношения: «Ты мне это, я тебе то» - нельзя. Это для товарно-денежных отношений. Она же не приняла его формулу, потому что в ней нет ее как таковой. Он хотел жениться не на ней, а на ее умении готовить, что не предполагает развитие отношений, хотя и может лечь в их основу. Главные составляющие, о которых следует здесь говорить, другие. Жертвенность, стремление друг к другу и желание все делать для другого человека, как бы тебе тяжело не было.  И это может быть, когда есть любовь, то есть высшее проявление чувств или пусть даже и не высшее, но обязательно приподнятые над обыденным.   
Некоторым повезет, и они поймают свою птицу-счастья, не дорожат этим, не заботятся о том, что она может улететь.
В квартире подо мной, ниже этажом, жил Игорь. Молодой человек из благополучной семьи и правильный, казалось бы, во всем. Он был ненамного старше меня.  Лет на пять, может быть, на десять. Чем-то он напоминал мне породистую лань. Светлый с курчавыми волосами. Будучи человеком общительным он охотно мог заговорить с любым человеком. По жизни у него все складывалось хорошо. Окончил институт, въехал в отдельную квартиру,  купил мебель, машину, хорошо одевался. Несколько раз я его встречал с теодолитом в руках, который он укладывал в машину. Мы общались с ним, разговаривали накоротке, обычно, когда ехали в лифте или встречались у дома.  Несколько раз получалось так, что я возвращался домой, а он только вышел из дома. Он останавливал меня и спрашивал денег: «У тебя денег нет?.. А то я за хлебом в магазин вышел, а деньги забыл дома».  При этом он называл сумму, которая заметно превышала требую для покупки хлеба. На нее можно было купить все необходимое. Я ему давал. Через короткое время он звонил в дверь и отдавал деньги или мне, или матери, которая к нему хорошо относилась.  Ему проще было занять денег на улице у знакомого, чем вернуться за деньгами домой и потом идти в магазин. Довольно скоро он женился, как и все порядочные и приличные люди. В жены взял женщину с ребенком. Жили они тихо. Иногда у них случались короткие размолвки. Еще я слышал, как он звал со двора приемную дочку домой через окно.  Как раз в это время я часто стал встречаться с друзьями и гулять. Ко мне в гости заходили соседи или приезжали друзья.  Мы сидели, слушали музыку, пели под гитару песни, разговаривали по душам. Игорь, как человек порядочный и в требованиях социально ответственный просил меня вести себя тише.  Иногда он шваброй стучал мне по подоконнику или стучал чем-то металлическим по отопительным трубам и на следующий день приходил делать устные внушения. Мы особо не шумели, музыку не делали громко, но даже излишнее оживление доставляло Игорю беспокойство.  Он прожил с женой и приемной дочкой пятнадцать лет. У них начали споры, разногласия и размолвки. Игорь развелся с женой и  зажил благополучно один.  Он по-прежнему хорошо одевался, ездил на машине и вел правильный образ жизни благополучного человека.  Иногда я его начал встречать с девушками на один день. Однажды встретив его с девушкой, я ее больше не видел.  Прошло не так уж много времени и Игорь из человека правильного и готового к конфликтам, возвышавшего голос при любом удобном случае, чтобы доказать свое и правильное, как будто превратился в человека тихого, мягкого и блаженного. Я не понимал, что с ним произошло. И вдруг как-то встретившись с ним в лифе, когда оба ехали вниз, он мне поведал, что его гражданский статус изменился. Со счастливо мягкой улыбкой он мне поведал о себе сокровенное. «Женился… Я на работу пошел, а она спит, - говорил он мне тихо, как будто его новоиспеченная жена спала где-то совсем рядом.  - Представляешь, она первый раз замужем.  Неопытная, еще мало чего знает. Врачом работает. Иногда берет домой медицинские карты, чтобы с ними вечером поработать».  Я выслушал Игоря, с сочувствием покивал головой и пошел на работу. Тогда я подумал, что Игорь поймал свою Жар-птицу счастья. У него все вообще складывалось хорошо. Стабильная работа, хороший заработок и правильность жизни во всех отношениях. К тому же так удачно женился. Мне и раньше казалось, что он не может полюбить. Живет для себя, любит себя и позволяет любить себя, живет, как ему хочется. И поэтому  успешный, благополучный, удачливый. Я за него порадовался. Два месяца у них в квартире было тихо, как будто там никто не жил. Затем стали слышны  разговоры с рассуждениями. Не было слышно, о чем они говорят, но по тональности было понятно, что выясняют отношения. Как-то утром в лифте Игорь сказал мне озабоченно: «Ребенка хочет…» Я у него никогда и ничего не спрашивал. Он сам мне говорил, что считал нужным. Даже, когда он со своей первой женой выясняли отношения на повышенных тонах, то есть попросту ругались, я ему ничего не говорил. Мы слышали крики и как бьется посуда.  Мать иногда просила меня: «Ты пошел бы, с ним поговорил». Я не ходил и не разговаривал, потому что не считал возможным учить правильного человека корректности и правилам совместного проживания с соседями. И потом в жизни случаются разные ситуации. Голос у Игоря был артистически поставленный, то есть звучал настолько хорошо, что мы наверху в своей квартире отчетливо слышали слова, которые он произносил. Жена его плакала, он ей что-то выговаривал. Он, конечно, был прав, в чем сам нисколько не сомневался. Через несколько месяцев размолвки у Игоря с новой женой стали чаще и переходили в короткие перебранки и  ругань.  По каким-то отдельным возгласам я понимал, что она хочет ребенка, а он нет.  По типу мужчин его можно было отнести к мужчинам эгоистам, которые хотят жить ради себя в полном благополучии. У всех мужчин возникает такой период в жизни, когда хочется пожить для себя. Но у некоторых этот период весьма маленький, а у некоторых этот период растягивается на всю жизнь. Кроме того, Игорь учил жену, как нужно жить, не считаясь с ее интересами, желаниями, привычками. Он ломал эту взрослую уже девушку под себя. И она хотела сломаться и не могла. Однажды я слышал, как Игорь кричал: «Отойди от окна… Отойди от окна… Я кому говорю…» И кричал он это так, что мне было понятно, что девушка хочет в отчаянии выброситься в окно. Но Игорь ей не давал этого сделать. Мало того, он ничего не делал, чтобы конфликт исчерпать и, видимо, настаивал на своем. Он ее ограничивал во многом, если не сказать, во всем. Учил гладить, убираться, готовить еду и прочее, что он делал с прежней женой. Что являлось главным конфликтом в их отношениях трудно было сказать: конфликт на почве возможного появления ребенка или ломание другого человека под себя. При этом  нельзя было забывать, что Игорь был порядочным человеком, вежливым, доброжелательным, обходительным, корректным. Теперь, когда я его встречал в лифте, он по-прежнему вежливо здоровался, но в нем появился досадный нерв.  Он мне ничего не говорил и только хмурился. Размолвки, разговоры на повышенных тонах и скандалы продолжались примерно месяц или два. И вдруг стало тихо.  Я Игоря встречал в лифте довольно спокойным. От соседей, и главным образом, от бабушек, которые сидели у подъезда и все про всех знали, нам стало известно, что жена от Игоря ушла. По утрам он ходил на работу, мы встречались в лифе, и тот выглядел вполне удовлетворенным.  Весь его облик как бы говорил: «Пусть поживет без меня… Без хорошей мебели, без машины…» Все вроде пошло, как обычно. Из тех же источников, то есть от бабушек, мы узнал, что с новой женой Игорь развелся. Через некоторое время они же нам и, конечно, всему дому  сообщили, что бывшая его жена вышла замуж как будто бы за мужчину врача, с которым работала в поликлинике. А еще через некоторое время бабушки у подъезда нам сообщили, что бывшая жена Игоря забеременела и родила мальчика.  Женщины у подъезда все знали в подробностях, потому что бывшая жена Игоря жила в соседних домах. Ее видели, как она гуляет с коляской. Она нашла свое счастье и благополучие. Примерно в это время я стал встречать Игоря хмурым. Он сообщил мне, что его контора, то есть место где он работал, закрывается и его увольняют. Скоро я стал встречать Игоря у лифта несколько нетрезвым, чего за ним раньше не наблюдалось. У него все пошло под откос. Он разбил машину. Через некоторое время ее починил, поставил на стоянке около нашего дома. Не прошло и месяца  он ее  снова разбил. После чего я долго видел его машину на стоянке разбитой. С этого дня жизнь Игоря изменилась кардинально.  Он падал, планируя вниз… Ему повезло, он схватил Жар-птицу. Она подняла его высоко-высоко.  Он не хотел ее отпускать и поднимался с ней выше и выше. Но не смог ее удержать, не хватило сил, ума, сноровки, чтобы вовремя разжать пальцев или же не выпускать. Он так выпустил из рук Жар-птицу счастья и падал… У него не выросли крылья за спиной, он не махал руками, пытаясь удержаться в воздухе, не пытался ухватиться за кого-то еще… И с этого дня у него началась другая жизнь. Началось то страшное, что мне так трудно вспоминать. Игорь пропал. Я не встречал его утром у лифта, не сталкивался с ним , как прежде, у дома и в магазине. В его квартире слышались редкие шорохи, которые свидетельствовали о том, что в ней идет жизнь. Женщины у подъезда доложили матери, что Игорь пьет. Он выходил из дома, покупал спиртное и исчезал в своей квартире. С какого-то времени в квартире под нами стало происходить действительно что-то страшное. Мы слышали удары и сначала не могли понять, что они означают. Это были не звонкие,  звучные удары, которые слышался от строительных работ, забивания гвоздей, падение предметов. А это были  тупые, глухие удары, как будто падало что-то мягкое, нетвердое, тяжелое. Примерно такие звуки я слышал на мясокомбинате, когда рабочие перекидывали туши и полутуши.  Мать просила меня спуститься к Игорю, узнать, что происходит и поговорить с ним. Я не хотел идти, потому что  понимал, что с ним происходит и что я ничем не смогу ему помочь.  Он падал. Я ничего не смог бы ему объяснить, потому что он сильно пил, чтобы заглушить боль, которая в нем жила. Мать говорила: «Надо же что-то делать… У него есть родители, есть первая жена…» Я ей кивал и ничего не делал, потому что понимал – сделать ничего нельзя.  Он падал и с каждым мгновением, с каждой секундой  проносился мимо нас куда-то вниз и удалялся все дальше и дальше.  Каждый день ближе к вечеру и ночи начинались страшные глухие удары. С этими ударами было трудно жить, было трудно находиться рядом. И я сознавал, что остановить их нельзя. Однажды мать не выдержала и пошла поговорить с Игорем. Вечером, когда я вернулся с работы она мне сказала: «Если бы ты видел, каким он стал… Небритый… Лицо опухшее, все в синяках и кровоподтеках… Пьяный… Говорить связно не может…» В глазах у нее стояли слезы. Теперь нам стало жить еще труднее, потому что с каждым ударом вечером или ночью, мы представляли, что происходит в квартире под нами.  При каждом ударе я представлял, как Игорь бьется головой о пол, раковину, унитаз, ванну и пытается свои душевные муки превратить в синяки и свежие раны, чтобы  заглушить и утишить душевную боль.  Он уничтожал себя. Еще недавно он держал свою Жар-птицу счастья за хвост и перья, поднимался с ней вверх выше и выше, и не выдержал, не смог удержать, выпустил ее, падал и падал… Он упал и разбился…
Через какое-то время в его квартире стала жить его приемная дочь.
Нет, я не буду блуждать в потемках жизни и искать счастья для всех, которое так призрачно и иногда кажется, что оно есть, а иной раз кажется, что его нет.  И не стану я выводить формулу счастья, что очень хочется. Я просто возьму и упрощу выражение, в котором с одной стороны положительные и отрицательные  качества мужчины или молодого человека, а с другой стороны положительные и отрицательные качества девушки или женщины, при том, что в этом выражении еще всего много разного и важного, что необходимо для равенства. И я сделаю это с тем, чтобы равенство стало понятным, решаемым, очевидным.

Однажды летним днем, отдыхая  на даче, мы с женой пошли купаться. На мостках у пруда  собралась шумная компания. Так обычно у нас случается, кто-нибудь отмечает день рождение или сбирает гостей и потом обязательно все идут на пруд купаться. Они смеялись, оживленно говорили. Нам нужно было раздеться, пройти мимо, никому не мешая,  к ступенькам спуска в воду и насладиться желанным летним купанием в теплый июльский день. Раздеваясь, я незаметно поглядывал на компанию, пытаясь определить наши это  или не наши, точнее, есть знакомые или нет. И вдруг увидел…
В школе со мной в соседних классах учились две девушки, сестры.  Они все время ходили вместе. Тихие, незаметные, слишком скромные и, если так можно сказать, никакие. Немного склонные к полноте, среднего роста, учились не хорошо и не плохо, средне, блеском ума не отличались и лица у них были какие-то стертые, бледные, без проявлений каких бы то ни было чувств и устремлений. Глаза маленькие, неприметные, на широких лицах потерянные. Никто на них внимания не обращал.  И мама у них была точно такая же. О таких в народе говорят «смотреть не на что». И если нечаянно все таки посмотреть, то хочется взгляд поскорее отвести в сторону. И вот здесь перед купанием я увидел этих девушек в компании, окружавших их людей.  Мы с женой искупались, вышли на мостки одеваться, и я стал незаметно для себя, как бы не хотя, поглядывать на своих давних знакомых и компанию. Девушки изменились не слишком. Располнели, стали женщинами, заматерели, обзавелись детьми, внуками. И скользя глазами по гостям, я увидел три или четыре поколения одной семьи. Я увидел бабушек, мужей, дочек и маленьких детей из числа внуков. Все они дружно общались, переговаривались, шутили и центром, объединяющих эту компанию, являлись эти две женщины, которых я знал, как непривлекательных, неприглядных и  простоватых девушек. Мало того, я увидел, что все они счастливы. И это счастье разлилось между ними всеми  и сквозило в разговорах и непринужденном общении. Все эти люди на мостках были состоявшимися, отнюдь не импозантными, но привлекательными сутью, какими-то успехами. Именно в этот день я изменил отношение к тем неприметным и непривлекательным девушкам, которых когда-то знавал. Эти девушки знали что-то такое в жизни, что не знали красавицы, которые имели мужей, детей. У них, красавец,  все это было и как будто ничего не было, потому что не было чего-то главного, а именно недостающего так подчас счастья. Чем-то они в этой жизни обладали, что сделало их состоявшимися и счастливыми.

В нашем доме вахтером работала  обычная на первый взгляд, непривлекательная женщина пенсионного возраста. Звали ее  Таня. Невысокая, скорее даже маленькая, склонная к полноте.  Нос картошкой, глаза маленькие, волосы окрашены  в нарочито темный цвет. Она часто сидела на лавочке у подъезда с женщинами и бабками и разговаривала. В сплетнях участия не принимала. Она сама себе была интересна.  Тогда, как другие, на все внимания обращали, на соседей, проходивших мимо, все примечали, обсуждали  и жили уже не своей, а чужой жизнью.  Я все время ходил мимо нее и не обращал внимания на эту женщину, пока мама ни познакомилась с ней поближе. Оказывается, эта женщина хорошо шила. И некоторые знакомые мамы шили у нее платья. Она хорошо вязала из шерсти свитера и кофточки. Она хорошо готовила и знала много рецептов. И, кроме того,  похоже, отличалась житейским умом. Во время ее дежурства к ней приходил муж, невысокий бравый мужчина с привлекательной наружностью,  полковник в отставке. По наблюдениям за ними и по ее рассказам, с мужем они жили дружно и вырастили двух сыновей, которые имели свои семьи. И все ее знакомые женщины не понимали, как у  обычной и  заурядной на первый взгляд женщины может быть  такой интересный муж. Сама о себе тетя Таня говорила так: «Когда Бог раздавал красоту, я спала. А, когда он стал раздавать счастье, я проснулась».
Видно, не зря в народе говорят - не родись красивой, а родись счастливой.  Но все-таки счастливыми не рождаются, а становятся. Свое счастье нужно строить, его нужно пестовать, лелеять. И его нельзя упускать.
Счастье ВАМ!
А формулу счастья я все-таки вывел… 
«Нужно научиться дополнять друг друга до полного в главном и второстепенном, в большом и малом, в горе и радости -  во всем, везде и всегда».
Правда, одной формулы счастья на всех может быть недостаточно. Поэтому каждый человек и каждая семья должны придумать для себя cвою формулу счастья и доказать ее жизнью.

Конец.


Рецензии
Замечательный рассказ...

Олег Михайлишин   01.03.2021 08:46     Заявить о нарушении