Символ. Охота на слова

Многолетняя охота на слова привела меня к убеждению, что слова СИМВОЛ, РЕВОЛЮЦИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ, ВОЛЮНТАРИЗМ, РЕВОЛЬВЕР, ВОЛЬЕР, ПРИВОЛЬЕ, ВОЛЬНОСТЬ,  ВОЛЯ, БЕЗВОЛИЕ, ПРИВОЛЬЕ,  НЕВОЛЯ, ВОЛОНТЁР  и многие другие, рождённые в разных языках и имеющие часто различное значение,  образованы на основе одного корня ВОЛ (ВОЛЯ, ВОЛЬНЫЙ).

Смотрим в словаре Владимира Даля.

СИМВОЛ м. греч. сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Символ веры, исповеданье всей сущности или основ ее, в перечне. || Изображенье картинное, и вообще чертами, резами, знаками, с переносным, символическим, иносказательным значеньем. Держава символ власти.
Весы символ правосудия.
Кулак символ самовластия.
Треугольник символ св. Троицы. Толковый словарь живого великорусского языка


Обращаем внимание на фразу:  «Кулак - символ самовластия».

 А нас десятки лет убеждали, что кулак – символ народовластия. В десятках стран Азии, Африки, Южной Америки были выступления народных масс под символом поднятого кулака. И распад Великого Советского Союза, государства великого, подлинного народовластия, прошёл под этим символом. Великая держава мирового уровня  превращена в страну охлократии, где расходы возлагают на народ, а доходы идут западным монополиям. Поинтересуйтесь, кому принадлежат «Пятёрочки», «Ленты», отели и «Ашаны», куда идут доходы и сверхприбыли от экспортной продукции сельского хозяйства, кому принадлежит производство алмазов и добыча золота… А ведь борьба шла под символом поднятого кулака, который всемерно поддерживается Джорджем Соросом. В чьих интересах действует этот сверхалигарх?

У Самуила Маршака есть короткая «Сказка про короля и солдата». Помните?

Солдат заспорил с королем:
Кто старше, кто важней?
Король сказал: - Давай пойдем
И спросим у людей!

Вот вышли под вечер вдвоем
С парадного крыльца
Солдат под ручку с королем
Из летнего дворца.

Идет навстречу свинопас,
Пасет своих свиней.
- Скажи, приятель, кто из нас,
По-твоему, важней?

- Ну что ж, - ответил свинопас,
Скажу я, кто важней из вас:
Из вас двоих важнее тот,
Кто без другого проживет!

Ты проживешь без королей?
Солдат сказал: - Изволь!
- А ты без гвардии своей?
- Ну нет! - сказал король.


Вот это слово ИЗВОЛЬ в ответе солдата тоже относится к перечисленным в начале растолковки словам. Корень ВОЛЯ звучит чётко. А ещё популярное немецкое наречие или прилагательное  jawohl [ja;vo;l] «так точно», «совершенно верно», иногда «конечно», то есть слово ЯВОЛЬ выражает согласие с собеседником, с его волей.


Первый корень в слове СИМВОЛ можно соотнести с указательным местоимением. Есть древняя формула, где слово СИМ можно сопоставить со словами ЭТОТ, ЭТИ, ТОТ, ТЕ и другие.


Сим победиши

Старославянская версия латинского выражения Hoc signo vinces |хок сиг-но винцэс). Буквально: С этим знамением победишь.
Из сочинения «Жизнь   царя Константина» византийского историка Евеевия Памфила (263—340). В этом труде он сообщает, что римский император Константин накануне сражения с Максенцием увидел на небе крест, под которым были слова: «Сим знамением победиши». И когда Константин одержал победу в этом сражении, то он окончательно уверовал в Бога, прекратил преследования христиан и сделал христианство государственной религией Рима.
Но все вышеизложенное не более чем христианская легенда. Как указывают многие источники, Константин так и не отрекся от традиционного культа римских богов.
Иносказательно: только действуя определенным образом, при известном условии, можно добиться победы, успеха.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.


От себя добавлю. Я не верю в этот миф. Орудие смерти – крест - не может быть символом добродетели.  Не потому ли несколько веков на Земле непрерывно льётся кровь, а  власти США, НАТО, Англии, марионеточные властители многих стран открыто заговорили о новой войне.

Они хоть понимают, о чём говорят?

Я считаю, что пора обратиться к практике Нюрнбергского процесса и возбудить дела против тех, кто жаждет войны, например, против   Генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, бывшего премьер-министра Норвегии.

На мой взгляд, наиболее полно и достаточно объективно слово СИМВОЛ объяснено в Большой советской энциклопедии.

Символ (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) 1) в науке (логике, математике и др.) — то же, что Знак. См. также ст. «Иероглифов теория». 2) В искусстве — универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа (См. Художественный образ), с одной стороны, знака и аллегории (См. Аллегория) — с другой. В широком смысле можно сказать, что С. есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделённый всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Всякий С. есть образ (и всякий образ есть, хотя бы в некоторой мере, С.); но категория С. указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного. Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре С. как два полюса, немыслимые один без другого (ибо смысл теряет вне образа свою явленность, а образ вне смысла рассыпается на свои компоненты), но и разведённые между собой, так что в напряжении между ними и раскрывается С. Переходя в С., образ становится «прозрачным»; смысл «просвечивает» сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива. Принципиальное отличие С. от аллегории состоит в том, что смысл С. нельзя дешифровать простым усилием рассудка, он неотделим от структуры образа, не существует в качестве некоей рациональной формулы, которую можно «вложить» в образ и затем извлечь из него. Здесь же приходится искать и специфику С. по отношению к категории знака. Если для внехудожественной (например, научной) знаковой системы полисемия есть лишь помеха, вредящая рациональному функционированию знака, то С. тем содержательнее, чем более он многозначен. Сама структура С. направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира. Смысловая структура С. многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего. Так, в символике дантовского «Рая» можно сделать акцент на мотиве преодоления человеческой разобщённости в личностно-надличном единстве (составленные из душ Орёл и Роза) и можно перенести этот акцент на идею миропорядка с его нерушимой закономерностью, подвижным равновесием и многообразным единством (любовь, движущая «Солнце и другие светила»). Причём эти смыслы не только в равной мере присутствуют во внутренней структуре произведения, но и переливаются один в другой; так, в образе космического равновесия можно, в свою очередь, увидеть только знак для нравственно-социальной, человеческой гармонии, но возможно поменять значащее и означаемое местами, так что мысль будет идти от человеческого ко вселенскому согласию. Смысл С. объективно осуществляет себя не как наличность, но как динамическая тенденция; он не дан, а задан. Этот смысл, строго говоря, нельзя разъяснить, сведя к однозначной логической формуле, а можно лишь пояснить, соотнеся его с дальнейшими символическими сцеплениями, которые подведут к большей рациональной ясности, но не достигнут чистых понятий. Если мы скажем, что Беатриче у Данте есть С. чистой женственности, а Гора Чистилища есть С. духовного восхождения, то это будет справедливо; однако оставшиеся в итоге «чистая женственность» и «духовное восхождение» — это снова С., хотя и более интеллектуализированные, более похожие на понятия. С этим постоянно приходится сталкиваться не только читательскому восприятию, но и научной интерпретации. Хотя С. столь же древен, как человеческое сознание, его философско-эстетичексое осмысление — сравнительно поздний плод культурного развития. Мифологическое миропонимание предполагает нерасчленённое тождество символической формы и её смысла, исключающее всякую рефлексию над С. Новая ситуация возникает в античной культуре после опытов Платона по конструированию вторичной, т. е. «символической» в собственном смысле философской мифологии. Платону важно было отграничить С. прежде всего от дофилософского мифа. Эллинистическое мышление постоянно смешивает С. с аллегорией. Существенный шаг к отличению С. от рассудочных форм осуществляется в идеалистической диалектике Неоплатонизма. Плотин противопоставляет знаковой системе алфавита символику египетского иероглифа, предлагающего нашему «узрению» (интуиции) целостный и неразложимый образ; Прокл возражает на платоновскую критику традиционного мифа указанием на несводимость смысла мифологических С. к логической или моралистической формуле. Неоплатоническая теория С. переходит в христианство благодаря Ареопагитикам (См. Ареопагитики), описывающим всё зримое как С. незримой, сокровенной и неопределимой сущности бога, причём низшие ступени мировой иерархии символически воссоздают образ верхних, делая для человеческого ума возможным восхождение по смысловой лестнице. В средние века этот символизм сосуществовал с дидактическим аллегоризмом. Ренессанс обострил интуитивное восприятие С. в его незамкнутой многозначности, но не создал новой теории С., а оживление вкуса к учёной книжной аллегории было подхвачено Барокко и Классицизмом. Только эстетическая теория нем. Романтизма сознательно противопоставила классицистической аллегории С. и миф как органическое тождество идеи и образа (Ф. В. Шеллинг). Для А. В. Шлегеля (См. Шлегель) поэтическое творчество есть «вечное символизирование». Немецкие романтики опирались в осмыслении С. на зрелого И. В. Гёте, который понимал все формы природного и человеческого творчества как значащие и говорящие С. живого вечного становления. В отличие от романтиков, Гёте связывает неуловимость и нерасчленимость С. не с мистической потусторонностью, но с жизненной органичностью выражающихся через С. начал. Гегель, выступая против романтиков, подчеркнул в структуре С. более рационалистическую, знаковую сторону («символ есть прежде всего некоторый знак»), основанную на «условности». Научная работа над понятием С. во 2-й половины 19 в. в большой степени исходит из Гегеля (И. Фолькельт, Ф. Т. Фишер), однако романтическая традиция продолжала жить, в частности, в изучении мифа у И. Я. Бахофена. В эстетическую сферу она возвращается к концу века благодаря литературной теории Символизма. В 20 в. неокантианец Э. Кассирер сделал понятие С. предельно широким понятием человеческого мира: человек есть «животное символическое»; язык, миф, религия, искусство и наука суть «символические формы», посредством которых человек упорядочивает окружающий его хаос. Психоаналитик К. Г. Юнг, отвергший предложенное З. Фрейдом отождествление С. с психо-патологическим симптомом и продолживший романтическую традицию, истолковал всё богатство человеческой символики как выражение устойчивых фигур бессознательного (См. Бессознательное) (т. н. архетипов), в своей последней сущности неразложимых. Опасной возможностью юнговской символологии является полное размывание границ между С. и мифом и превращение С. в лишённую твёрдого смыслового устоя стихию. В иррационалистической философии М. Хайдеггера вообще исчезает проблема аналитической интерпретации символики поэзии во имя «чистого присутствия стихотворения». Марксистско-ленинская эстетика подходит к анализу проблем С. и аллегории как частных разновидностей художественного образа, исходя из учения об искусстве как специфической форме отражения действительности. См. Художественный образ. Лит.: Губер А., Структура поэтического символа, в кн.: Труды ГАХН. филос. отд., в. 1, М., 1927; Лосев А. Ф., Диалектика художественной формы, М., 1927; его же, Философия имени, М., 1927; Bachelard G., La po;tique de l'espace, P., 1957; Burke К., Language as symbolic action, Berk. — Los. Ang., 1966; Cassirer Е., Philosophic der symbolischen Formen, Bd 1—3, В., 1923—31; Frenzel E., Stoff-, Motiv- und Symbolforschung, 2 Aufl., Stuttg., 1966; Levin H., Symbolism and fiction, Charlottesville, 1956; «Symbolon». Jahrbuch f;r Symbolforschung, hrsg. von J. Schwabe, Bd 1—4, Basel — Stuttg., 1960—64. С. С. Аверинцев. Большая советская энциклопедия


Рецензии