Очарованный странник нашего века

В выставочном зале Товарищества живописцев Московского союза художников (ул. 1-я Тверская – Ямская, 20) открылась персональная выставка работ художника Виктора Саплина - моего большого друга и духовного наставника.
Нынешний показ работ мастера – своеобразный творческий отчёт о бесконечной череде его путешествий по России в самом буквальном смысле во времени и пространстве.
Два века разделяют вымышленного литературного персонажа и реального, живущего здесь и сейчас, художника. Но как похожи по накалу страстей, судьбоносных коллизий и даже по образу и духу бытия эти удивительные люди. Иван Северьяныч Флягин – главный герой пронзительной повести Николая Лескова «Очарованный странник», несомненно, образ собирательный. Трудно поверить, что все те сюрпризы, которые уготовила ему судьба, мог пережить, пересилить один человек, да ещё и выйти из трудных ситуаций достойно. Но ведь верим мы тому, что поведал нам классик. Верим. Почти…
Жизнь мастера кисти Виктора Зосимовича Саплина, картины которого навечно запечатлели теперь уже ушедшие в небытие образы и натуру, во многом созвучна земному пути литературного героя. У них даже имена-отчества чем-то похожи. И если вы сравните судьбы Флягина и Саплина, то откроете для себя просто мистические совпадения. Они и корнями своими произрастают из одной и той же местности – с земли орловской. Виктор Зосимович родился в суровом 1937 году в Москве. Он стал самым младшим ребёнком в большой крестьянской семье, бежавшей в конце 1920-х из села Верхние Залежи Орловской области в столицу от бесчинства продотрядовцев, отобравших у сельчан весь хлеб и без всякой жалости поставивших семью у последней голодной черты. Но Зосим Евтропович – отец будущего художника, как и лесковские герои, слыл мастером на все руки – ему был знаком не только труд на пашне. Он умел столярничать и плотничать, класть печки, потому и без особого труда сумел устроиться на завод «Динамо».
Там и застала его война. Но на фронт, в отличие от брата, сложившего голову в окопах под Тверью, Саплина- старшего не отправили – он трудился всю войну на оборону. А семья уехала в эвакуацию на Орловщину к родственникам и оказалась на два года под пятой фашистов. В их доме поселились немецкие офицеры. И первые детские впечатления, навечно врезавшиеся в память маленького Вити, стали самыми страшными. Мальчуган тогда едва не погиб. Причём дважды! Первый раз его хотел застрелить нетрезвый лейтенант за то, что ребёнок нечаянно разбил чашку и облил офицера кипятком: поставил испуганного и побледневшего Витю к стенке и навёл на него парабеллум. Но за мальца заступился другой офицер, объяснивший позднее на пальцах, что у него дома остался похожий белобрысый сынишка. В другой раз ребёнка спасла мать – заслонила своим телом от брошенной фашистами в погреб, где пряталась семья во время боя в селе, гранаты. Так мальчик, а с ним ещё братик и сестрёнка стали сиротами. Только через три года после окончания войны отец сумел разыскать по детдомам своих детей. Разве не лесковский сюжет? Сколько за всеми этими перипетиями стоит страданий! И впечатлений. Наверное, в том числе и так человек становится художником.
Виктор Зосимович художником стал не сразу. Учился в заводской изостудии, долго служил в армии, позднее окончил Московское училище памяти 1905 года и Московский художественный институт им. В.И.Сурикова. А всю свою жизнь член Союза художников СССР посвятил детям, молодёжи - долгое время он преподавал в престижной художественной школе. И десятилетиями разрывался между классом, учениками, своей мастерской и русскими просторами.
Он своей внешностью, делами и судьбой очень напоминает совестливых, скромных литературных героев золотого века нашей прозы. И в то же время – Саплин - признанный классик, мастер пейзажа, лауреат бесчисленного количества наград и участник великого множества выставок. Он исколесил, словно лесковский странник, всю Россию – от Подмосковья до Белого моря. И каждая такая поездка была приключением. К примеру, история написания картины «Ночные волки» стоит едва ли не экранизации. Фабула впечатляет: художник несколько зимних ночей часами выжидал на лютом морозе появления на хуторе волчьей стаи ради достижения полной достоверности своей работы. И дождался…
Был и другой эпизод в его творческой жизни. В начале 1990-х годов многие немецкие семьи с Поволжья решили переехать на территорию объединившейся Германии. Они не брали с собой практически никаких вещей. Увозили лишь более пятидесяти картин, специально заказанных именно у Виктора Зосимовича. Увозили образы России, дух России, ставшей для одних родиной, для других – мачехой, но навсегда оставшейся в их сердцах.
Его пленэры по берегам Волги и в Тарусе, в Пскове и на рязанщине, обогатили отечественную сокровищницу изобразительного искусства произведениями, которые теперь занимают самые почётные места в музейных экспозициях и частных собраниях не только в нашей стране, но и в Японии, Болгарии, Германии, Италии, Испании. И список этот можно продолжать ещё долго.
Виктор Саплин, несмотря на свой солидный возраст, продолжает творить, поражая всех удивительной энергией. Знаковым событием выставки стало представление новой серии великолепных жанровых картин под общим названием «Птичий рынок». Теперь только московские старожилы помнят то, каким был легендарный Калитниковский рынок. Здесь можно было купить или продать любую живность – от кур и гусей до экзотических попугаев, от беспородных дворняг до суровых ротвейлеров, а ещё хомяков и котят, морских свинок и всевозможных рыбок…Рынка этого давно уже нет, но художник его прекрасно помнит.
Более подробно о творчестве В.З. Саплина читайте в журнале "Чудеса и приключения" №11/2019.
*Выставка продлится по 6 марта 2021 года.


Рецензии