Художник Вася Ложкин и его котики
Не хочу. Но хотя бы одно имя назову, чтобы не быть совсем уж голословным. Малевич. Он дважды поступал в лучшее Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. И дважды провалился. Что делать. Стал рисовать квадраты, чёрные и красные, назвав это новым словом в живописи. Только причём здесь живопись я, ей Богу, не понимаю. Хотя по этому поводу и написали горы статей и книг.
Да ведь и это ещё не все. Можно оказывается и вовсе не брать кисть в руки и быть при этом художником . Не простым художником, а художником концептуалистом. Вот такой « художник» концептуалист прикрепил скотчем сухую палку к фанерному щиту и продал её Третьяковской галерее. Продал за несколько миллионов. И директриса поместила палку в престижный зал с картиной Иванова «Явление Христа народу»
Да, я утверждаю, что можно слыть художником, не умея даже просто держать кисть или карандаш в руке. Или держа, что угодно, но только не главный инструмент художника.
Не потратив многие годы, чтобы научиться мастерству живописи И слыть при этом живописцем с мировым именем. И оказывается, что не надо вкладывать всё мастерство, но и душу, всю творческую потенцию в дело живописи. А зачем? Если мою мысль я могу выразить и другими способами. А ваше дело додумывать то, что я хотел донести до вашего глупого ума. Да и это ещё не всё. С презрением отнестись ко всему, что было создано до тебя. Я как бы создаю новое, я первооткрыватель, а ваше дело понять и дорасти до меня.
А ведь и правда. Какая задача стоит перед человеком, взявшим в руку кисть? Ведь всем своим изображением он хочет что-то сказать. Живопись – это тоже средство коммуникации. Это тоже диалог между художником и зрителем. Это искусство называется изобразительным. А что это такое?
Изобразительное искусство или живопись, - это творчество, предметом которого является материализация зрительных (визуальных) образов материальной действительности и через эти образы — духовной реальности. Это, выражаясь по научному, результат выражения человеческого, духовного содержания через материальную форму изображаемых объекта. А если по сути и сказать-то нечего?
*****
Вася Ложкин. По правде, он никакой не Вася и не Ложкин он . Он по паспорту Алексей Куделин. Ну кому он нужен, этот Куделен. Вот Ложкин – это совсем другое. Есть в этом имени что-то корневое, народное и родное тоже. Что-то незлобное и юмарное. Даже привлекательное в своём таком наивном примитивизме. Этакий дядя Вася – борода лопатой. Именно так Алексей Куделин сам себя захотел позиционировать.
Вася создал много картин. И он, конечно, художник. Без художественного образования. Ну и пусть. Его изображения на холстах всё-таки понятны, внятны и нарочито примитивны.
Вася стал известен, прежде всего, благодаря Интернету. А потом уже у него были персональные выставки. Кто-то его любит. Кто-то презирает. Равнодушных нет. Кто-то его картинками восхищается, кто-то считает говном. Кто-то видит в его творчестве такой треш, стёб, прямолинейность. Это у него стиль такой. И очень узнаваемый. А это так важно для каждого художника.
А ведь картинки его, действительно, очень смешные, уморительные. Не всегда понятно, что Вася хотел сказать всеми своими персонажами. Но очень смешно.
Его персонажи живут в городе Кобылозаводск. Не ищите его на карте. Не найдёте. И не по причине его сверхсекретности. А потому что он существует только в васином воображении. Ну так, как у Александра Грина существовал в воображении город Зурбаган, который он заселил своими романтическими персонажами. А у Васи в Кобылозаводске живут коты и прочая живность в образе человеческом.
Вася приглашает нас посетить этот город. Вот так город и Вася стали знамениты. И пошли его персонажи гулять по разным художественным галереям. Но не сразу. Сначала его нигде не принимали. «Везде меня посылали» - как выразился сам Вася. А теперь бегают уже за ним, и всё благодаря Интернету.
«Коты меня кормят – так как они нравятся людям. На эти деньги я покупаю краски и рисую людей и чертей всяких». Так говорит сам Вася. Он же определяет своё место в искусстве живописи. Он панк в искусстве.
Кто такие панки? В зависимости от контекста это могут быть негодяи, подонки и пакостники. Во всех остальных случаях это означает эмоциональное нецензурное выражение. На уличном жаргоне так называли проституток.
Как выглядят эти панки? Может вы видели на улице молодых людей с очень странной прической. Голова с обеих сторон брита, а по центру торчком стоит довольно высоко жесткая щетина волос. Эту прическу называют еще «ирокез». Вот они-то, эти придурковатые персонажи, и называют себя панками.
Их идеология - стремление к личной свободе и полной независимости. Нонконформизм. Принцип - «полагаться на самого себя». И принцип «прямого действия»: нигилизм, анархизм, социализм, пацифизм, антикапитализм, антисексизм. Вася Ложкин, конечно ирокезом не украшает свой череп, а вот в остальном – это, пожалуй, всё из явленного списка.
А ещё Вася философ. Вот как он сам определяет свои принципы в искусстве: «Мне интересен человек в состоянии крайности, безумие человеческое, вот его я и стараюсь отобразить".
Работы Васи Ложкина знают многие. Их изображения можно увидеть даже на футболках.
******
Как-то Вася дал интервью. Некоторые его ответы мне показались интересными. Вот какие у него мысли.
- Вы стремитесь работать в позитивном ключе. Но сейчас столько всего происходит — нефть, газ, доллар опять куда-то полез, в обществе чувствуется напряженность.
-Но я-то не отражаю действительность в картинах. Я рисую вымышленный мир каких-то там сумасшествий, психозов, галлюцинаций, поэтому — кризис не кризис — у меня вечные темы!
— А еще есть работы, которые Вася Ложкин не покажет в Сети?
— На украинскую тематику. Я их тоже не показываю, потому что тема Украины слишком сильно в Интернете всем взрывает мозг. Вне зависимости от стороны. Даже само слово вслух скажешь — Украина! Набегают — и начинается.
— Сказано, что Вася Ложкин регулярно удаляет комментарии и вообще может закрыть тему, если конфликт набирает обороты. Не было такого, что собственное мнение приходится подстраивать под чужое, чтобы избежать подобных страстей?
— Нет. Дело в том, что я стараюсь не конфликтовать с общественностью, со зрителем. Провокаторов у нас навалом. А я не занимаюсь провокацией, я стараюсь, наоборот, как-то успокоить.
— Поэтому котики?
— Да, поэтому котики. Чтобы не было войны!
— Можно зайти в магазин и увидеть открытку с твоими котиками либо наталкиваешься на демотиватор с чужой подписью.
— У меня, например, радикальные взгляды на очень многие вещи, я их просто не высказываю вслух. И есть вещи, которые мне совершенно противоположны и неприемлемы. Типа, он с нами. А я с вами даже на одном поле срать не сяду! Вот как выходит. Поэтому мне это не нравится. Но а что я могу с этим поделать?
*****
Вообще, Вася-Алексей очень харизматичный человек. Невысокий, закутанный в куртку, в черной кепочке и очках в оригинальной оправе. Он похож одновременно и на классического художника, и на скрывающуюся от общественности рок-звезду.
А почему всё же он по больше части сидит в Интернете? Он объясняет: «Чтобы сделать выставку, надо картины, штук сто. Надо зал арендовать, деньги на рекламу, транспорт. И чего? Я должен взять кучу денег, которые мог потратить на еду, на семью все это дело вбухать.Я в современном искусстве ни черта не понимаю и им не интересуюсь. И отношения к нему не имею. Мне это не интересно»
И потом, зачем ему выставки-вернисажи? И это тоже он объясняет: «Ну хорошо, придут самарские, например, люди, поковыряют в носу, скажут: «Прикольно!» И все. То есть развлечь людей, я и так развлекаю. Теперь Интернет в каждом доме практически есть, вот тебе и выставка.
«Я в современном искусстве ни черта не понимаю и им не интересуюсь. И отношения к нему не имею. Мне это не интересно. Вот что мне интересно? Например, мультфильм для детей, потому что мы с ребенком смотрим мультики». Это тоже его слова.
— Как ты определяешь свой стиль?
— Так вот, положа руку на сердце, сказать, что я художник, сложно, потому что рисовать я не умею. С другой стороны людям нравятся мои картинки. Наверное, современное искусство у меня. Я же делаю его сейчас, потому и современное. С другой стороны ничего нового я не делаю вообще. Просто рисую то, что рисуется.
— Я же не какой-нибудь актер, у которого сумасшедшие фанатки под окном сидят! Это же все в Интернете. Живьем ничего такого нет. Хотя когда выставку организовали, пришло 5 тысяч человек. Ну да, круто, конечно! Все автографы просят, чувствуешь себя каким-то таким!
— Есть мнение, что художник должен быть голодны.
— В этой формулировке есть один момент. Там голодным не то, что недоедать, а должна быть жажда творчества.
— Вообще, людям приятно наблюдать за падением другого человека. Вот, например, писатель будет спиваться, будет наркоманить, писать какую-нибудь гениальную чепуху, и все будут говорить: “О, круто!”, а когда он умрет, скажут: “О, жалко. Давайте нам другого, будем смотреть, как он голодает!” Я лично считаю, что мне надо семью кормить, зачем мне голодать?! Да и потом я же сказал, что я не художник, с чего это мне?!
— Можно сказать, что нашел свою стезю, свое увлечение.
— Можно сказать, да. Во-первых, я никогда не хотел быть художником. Не было даже мысли. Я всегда хотел быть рок-звездой. Я всю жизнь занимаюсь рок-музыкой. Но так получилось, что последнее время стал писать картины, показывать людям, и людям понравилось.
Это великая сила Интернета. Когда у меня выставка первая случилась, я к тому времени был уже достаточно известным, и народу пришло до фигищи, потому что они все это видели в Интернете, а не наоборот. Потом ведь люди, которые смотрят мои картинки, живут в других странах. В Израиле, в Германии, в Украине, в Казахстане — Интернет дает возможность быстрее донести свое творчество до зрителя.
— Как ты начал писать на холсте? Был круг знакомых художников?
— Методом проб и ошибок. Сначала я рисовал на бумаге гуашью. На альбомных листах или вот у меня был рулон желтой такой бумаги, типа оберточной, плотной очень. Вот я отрезал куски и рисовал на них. А потом подумал: а давай попробуем на холсте маслом. Потом с масла перешел на акрил и темперу. Она быстрее сохнет! Масло — это понты такие — типа масло, классика, все дела.
— Ну и еще прикольный момент — поставил мольберт, набрал красок такой, хо-хо! Я еще думал берет на себя надеть, шарф такой, сесть напротив чего-нибудь и там кистью во все стороны: «Я так вижу мир!»
*****
А вот философия Васи Ложкина.
— Художник рисует картинку. Когда ты начинаешь ее объяснять словами с точки зрения: “Я борюсь за мир во всем мире” или в жизни у меня что-то произошло и так взбудоражило, я выражаю свой протест. Это, мне кажется, не совсем художник, это какой-то политический акционер.
— Нет стремления тоже что-то выразить?
— Ну я глуповат просто! Мне сложно умничать , мне слова-то сложно в предложения складывать, что еще я могу выражать?!
— Мне дано рисовать. Может быть, пройдет лет десять, буду писать. Дачу я купил, бороду отрастить не проблема, надо будет купить печатную машинку. Сесть, и роман, 400 страниц вступления — все, как положено.
По мне, так лучше сделать завтра, чем сегодня. Не получилось — и хрен с ним. Легче надо к жизни относиться.
— Я отношусь к жизни и работе, как испанцы какие-нибудь. Вот есть японцы, которые день и ночь на работе херачат, едят лапшу в офисе, чтобы достичь чего-то. Ну и жизнь проскакивает мимо. По мне, так лучше сделать завтра, чем сегодня. Не получилось — и хрен с ним. Легче надо к жизни относиться. И не принимать близко к сердцу всякую фигню, которую в Интернете пишут.
*****
Вот такой художник Вася Ложкин. Лучше о самом себе не скажешь. Тут не интервью – исповедь душевная. Всё избыточно ясно. И он прав. Прав в том смысле, что Интернет сегодня – великая сила. Сила, вся мощь которого и все возможности которой ещё не до конца осознанны. Ты сидишь дома в полном одиночестве и общаешься со всем миром. Фантастика, о которой никто и не мог помечтать ещё лет тридцать назад.
Какое средство для коммуникации! С его помощью мы найдем друзей и единомышленников. А также найдем врагов и даже злоумышленников. Можем найти женщину на час и на всю жизнь. Легко. А сколько возможностей, чтобы найти родственную душу и того, кто утешит и придаст новых душевных сил. И благодаря ему же, Интернету, можно стать известным и знаменитым. Вот как Вася Ложкин. И какой большой выбор средств. Как их оценить с точки зрения морали – это вопрос второй.
*****
Вася вступил в виртуальный кружок с общим названием «Колдовские художники». И там собралась кампания ещё та!
Движение придерживается принципа «честного» искусства». Рисую, как могу. Они считают, что содержание важнее формы произведения. Содержание работ часто является ироничным или саркастичным заявлением на политико-бытовые темы.
У этого движения есть свои принципы и цели. Вот, к примеру:
Не очаровать, а разочаровать зрителя, то есть расколдовать его, заставить сломать привычный взгляд на окружающую действительность и самого себя, увидеть мир вокруг, лишённым шелухи иллюзий, в чистом, божественно волшебном свете.
Всё бы хорошо, но тут всё зависит от чистильщика.
Вот один из них, Копейкин. Он с друзьями и коллегами по цеху создали свою секту «КОЛХУИ» — Колдовские Художники. Что Копейкин пишет об этом худсообществе? Вот что: «Среди нас нет ни одного профессионального художника со специальным образованием. Профессионализм в искусстве, как и в жизни — это одно из зол, с которым мы боремся, начиная с себя».
А вот что господин Копейкин – собрат по творчеству Васи Ложкина – думает о профессионализме: «В художественной жизни есть профессионалы — хранители и продолжатели традиций разных школ, направлений, например. Я к ним спокойно отношусь. Не всем же прокладывать новые пути. Они предпочитают ходить по большим, уже асфальтированным проспектам в мире искусств. Для них такие, как я, — дилетанты и выскочки. Но снобизм всегда смешон. И для меня профессиональный художник — это то же самое, что профессиональный философ. Я не знаю, какие ВУЗы кончал Сократ.
А вот ещё один, Кирилл Миллер. Он родился в Ленинградетв 1959 г. Он закончил ленинградское ПТУ № 61 по специальности «Маляр альфрейно-живописных работ». Считает, что своё образование получил в живом общении. То есть, по его мысли, блестящее образование.
Он был участником выставок в составе художественных объединений «Митьки» и «Колдовские художники».
В марте 2010 года подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти». Интересно что он скажет по этому поводу сегодня. Думаю, что то же самое.
А вот ещё один собрат Васи Ложкина по искусству. Познакомьтесь Виктор Пузо. Так смешно. Но настоящее его имя Виктор Буравкин.
Он был российский андеграундный музыкант, художник, видеоблогер, известный своим саркастическим отношением к современному обществу. В видео Виктора Пузо присутствуют отсылки к алкоголю. Тексты полны нецензурной лексикой. И тоже прославился благодаря Интернету.
Но в декабря 2017 года его на You-Tube заблокировали. Наверное не без причины.
И ещё один экзотический персонаж. Сергей Пахомов (Прозвище Пахом) Он конце 80-х впервые попал на телевидение в программу «Взгляд». Там сидели такие развесёлые хохмачи, и главным предметом их пошловатых шуток была вся история СССР.
Известность Сергею Пахомову принесло участие в съёмках фильма «Пять бутылок водки». Я не знаю такого фильма. А наиболее заметной для него стала роль младшего офицера родом из деревни в фильме «Зелёный слоник", где герой Пахомова испражнялся и поедал свои фекалии.
Сам Пахомов нередко называет то, что он делает, «смесью идиотизма и абсурда. Выступает с лекциями и комическими монологами в жанре «стендап-камеди». Я не знаю, что это такое. А вот как он пишет о себе самом:
«Вот я, Пахомов, сорокалетний москвич без образования — пою, танцую, ***к показываю, снимаюсь в запрещённых фильмах, употребляю наркотики, если они есть, беден как церковная мышь. Я вообще был художником, картины рисовал в середине восьмидесятых. И все иностранцы ко мне приходили, там, послы разные, и давали мне очень много денег за картины и потом их в музеях разных выставляли».
Это мы Пахома едва знаем, а вот на Западе его знают, раз его полотна, кисти представителя современного искусства, выставлялись на выставках в Германии, Англии, США. Люди, знакомые с Пахомом, уверены, что мало кто воспринимает его как художника.
*****
Вот такая кампания у Васи Ложкина. А теперь самое время посмотреть на его картины. Я могу выставить лишь одно его произведение. Но увидеть другие – не проблема. У нас же есть Интернет с поисковиком. Найдёте очень быстро. Надо посмотреть обязательно. Вася Ложкин абсолютно аполитичен. А если и находят в его картинках политические подтексты, то это не его вина.
Свидетельство о публикации №221022501189
Геннадий Мартынов 20.06.2021 23:25 Заявить о нарушении
С уважением,
Ева Голдева 21.06.2021 11:39 Заявить о нарушении
Геннадий Мартынов 23.06.2021 20:09 Заявить о нарушении
С уважением,
Ева Голдева 24.06.2021 14:37 Заявить о нарушении