Асы кубанского неба ч. 25
ЛИХОВИД МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ
Родился 28 Февраля 1922 г. в селе Могрица, ныне Сумского района Сумской обл., в семье крестьянина. С 1934 г. жил в г. Луганске (Ворошиловград), работал на заводе. По окончании средней школы поступил в Московский институт инженеров Гражданского Воздушного Флота. С 1940 г. в Красной Армии. В 1941 г. окончил военную авиашколу лётчиков. Участник ВОВ с июля 1941 г. Воевал в составе 298-го ИАП (25 августа 1943 г. преобразован в 104-й ГИАП, 9-я ГИАД, 7-й ИАК, 8-я ВА, 1-й Украинский фронт). В конце 1942 г. полк был отозван в тыл для перевооружения самолётами Р-39 "Аэрокобра", к боевым действиям вернулся в марте 1943 г. (на СКФ), где принял участие в боях на Кубани. Нелегко было над Кубанью, когда звено Лиховида, прикрывая наши наземные войска, уничтожало "Мессеры" и "Фокке-Вульфы", жгло осатаневшего врага огнём ненависти. Было нестерпимо больно, когда фашистская пуля прошила плечо и кровь закапала на штурвал. В то время было перехвачено сообщение немецкой радиостанции: "На станицу Крымскую идти нельзя. Советские лётчики беспрерывно атакуют. Наши самолёты проявляют большую нервозность, ибо в воздухе безраздельно господствуют советские истребители".
"Не только сбили спесь, но и сломили их волю", - отмечал командующий 4-й ВА ген. авиации Вершинин в связи с предостережениями фашистского командования. За период боевых действий зам. командира эскадрильи гв. ст. лейтенант М. Лиховид совершил 208 боевых вылетов. Проведя 44 воздушных боя, лично сбил 16 и в составе группы 11 самолётов врага. Большой урон причинил противнику штурмовыми действиями, на земле уничтожил 6 вражеских самолётов. 12 августа 1944 г. при подготовке самолёта к эвакуации с места вынужденной посадки в районе г. Рава-Русская (Львовская обл.) вместе с 2-мя авиамеханиками был схвачен конной бандой бандеровцев, облит бензином и сожжён. 27 июня 1945 г. за мужество, проявленное в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), медалями. Первоначально был похоронен в г. Рава-Русская. После войны останки были перезахоронены на холме Славы во Львове. Именем Героя названа бригада на Ворошиловградском тепловозоремонтном заводе, жилой квартал и школа № 25 города Ворошиловграда.
ЛОГВИНЕНКО НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ
Родился 15 января 1920 г. в г. Лебедин, ныне Сумской обл. Украины, в рабочей семье. В 1934 г. окончил 7 классов, а затем школу ФЗУ. Работал слесарем на Днепродзержинском металлургическом заводе. Окончил аэроклуб. С января 1939 г. в Красной Армии. В 1940 г. окончил Качинскую в/авиашколу пилотов. С июня 1941 г. на фронтах ВОВ. По июль 1942 г. служил в 92-м ИАП; по май 1945 г. - в 293-м ИАП. Сражался на Северо-Западном, Сталинградском, Северо-Кавказском и других фронтах. К маю 1943 г. комэск 293-го ИАП (287-я ИАД, 4-я ВА, СКФ) капитан Н.П. Логвиненко совершил 245 боевых вылетов, в 76 воздушных боях лично сбил 16 и в составе группы 2 самолёта противника. Штурмовыми действиями уничтожил 5 танков, около 40 автомашин, 2 зенитные батареи, ж/д мост через Днепр. Вот несколько эпизодов из боевой биографии отважного лётчика. 27 апреля 1943 г. 10 истребителей под командой капитана Н. Логвиненко прикрывали действия наших штурмовиков и бомбёров в районе станции Крымской. В бою с 12 Ме-109 лётчики сбили 4 машины, не потеряв ни одной. Н. Логвииенко уничтожил тогда 1 немецкий самолёт. В районе станицы Крымской наши войска глубоко вклинились во вражескую оборону, несмотря на его упорное сопротивление.
Боевые действия на земле и в воздухе 1 и 2 мая не прекращались ни днём ни ночью. Противник, бросив в бой значительные силы авиации, упорно стремился восстановить положение своих войск в этом районе. Немецкая бомбардировочная авиация, несмотря на значительные потери, пыталась большими группами наносить удары по советским войскам. Особенно ожесточённые бои развернулись 2 мая. В тот день 10 истребителей Як-1 во главе с Н.П. Логвиненко встретились в районе юго-западнее Крымской с 40 немецкими бомбёрами и большой группой истребителей прикрытия. Командир приказал атаковать врага. Смелыми и решительными действиями лётчики расстроили ряды бомбардировщиков. Противник потерял 3 самолёта, 2 из них сбил Николай Логвиненко. Наши лётчики без потерь возвратились на свой аэродром. В сообщении Совинформбюро эти события были отражены так: "На Кубани части Н-ского соединения вели ожесточённые бои, переходившие на отдельных участках в рукопашные схватки. Противнику нанесены тяжёлые потери в живой силе и технике. Наши самолёты прикрывали боевые порядки наземных войск, бомбили и штурмовали вражеские позиции. Лётчик ст. лейтенант М. Куценко в течение дня сбил 3 немецких истребителя, ст. лейтенант Н. Логвиненко уничтожил 2 бомбёра противника.
Лётчик-истребитель тов. А. Маяукян, сопровождая наши бомбардировщики, встретился с группой немецких истребителей, навязал им бой и сбил 2 самолёта". Через 2 дня в районе западнее Крымской 8 истребителей смело атаковали большую группу бомбардировщиков, летевших под прикрытием Ме-109. В этом бою враг потерял 5 машин, 2 из них пополнили счёт Н. П. Логвиненко. Когда командование представило отважного лётчика к высшей воинской награде, на его счету уже было 245 боевых вылетов, из них 50 вылетов на штурмовку войск противника. Он уничтожил 5 танков, почти 40 автомашин, 2 зенитных батареи, железнодорожный мост через Днепр и около 200 гитлеровцев. В 76 воздушных боях сбил 16 фашистских самолётов лично и 2 - совместно с товарищами. 24 августа 1943 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. С июля 1946 г. майор Логвиненко в запасе. В 1961 г. окончил Донецкий институт советской торговли. Жил в Киеве. Работал директором фабрики-кухни. Умер 7 января 1974 г. Похоронен в Киеве на Лукьяновском военном кладбище. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й ст.; медалями.
ЛУКИН АФАНАСИЙ ПЕТРОВИЧ
Родился 22 августа 1919 г. в дер. Данилово, ныне Вязниковского р-на Владимирской обл., в семье крестьянина. Окончил Вязниковское педучилище в 1937 г. Работал заведующим учебной частью спецшколы в г. Вязники. С 1938 г. в рядах Красной Армии. В 1939 г. окончил Пермскую в/авиашколу лётчиков. С августа 1942 г. мл. лейтенант А.П. Лукин в действующей армии. Служил в составе 88-го ИАП (159-го ГИАП). В марте 1943 г., после перевооружения полка на истребители ЛаГГ-3, принимал активное участие в воздушном сражении на Кубани. Одержал 6 побед, был награждён вторым орденом Красного Знамени. Затем полк несколько месяцев находился в тылу на перевооружении и на фронт вернулся только в мае 1943 г. В августе 1943 г. получил очередное звание - капитан. В ноябре того же года стал комэском и успешно командовал в боях в небе Тамани и Крыма. Истребители, сопровождавшие штурмовики, часто принимали участие в ударах по наземным целям. После того как авиаполк перевооружился на истребители Ла-5, участвовал в боях за освобождение Белоруссии. В ноябре 1944 г., как один из лучших лётчиков полка, был направлен на учёбу в Академию и на фронт больше не вернулся. К ноябрю 1944 г. в небе Польши комэск 159-го ГИАП (229-я ИАД, 4-я ВА, 2-й Белорусский фронт) гв. капитан А. Лукин совершил уже 325 боевых вылетов, в 120 воздушных боях лично сбил 15 и в группе 4 самолёта врага. 26 октября 1944 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны продолжал служить в ВВС. В 1949 г. окончил ВВА. С 1979 г. гв. полковник А.П. Лукин - в запасе. Жил в Москве. Работал ст. инженером отдела Мин-ва Гражданской авиации. Умер 24 октября 1996 г. Похоронен на Троекуровском кладбище. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., Отечественной войны 2-й ст., Красной Звезды; медалями.
МАНУКЯН АКОП БАЛАБЕКОВИЧ
Родился 16 августа 1916 г. в Армавире, учился в армянской школе. После окончания 6 классов учился в школе ФЗУ при "Армхлеботресте". В 1933 г. вместе с семьёй переехал в Ереван. Трудовую жизнь начал лаборантом хлебозавода, потом стал мастером. В 1935-1937 гг. учился в Качинской военной авиашколе пилотов. После выпуска был направлен на Дальний Восток. В составе 402-го ИАП молодой лётчик совершенствовал технику пилотирования и изучал боевые возможности истребителя. В 1938 г. в районе озера Хасан участвовал в боевых действиях против японских милитаристов. Вскоре Акоп был назначен командиром звена, а затем зам. командира эскадрильи. С первых дней войны Манукян просился в действующую армию, но лишь в апреле 1943 г. прибыл на Северо-Кавказский фронт и расположился на аэродроме в Багай-Барановке. Прославленный 402-го ИАП с 1943 г. имел на вооружении разные типы "яков" - Як-1, Як-7, Як-9. Боевые действия предстояло вести над Малой Землёй - плацдармом Мысхако. 20 апреля 1943 г., в день рождения Гитлера, немецкое командование поставило на карту всё, чтобы окончательно сломить сопротивление советской авиации, и подняло в воздух лучшие эскадры Люфтваффе. В этот же день 16 Як-1 из 402-го ИАП совершали свой первый боевой вылет на сопровождение наших штурмовиков и были встречены 25 Ме-109. Первый "Мессер" в полку в 11:00 сбил лейтенант А.Б. Манукян, второй через 15 минут воздушной круговерти - старший лейтенант А.Е. Рубахин, третий в 16:15 (во время 3-го вылета за день) - младший лейтенант В. Скорняков. Всего же за день боевого крещения лётчиками полка было выполнено 4 боевых вылета.
Продолжение следует в части 26 http://proza.ru/2021/01/02/698
Свидетельство о публикации №221022501191