Именем Космоса. Часть 2. Глава 34

Глава XXXIV

Экипажу «Меридиана» выпало несколько выходных, и Тэад собрался лететь на Аниоту, Володя – на Землю. Тэад позвал его с собой.

– Восстанавливать отношения надо без свидетелей, – возразил Володя.

 – Подождёшь на «Грозе», пока мы договоримся. Если всё получится как надо, я вас познакомлю.

– А потом?

– Потом я останусь на Аниоте. Нам, я думаю, найдётся что обсудить. А ты возьмёшь «Грозу» и махнёшь куда тебе надо. Меня заберёшь на обратном пути.

– А тёть Аня? Завтра тебя будут ждать дома.

– Думаю, трагедии не случится. А мама... она поймёт.



Они подошли к системе Гая, и здесь Тэад вынужден был развернуть «Грозу». Перед ними был метеоритный хаос. Казалось, он достиг своего расцвета. Некоторое время Тэад наблюдал за происходящим, потом предпринял попытку осторожно войти в поток. На пульте «Грозы» включились сигналы тревоги. Метеоритный поток не шёл в одном направлении, что позволило бы при достаточном навыке встроиться в течение. Метеориты неслись во всех направлениях, вокруг своего центра, которым оказалась Аниота.

Не вняв сигналам тревоги, Тэад упрямо предпринял несколько попыток приблизиться к потоку с разных сторон, но в конце концов вынужден был всё-таки отступить.

– Бесполезно!

– Сюда бы тойер, – пробормотал Володя. – Тогда бы ещё можно попытаться. Думаешь, они всё ещё там?

– Где же им быть? – ответил Тэад. – Прошлый раз, когда их здесь закрывало, они продолжали работать.

– И вы полгода не виделись?

– Мы тогда и знакомы-то не были.

– Значит, тот пират, который ранил тебя, сделал благое дело – а то вы бы не познакомились.

– Я, оказывается, много чем обязан этому пирату, – сказал Тэад неохотно. Чувство поражения было горьким. Получалось, что для последней попытки примирения им с Аифаш оставался всё-таки накорд.

– На Земле придётся ехать в Латану, в их Институт, чтобы узнать позывные. Что ж, ничего не поделаешь.

Тэад развернул «Грозу». Он был раздосадован, но сидеть с кислым лицом всё равно не годилось. Он встряхнулся.

– Какие планы у тебя на Земле?

– Завтра буду у вас – праздник всё-таки...

Тэад невесело кивнул – в самом деле ведь праздник!

– А сегодня позвоню, наверно, к Томе домой.

– Зачем? Сказано же тебе было подождать.

– Я жду. Но она должна быть в рейсе, если пришла в себя. Поговорю с её отцом или матерью, хоть в общих словах узнаю как дела.

Тэад кивнул на накорд:

– Свяжись с «Равэрем». Спроси, на службе она или нет.

Володя покачал головой:

– «Равэрь» после нападения. Ему должны были сменить и маршрут и позывные. По крайней мере, у меня ни разу не получилось с ним связаться.

– Значит, «Равэрь» не будет больше заходить на Коггу?

– Скорее всего. Впрочем, это неважно.

– То есть?

– Я предложение ей сделал. Сделал неудачно, глупо и не вовремя. Но я сделаю снова.

Тэад понял и в общем-то не удивился. Володя по своему характеру и жизненным взглядам так и должен был поступить. Сирота, он всегда стремился к собственной семье.

– А... – начал было Тэад и осёкся. Он едва не сказал: «А ты считаешь, она согласится?», но быстро перестроил фразу: – А как же служба? Будешь переводиться или заберёшь Тому на Колх?

– Тогда ей работу менять. Я не хочу уходить из экипажа. Но и Томе походной жизни не желаю. Нас будут перебрасывать с базы на базу, и ей каждый раз срываться с места? А когда будет ребёнок?

– Но видеться раз в две недели тоже не годится, – сказал Тэад. – Какая это семья?

– Выберу подходящий момент, посоветуюсь с Ноэром Нианом. Может быть, подскажет, как поступают в таких случаях? Ты сам, когда...

Теперь осёкся Володя. Говорить об Аифаш он не хотел.

– Когда что, Володя? – чуть усмехнулся Тэад. – Когда сам собирался жениться? Я думал поговорить с экипажем и перевестись поближе к Земле. И Аифаш с Фарите, конечно, на Землю забрать.

– А Фарите с вами?

– А что ж её, бросить? Кто у неё на свете, кроме Аифаш?

Володя кивнул.

– Так ты не сердишься на Аифаш за вашу... ссору?

– Сержусь? – повторил Тэад. – Фарите говорила что-то про недоразумение – может быть, причина и правда в какой-то ошибке. Не знаю. Эти два Тэада из головы не идут...

– Как это?

– Да было одно... недоразумение – как ещё-то назвать? Только не с Аифаш, а со мной. На Антлоите. Когда уже вылетал, мне сказали, что на «входе» у планетарки зарегистрировано два Тэада Лодена. Бывают такие совпадения? Но моей фантазии не хватило придумать, как это может быть связано с нашей ссорой. Да и Аифаш отказалась увидеться со мной раньше, чем это случилось. Про Бойну она мне упоминала...

– Про кого? – растерялся Володя.

– Про Бойну? – удивился его растерянности Тэад. – Ну, попутчица моя, я тебе рассказывал.

– Её звали Бойна?

– И что?

Володя усмехнулся.

– Мою Манекенщицу Бойной звали. Я не говорил тебе?

– Ты никогда не делился подробностями.

– Так ты не спрашивал – и правильно делал. Прилетала к одному пирату на свидания. По переписке, говорила, познакомились. Потом рассталась с ним. В меня несколько раз выстрелила подкрашенными глазками – ну и звёзды с тобой, что мне от тебя нужно-то?

– И ты с ней встречался? А потом?

– А потом она пропала – а я встретил Тому, и кажется, не вспоминал о ней больше.

– И последний раз вы виделись?..

– Когда ты пирата привёз на Тиргму в мае.

– В этот день?

– Ну да.

– Она блондинка – коротко стриженная, волосы пышные, высокая, в каком-то синем не то бирюзовом скафандре? В бесшлемовом?

– Да.

Тэад кивнул, криво усмехнувшись.

– Значит, она рванула с Тиргмы за мной – она плела что-то про парней из Тивера.

– Так это она поссорила тебя с Аифаш?

– Она. Рассказать, почему она пропала – или ты слышал что-нибудь об этом?

– Не слышал и не интересовался.

– Мы угодили с ней на Терцию вместе, и она осталась там. Добровольно. Главарь и не удерживал её.

– Вот идиотка... – пробормотал Володя. – Неужели она так ничему и не научится? И что?

– Что? Потом я снова встретил её. Когда летал вместо тебя на «луну» Макеолы.

Тэад вернулся тогда на базу в таком мрачном расположении духа, что Володя не стал расспрашивать его, а сам он ограничился односложным ответом: «Да. Слетал».

– У неё на плече уже вполне официально стояла эмблема Терции. И, кстати, привёз мне её...

– Кто?

– Кто назначил тебе встречу?

Володя промолчал. Тэад взглянул на него от пульта и не стал настаивать на ответе.

– И она опять вмешалась в наш разговор с Аифаш. Как ты думаешь, что Аифаш подумала, снова увидев эту женщину рядом со мной?

– Бред какой-то.

– Поэтому кто у нас на кого обиделся, уже непонятно. Разбираться надо. Сидеть рядом и говорить. А тут – накорд!


Они прилетели на Землю поздно вечером. Для звонков было уже не время, и, взяв флаер, они направились с космодрома домой. Анна обрадовалась им, обняла обоих.

– Ну, молодцы, что приехали!

– Аена с Сергеем здесь? – спросил Тэад.

– Да. Спят, поздно уже. Будете ужинать?

Собирая на стол, Анна расспрашивала их. Володя всегда легко ей доверялся – она умела выслушать. Больше того, мудрая, она могла дать совет, и Володя ценил это. Он знал, как это важно, чтобы был на свете человек, способный подсказать и направить. И, подчиняясь привычке, он сказал ей со смущением, но прямо:

– Я жениться решил, тёть Аня.

Она обернулась к нему от плиты, посмотрела внимательно, кивнула:

– Ну что ж, пора.

Володя отчего-то улыбнулся.

– Почему?

– Каждому мужчине пора жениться, когда он понял, что хочет этого. Как её имя?

– Тома.

  Анна расставила перед сыновьями тарелки и присела по другую сторону стола с чашкой чая в руках.

– И кто же она – твоя избранница, Володя?

– Стюардесса на космическом лайнере.

– Значит, у вас общая любовь к Космосу, это хорошо.

Володя снова улыбнулся.

– Вы даже не зададите традиционных вопросов вроде того, давно ли мы знакомы?

– Это не имеет значения, Володя. Чтобы узнать человека, надо прожить с ним рядом не один год. Встречаясь, многого не узнаешь. Гораздо ценнее то, что ты любишь её и уверен в её чувстве к тебе.

– Вы знаете это?

– Я знаю тебя.

Володя помолчал и снова взглянул на свою приёмную мать.

– А совет, тёть Аня? Напутствие? Ведь я, можно сказать, ещё и не разговаривал с ней толком об этом.

– Совет... – повторила Анна. – Советов можно дать тысячу – и все будут нужными и к месту. Но основной, как залог согласия, такой: сохраняйте вместе своё чувство друг к другу. А это работа. Большая духовная работа, и один вместо другого её не сделает. Только взаимное уважение способно сохранить любовь, а значит, семью. Впрочем, то, что я говорю, можно много где услышать и прочитать. Чтобы понять, это надо прочувствовать.

Анна взглянула на Тэада – и он опустил взгляд. Он сам всего два месяца назад хотел познакомить мать с Аифаш, а сейчас было совершенно неясно, состоится ли это знакомство когда-нибудь вообще.


Утром, покормив всю семью завтраком, мать и Аена выставили мужчин из кухни и занялись приготовлением праздничного обеда. Маленькая Наташа с самым серьёзным видом надела передник и тоже отправилась на кухню. Сергей, Володя и Тэад установили в большой комнате стол и приготовили стулья, и Володя присел перед видеофоном. Тэад и Сергей вышли на веранду.

– Сколько тебе исполняется? – спросил Сергей, облокотившись на перила.

– У нас с Аеной на пять лет разница.

– Значит, двадцать пять?

– Двадцать шесть. Аене-то сколько?

– Шестнадцать.

Тэад пожал плечами.

– Ну, значит, на десять, – согласился он невозмутимо. – Мы все у мамы от пятнадцатого числа. Я в июле, наш старший в августе, Аена в сентябре. Она специально подгадывала, как думаешь? Только Володька выпадает – он почти новогодний.

– Ему двадцать четыре сейчас? Что-то он невесёлый. Да и ты какой-то смурной. У вас на службе неприятности?

Тэад помедлил и качнул головой.

– В личном. У обоих. Бог с ним. Как Аена?

– Ты же видишь.

Они встретились взглядами.

– Она вспоминает? – спросил Тэад.

Сергей распрямился, сорвал цветок вьющейся настурции со шпалеры.

– Редко. То есть, вслух редко говорит. Когда сам начинаю разговор, отвечает.

– Они...

– Нет, – понял Сергей. – Мне бы она рассказала. Хорошая у нас СГБ! – добавил он с прорвавшейся досадой. – Не в упрёк тебе, Тэад. СГБ уверяла, что работа по её освобождению ведётся! Подразумевалось, что выручить её должны были разведчики, из тех, что на Терции. И что? Ни один не то что не попытался её освободить, а даже не появился рядом. Вот и полагайся на такие обещания. Для галочки, что положено в таких случаях, то и говорят.

– Тише, – напомнил Тэад, кивнув на раскрытые окна дома. Ни Аене, ни матери, ни тем более Наташе ни к чему было слышать такие разговоры.

Сергей оглянулся и кивнул.

– А помощник главаря? – спросил Тэад.

– Хочешь сказать, это помощник главаря у них разведчик? – ответил Сергей, понизив голос. – Будем реалистами.

Тэад промолчал, невольно проводя в душе новые сопоставления относительно этого человека, отправленного им однажды на Тиргму.

– Возможно, был кто-то другой? Маленький и незаметный? Им ведь так и положено – чтобы их не замечали.

– К главарю Аена попала случайно, и ей просто повезло, что этот главарь был ранен и нуждался в помощи. И что он решил отблагодарить, а не поступить по-пиратски.

– Ну, а как же тот пират, который отдал тебе Наташу? – напомнил Тэад.

– Он – разведчик? – приподнял брови Сергей. – Тогда он грубо работает. Он... – Сергей запнулся. – Я благодарен ему – настолько благодарен, что будь над ним суд, выступил бы в его защиту. Но я не верю, что он сделал это бескорыстно. Скорее всего, решал какие-то свои дела. Или... ну, не все же звери у них. Грабить, жить беспутно и весело – это одно, а ребёнка убить... – Сергей мотнул головой, снова вспомнив библиотеку лайнера и входящего с Наташей на руках пирата. – Я благодарен ему, – повторил он. И усмехнулся. – Глупо, но я нет-нет и вижу во сне, как пираты искали нас – там, в двигательном отсеке...

На веранду вышел Володя. Он слышал в открытое окно часть разговора.

– Мы всегда судим предвзято, – сказал он, присаживаясь на перила. – Ничего не знаем, а думаем, что знаем всё.

– Поговорил? – спросил Тэад.

Володя кивнул.

– Тома не вышла на работу. Взяла отпуск и улетела куда-то к подруге. Она попала к пиратам во время ограбления, – пояснил он Сергею. – И, как Аена, вырвалась оттуда. Ты не прав, что нападаешь на СГБ. СГБ работает.

– Ну да, – усмехнулся Сергей. – Вы оба – убеждённые эсгебешники, где мне вас переспорить? Я удивляюсь, как Аена не в СГБ? Ну, а Юнседа? – продолжал он. – Рабовладельческая группировка – и ничего, существует уже полвека.

– И чего ты хочешь? – спросил Володя. – Чтобы СГБ разбила её?

– Именно этого.

– Предложи, как это сделать. Упрекать и указывать на недостатки умеют все. Если бы решение было – пиратство бы уничтожили, и в первую очередь Юнседу. Пока люди уходят в пираты, пиратство будет.

– Уходят немногие, – сказал Сергей.

– Но население Галактики большое, – ответил Володя. – Вот и вся математика. Ты же не предлагаешь вводить генный контроль за рождаемостью, чтобы на зачаточном уровне уничтожать людей с неугодными обществу наклонностями?

Сергей покачал головой.

– В человеческой истории было это, – сказал он. – Что вышло, мы все знаем – геноцид. И не смотри на меня, как на врага, Володя. Я не утверждаю, что СГБ ничего не делает. Да, делает, что может. Но вопрос, почему может-то так мало? И кроме того, не надо давать обещаний в дежурном порядке!

Володя взглянул на Сергея и промолчал. Он мог возразить, что когда сам оказался в плену, ему помогали двое разведчиков в разных группировках – и без них, сам, он не вернулся бы. Но именно потому, что он знал об их существовании, он не мог сказать ни слова в их защиту. Тэад перехватил этот его взгляд.

– Как бы там ни было, – сказал он Сергею, – на тот момент эсгебешное обещание пришло вовремя – для мамы в первую очередь. Да и ты, согласись, некоторое время держался благодаря ему.

– Может быть, скажешь, твой корабль вернула тебе СГБ?

– Нет. Но я и не ждал от неё такого подвига. Пусть спасает людей. Корабли – дело десятое.

Сергей коротко улыбнулся:

– Какая холодность!

– Я рад, что «Гроза» вернулась, и не делаю из этого тайны, – ответил Тэад.

Теперь больше, чем раньше, он хотел снова встретиться с Капитаном.

Сколько-то времени спустя Сергей подошёл к жене, ставившей на стол в большой комнате очередное блюдо.

– Ты очень занята там, на кухне?

Она обернулась.

– А что случилось?

– Попробуй поговорить с Тэадом. Что там у него происходит с его... личной жизнью?

– Не думаю, чтобы он согласился обсуждать это.

Они посмотрели друг на друга, и Аена улыбнулась:

– Но я попробую.


Перед обедом Тэад поднялся в свою комнату переодеться, но не успел прикрыть дверь, как в неё постучали и заглянула Аена.

– Извини, именинник. Я тут приготовила для тебя одежду к празднику. Держи-ка.

Тэад чуть улыбнулся, взял у неё аккуратно сложенные вещи.

– Спасибо.

– С днём рождения! – рассмеялась Аена и поцеловала брата в щёку. – В кои-то веки увижу тебя не в военной форме. Хоть бы ты женился скорей, может, жена приучила бы тебя к гражданской некосмической одежде.

– Не надейся, – снова улыбнулся Тэад. Он твёрдо решил не выдавать своего мрачного настроения дома и к шутке сестры постарался отнестись легко. – Она сама работает в Космосе и уверяет, что мне идёт форма. Даже намекала, что меня ждёт в подарок новый скафандр последней модели и сразу со всеми знаками отличия СГБ, которые мне полагаются.

Аена внимательно посмотрела брату в лицо. Она никогда не навязывалась ему с неуместным любопытством, но поскольку он не ушёл от ответа, спросила о том, ради чего, в сущности, и затронула эту тему:

– Так кто же она? Чьей сестрой, если не секрет, является юная Фарите?

Тэад помрачнел, но снова постарался не выдать этого.

– Не праздничная это тема, а сегодня мы будем говорить только о весёлом. Договорились? Ты не против, если я переоденусь?

Аена вздохнула и вышла из комнаты. Внизу засигналил видеофон, и она направилась к лестнице, но услышала, что на вызов ответила мать. Через полминуты по ступенькам взлетела Наташа. Её глаза радостно блестели.

– Там эсгебешник в форме как у Тэада и в шлеме – тагассианин! Спрашивает Тэада! – сообщила она матери.

– Тагассианин? – нахмурилась Аена. Она вернулась к комнате брата. – Тэад! Ответь по видеофону. Возможно, это Ноэр Ниан.

– Я понял! – не без удивления в голосе отозвался Тэад.

Аена взяла Наташу за руку, они вместе пошли вниз.

– А ты знаешь, мам, – сказала Наташа с затаённым восторгом. – Это здорово, что они эсгебешники!

– Тэад с Володей? – спросила Аена.

– Да. И этот тагассианин. Мне все девочки завидуют!

– Почему?

– Ну, из-за Тэада же с Володей. Эсгебешники храбрые! Они нужны, чтобы пиратов не было.

– Но пираты всё-таки есть, – осторожно возразила дочери Аена.

– Есть. А представляешь, если бы пираты были, а СГБ не было? Тогда наш лайнер бы не отбили, и тебя тоже никто бы не спас, правда?

– Ну... пожалуй, – согласилась Аена. – Только меня спасла не СГБ, а пират, которого я вылечила.

– Тебя спас эсгебешник, потому что я попросила.

– Эсгебешник? – Аена остановилась, посмотрела на дочь.

– Ну конечно! – как об элементарном сказала Наташа. – Тот пират, который меня спас от пиола – он эсгебешник.

– Постой-ка, с чего ты это взяла?

– Ну, он добрый! Он спас меня, а потом папу. И даже тот пиол так его и назвал! Сказал: «Давай её сюда, эсгебешник!»

Аена помолчала. Потом присела на ступеньку, посадила рядом с собой Наташу.

– Он так и сказал – эсгебешник?

– Ну да.

– Но будь он эсгебешником, об этом бы не знали другие пираты. А что ещё они говорили?

Наташа свела брови, вспоминая. Аена старалась не затрагивать в разговорах тех событий, чтобы не наводить на ненужные воспоминания дочь, но Наташа заговаривала о них сама – нечасто, но без страха. Медикологи в госпитале на Круде-Орсе сумели смягчить её впечатления.

– Они ругались. То есть, пиол ругался, а мой дяденька говорил негромко и смело.

– Что он говорил?

– Что не отдаст меня. И что Капитан знает, что Кильрат ограбил лайнер. И ещё про всякое – я не помню. И спросил меня, как тебя зовут, и сказал, что спасёт тебя. Он же спас, да?

– Ну, конечно... – пробормотала Аена, невольно вспоминая Майрана и стараясь понять, насколько верно Наташа передаёт ей те события. – А Кильрат – это кто?

– Да пиол же!

– Тот, который подходил к нам в проходе?

– Да.

Аена встала. Она не хотела задерживать дочь на этих воспоминаниях.

– Ну, хорошо то, что хорошо кончается. Идём-ка тоже переодеваться. А то все будут нарядные, одни мы с тобой останемся, как две Золушки до прихода феи.

Тэад спустился через несколько минут. Он хмурился.

– Не знаешь, где Володька? – спросил он мать.

– Во дворе. Нашли мяч и гоняют его с Сергеем, как двое мальчишек. Что-то случилось?

Тэад помедлил, как видно, сам ещё только осмысливая полученные новости.

– В целом, ничего особенного. Но нам придётся улететь завтра рано утром,  мы теряем несколько выходных. Это некстати!

– Не расстраивайся, – сказала мать. – Их выдадут вам в другой раз. Режим труда и отдыха обычно не нарушается даже в СГБ!

Тэад улыбнулся:

– Извини, мне надо переговорить с Володей.

Он вышел из дома.

Увидев выражение его лица, Володя пропустил мяч, и тот со скоростью снаряда влетел в куст вишни.

– Тёть Аня нас, конечно, похвалит... – прокомментировал результат попадания Володя и обернулся к Тэаду. – Говори. Нашу базу на Колхе захватили пираты?

– Почти что так, – усмехнулся Тэад. – Завтра сбор всем экипажам отделения.

– В связи с чем?

– Будут перебрасывать куда-то, я думаю.

– А кто сообщил?

– Де Тревиль по своей личной связи. А я должен сообщить экипажу. Интересно, где я его найду?

– Поль, скорее всего, на Аппалоне. А вот Уил с Алексеем...

Сергей тем временем извлёк из куста мяч и подошёл.

– Ты командир и не знаешь, где проводит выходные твой экипаж?

– А твоё начальство знает, где ты?

– Я обитатель Земли, – хмыкнул Сергей, показав на «пчелу» в кармане.

– Ну да, тебе проще, – согласился Тэад. – У нас теоретически тоже есть переговорники, но, боюсь, через всю Галактику по ним не докричишься.

Тэад встретил Аену, когда они с Наташей выходили из комнаты – обе красивые, словно собрались на приём к королеве Великобритании, а не на скромный домашний обед, который сами же и приготовили.

– Мне впору позавидовать Сергею, – сказал Тэад. – Вы обе прекрасны.

– Чего не скажешь пока о тебе, – рассмеялась Аена.

– Я сейчас исправлюсь, – пообещал Тэад. – Наташа, ты разрешишь, я спрошу кое о чём у твоей мамы?

– Разрешу... – ответила Наташа в затруднении, она не поняла, что требуется от неё, и посмотрела на мать. Та взглядом указала ей на лестницу.

– А, ага! – сообразила Наташа. – Разговаривайте! – и убежала вниз. Они вернулись в комнату Аены и Сергея. Аена прикрыла дверь.

– Я слушаю тебя.

– Скажи, будет совсем недопустимо, если я улечу на несколько часов?

– Когда?

– Сейчас.

– Это совершенно недопустимо.

– Аена, но мне очень нужно! Время к обеду, и пока мы встанем из-за стола, будет совсем уже поздно куда-то ехать – пока доберусь. Я думал, у меня есть завтрашний день, а нас срывают.

– Мама так ждала тебя, Тэад, – тихо сказала Аена. – Она совсем тебя не видит. И так для тебя старалась. И мы с Наташей тоже.

– Я всех вас люблю и очень ценю вашу заботу и старания. Но я не могу откладывать эту поездку ещё на неделю. А если нас будут перебазировать, то и на две!

– А что случилось-то?

Тэад помолчал, соображая.

– Мне нужно попасть в Латану.

– Это не на соседней улице.

– Поэтому я и говорю, что ехать нужно сейчас.

– Зачем, Тэад? Насколько я знаю, Фарите и её сестра живут где-то в Космосе?

– Их Институт в Латане. Мы с Аифаш потеряли друг друга. Им сменили позывные, а нас перебазировали.

– Но я дала Фарите твои координаты.

– Она прилетала ко мне – и всё снова пошло кубарем. Аена!

– Но ведь теперь у тебя «Гроза», и тебе вернули прежние позывные, так?

– Аифаш об этом не знает. Да и не посигналит она мне первая.

– Такой сложный характер?

– Обстоятельства сложные. А характер... хороший характер.

– Давай так, Тэад. Оставь мне адрес этого Института. Я сама завтра слетаю туда и узнаю для тебя их позывные. И сразу сообщу на «Меридиан».

– «Меридиану» позывные поменяют, если нас перебросят. На «Грозу» сообщай. – Тэад посмотрел на сестру и улыбнулся: – Спасибо тебе.

– Тебе, – ответила Аена. – За то, что не сбегаешь, когда мысли совсем не здесь, и держишь всегда себя в руках. И относишься к нашим стараниям с уважением.

– Так это не мне спасибо, а маме. Её воспитание.

– Мать воспитывает ребёнка, пока он маленький. Слышал поговорку, что воспитывать надо, пока дитя поперёк лавки лежит? А как перестанет помещаться и ляжет повдоль, так уже поздно, дальше он сам.

Тэад дурашливо улыбнулся:

– Я рад, что хороший!

Он взялся за ручку двери, но Аена остановила его:

– Если можешь, задержись ещё ненадолго.

Он обернулся.

– Давай присядем.

Они сели в кресла.

– Сейчас вроде бы и не время, но скажи, ты вспоминаешь Терцию?

Тэад поднял взгляд на сестру.

– Вернее, не только Терцию, – поправилась Аена. – Её главаря.

– Да. Ты тоже, как я понимаю?

– На Колхе я неточно передала тебе то, что он просил. А потом, когда задумалась, поняла, что смысл в его словах мог быть совсем другим.

– Что он сказал тебе? – спросил Тэад тревожно. Он был заморочен в тот день на Колхе и не задумался над словами Аены.

– Дословно – так: «Передай Тэаду... Пусть он смотрит внимательно и если почувствует или ему скажут, будто он совершил то, чего на самом деле не совершал, то ему следует помнить, что на свете существуют двойники». Я спросила: «То есть, вы? Вы хотите сказать, что вмешиваетесь в его жизнь?» И он ответил: «Один раз вмешался. И думаю, очень грубо». Мне показалось, он имеет в виду то, что ранил тебя, ты понимаешь. Но, может быть, речь шла о чём-то другом – ты должен лучше знать, правда?

– Двойники? – повторил Тэад ошеломлённо, снова вспомнив второго «Тэада Лодена» на Антлоите. Они ведь и правда похожи с главарём Терции и он вполне мог назваться не своим именем, если откуда-то узнал его! А узнать мог от Бойны – она наверняка видела на «Арабне» удостоверение.

– Аифаш обвинила меня в лицемерии! Но что ему могло понадобиться на Антлоите? – вслух спросил он. – Да ещё от Аифаш и Фарите? Майран – его приближённый...

Майран был на Аниоте, а раз он – правая рука Капитана, то появиться там мог по его приказу, а значит, главарю Терции и правда нужно что-то от Аниоты или её обитательниц.

– Чего он хочет? Что им грозит? Аена, узнай их позывные. И корабль нужен специальный, с антиметеоритной системой. Володька прав – тойер бы!

Аена сжала Тэаду руку.

– Подожди, ты горячишься. Я не совсем поняла, но мне кажется, ты не прав, ожидая от этого человека какой-то гадости. Ты сам говорил мне, что у него есть своеобразное чувство чести. Как оказалась у тебя «Гроза»?

– Он вернул мне её. Сам. Тома попала в плен, и он отдал ей «Грозу», чтобы она могла улететь.

– Тома? Девушка Володи?

– Ну... да.

– Откуда ты знаешь, если Володя ещё не разговаривал с ней с тех пор?

– Нам рассказали кэрровцы, которые регистрировали приём корабля и брали у Томы показания.

– Когда я была у него в плену, он мог отдать «Грозу» мне, он знал, что ты мой брат. Но не отдал. Он сказал, что успел оценить «Грозу» и расстаться с таким кораблём не готов. Но вступать в сделки со своей совестью он, как мне кажется, не умеет. Прошло немного времени – и он отдал её, спасая другую девушку.– Аена показала брату свою правую руку: – Смотри!

На  безымянном пальце взблестнуло обручальное кольцо.

Тэад нахмурился.

– То самое? Откуда?

– Нас пригласили в КЭРР и предложили опознать, наши ли это кольца.

– Так!

– Капитан вернул их нам, Тэад! Прежде чем отпустить меня, он спросил, что у нас отобрали. Он нашёл их и каким-то образом передал в СГБ.

Аена посмотрела Тэаду в лицо, но он молчал, сжав губы и размышляя.

– Он отблагодарил меня таким образом за операцию! – добавила она. – И ещё нам сказали в КЭРРе, что кроме наших колец он вернул и другие украшения с того лайнера. Это говорит о его характере.

– Говорит... – согласился Тэад. И улыбнулся хмуро: – Я и сам готов защищать его. Но не тогда, когда он протягивает руки к Аниоте.

– Так Фарите с сестрой живут на Аниоте?

– Точнее сказать, работают.

– Что это за планета? Я и названия-то не слышала.

– Обычная планета в исследовательском секторе. Правда, очень богатая.

– Фарите ещё слишком маленькая для такой работы.

– Аифаш начала работать самостоятельно в пятнадцать.

– Это очень рано.

– Они осиротели, когда ей было пятнадцать лет. В таком возрасте и после такой трагедии едва ли захочешь в другую семью. Особенно если рядом младшая сестрёнка, которая только в тебе видит источник жизни. Ну вот, – скупо улыбнулся Тэад. – Я и рассказал тебе о них. Не говори пока никому, договорились? Я и так не представляю, как стану распутывать весь этот чёртов клубок между нами. И никак не могу смириться, что это уже насовсем.


Наконец, все шестеро членов семьи приняли праздничный вид. Стали садиться за стол. Мать заняла своё место во главе стола, Тэад подошёл к ней, поцеловал и обнял.

– Спасибо тебе. Спасибо за моё рождение и за то, что мне так с тобой повезло.

Он подал ей футляр с цепочкой из белого золота и кулоном в виде искристой звёздочки. Так было принято в их семье: все поздравляли именинника, а именинник поздравлял мать. Эту традицию завёл когда-то их отец, и Аена с Тэадом свято берегли её – в память об отце и из благодарности к матери. Анна взглянула на подарок – и с невольными слезами обняла сына. Белое золото было похоже на рутийское серебро...

После поздравлений и пожеланий Аена спросила, почему Тэад не пригласил ребят из своего экипажа и друзей.

– Я не знал, попаду ли на Землю, – ответил Тэад. – Надеялся, что не попаду.

– Ничего себе! – рассмеялась Аена.

– Тогда я просил бы вас перенести празднование на несколько дней, до следующих выходных, и только.

– Почему? – удивилась Аена.

Тэад улыбнулся:

– Ты как всегда хочешь всё знать, Айка, – как в детстве сказал он.

– Что? – переспросила Наташа, заинтересовавшись.

– Айка, – пояснил Тэад. – Я в детстве твою маму так называл.

– Она что, айкала?

– От неё было не добиться. Это я чуть что, поднимал крик. А твоя мама – стоик.

– А она как тебя называла?

– Твоя мама – человек мудрый, и к тому же всегда была старшей. Она называла меня по имени и никогда не опускалась до прозвищ. Тем более, что в переводе с одного из лауркских языков моё имя значит...

Тэад взглянул на мать.

– А в самом деле, – спросил Сергей, – что обозначает имя Тэада? На Земле больше распространено имя Тэд, сокращённо от Теодор.

Мать улыбнулась:

– К Теодору имя Тэада не имеет отношения. Тэад означает бесстрашный, защищающий справедливость.

– А я и не знал, что вы владеете лауркским, – сказал Сергей.

– Я им не владею, – сказала Анна. – У меня не было хорошего учителя, да и времени не было заниматься, а язык очень сложный. Я помню только основы, а мои дети совсем его не знают. Они не проявляли к нему интереса, и я не настаивала.

– Но ведь обычно, – сказал Сергей, – родители хотят, чтобы дети освоили то, что сами они не смогли.

– Я и сейчас этого хочу, – улыбнулась мать. – Но это ни в коей мере ни к чему вас не обязывает.


Рецензии