Асы кубанского неба ч. 25

С КП передали новый боевой приказ: "Идёт новая группа бомбардировщиков. Атакуйте её! Ни в коем случае не допустить бомбёжки наших позиций!" Ст. лейтенант Лещенко во главе первой пары "Яков", сблизившись с передним бомбёром ударил по нему несколькими очередями. Вражеский самолёт оглушительно взорвался в воздухе, остальные стервятники развернулись и улетели обратно на свою территорию... На другой день Лещенко сбил в бою ещё одного фашиста. В небе Сев. Кавказа ст. лейтенант В. Лещенко совершил 28 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 7 самолётов лично и 1 в группе с товарищами, а когда выбыл из строя комэск, заменил его. За 13 дней лётчики под командованием Лещенко уничтожили 23 фашистских самолёта, сам Вячеслав довёл счёт сбитых вражеских машин до 16. Наградой командиру был орден Отечественной войны 2-й ст. 24 августа 1943 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. К середине ноября 1943 г. командир эскадрильи 4-го ИАП капитан В.С. Лещенко выполнил более 300 боевых вылетов. Проведя около 50 воздушных боёв, сбил лично около 20 самолётов противника. 21 ноября 1943 г. убыл на учёбу в ВВА и в боевых действиях больше не участвовал. После войны продолжал служить в ВВС. В 1945 г. окончил ВВА, в 1959 г. - Военную академию Генштаба. Занимал ряд командных должностей. С 1971 г. генерал-майор авиации В. Лещенко - в запасе. Жил в Ярославле. Умер 30 марта 1978 г. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 2-й ст., Красной Звезды (трижды); медалями.

ЛИХОВИД МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ

Родился 28 Февраля 1922 г. в селе Могрица, ныне Сумского района Сумской обл., в семье крестьянина. С 1934 г. жил в г. Луганске (Ворошиловград), работал на заводе. По окончании средней школы поступил в Московский институт инженеров Гражданского Воздушного Флота. С 1940 г. в Красной Армии. В 1941 г. окончил военную авиашколу лётчиков. Участник ВОВ с июля 1941 г. Воевал в составе 298-го ИАП (25 августа 1943 г. преобразован в 104-й ГИАП, 9-я ГИАД, 7-й ИАК, 8-я ВА, 1-й Украинский фронт). В конце 1942 г. полк был отозван в тыл для перевооружения самолётами Р-39 "Аэрокобра", к боевым действиям вернулся в марте 1943 г. (на СКФ), где принял участие в боях на Кубани. Нелегко было над Кубанью, когда звено Лиховида, прикрывая наши наземные войска, уничтожало "Мессеры" и "Фокке-Вульфы", жгло осатаневшего врага огнём ненависти. Было нестерпимо больно, когда фашистская пуля прошила плечо и кровь закапала на штурвал. В то время было перехвачено сообщение немецкой радиостанции: "На станицу Крымскую идти нельзя. Советские лётчики беспрерывно атакуют. Наши самолёты проявляют большую нервозность, ибо в воздухе безраздельно господствуют советские истребители".

"Не только сбили спесь, но и сломили их волю", - отмечал командующий 4-й ВА ген. авиации Вершинин в связи с предостережениями фашистского командования. За период боевых действий зам. командира эскадрильи гв. ст. лейтенант М. Лиховид совершил 208 боевых вылетов. Проведя 44 воздушных боя, лично сбил 16 и в составе группы 11 самолётов врага. Большой урон причинил противнику штурмовыми действиями, на земле уничтожил 6 вражеских самолётов. 12 августа 1944 г. при подготовке самолёта к эвакуации с места вынужденной посадки в районе г. Рава-Русская (Львовская обл.) вместе с 2-мя авиамеханиками был схвачен конной бандой бандеровцев, облит бензином и сожжён. 27 июня 1945 г. за мужество, проявленное в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), медалями. Первоначально был похоронен в г. Рава-Русская. После войны останки были перезахоронены на холме Славы во Львове. Именем Героя названа бригада на Ворошиловградском тепловозоремонтном заводе, жилой квартал и школа № 25 города Ворошиловграда.

ЛОГВИНЕНКО НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ

Родился 15 января 1920 г. в г. Лебедин, ныне Сумской обл. Украины, в рабочей семье. В 1934 г. окончил 7 классов, а затем школу ФЗУ. Работал слесарем на Днепродзержинском металлургическом заводе. Окончил аэроклуб. С января 1939 г. в Красной Армии. В 1940 г. окончил Качинскую в/авиашколу пилотов. С июня 1941 г. на фронтах ВОВ. По июль 1942 г. служил в 92-м ИАП; по май 1945 г. - в 293-м ИАП. Сражался на Северо-Западном, Сталинградском, Северо-Кавказском и других фронтах. К маю 1943 г. комэск 293-го ИАП (287-я ИАД, 4-я ВА, СКФ) капитан Н.П. Логвиненко совершил 245 боевых вылетов, в 76 воздушных боях лично сбил 16 и в составе группы 2 самолёта противника. Штурмовыми действиями уничтожил 5 танков, около 40 автомашин, 2 зенитные батареи, ж/д мост через Днепр. Вот несколько эпизодов из боевой биографии отважного лётчика. 27 апреля 1943 г. 10 истребителей под командой капитана Н. Логвиненко прикрывали действия наших штурмовиков и бомбёров в районе станции Крымской. В бою с 12 Ме-109 лётчики сбили 4 машины, не потеряв ни одной. Н. Логвииенко уничтожил тогда 1 немецкий самолёт. В районе станицы Крымской наши войска глубоко вклинились во вражескую оборону, несмотря на его упорное сопротивление.

Боевые действия на земле и в воздухе 1 и 2 мая не прекращались ни днём ни ночью. Противник, бросив в бой значительные силы авиации, упорно стремился восстановить положение своих войск в этом районе. Немецкая бомбардировочная авиация, несмотря на значительные потери, пыталась большими группами наносить удары по советским войскам. Особенно ожесточённые бои развернулись 2 мая. В тот день 10 истребителей Як-1 во главе с Н.П. Логвиненко встретились в районе юго-западнее Крымской с 40 немецкими бомбёрами и большой группой истребителей прикрытия. Командир приказал атаковать врага. Смелыми и решительными действиями лётчики расстроили ряды бомбардировщиков. Противник потерял 3 самолёта, 2 из них сбил Николай Логвиненко. Наши лётчики без потерь возвратились на свой аэродром. В сообщении Совинформбюро эти события были отражены так: "На Кубани части Н-ского соединения вели ожесточённые бои, переходившие на отдельных участках в рукопашные схватки. Противнику нанесены тяжёлые потери в живой силе и технике. Наши самолёты прикрывали боевые порядки наземных войск, бомбили и штурмовали вражеские позиции. Лётчик ст. лейтенант М. Куценко в течение дня сбил 3 немецких истребителя, ст. лейтенант Н. Логвиненко уничтожил 2 бомбёра противника.

Лётчик-истребитель тов. А. Маяукян, сопровождая наши бомбардировщики, встретился с группой немецких истребителей, навязал им бой и сбил 2 самолёта". Через 2 дня в районе западнее Крымской 8 истребителей смело атаковали большую группу бомбардировщиков, летевших под прикрытием Ме-109. В этом бою враг потерял 5 машин, 2 из них пополнили счёт Н. П. Логвиненко. Когда командование представило отважного лётчика к высшей воинской награде, на его счету уже было 245 боевых вылетов, из них 50 вылетов на штурмовку войск противника. Он уничтожил 5 танков, почти 40 автомашин, 2 зенитных батареи, железнодорожный мост через Днепр и около 200 гитлеровцев. В 76 воздушных боях сбил 16 фашистских самолётов лично и 2 - совместно с товарищами. 24 августа 1943 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. С июля 1946 г. майор Логвиненко в запасе. В 1961 г. окончил Донецкий институт советской торговли. Жил в Киеве. Работал директором фабрики-кухни. Умер 7 января 1974 г. Похоронен в Киеве на Лукьяновском военном кладбище. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й ст.; медалями.

ЛУКИН АФАНАСИЙ ПЕТРОВИЧ

Родился 22 августа 1919 г. в дер. Данилово, ныне Вязниковского р-на Владимирской обл., в семье крестьянина. Окончил Вязниковское педучилище в 1937 г. Работал заведующим учебной частью спецшколы в г. Вязники. С 1938 г. в рядах Красной Армии. В 1939 г. окончил Пермскую в/авиашколу лётчиков. С августа 1942 г. мл. лейтенант А.П. Лукин в действующей армии. Служил в составе 88-го ИАП (159-го ГИАП). В марте 1943 г., после перевооружения полка на истребители ЛаГГ-3, принимал активное участие в воздушном сражении на Кубани. Одержал 6 побед, был награждён вторым орденом Красного Знамени. Затем полк несколько месяцев находился в тылу на перевооружении и на фронт вернулся только в мае 1943 г. В августе 1943 г. получил очередное звание - капитан. В ноябре того же года стал комэском и успешно командовал в боях в небе Тамани и Крыма. Истребители, сопровождавшие штурмовики, часто принимали участие в ударах по наземным целям. После того как авиаполк перевооружился на истребители Ла-5, участвовал в боях за освобождение Белоруссии. В ноябре 1944 г., как один из лучших лётчиков полка, был направлен на учёбу в Академию и на фронт больше не вернулся. К ноябрю 1944 г. в небе Польши комэск 159-го ГИАП (229-я ИАД, 4-я ВА, 2-й Белорусский фронт) гв. капитан А. Лукин совершил уже 325 боевых вылетов, в 120 воздушных боях лично сбил 15 и в группе 4 самолёта врага. 26 октября 1944 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны продолжал служить в ВВС. В 1949 г. окончил ВВА. С 1979 г. гв. полковник А.П. Лукин - в запасе. Жил в Москве. Работал ст. инженером отдела Мин-ва Гражданской авиации. Умер 24 октября 1996 г. Похоронен на Троекуровском кладбище. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., Отечественной войны 2-й ст., Красной Звезды; медалями.

МАНУКЯН АКОП БАЛАБЕКОВИЧ

Родился 16 августа 1916 г. в Армавире, учился в армянской школе. После окончания 6 классов учился в школе ФЗУ при "Армхлеботресте". В 1933 г. вместе с семьёй переехал в Ереван. Трудовую жизнь начал лаборантом хлебозавода, потом стал мастером. В 1935-1937 гг. учился в Качинской военной авиашколе пилотов. После выпуска был направлен на Дальний Восток. В составе 402-го ИАП молодой лётчик совершенствовал технику пилотирования и изучал боевые возможности истребителя. В 1938 г. в районе озера Хасан участвовал в боевых действиях против японских милитаристов. Вскоре Акоп был назначен командиром звена, а затем зам. командира эскадрильи. С первых дней войны Манукян просился в действующую армию, но лишь в апреле 1943 г. прибыл на Северо-Кавказский фронт и расположился на аэродроме в Багай-Барановке. Прославленный 402-го ИАП с 1943 г. имел на вооружении разные типы "яков" - Як-1, Як-7, Як-9. Боевые действия предстояло вести над Малой Землёй - плацдармом Мысхако. 20 апреля 1943 г., в день рождения Гитлера, немецкое командование поставило на карту всё, чтобы окончательно сломить сопротивление советской авиации, и подняло в воздух лучшие эскадры Люфтваффе. В этот же день 16 Як-1 из 402-го ИАП совершали свой первый боевой вылет на сопровождение наших штурмовиков и были встречены 25 Ме-109. Первый "Мессер" в полку в 11:00 сбил лейтенант А.Б. Манукян, второй через 15 минут воздушной круговерти - старший лейтенант А.Е. Рубахин, третий в 16:15 (во время 3-го вылета за день) - младший лейтенант В. Скорняков. Всего же за день боевого крещения лётчиками полка было выполнено 4 боевых вылета.

Продолжение следует в части  26                http://proza.ru/2021/01/02/698


Рецензии