Найти дом писателя
Снегопад. СНЕГОПАД! Такого не упомню.
Вышла в полдень с лопатой, дочистила до главной калитки, можно и отдышаться. Но надо отчистить и вторую, общую с соседями калитку.
Мимо проходит молодая особа с мальчиком, лет восьми. Остановились и что-то говорят. Я плохо слышу. Подошли ближе.
- Помощь нужна?
- А, почему бы и нет?
Неожиданные помощники живут рядом, в Лесных Полянах. Сегодняшняя суббота не задалась - ветер, снег. Решили прогуляться в Комаровку и найти дом Писателя. И, словно «сон в руку»:
- Вы нашли этот дом, входите.
Выдала им по лопате, показала, где откапывать. Справились быстро.
Егор, ученик второго класса, жизнерадостный, инициативный парнишка, жаждал продолжения деятельности, но я попросила пощады. В награду предложила гостям путешествие по старинному дому. Лестница внутри дома, ведущая на антресоль, действует безотказно на воображение детей. Подобная лестница в доме ковровских дедушки и бабушки, осталась самым ярким памятником моего детства. До сих пор, когда сон не идет ко мне, вспоминаю те ступеньки, отполированные детскими попками, мысленно поднимаюсь по ним…
Мне уже трудно подниматься наяву. Егор опережает. Дверь. Оглядывается на меня.
- Толкни ее, она и откроется.
Еще одна лестница с двумя ступеньками, и мы в мансарде.
- Ух, ты! Как красиво! Вот бы жить здесь.
Эта фраза оживила в моей памяти визит Эраста Павловича Гарина.
Конец 60-х. Тогда этот замечательный актёр озвучивал Ослика Иа-Иа в мультипликационном фильме о Винни-Пухе. Вот и приехал к писателю, приютившему в Комаровке Винни-Пуха и его друзей, чтобы окунуться в атмосферу сказки. Лучшего места «окунуться», чем мансарда, не придумаешь.
Эраст Павлович присел в кресло, обвил длинной изящной ногой ножку кресла, огляделся и, своим незабываемы голосом, произнёс:
- Как бы я хотел поселиться здесь навсегда!
В мансарде, за долгие годы, мало что изменилось, только кресла этого уже нет. Я отдала его, как экспонат в детскую библиотеку г. Королева, которой, в честь столетия со дня рождения Бориса Заходера, присвоили его имя.
Сама не ожидала, сколько воспоминаний воскреси этот любознательный мальчишка, с задатками исследователя и бескорыстного труженика.
Книги! Их относили в мансарду, освобождая место в кабинете для новых поступлений. Мои учебные тетради конца 50-х по высшей математике, по двоичной системе, когда училась на программиста! Отслужившие срок или устаревшие по времени предметы быта и техники доживают здесь свой век.
Но Егора, конечно, интересовали предметы, а не книжки.
- Какая странная лампа.
- Это керосиновая лампа. Прежде, помимо свечей, были такие лампы. Мы ею пользовались неоднократно, когда отключалось электричество.
- А, почему глобус под стулом?
- Давай найдем ему достойное место.
- Откуда у вас прялка?
- Люблю собирать предметы старинного быта.
- А меховые игрушки, почему так много?
- Это из моего прежнего увлечения мягкой игрушкой. Однажды, побывав на выставке «меховой скульптуры» литовской художницы Стасе Самулявичене, мы познакомились ближе, и по её приглашению, я побывала в Каунасе, где она научила меня своему мастерству, и «изваяла» в подарок Борису Заходеру свой образец Винни-Пуха.
- Что за лодка с маленькими лодочками по бокам?
- Ты прав, Егор, это деревянная ладья с чарками, подвешенными на борту – изделие художников Хохломы.
- Можно открыть большой чемодан? Как открыть замок?
Открыл. И тут его ожидал сюрприз, который он не смог оценить. Возможно, когда подрастет, то вспомнит. В коробках хранятся фолианты прижизненного издания «старика» Державина…
- Что в деревянном ящике?
- Микроскоп.
- А зачем?
- Как и глобус – вещи Бориса Владимировича. Его всё интересовало. Вот пишущая машинка с немецким шрифтом. Магнитофон ленточный. Это аппарат для просмотра слайдов и к нему экран. Это граммофон, только без трубы, заводился ручкой. Вещи из прошлого.
Прощаясь, Егор прижимал к груди, выбранные им самим, два томика «Мэри Поппинс», а Марина, его мама, попросила разрешения навестить меня завтра, чтобы дочистить оставшиеся дорожки.
Я вам рада, все двери будут открыты. Сразу входите
Воскресенье. Проснулась с приятной мыслью, что сегодня гости. Надо встретить пирогом, да не простым, а медовой коврижкой от Винни - Пуха, по литовскому рецепту, полученному от художницы Стаси Самулявичене.
Значит так: стакан меда, стакан сахара, стакан сметаны, два яйца и три стакана муки, в которую просеять чайную ложку пищевой соды. Мед подогреть, вложить и всыпать всё остальное. Выпекать при температуре 160 гр. 45 минут.
Пирог в духовке, я возле него. Слышу, попугай Ромочка кричит, что пришли гости. Громко кричит! Ну, на своем языке, конечно!
Марина говорит, что уже на террасе услышала «лай» попугая и дух медовой коврижки.
- Идите в кухню, чтобы заведомо знать, что нас ожидает после работы!
Выдвинула противень, дала Егору деревянную спицу, предложив проткнуть коврижку, чтобы проверить степень готовности. Спица, с налипшим тестом, показала, что до чаепития ещё уйма времени!
- Да и таймер показывает, что оставалось 25 минут.
- Что такое таймер? – спросил Егор.
Вернулась мысленно за ответом в год 1978, когда на своей машине, мы вдвоём, отправились в ГДР. Борис Владимирович больше интересовался инструментами, а я, как увидела таймер, так сразу купила. Вот что значит качество - до сих пор не потерял голос - звонит, когда отсчитает установленное время.
Срок, показанный таймером, оказался достаточным, чтобы прочистить дорожку для прогулки по саду.
- Егор, - сказала я раскрасневшемуся работнику, - поручаю тебе сервировку стола к чаю.
- А что такое сервировка?
Какой чистый лист этот мальчик. А мне, только задай вопрос, я начну дотошно объяснять, если конечно знаю сама…
- Возьми, пожалуйста, поднос – поставь на него тарелки, чашки…
И начался урок литературы.
- Егор, тебе чашку с Пушкиным на синем фоне или вишневом? У тебя одежда в синих тонах – твой Пушкин синий.
- Как думаешь, кто та женщина, что изображена на противоположной стороне чашки?
Недоумение на лице мальчика. Тут Егор и узнал, что у Пушкина была жена. Но это еще не литература, а биография
- Стихи Пушкина знаешь?
Вот бегает дворовый мальчик
В салазки Жучку посадив,
Себя в коня преобразив…
Что за прелесть этот Пушкин! Что за прелесть этот Егор!
Однако мы отвлеклись на учёные беседы, а ведь коврижка на столе!
Прощаясь, обменялись с Мариной «верительными грамотами» - договорились не теряться в суете будней, а в выходные не забывать друг о друге.
Уходя, Егор прижимал к груди пакет с обучающей литературой для чтения во втором классе, томик стихов Бориса Заходера, музыкальную книжку с песенками Винни-Пуха для неведомой мне девочки Ани, рецепт коврижки и, еще не остывший образец, её же.
Комаровка. 13.02.21
Свидетельство о публикации №221022400896
Ольга Иванова 11 06.07.2024 06:47 Заявить о нарушении