Манякина Злата. Воспоминания выпускницы школы 7

Воспоминания выпускницы  школы № 7 города Ливны.


Рабочий поселок и Ливгидромаш,
Школа седьмая, наш дружный класс.
Будто вчера, вижу эту картину.
Жили, любили, мечтали, шалили.


Школа воспитала или отшлифовала многие мои личные качества. Учителя считали своей задачей не только обучать, но и воспитывать подрастающее поколение. Одной из главных задач школы было подвигнуть детей учиться, приобретать знания самостоятельно, вникать в них, запоминать и применять на практике. Воспитание высокоморального, серьезного, ответственного, порядочного человека также было одной из главных и актуальных школьных задач. Быть октябренком, пионером и комсомольцем — очень ответственно. Это обязывало соблюдать определенные нормы поведения и обучения.
Увлечения делали жизнь ярче, красочней, интересней, помогали раскрывать творческие таланты учеников. В седьмой школе было достаточно много кружков и спортивных секций. Дети выбирали их по своим интересам. Некоторые из них посещала и я. Все школьные годы увлекалась чтением художественной литературы. В старших классах очень много читала французских авторов: А. Дюма, В. Гюго, Э. Золя и других. Ходила на школьную секцию по волейболу несколько раз в неделю, в младших классах посещала секцию по художественной гимнастике.
Могу предположить, что в семнадцать лет, обучаясь в десятом классе, прежде всего я отличалась дальновидностью. Последний год учебы весь был направлен на получение знаний для поступления в вуз. Я собиралась стать абитуриентом Историко-архивного института в Москве, поэтому все силы были брошены на изучение гуманитарных наук. Собираясь жить и работать в Москве после окончания института, активно и заблаговременно готовилась к экзаменам с большим усердием. Добросовестность выполнения заданий преподавателей также меня отличали в десятом классе, было ясно, что от моего усердия зависит будущее. Могу также назвать работоспособность и самоотверженность. Дома приходилось много заниматься самостоятельно по выбранной профессии, штудировать вузовские справочники и пособия, которые удавалось достать. Ученик последнего класса в моем понимании был уже почти студент, уровни знаний и ответственности у него должны были быть намного выше, чем у младших учащихся. У них еще было время побаловаться и полениться, а мы могли из-за лени, нерадивости потерять целый год, не поступив в вуз. Да и позор это был большой.
Энтузиазм, увлеченность, изобретательность, любознательность, открытость всему новому, неизведанному помогали в процессе упорного, целеустремленного труда. Жизнелюбие и вера в прекрасное будущее окрыляли, когда уже заканчивались силы и ничего делать не хотелось. В школьном коллективе, в общении с одноклассниками помогали коммуникабельность, уживчивость и открытость. Я была довольно активным членом общества. Сначала возглавляла звездочку в первом классе, потом была звеньевой, некоторое время являлась старостой класса. Эти навыки, сформированные в школе, потом сильно мне пригодились в жизни, за что я ей очень благодарна. Как любому человеку, мне были присущи и отрицательные качества. При такой большой нагрузке и нервном напряжении я довольно часто ленилась, опаздывала на уроки и даже на экзамены.
На протяжении школьной жизни набрала весь букет оценок: от двойки до пятерки с плюсами и минусами. До девятого класса была твердой хорошисткой, только четверки и пятерки имелись в четвертях. В старших классах учиться стало тяжелей, появились тройки по точным наукам, а вот по истории, географии, литературе всегда были одни пятерки. Родители, видя мою ответственность и целеустремленность, в дневник не заглядывали и вопросы не задавали, а вот учителя мне говорили, что я мало над собой работаю и при моих талантах могла учиться значительно лучше.
В седьмую школу я пришла во втором классе, когда мы переехали из города Грозного в Ливны. Первое яркое детское впечатление от школы был восторг от раскрашенных художниками школьных коридоров на первом этаже. Красками были изображены на стенах сцены из сказок, они занимали все пространство от пола до потолка и произвели на меня неизгладимое впечатление своим величием и красотой. Ни в одном музее мира изображения на меня не оказывали такого магического впечатления, как в школе, во втором и третьем классе. Мы выходили на перемену, и я попадала в сказочную страну. Потом эти картины закрасили, и сейчас их уже нет в школе. Очень жаль.
Когда вспоминаешь школу, стираются повседневные рабочие моменты и в памяти иногда всплывают самые неожиданные эпизоды. Однажды наша учительница математики заболела, и вместо нее пришла вести урок Валентина Матвеевна Зыбина. Мы были еще очень малы, а она весьма импульсивно вела уроки. Руки у нее были худые, пальцы длинные, и когда она расстраивалась в результате неправильного ответа ученика, начинала сильно стучать костяшками пальцев по столу что приводило весь класс в трепет и ужас. Мы ее очень боялись. Однажды утром всем классом решили сбежать с ее урока и у входа собирали своих одноклассников. Наша учительница задерживалась и мы собрали почти весь класс. Когда уже пошли к выходу, навстречу нам выбежала Валентина Матвеевна. К нашему удивлению она начала всех хвалить, что мы не ушли с урока и всем классом ждали ее на входе. Нам оставалось только последовать за ней в класс. Замена учителей часто грозила неожиданностями. Как-то на физкультуре у нас практикант подменял учителя. Он был почти наш ровесник, а мы уже считали себя людьми взрослыми. У него с нашими одноклассниками вышел конфликт. Одним ударом студент-практикант сломал нос моему однокласснику. Все произошло очень быстро, но запомнилось надолго. Вспоминается конкурс строя и песни, где я была командиром отряда. Мы много тренировались после уроков. Мне все время повторяли, что, когда возглавляю отряд и шагаю впереди всех, носки тяну как балерина, а надо четко отбивать каждый шаг. На войне как на войне!
Также незабываемы были наши выезды на автобусах от школы в ближайшие колхозы и совхозы для сбора яблок, свеклы, морковки и картошки в сентябре и октябре. По дороге на поля и обратно всем автобусом пели песни вместе с учителями. Вкус пряника с горячим чаем на картофельном поле помню до сих пор. Каждый день мы привозили себе по ведру отборной картошки, которую научились выбирать именно там. Этот навык остался на всю жизнь.
Очень строгие учителя у нас были по точным наукам. На уроке физики Курбатова Валентина Дмитриевна умудрялась за урок опросить по нескольку раз весь класс. Мы у нее были как на ладони и боялись ее урока как огня. Предмет она вела прекрасно, но тихо отсидеться за партой не удавалось. Однажды на физике я не ответила на вопрос по теме домашнего задания. Валентина Дмитриевна не оставила меня в покое. Она вдруг заявила, что новую тему урока буду объяснять я с ее помощью. Это было неожиданно для класса и особенно для меня. Пришлось идти к доске. Естественно, я новую тему не знала вообще. Что самое удивительное, что мне действительно удалось с помощью ее наводящих вопросов и моих старых знаний объяснить классу новую тему. Для меня было открытием, что я оказывается на такое способна и многое еще помню по физике и могу рассказать о ее законах другим людям. После урока Валентина Дмитриевна мне сказала, что в точных науках я бы тоже была отличницей, если бы не ленилась и хорошо знакомилась с материалом. Знания по физике и математике, полученные в школе, мне пригодились. После окончания школы, в 1986 году я не смогла поступить в Историко-архивный институт, поэтому сильно обидевшись на гуманитариев, не оценивших мои знания по заслугам, решила поступать в технический вуз. В 1987 году сдавала вступительные экзамены по физике и математике в Московский институт стали и сплавов на факультет порошковой металлургии. Конкурс там был очень высокий, съехались светлые головы со всей страны. На первом экзамене по физике срезалось большинство абитуриентов, ко второму экзамену осталось уже два человека на место. Ни с чем ушли многие медалисты, а я была допущена к следующему экзамену, имея хорошую подготовку по физике в ливенской средней школе № 7. Этот экзамен показал наглядно конкурентоспособность нашей школы в Москве. Ко второму экзамену по стечению обстоятельств я потеряла все деньги и вынуждена была вернуться домой, так как жить было не на что. В этом же году я поступила на исторический факультет ЧИГУ.
Один из самых запомнившихся и ярких экзаменов был у меня по геометрии. Тяжело давался мне этот предмет. Памятью хорошей я никогда не отличалась, а учить формулы и их доказательства было очень сложно. И вот экзамен. Я получаю два задания. Надо было доказать теорему и решить задачу. Сажусь готовиться. С ужасом понимаю, что знаю только формулу теоремы. Как ее доказать, не знаю. Сначала наступило полное отчаяние, потом равнодушие. Учительница уже поняла, что экзамен почти провален, по моему грустному виду. На экзаменационном листе я выписала необходимую формулу и просто, автоматически начала писать какие-то цифры, знаки, как иногда в задумчивости рисуют художники, не зная, что получится в итоге. Время у меня было и я продолжала импровизировать на листе бумаги. Вдруг я заметила, что у меня начинают вырисовываться какие-то формулы. Я более внимательно рассмотрела заданную формулу и сравнила ее с выведенными формулами в ходе моих «художеств». С удивлением заметила, что есть совпадения и возможно я доказала теорему. Лихорадочно, чтобы не забыть ход доказательства, переписала на чистом месте все формулы. По математическим выкладкам получалось, что я доказала теорему. Доказательство пришло к нужной форме. Я не верила собственным глазам и своему неожиданному счастью. Чтобы не потерять нить доказательства и не забыть ничего, я стала отчаянно проситься к доске, чем вызвала немалое удивление у нашей пожилой учительницы, много повидавшей на своем веку. Задачку я давно решила и мне срочно надо было переписать доказательство на доску и рассказать, как я его вижу по моей схеме. На экзамене присутствовала еще одна учительница математики, она тоже была заинтригована, понимая что из тяжелого отчаяния я пришла к полной уверенности в своих силах. В это время у доски отвечала наша отличница Ира Ситникова, которая всегда и все знала, экзамены для нее никогда не были проблемой. Учительница, не дослушав ее ответ до конца, поставила пять и вызвала меня к доске. Я стала переписывать свои формулы мелом и исписала всю доску. По лицам учителей я поняла, что они были крайне удивлены и внимательно изучали написанное. Потом я доказала теорему, объяснила вывод формулы. Про задачку все забыли и не спрашивали меня, настолько их поразила теорема. Учительница поинтересовалась у меня, откуда такое доказательство, попросила показать черновик. «Я его высчитала», — был мой лаконичный ответ. Учителя посовещались. Потом мне сказали, что таким способом эту теорему еще никто не доказывал, но претензий нет, так как доказательство абсолютно правильное, и они мне ставят пятерку за экзамен. Мне показалось, что в этот момент на Земле более счастливого человека, чем я просто нет. Это было просто невероятно. Правда, вторая учительница мне в спину кинула, что нужно лучше учить теоремы, а не придумывать новые доказательства, но это уже не имело значения. Я должна была получить двойку за экзамен, а получила пятерку, блеснув неизвестно откуда возникшим прозрением. Это был один из самых счастливых дней моей школьной жизни.
Запомнились также наши увлечения туризмом, межшкольные турслеты, соревнования. Илья Ефимович Трубицин учил меня ставить палатку по секундомеру, чистить картошку быстро и правильно в походных условиях. Наша классная руководительница и прекрасный человек Клара Ивановна Трубицина ходила с нами в походы по местам боевой славы Орловской области. Мы посещали села, где опрашивали ветеранов ВОВ, были в музеях, осматривали места битв и сражений. Потом писали отчеты о проделанной патриотической работе. Я часто была у Клары Ивановны в гостях, прочитала много книг из ее замечательной большой домашней библиотеки. Когда приезжала в Ливны, обязательно посещала родную школу и шла в гости к своей классной руководительнице.
Самыми веселыми и занимательными были сборы металлолома и макулатуры. Мы соревновались с большим азартом и тащили все из соседних со школой домов и дворов. Запомнились также коллективные походы в кинотеатр, организованные нашими учителями. В десятом классе мы посмотрели замечательный фильм Э. Климова «Иди и смотри». На большом экране он производил еще более пронзительное впечатление, чем при просмотре по телевизору, и запомнился на всю жизнь. Всем классом мы отдыхали на природе с ночевкой в палатках с душевными разговорами у ночного костра. Театрализованные представления, дискотеки часто проводились в то время.
Школа нас научила многому. Именно она заложила фундамент нашей успешности в жизни. Жизненная практика и последние исследования показывают, что самыми успешными людьми становятся хорошисты, школьные «середнячки». Это возникает из-за того, что успех им не дается легко, он требует приложить определенное упорство и старание в получении новых знаний и хороших оценок. Хорошисты получают навыки противостояния стрессу и приобретают способность находить выход из любой сложившийся ситуации. У отличников обычно бывает прекрасная память и различные таланты, им меньше приходится преодолевать сложностей в школе, поэтому к жизни они чуть менее приспособлены. И они привыкают к успеху и зачастую не выдерживают поражений, в отличие от «середнячков» готовых часто ко всему. Двоечники часто просто двигаются по течению, принимая жизнь такой, какая она есть, не напрягаясь особо, привыкнув к своему статусу и вечному проживанию «на Камчатке», в районе последних парт, где у них «свое царство». В русле своей спокойной, размеренной, предсказуемой жизни они во многом похожи на отличников, «оценочные» страсти хорошистов их обходят стороной. В повседневной взрослой жизни они ведут себя аналогично, хорошо приспосабливаясь к обстоятельствам и особо не участвуя в жизненных водоворотах, находят тихую пристань, размеренную работу и плывут дальше, по течению жизни.
Обучение в седьмой школе было для меня одним из самых сложных в моей жизни. Мне казалось, что школа для нас весьма суровая, учителя слишком строгие и требуют от нас почти невозможного. Наш класс считался образцом для других, и мы должны были своими оценками и поведением поддерживать высокий статус. Именно в школе нас научили тому, что нет слов «не могу» и «не хочу». Есть только короткое слово «надо», мы уже взрослые и на нас равняются младшие классы, поэтому надо всегда быть на высоте и не падать в глазах окружающих. Школа научила никогда не сдаваться и достигать свои цели. Научила жить в коллективе, находить общий язык и уходить от конфликтов как с одноклассниками, так и с учителями, всегда соблюдать субординацию и уважать старших. Безусловно, мы благодарны ей за это. Школа была нашим общим домом на протяжении многих лет и нашей большой семьей. Эту модель мы потом переносили и на другие коллективы, где нам приходилось учиться или работать.
Ностальгия по школьным временам, конечно, есть. Каждый раз, когда мы возвращаемся в Ливны, стремимся в наш общий дом, где нам всегда рады, где помнят нас и ждут. Хочется снова сесть за парту, побыть в классе со своими одноклассниками и учителями. В стенах школы мы снова становимся детьми, возвращаемся в сказочную страну детства.
У школы, как у любой организации, есть этапы становления и взросления. Когда-то наша школа была совсем маленькой, начальной и в ней обучался всего 41 ученик. Потом она росла и расширялась. В 1965 году школа получила большое новое здание и стала средней образовательной школой. В конце двадцатого века школа насчитывала больше тысячи учеников. Успешная, одна из самых лучших школ города была преобразована в гимназию. Школа, как живой организм, растет и развивается. Судя по тем преображениям, которые с ней происходят, школу ждут прекрасные перспективы. Это и возможность расширения ее образовательной функции за счет привлечения контрактных педагогов, лекторов в онлайн-режиме и реальном времени. Появляются возможности сотрудничества с учителями из других городов и стран, что расширит кругозор и знания учащихся. Также есть возможности образования базового школьного театра, собственной музыкальной организации, шахматного клуба и других учреждений, где двери всегда будут открыты не только для учащихся и учеников, но и для жителей города. Есть перспектива стать культурным центром горожан, лучшим образовательным ядром города. Конкуренция всегда подстегивает таланты, а талант — это всегда перспективное будущее.

24.02.2021.
15:20.


Рецензии