Успех
Действующие лица:
Юрий Васильевич Плотников, художник.
Ирина Михайловна Плотникова, его бывшая жена.
Лера, искусствовед, их дочь.
Жанна Григорьевна Плотникова, галерист, жена.
Вика, их дочь.
Вадим, начинающий корреспондент.
Коллеги Леры.
Представитель Третьяковской галереи
Статусная публика.
Обычная публика.
Телевизионщики.
Посетители элитного клуба.
Обслуга.
В антикварном магазинчике. Лера осматривает икону.
Лера: Это не семнадцатый век! Это список семнадцатого, но век девятнадцатый. Вот, смотрите, в семнадцатом веке дерево так не обрабатывали и ещё вот здесь, видите? Это свойственно девятнадцатому.
Входит Юрий Васильевич Плотников. На нём меховая шапка, «шаляпинская» шуба, в руках трость с набалдашником.
Юрий Васильевич: Здравствуй дочь!
Лера: Здравствуй, папа! (коллегам) Извините, я отойду на минутку.
Подходит к отцу, заметно прихрамывая.
Папа, я же просила! Что случилось? Почему ты пришёл ко мне на работу?
Юрий Васильевич: А что тут такого? Я давно тебя не видел, соскучился, зашёл по дороге.
Лера: Ну, папа! Я же работаю! Всё общение после работы!
Юрий Васильевич: (благодушно) Не сердись, дитя моё! Я пришел к тебе по делу!
Вот - приглашаю тебя и маму на мою персональную выставку!
Лера: Спасибо, папа! Поздравляю тебя! Персональная! В Манеже?
Юрий Васильевич: Да, в Манеже, но в Малом. Большой занят историческим обществом.
В Малом поуютнее, да и не наработал я на Большой. Приходите в любое время!
Приглашения многоразовые. Тебя ждём на открытие. Уж постарайся, пожалуйста! Вика соскучилась по тебе очень. У тебя обед скоро?
Лера: Через час, я обещала с коллегой пойти в кафе.
Юрий Васильевич: Жаль, а я думал, мы пообедаем вместе! Ну что ж, до встречи на выставке!
(улыбается всем, полупоклон) Позвольте откланяться!
Уходит.
Коллеги перешептываются между собой:
Коллега 1: А это кто?
Коллега 2: Ты что? Не узнала? Это же Плотников!
Коллега 1: Сам Плотников? А я думала , вот, лицо знакомое, а вспомнить не могу! Я его недавно по телеку видела на ток-шоу. А что, Лера действительно его дочь?
Коллега 2: Тише! Конечно, её фамилия Плотникова, только он развёлся с её матерью, сейчас у него другая семья.
Лера: Ну, вот зачем он пришёл на работу? Вон коллеги шушукаются, все косточки мои разобрали и перемыли, как работать? А выставка – это здорово! И мама обрадуется!
Центр Москвы, закрытый элитный клуб. Юрий Васильевич заходит, едва кивнув швейцару, который склоняется перед ним, распахивая ему дверь, бросает шубу на руки, подбежавшему гардеробщику, ему же вручает трость и шапку, проходит по лестнице в гостиную. К нему подбегает администратор.
Администратор: Рады снова видеть Вас! Давненько Вы у нас не были!
Юрий Васильевич: (рассеяно) Что поделать, голубчик! Работал как каторжный!
Администратор: Изволите обедать?
Юрий Васильевич: Да, изволю!
Проходит в гостиную. Там человек пять-шесть мужчин в дорогих костюмах, на руках у каждого статусные часы. Кто-то читает английскую газету, кто-то просматривает «The Economist», двое играют в шахматы. Один резко выделяется на общем фоне – дорогой костюм сидит на нём не очень, часы в золотом корпусе, на руке массивная золотая печатка, «фирменные» ботинки не гармонируют с костюмом, впрочем, как и рубашка и галстук-бабочка, придают ему комичный вид. Он явно никого здесь не знает, очень тяготиться своей «изоляцией».
Юрий Васильевич: Здравствуйте, господа!
«Комик»: (бросается к нему, хватает его руку и горячо трясет её в рукопожатии) Здравствуйте! Здравствуйте!
Один из мужчин: (приходит на помощь Юрию Васильевичу и оттесняет «комика»)
Здравствуйте, Юрий Васильевич! Позвольте Вам представить нового члена нашего клуба!
(оттесняет его ещё больше). Максим Львович Барышников!
Юрий Васильевич: ( стараясь держаться подальше) Очень приятно! Чем изволите заниматься, Максим Львович?
Максим Львович: Да так, всем помаленьку, лес, торговля, водка.
Входит администратор.
Администратор: Господа! Кушать подано!
Все проходят в столовую. Рассаживаются вокруг огромного круглого стола, каждый занимает определённое место, Максим Львович топчется, не зная куда приткнуться.
Юрий Васильевич: Идите сюда, голубчик! Здесь место свободно!
Максим Львович с облегчением плюхается рядом с ним.
Максим Львович: Вот спасибо! А то я первый раз здесь! Как-то неуютно!
Смотрит на столовые приборы.
А почему так много вилок?
Юрий Васильевич: Так это для разных блюд! Вот для мяса, вот эта для рыбы, эта к фруктам, эта к десерту, для закусок.
Максим Львович:(с тихим ужасом) И ими всеми нужно будет есть?
Да я же не запомню!
Юрий Васильевич: В Вы смотрите, какую вилку берёт Председатель, ту и берите.
Сосед с другой стороны: А я слышал, Юрий Васильевич, у Вас выставка открывается?
Юрий Васильевич: Да, господа! Имею честь пригласить Вас на открытие, приглашение Вам уже разосланы. Милости прошу!
Выставка.
Лера с трудом поднимается по лестнице. Её берёт под руку Вадим.
Вадим: Разрешите, я Вам помогу.
Лера: (отдёргивая руку)Не надо, я сама справлюсь!
Вадим: (отступает) Может всё-таки?
Лера: Нет! Я привыкла!
Чуть не падает, Вадим её ловит и поддерживает. Молодые люди смотрят друг на друга.
Лера: Спасибо! Без Вас я бы упала.
Вадим: Не стоит! Я Вам помогу?
Лера: Спасибо!
Входят в зал. В зале развешаны картины. Ходит статусная публика, некоторые женщины с маленькими собачками. Все они очень похожи друг на друга, что мужчины, что женщины. Выбиваются только Лера и Вадим – они в джинсах и свитерах. Приехало телевидение. Телевизионщики устанавливают свет и камеру, проверяют звук, не обращая внимания на публику. Наконец всё готово.
Женский голос: Эфир!
Корреспондент с широкой улыбкой: Добрый вечер, дорогие телезрители! Мы ведем прямой эфир на открытии персональной выставки заслуженного художника России Юрия Васильевича Плотникова. Юрий Васильевич пять лет работал у себя в мастерской, создавая свои шедевры –( камера скользит по картинам, потом опять крупный план корреспондента) особенно замечательна его картина «Женщина в шубке».
Сейчас мы попросим Юрия Васильевича ответить на несколько наших вопросов!
В кадр входит Юрий Васильевич. На нём «оксфордский» пиджак с заплатками на локтях, «рваные» джинсы от Модного Дома, шелковый шейный платок, в руках трубка.
Корреспондент: Мы все в восторге от Ваших работ и Ваших моделей. Особенно впечатляет «Женщина в шубке». Кто Ваша муза?
Юрий Васильевич:((глубокомысленно, и отведя руку с трубкой в сторону, а глаза к потолку) Я, как художник, служу искусству и признаю, что вдохновляет меня женская красота, особенно красота наших женщин, ну а моей персональной музой, моей Берегиней, является моя жена, прошу любить и жаловать, и моя дочь!
Жанна Григорьевна вместе с Викой входит в кадр и привычно встает в выигрышный ракурс. На их лицах заученные «американские» улыбки.
Камера снова переводится на корреспондента.
Корреспондент: А теперь прогуляемся по выставке и попросим поделиться впечатлениями посетителей.
К нему тут же выстраивается очередь из «светских львиц».
Корреспондент: Чем для Вас является данная выставка?
1-я «львица» выражает непонимание.
Чего Вы ждёте от этой выставки?
1-я «львица»: Я жду….(закатывает глаза, как не выучившая урок школьница) Я жду супер!
Я жду …этой..(чуть ли не по складам) эйфории! Массу впечатлений! Встречи с интересными людьми!
К ней присоединяется вторая, стараясь оттеснить первую из выгодного ракурса.
Первая пытается ей противостоять, но вторая побеждает.
2-я «львица»: Плотников мой любимый живописец! Я заказала ему мой портрет!
Корреспондент: А как Вы находите работы Плотникова?
2-я «львица»: Ну как? На аукционах, в галереях, вот, муж портрет заказал с Зюзиком.
Она тычет прямо в камеру маленькую собачку, совсем перекрывая соперницу.
Корреспондент:(немного опешив) А как Вы находите «Женщину в шубке»?
1-я «львица»: (вылезая на передний план и закатывая глаза) О-о-о! Шубка – это нечто! Это-фантастика! Это –шедевр!
Корреспондент: Благодарю Вас, дамы, за Ваш исчерпывающий комментарий!
А теперь обратимся к мужчинам!
Обращается к подтянутому джентльмену средних лет
Корреспондент: Здравствуйте! Как Вам выставка?
Джентльмен: Выставка.. Да, хорошая выставка. Красивые картины, я себе присмотрел парочку.
Корреспондент: Случайно не «женщину в шубке»?
Джентльмен: Нет, что Вы, что Вы ! Её уже купили!
Корреспондент: Дорогие телезрители! Вы только что слышали, очередной шедевр Плотникова: «Женщина в шубке» уже купили! Так кто же тот счастливчик? Вы узнаете
после рекламы!
На вернисаже царит атмосфера ток-шоу, бегают корреспонденты, щелкая фотоаппаратами, им позируют «светские львы и львицы», официанты разносят шампанское. Юрий Васильевич даёт очередное интервью, позируя с женой и дочерью. Вадим пытается прорваться к нему, никак не получается. Лера ходит вдоль картин, внимательно их рассматривая. На лице её растерянность, огорчение, гнев. Вадим подходит к ней. Он огорчен.
Вадим: Не получилось у меня взять интервью у Плотникова! Столько готовился, все его работы просмотрел, всё о нём прочитал, вопросы интересные придумал.. И … на тебе! К нему не пробиться! Так окружили, что охраны не видно! Как думаешь, если я его у входа подкараулю, смогу я ему их задать? Мне очень надо! Так на это интервью рассчитывал…
Думал, даст он мне это интервью, я отнесу его в редакцию и меня возьмут в штат, стану настоящим журналистом, а то я сейчас немножко блогер, немножко стриммер, а я МГУ между прочим закончил, журфак.
Лера: (с горечью) Мой отец не даёт интервью блогерам, он даёт интервью только глянцевым журналам, там, где реклама модных губ, носов, поп и бюстов, где масса его клиенток, которым за бешеные деньги он раскрашивает фотографии.
Вадим: Ты хочешь сказать, что Плотников твой отец?
Лера: Да, он мой отец. Я дочь от первого брака.
Вадим: Давай познакомимся, я –Вадим!
Лера: Лера!
Вадим: Можно на ты?
Лера кивает.
Лера, прошу, помоги! Если с интервью не получилось, может, ты мне об отце расскажешь? Ты кто по профессии?
Лера: Искусствовед. Заканчиваю МГУ. Специализация «Русская икона»
Вадим: Однокашники, значит. Лера, ты ведь в искусстве понимаешь, помоги мне о выставке твоего отца написать, так, чтобы интересно, познавательно и всем понятно.
Помоги!
Лера: Хорошо! Пошли, присядем где-нибудь, меня ноги не держат.
Глядя на окружающих женщин на высоких каблуках.
Как они это выдерживают!
Садятся в уголке на диванчике. Мимо них проходит Юрий Васильевич, Жанна и строго одетая женщина средних лет. Юрий Васильевич и Жанна лебезят перед ней, стараясь обратить её внимание на ту или иную картину.
Юрий Васильевич: Ну вот, я показал Вам все сокровища моей души, голубушка! Каков Ваш вердикт? Будете что-нибудь приобретать в коллекцию?
Жанна: Мы готовы уступить, в разумных пределах, конечно. На что только не пойдешь ради Третьяковки!
Дама морщиться. Ей неприятна и лесть, и назойливость этой пары.
Дама: Я одна не решаю, решает комиссия, что покупать в коллекцию.
Юрий Васильевич: Ну, Вы же расскажете членам комиссии о моей выставке? Возможно, что-то порекомендуете.(целует ей руку) Я умею быть благодарным!
Жанна: Да, мы всегда благодарим за теплый отзыв!
Юрий Васильевич: Ведь Вам что-то понравилось, дорогая моя?
Дама отдёргивает и прячет руку, ей неприятно и обращение и общение с этими людьми. Лера и Вадим видят это невооруженным глазом.
Дама: Да, мне понравились Ваши наброски к «Косцам». Если Вы закончите картину, то большая вероятность, что Третьяковка её купит. Во всяком случае, я буду рекомендовать её к приобретению. А вот это ( обводит рукой)- салонная живопись, Третьяковка в ней не нуждается. Разрешите откланяться!
Уходит.
Жанна: (шипя ей вслед) Что б ты понимала, чучело! После «Ветки со скотчем» за три лимона не Третьяковке судить о вечном!
Юрий Васильевич стоит понурившись, ему больно. К нему подбегает новый член клуба Максим Львович.
Максим Львович: Это.. Это чудо! Я присмотрел там одну… голенькую, в браслетах! Можно я её куплю? (вытаскивает бумажник) Сколько она стоит?
Его перехватывает Жанна.
Жанна: Уважаемый..эээ(тыкает мужа локтем)
Юрий Васильевич:(механистически): Максим Львович.
Жанна: Так вот, дорогой Максим Львович! До конца выставки картины не продаются! Пройдёмте, покажите мне, что Вас взволновало и очаровало, мы запишем Вас на эту картину, обговорим цену. Если на неё запишется ещё кто-нибудь, то устроим аукцион, и пусть побеждает сильнейший.
Уводит его.
К отцу подбегает Вика, он её обнимает.
Вика: Папа, смотри, там Лера с каким-то парнем.
Тащит отца к ним. Юрий Васильевич садится рядом. Он взял себя в руки.
Вадим вскакивает и делает снимки с разных ракурсов. Юрий Васильевич лениво машет рукой.
Юрий Васильевич: Кого это ты привела с собой, дочь?
Вика: А как его зовут? Это твой жених?
Лера: Вика!
Вадим: (протягивая руку) Плотникову. Вадим Звонков, журналист.
Лера: Это мой отец – Плотников Юрий Васильевич и моя сестра Вика.
Вика: Очень приятно!
Вадим: Юрий Васильевич, позвольте задать Вам несколько вопросов?
Юрий Васильевич: Не сейчас, дружок, не сейчас! Сейчас, увы, я себе не принадлежу!
Вадим: А когда можно будет с Вами встретиться?
Юрий Васильевич: В пятницу у нас в Клубе будет званный обед, я мог бы посекретничать с Вами перед ним, минут, эдак , 20-30.
Вадим: А где этот клуб? И во сколько?
Юрий Васильевич: Не сейчас, дружок, не сейчас! Вот с Лерой созвонись, я ей сообщу!
Уходит, уводя Вику.
Вадим: Лера, умоляю, помоги! Где это? Когда этот званый ужин? Свяжи меня с ним!
Лера: (кипя) Ну, папа, ну.. Превратил меня в секретаршу! Мало ему Жанны!
Юрий Васильевич: (вырываясь из толпы) Что-то не так! Все эти похвалы ничего не понимающих в искусстве, лесть, суета журналистов, неискренность…
Появляется Жанна. Она довольна, глаза блестят. Потирает руки.
Жанна: Уф, еле отделалась! Но дурачок при деньгах! И не жлоб, даже глазом не моргнул, когда я ему цену выкатила. Ты с ним поддерживай отношения! Ещё что-нибудь купит, и мы дачу достроим и Вику в Англию учиться отправим! Хороший клиент!
Юрий Васильевич: Комичный дядька! Хорошо, что не жадный! И дача, да, и Вика! Хорошо, хорошо!
Жанна: Да что с тобой? Посмотри, какой успех! Даже (шепчет ему на ухо) приехал.
Правда без жены, но о них ходят слухи, что они разводятся. А где Вика?
Юрий Васильевич: Не знаю, думал с тобой! Не бойся, здесь охрана! Не пропадёт! Может она с Лерой?
Лера проводит Вадиму экскурсию по выставке. К ним присоединяется Вика.
Лера: Смотри, это ранние работы моего отца. Видишь, этот широкий энергичный мазок? Его фирменный! Чувствуется ритм, цвет неба отражается в глазах косца, обычные люди, заняты нелёгким трудом! Они разные, у каждого свой характер, они вовлечены в одно общее дело, они вместе. И природа! Неброская природа средней полосы. Всё вместе – шедевр, гимн Человеку, Миру, Труду! Здесь царит гармония и чувствуется уважительное отношение художника к тому, что он пишет.
А теперь здесь, что ты видишь?
Вадим: Ну, женщина, го… без одежды. Красивая, но какая-то мёртвая.
Лера: Воот! Мертвечина! Где его знаменитый мазок? Тут работал ретушёр и фотошопер.
Посмотри в её глаза – пустые, мёртвые, бесчувственные. Холёное тело с силиконовыми протезами жеманно изогнуто, дабы придать ему соблазнительную форму. И чувствуется подражание Мухе.
Вадим: Какой?
Лера: Ну, Альфонсу Мухе. Потом в Википедии посмотришь.
Вадим: А «Женщина в шубке»?
Лера :Пойдём, посмотрим, народ вроде рассосался.
К ним подбегает Вика.
Вика: А я шампанское попробовала! Вкусное! И в нос бьёт!
Лера: Вика! Кто тебе его дал?
Вика: А я сама взяла! Там, на столике!
Лера: Детям нельзя пить! Тебе плохо будет!
Вика: Не будет! Ты только папе и маме не говори!
Лера: А ты обещай, что к алкоголю больше не притронешься!
Подходят к картине «Женщина в шубке». Народ ушёл пить шампанское и тусоваться .
Входит Юрий Васильевич, стоит поодаль. Вслушивается, что говорит Лера.
Лера: Ну и как тебе?
Вадим: Не знаю, похожа на это.. на Муху.
Лера: Нет, это уже римейк Рубенса. Поищи в интернете. Нашёл?
Вадим: Да!
Лера: Ну как?
Вадим: Даже не знаю… Как-то толстовата..
Лера: (сердито) Тогда был другой стандарт красоты. Полнота была плюсом, показателем здоровья и довольства. Ты на другое смотри, художник влюблён в свою модель, это, кстати, его юная жена, ей шестнадцать, ему пятьдесят три. Смотри, живой взгляд, кожа дышит, мех оттеняет белизну и гладкость грудей, золотистые соски, как и волосы. Гимн любви! Каждый мазок дышит его любовью! Эта женщина живая, земная, желанная, естественная! А теперь смотри сюда! Разве это женщина? Манекен! Механическая кукла!
Здесь главное – шуба! Смотри, как выписаны ворсинки, фасон, бренд, наконец! Безжизненные глаза и яркий блеск бриллиантов на руках и в ушах! Здесь нагота – эталон фитнес- клуба и пластического хирурга! Лицо без мимики, без лучиков морщин! Гладкое и мёртвое! Гимн мертвечине! Ярмарке тщеславия! Предметы владеют человеком, придают ему статус, они живые, люди- мертвы, пусты! Выставка манекенов! И всюду лесть, лесть, лесть! Посмотри, автопортрет моего отца! Единственно живое лицо, но и здесь он играет и льстит себе! Он, сын потомственного крестьянина, играет барина! Эти бакенбарды, манера одеваться, его речь! Он играет, как и вся новоявленная элита, в барственность и элитарность! Они –особые, элитные, сливки! И как же он холуйствует! За ваши деньги – любой каприз! Изволите вот так? Извольте! Переписать? Перерисовать? Да-с! Будет сделано! И врёт, врёт в каждой картине! Себя ломает! Вам не нравиться широкий мазок? Извольте-с, перепишу поизящней! Как прикажете-с! Служит не искусству, а капиталу! Свой талант размазал на эти вот безжизненные морды! Ни характера, ни жизни! И сюжеты у классиков передирает! Вот, смотри, Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» по-современному ,вместо дамы – мурло очередной «светской львицы», вместо горностая – лысая кошка, так, она, по крайней мере, живая и с характером, на неё смотреть приятно среди этих зомби.
Входит Жанна.
Жанна: Вика, вот ты где! А я тебя ищу! Пойдём, я нашла тебе школу в Англии, нужно заполнить бумаги.
Уходят.
Вадим: Лер, ты расстроилась? Пойдём отсюда, я знаю неподалёку кафешку. Недорого, и кофе там хороший, и булочки. Пойдём!
Лера: Пойдём! Эх, папа, папа! Был талант, да весь вышел! На рупь пятаков купил!
Уходят.
Юрий Васильевич выходит из темноты. Он бледен, растерян. Стоит перед своими картинами, вглядывается в них.
Юрий Васильевич: Лера права. Я предал свой талант, вернее продал, монетизировал. Как она сказала? На рупь пятаков купил! Да, в погоне за хорошей жизнью я поступался и гордостью, и честью, и талантом. Врал своим клиентам, радостно ощупывая набитые карманы, откровенно халтурил, поставил на поток этих фальшивых девок и чванливых, гроша не стоящих, мужиков. Я льстил их тщеславию и тешил своё, и лепил эти уродливые полотна, с упоением пересчитывая купюры. Сын потомственного крестьянина, кого я представляю? Клуб, барские манеры, вот, смотрите – это я, господин, небожитель! Всего добился своим трудом и талантом, а по правде – беспардонной ложью, обманом, халтурой. Я потерял свой фирменный мазок, свою манеру, я – больше не я, а кто-то другой, жадный, тщеславный, набитый дурак, шут гороховый!
Входит Жанна. Она довольна.
Жанна: Я отправила Вику домой с няней, чтоб на банкете не вертелась под ногами. Позвонила Мила из “Woman”, сделают несколько снимков. Как окупилась выставка – первый день, а сколько работ продано, а заказов, заказов на пять лет вперёд! Мы так не дачу, а дом на Лазурном берегу купим! И, представь, ты, русский художник, мировая знаменитость! У тебя мастерская под крышей с башенкой и винтовой лестницей! Сад! Море! Яхта! Дочь – в Англии! Сказка, а не жизнь! Весну, лето, осень мы –там! На зиму – в Москву! Не хочешь в Москву – купим квартиру в Париже, или в Вене – там мигрантов поменьше!
Юрий Васильевич: Замолчи! Хватит! Я устал!
Жанна: Что с тобой? Ты бледен! Вызвать врача? Мы не можем уйти с банкета, там нужные люди, можно ещё что-нибудь продать.
Юрий Васильевич: Ну ,ты и делец! Всё из-за тебя, твоих «нужных людей», твоих заказов. Всё, я больше не продаюсь! Надоело! Разыгрывать не пойми кого надоело, малярить надоело, ты- надоела со своими убогими желаньями!
Жанна: (пугаясь) Да успокойся! Всё отлично! Ты- признанный гений! Пошли на банкет!
На следующий день. Юрий Васильевич в своей мастерской на последнем этаже высотки . Он гладко выбрит, одет незатейливо – старая рубашка, потрепанные джинсы.
В центре огромный холст на подрамнике. Вокруг него наброски и этюды к «Косцам». Он работает над картиной, внимательно всматривается в холст. Увиденное его не радует. Он откладывает краски и подходит к окну.
Юрий Васильевич: Не получается! Совсем! Нет лёгкости, нет воздуха, нет моего мазка, мыслей нет! Нет трепетного ожидания чуда! Сижу в этой башне, как Кощей! Спрятался от жизни, от обычной человеческой жизни с её радостями, проблемами, невзгодами! Совсем работать разучился, ничего не чувствую. Вместо души калькулятор! Так долго откладывал эту работу, набирался мастерства, сил…Чего ещё? Строил экономический базис, чтоб не отвлекаться по мелочам, не выходить из потока. А что имеем? Комфорт телесный и душевный раздрай, а главное душу потерял, разменял по мелочам – то квартиру, то машину, то жене шубу, то отпуск в Италии. Италия- мечта деревенского мальчишки…, а что я там видел? Пятизвёздочные отели, рестораны, модные показы, магазины и та же тусовка из Москвы. И всё как-то откладывалось в музей сходить, просто побродить по улицам одному, впитать в себя вечную красоту, всё было некогда. Так и бегу по жизни: увидеться с этим, встретиться с тем, решить вопрос, взять заказ, посверкать мордой на очередном ток-шоу. Разве о такой жизни я мечтал? Когда я смотрел на звёзды последний раз? Не помню. Над городом их не видно, а на природу мы ездим на шашлыки под коньяки, там не до звёзд. Пакостно как! Как в дерьмо вляпался, вроде и смыл его, а запах остался и преследует постоянно.
А ведь начинал так хорошо! Мечтал о вечном! Доносить правду, красоту! Служить искусству! Ничего не получается! Ни-че-го!
Одевает куртку, уходит из мастерской.
Квартира Ирины Михайловны Плотниковой. Двухкомнатная хрущевка . Ирина Михайловна стоит перед окном у мольберта и пишет свой двор.
Звонок в дверь.
Ирина Михайловна: Иду! Иду!
Открывает дверь.
Юра, ты?
Юрий Васильевич: Здравствуй, Ирина! Разреши войти?
Ирина Михайловна: Проходи, пожалуйста! Рада тебя видеть!
Юрий Васильевич: (протягивая ей цветы)Это –тебе!
Ирина Михайловна: Спасибо, Юра! И торт!
Юрий Васильевич: А Лера дома?
Ирина Михайловна: Нет, у неё свидание. С Вадимом. У нашей дочери появился молодой человек.
Юрий Васильевич: Знаю. Я с ним знаком.
Ирина Михайловна: Вот как! А где вы познакомились?
Юрий Васильевич: Лера познакомила нас на выставке, на открытии. Ты уже была на ней?
Ирина Михайловна: Нет, собираюсь в субботу с мальчишками.
Юрий Васильевич: Что за мальчишки?
Ирина Михайловна: Мои ученики. Я преподаю в детской студии. У меня много учеников, среди них один очень талантливый.
Юрий Васильевич: Ты- как хочешь, а их не води. Скажи, что 18+. Не надо, чтобы они видели.
Ирина Михайловна: Юра, ты меня пугаешь! Что случилось?
Юрий Михайлович: Кончился я как художник, Ира! Лера права, разменял я свой талант, на рупь пятаков купил.
Ирина Михайловна: Юра, это Лера так сказала? Тебе?
Юрий Михайлович: Нет, не мне. Но обо мне. Вадиму.
Подходит к мольберту, рассматривает её набросок.
Талантливо, Ира! Почему ты не выставляешься?
Ирина Михайловна: Выставляюсь! У меня было три выставки: в нашей студии, в доме ветеранов и в кинотеатре.
Юрий Васильевич: Тебе надо выставляться в Манеже, в галереях. Твои полотна живые, настоящие.
Ирина Михайловна: Ты ведь знаешь, я не член Союза, так, самодеятельный художник. Попробовала на Арбате поработать, но там такие расценки! А в студии мне нравиться, нравиться работать с детьми, нравиться открывать им искусство, нравиться следить за их успехами.
А какой он, Вадим? Расскажи мне о нём. Я его только один раз из окошка видела, когда он Лерочку провожал.
Юрий Васильевич: Очень приятный молодой человек, воспитан, образован. Журналист!
Добрый малый!
Ирина Михайловна: А как ты думаешь, у него серьёзные намерения к нашей дочери? Так хочется, чтобы она была счастлива!
Юрий Васильевич: Не знаю. Но мне он показался человеком порядочным. В пятницу мы с ним встречаемся, попробую что-нибудь узнать.
Ирина Михайловна: Постарайся, Юра! И позвони мне сразу же! Хорошо?
Юрий Васильевич: Хорошо, Ира. Ира, а я ведь к тебе не просто так пришёл, я пришёл с просьбой! Помоги мне! У меня давно не ладиться, я пишу отвратительно, пишу, зарабатывая, и в итоге исписался в конец. Ира, ты педагог от Бога! Помоги мне! Поучи меня!
Ирина Михайловна: (смешавшись) Юра, что ты! Чему мне тебя учить? У тебя талант, а я просто в студии преподаю. Ты- заслуженный художник России!
Юрий Васильевич: Ира, если ты мне не поможешь, я руки на себя наложу! Больше так жить не могу!
Ирина Михайловна: Хорошо! Бери мольберт, бери картон, бери краски. Смотри во двор, видишь композицию? Работай!
Так! Хорошо! Вот здесь поправь, а это –убери! Не перегружай лишними деталями.
Справился сам. Бери краски! Своим мазком. Нет, не так! Встань прямо, плечи отведи, рука в невесомости, душа в глазах, и полетел…
Юрий Васильевич быстро работает. Постепенно движения его становятся плавнее, ритмичнее, легче. Рука танцует.
Хорошо, Юра! Очень хорошо! Жаль, у меня холста нет.
Юрий Васильевич: Я словно ожил, как будто мои глаза стали видеть изнутри, а мои руки – они помнят, всё помнят. Спасибо, Ира!
Ирина Михайловна: Подари этот этюд мне, Юра! Я повешу его рядом с портретом нашей дочери.
Юрий Васильевич: Ира, конечно, это-тебе!
Слышно, как открывается дверь. Входит Лера и Вадим.
Лера: Папа! Мама! Это Вадим!
Ирина Михайловна: Пойдёмте пить чай! Папа торт привёз!
Юрий Васильевич работает в мастерской. Он спокоен, кладёт последний мазок. Смотрит на картину.
Юрий Васильевич: Закончил! Вот мой отец, как будто смотрит на меня, а вот дед и дядя.
Их нет уже, а здесь они живые и мне не стыдно перед ними. Я словно чувствую запах скошенной травы, чувствую солёный пот на лбу и между лопаток, вижу, как мерно движутся косы в их руках, слышу пение птиц вдалеке, и солнце обдаёт жаром, поднимаясь всё выше и выше! Раздолье, родное русское раздолье!
Отходит. Набирает на мобильнике номер.
Лера! Ты ещё на работе? Закончила? А какие у тебя планы на вечер? С Вадимом встретиться? Лера, а можно я приглашу тебя, маму и Вадима к себе в мастерскую? Хочу вам кое-что показать. Приедете? Пиши адрес, тут рядом, вас пропустят, я распоряжусь.
В мастерскую заходит Жанна.
Жанна: Что-то ты сегодня припозднился, не обедал, и ужинать не идёшь.
Юрий Васильевич: Жанна, я закончил мою картину! Сейчас приедут гости, и мы все поужинаем! Найдётся у нас бутылочка шампанского? Или коньяка?
Жанна: Какие гости? С телевидения? Заказчики? Из Третьяковки?
Юрий Васильевич: Нет, моя старшая дочь, её жених и моя бывшая жена Ирина.
Жанна: Мог бы меня предупредить! Всё найдётся! Пойду, распоряжусь.
Уходит. Раздаётся звонок мобильника.
Юрий Васильевич: Да-да! Ко мне, пропустите, пожалуйста!
В мастерскую входят Ирина Михайловна, Лера, Вадим.
Ирина Михайловна: Отличная мастерская, Юра! Какая панорама из окна! Днём здесь полно света!
Юрий Васильевич: Если смог и туман не скрывают солнце, да, очень светло.
Лера: Папа, ты как принцесса в башне. Так высоко!
Вадим: Позвольте задать Вам несколько вопросов?
Юрий Васильевич: Потом, потом! Я позвал вас, чтобы показать мою работу. Лера, оцени, как специалист.
Сдёргивает полотно с картины.
Ирина Михайловна: Поздравляю, Юра! Очень сильная работа!
Лера: Папа! Ты гений!
Вадим: Как живые!
Юрий Васильевич: Ира, я собрал тебе холст, краски, кисти. Пожалуйста, возьми! И я потом закажу такси, а Вадим поможет донести. А сейчас я приглашаю вас поужинать с нами.
Ирина Михайловна: Юра, а это удобно? Что подумает твоя жена?
Юрий Васильевич: Она знает и ждёт нас. Пойдёмте!
В галерее Жанны Григорьевны оживлённо. Народ толпится около картины.
Жанна: Успех! Колоссальный успех! Где эта грымза из Третьяковки? Конечно на аукционе дадут больше, но выставляться в Третьяковке – это бренд , заодно цены на другие работы поднимутся.
Здравствуйте! Как рада Вас видеть! Очень приятно! Пожалуйста, пройдёмте в мой кабинет, обсудим детали.
Подходит Ирина Михайловна со своими учениками.
Ирина Михайловна: Посмотрите, как художник раскрыл любовь к Родине, к семье через изображение труда. Люди косят траву, заготавливают сено на зиму для скотины. Обычная деревенская работа, а как поэтично всё передано! Как будто мы слышим свист косы, запах скошенной травы, ощущаем солнечные лучи. А вдалеке темнеет лес и вьется речка! Красота родной земли, красота людей, красота труда! Посмотрите на эти энергичные, широкие мазки! Это фирменный стиль художника.
Подходят Лера, Вадим и Юрий Васильевич.
А вот и автор этой картины! Познакомьтесь, ребята!
Мальчик: Настоящий художник? Живой?
Юрий Васильевич: Настоящий или нет судить не мне, а живой- это точно!
Пойдёмте в буфет, будем есть мороженое!
Уходят.
Лера: Вот это искусство! Великое бессмертное искусство! И его заберут в Третьяковку!
И это создал мой папа! Я так рада! Я горда, что он – мой отец! Я его люблю! И уважаю!
Вадим: Лера, а меня в редакцию взяли, в штат. Завтра- моя первая командировка. На новую птицефабрику в Тверскую область.
Лера: Поздравляю! Это чудесно!
Вадим: Мне помогла статья о твоём отце. Я разместил её в блоге с фотографиями. Было очень много просмотров, люди у нас в стране пока интересуются искусством, но я понял – это не совсем моё, я плохо разбираюсь в нём, путаю Рембранта с Рубенсом, а Моне с Мане. Мне не хватает знаний. Может, ты возьмёшь надо мной шефство? Восполнишь мои пробелы?
Лера: Вернёшься из командировки –поговорим! Конечно, восполню!
Свидетельство о публикации №221022400774
Какое счастье, что он не "зазвездился" и смог услышать самых близких людей, во спасение души и своего таланта.
Примером может служить общение людей, когда издержки второго брака не мешают всем собираться за одним столом, быть честными перед собой и другими.
Рассказ выше всяких похвал, просто шедевр!
Зелёный свет!!!
Эм, поздравляю с творческой удачей!!! 💐 🌼 🌷 🥀 🌻 🌸 🌼 🌷 🥀
Ли ❤️
Лидия Мнацаканова 12.04.2024 22:45 Заявить о нарушении
Эм Филатова 12.04.2024 23:32 Заявить о нарушении