Флоропоэтика Марины Цветаевой

«А разве вы не знаете, что в стихах ; все о себе?»
Анна Ахматова

Вот отчего у восточной стены,
В зарослях крепкой малины,
Темная свежая ветвь бузины…
Словно письмо от Марины.
Анна Ахматова

         С каким деревом вы себя отождествляете, читатель? Наверное, в отличие от поэтов, ни с каким. Чаще себя сравнивают с животными. Толстый и добрый, значит вомбат. Худой и хитрый, значит Рейнеке Лис.  А помните: «Я – чайка»? Пришвин утверждал, что он гриб мухомор, его тоже нельзя есть. А вот Марина Цветаева сравнила себя даже не с деревом, с кустом. О «Бузине» и «Кусте»  Цветаевой литераторы написали тома, а что может сказать о них эколог в несколько строк?

      Экология наука об отношениях всего со всем. Если человек восхищается красотой цветка, у него обыденное, потребительское сознание. Если поэт воспевает красоту цветка, нагромождая метафоры и гиперболы у него сознание обыденное тоже. Если поэт вступает в диалог с растением,  его сознание мы называем экологическим.  Именно такое сознание у крупных поэтов и, конечно, у Цветаевой.
 
Что нужно кусту — от меня?
Имущему — от неимущей!

   В отношении между растением и человеком создается новая реальность, не менее достоверная, чем отношения растений друг с другом или птицами. И только поэты осознают, что природа, словно Кастальский Ключ, первична, сущность ее неисчерпаема, и каждый получает  из него лишь глоток.  Бузина куст и,  как у всех кустов,  у нее множество стволов и главного среди  них не найти. Кусты ниже деревьев, поэтому с ними легче вступать в диалоги.

     Есть в нашей природе райские уголки. Они существуют только потому, что их открыли ботаники и поэты. Блок как писатель родился в Шахматово, Ботаник Кауфман открыл Окскую флору. Таруса, провинциальный городок, где и через полвека, как рассказывал Паустовский, тоже любивший Тарусу,  после Цветаевой не было ни света, ни водопровода, ни новых домов. Клен Блока из Шахматово, бузина, конечно,  из Тарусы, русского Барбизона для художников, место благословенной тишины. Там, на берегах Оки,  Цветаева провела летом первые десять лет жизни. В огороде бузина  … а  почему не в лесу? Ботаники до сих пор спорят, дикое растение бузина, или культурное. Посаженное в парке оно легко уходит из культуры и бродит по окрестностям, а то вдруг является ниоткуда и поселяется возле калитки. Проходят годы,  бабушкин сад давно заброшен, а бузина растет. Бузина многолика.  Смерть подарила герою сказки из романа Роулинг непобедимую, зловещую бузинную палочку, но из ветки бузины можно сделать дудочку и перекликаться с соловьями, недаром называют в народе бузину пищальником.  Для человека бузина ядовита, но птицы едят ее ягоды с наслаждением, именно птицам предназначены ее кисти. В Москве возле старого  родного дома поэта росла липа. Вернувшись из эмиграции, Цветаева липе обрадовалась, но просила Ахматову  никому об этой  липе не рассказывать: как бы не вырубили.  А кто посмеет вырубить бузину?  Издревле на Руси это суеверно  считалось делом опасным для здоровья. Бузина всегда одинока, вы не найдете зарослей бузины. Одинока и неприкаянна всю жизнь была Цветаева.

     Но что привлекает поэта в растениях больше всего? Конечно,  краски. Редкое растение столь разнообразно приветствует нас в разное время года, как бузина.  Весной из ее огромных почек,  на фоне красно-бурых молодых ветвей, появляются не простые листья, трехпалые ладони. И ладони  эти багровые, пурпуровые, явившиеся словно из осени.  Говорят, такие листья притягивают тепло. Наверное, они притягивают и пение птиц,  и шум весеннего ветра. Тишина наступает ранним летом. Именно тогда на огороде зелень бузины кажется особенно яркой на фоне почти голой земли.

 Бузина моих глаз зеленей

  Мы выбираем свой цвет в зависимости от темперамента и настроения. Кому-то по душе желтые мимозы, обещающие счастья, кому-то,  в минуты беззащитности, голубые незабудки, а кто-то предпочитает просто зеленые листья.  Зеленый цвет спокойный, он нужен для обретения тишины.  Цветаева выбирает красный, а, может быть,  красный цвет выбрал ее? Сущность Цветаевой - ярко-зеленая. И права Ахматова, когда говорит не о красных кистях, о свежих ветвях бузины.  Красный цвет выбрал ее, но хотела она того же, что и куст бузины – творчества и тишины. Ведь глаза у нее были зеленые. Зеленая Таруса ушла в прошлое, как ушло детство, как ушла в прошлое сгоревшая Москва, сгоревшая не от пожара, от красной кори. Говорят, бузина ее тоже осталась в детстве, но разве мы не ощущаем  самость и через десятилетия,  разве в юности это не мы?   Как ни странно,  красный цвет в природе, особенно в сибирской природе, редок. Видят его только тропические бабочки, но не пчелы. Видит его Цветаева. Но это не ее родной цвет. "Бузина казнена". Кому могут понравиться казни? "На ваш безумный мир ответ один - отказ". Она писала об этом и в последнем послании к Пастернаку, сравнивая себя с Пастернаком и Рильке. Активный красный цвет подстать ее приобретенному темпераменту и вызывает она такой же темпераментный ответ у бузины.
 
А нужно! иначе б не шел
Мне в очи, и в мысли, и в уши.
Не нужно б — тогда бы не цвел
Мне прямо в разверстую душу

   А вот черная бузина бывает тоже редко. Это случается когда становятся малочисленными птицы, бывает времена, когда не летают стаи свиристелей, дроздов и даже воробьи на время куда-то исчезают. И тогда висят и зимой и летом на рябинах и кустах бузины черные ягоды. Они невостребованны, как долго невостребованны были стихи Цветаевой в зарубежье и на родине.

  Флоропоэтику двести лет назад понимали как язык влюбленных. Живому растению была уготована роль мертвого шифра в письме. Через сто лет растение стало полноправным участником в поэзии Ахматовой, Пастернака, Цветаевой.  Человек лучше понимал себя в диалоге с растением, а растение обретало новое существование, в реально жизни невозможное.  В последнее время экологическое сознание в обществе исчезает, становится все более прагматическим. Люди обращаются к растению, чтобы его съесть, или использовать его целебную силу. Если вы хотите сохранить душевное  здоровье, читатель, возьмите томик Цветаевой, прочитайте «Бузину» или «Куст», вступайте в диалоги с кустами и деревьями,  и вам не нужны будут ни сонники, ни травники, и может быть,  вы задумаетесь, жизнь какого растения вам по душе. Удачи. 


Рецензии
Как интересно, Юрий! Спасибо за такой подробный экскурс в поэзию, историю, экологию.
Насчёт цвета. Цветаева выбрала красный, утверждаете Вы, и я с этим соглашусь. Вообще, у некоторых людей возникают какие-то ассоциации с цветом, запахом. Помните тест Ахматовой: "Кофе или чай? Кошки или собаки? Пастернак или Мандельштам"?
А дальше Анна Андреевна относила человека к одной из двух категорий: 1-ая - это те, кто выбрал кошку, кофе, Мандельштама. Это тонкие, ранимые, впечатлительные, пессимистичные натуры, рассеянные, творческие, склонные к задумчивости и самосозерцанию. И 2-ой тип людей выбирает собаку, чай и Пастернака. Это оптимисты, люди, не впадающие в депрессии. Они практичны, стабильны, не подвержены терзаниям и метаниям, деловиты и психически уравновешены.

Наталья Катаева-Вергес   13.03.2021 16:28     Заявить о нарушении
Согласен, выбор "кошка-собака" может многое объяснить в характере человека, но даже выбор породы собаки много расскажет о хозяине. Для меня, как учителя, цветовой выбор ученика всегда был интересен. Судил по конспектам в стиле Шаталова. Отличники выбирали красный цвет, нуждающиеся в защите - зеленый, а конспекты правополушарных двоечников переливались всеми цветами радуги. Еще лучше было судить по сочетанию двух, трех цветов. Цветовой выбор - хороший инструмент для школьного психолога, но они и так загружены. А Цветаева .... все-таки цвет выбрал ее. С дружеским приветом, Юрий

Юрий Панов 2   13.03.2021 17:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.